Известные люди из давид городка до 1939. Путешествуем по Беларуси. Давид-Городок. Раскрыть тайны Замковой горы

Давид-Городок - город районного подчинения в Столинском районе Брестской области. Расположен на реке Горынь в 99 км от Пинска, в 273 км от Бреста, в 292 км от Минска. Расстояние до границы с Украиной составляет 48 км. Через Давид-Городок проходит дорога республиканского значения Житковичи - Давид-Городок - граница Украины.

раскрыть весь текст

История развития - Давид-Городок

P>Считается, что Давид-Городок был основан в 1100 г. волынским князем Давидом Игоревичем от которого и пошло название поселения, ранее называвшегося просто «Городок». С XV века название несколько видоизменилось до Городка Давыдова, а с XVII в. город получил свое современное название - Давид-Городок.

С середины XIV столетия Давид-Городок входит в состав Великого княжества Литовского и становится владением литовских князей. В XVI в. Великий князь литовский и польский король Сигизмунд I передает свои полесские владения, в том числе и Давид-Городок своей жене - королеве Боне Сфорца, которая проводит ряд административных и хозяйственных реформ, способствующих развитию края. Во время правления Боны Сфорца Давид-Городок часто подвергался нападениям татар. Так, в 1527 г. великий гетман литовский Константин Острожский разбил войско татар около Пинска, после чего пленным татарам было позволено осесть в Давид-Городке и приняв православие жениться на местных девушках.

В середине XVI столетия король Сигизмунд II Август пожаловал местечко виленскому воеводе князю Николаю Радзивиллу Чёрному. Впоследствии Давид-Городок был преобразован в майорат и передавался по наследству старшему из сыновей рода. Радзивиллы владели местечком до начала ХХ века.

В XVI веке Давид-Городок становится крупным торговым центром, специализирующимся на торговле зерном, рыбой, медом, грибами, ягодами, дичью, домашней птицей, скотом, изделиями ремесленников. Более половины населения города были заняты торговлей. Известно, что город имел Магдебургское право, которое получил в конце XVI века от Альбрехта Радзивилла, хотя никаких документов свидетельствующих об этом не сохранилось. На самостоятельность города указывают данные о наличии сословия мещан в Давид-Городке, выборность руководящих органов власти, а также самостоятельность в экономической жизни.

В 1793 г. в результате Второго раздела Речи Посполитой Давид-Городок вошел в состав Российской империи. В XIX столетии в местечке активно развивалась промышленность: функционировали винокуренный и кожевенный заводы, судоверфь, маслобойня, мельницы, а также лесопилка. В ноябре 1917 г. в Давид-Городке была установлена советская власть, а уже в 1918-1920-е гг. город оккупировали сначала немецкие, а позже - польские войска.

Согласно условиям Рижского мирного договора 1921 г. Давид-Городок, как часть Западной Беларуси, вошел в состав Польши, где находился до начала Второй мировой войны в 1939 г. Осенью этого же года советские войска вошли на территорию Западной Беларуси, которая, с этого момента, вошла в состав БССР. 7 июля 1941 г. Давид-Городок был оставлен Красной Армией и оккупирован немецко-фашистскими войсками. Освобождён 9 июля 1944 года войсками 1-го Белорусского фронта в ходе Белорусской стратегической наступательной операции. Во время Великой Отечественной войны в городке было организованно еврейское гетто, в котором было уничтожено практически все еврейское население местечка.

Сегодня Давид-Городок - это современный город, в котором функционируют промышленные предприятия, культурные и образовательные учреждения.

раскрыть весь текст

Туристический потенциал - Давид-Городок

Наибольший интерес для туристов в Давид-Городке представляет деревянная трехсрубная , возведённая в 1724 г. и являющаяся прообразом многих культовых зданий XVIII в. Внешнее убранство церкви довольно скромное, однако, деревянная резьба в алтарной части храма представляет собой замечательный образец народного творчества.

В центре города возвышается – князю Давиду. Кроме того, невдалеке расположено древнее замчище . Также в городе сохранились штаб польского пограничного батальона, где располагались солдатские казармы и старое еврейское кладбище. Прекрасным образцом ретроспективно-русского стиля является пятикупольная 1913 года постройки.

«Весь люд в этом городе занимается купечеством и торговлей и от поездки челнами наиболее доходы себе ищет».

Инвентарь 1753 г.

С 1940 г. Давид-Городок считается вторым по величине городом в Столинском районе Брестской области, Беларусь.
Основание города (1100 г.) связывают с князем Давидом, внуком Ярослава Мудрого. Название города - также от имени князя («Городок», «Городок Давыдов», «Давыд-Городок»), поэтому и жители зовут себя «городчуками».

Местоположение местечка на реке Горынь определяло род занятий его жителей - торговля, связанная с речным портом, изготовление речных судов. Ещё в начале XVI в. город стал торговым центром Волыно-Подольского региона. По Горыни и далее по Припяти и Днепру сплавляли лес, перевозили хлеб, сельскохозяйственные продукты, смолу, дёготь и другие товары из Волынской губернии в Киев, а через Огинскую водную систему - на Неман и дальше к Балтике. Не случайно 22 января 1796 г. Давид-Городку был дан соответствующий герб: на чёрном фоне - река с золотой пристанью, двумя воротами по сторонам и пристающим золотым судном, груженым товаром, связанным в три тюка.

Известный путешественник П.П. Семёнов в книге «Живописная Россия» в 1882 г. писал о Давид-Городке:

«Торговля довольно значительная, куда стекаются из дальних мест окрестные жители, чтобы продать или передать комиссионерам для развоза по другим городам свои домашние заготовки, как, например, ветчину, сушёную рыбу, дичь в разных видах, грибы, сушёные сливки и т.п., но главное, чем славились сапожники Давид-Городка, - это высокие, с длинными голенищами сапоги. Всё это ежегодно привозится в Вильно, Варшаву и другие города. Местные жители также известны отличною отделкой плетёных бричек…».


A Jewish home at the Edge of the Town


The Synagogue of the Stoliner Hasidim


Bet-Midrash (Studyhouse) of the Rabbis


The commercial center of David-Horodok


The new cemetery in David-Horodok


The cantor of the town with his singers


David-Horodok"s first-string soccer team, 1937. Right to left: Nachman (Chaneh) Yonush, Yeshayahu Magidovich, Yiztchak (Idel) Friedman, ?, ?, Shlomoh Kolozny, ?, Ya"akov Kolozny



Preparation group in Lisovitch 1931


Crowd from David-Horodok sending off a family making aliyah


A corner of the new market in David-Horodok



Nest of the Hashomer Hatzair in David-Horodok, 1932



Funeral of Itzhak-Leib Zager, David-Horodok - 1939


Perfomance of the The Dybbuk by the young amateurs of David-Horodok, 1938


The Greble Street in David-Horodok



The soccer team Hako"ah in David-Horodok in 1927



The sawmill of Moche Rimar in David-Horodok. In the picture is Moche Rimar with some of his family members and supervisers

The Great Bet-Midrash (Religious Studyhouse)

Евреи Давид-Городка и Радзивиллы

«Каждый житель Давид-Городка был уникален. Простые, непритязательные, бедные, но всегда оптимистично настроенные - Давид-городчуки обладали особым юмором и манерами. Самые религиозные не носили пейсы и кафтаны; самые интеллигентные разговаривали на родном языке. У многих были прозвища типа Абрам-байстрюк, Шая-император, Давид Великолепный, Юд-учёный и т.д».

Евреи впервые появились в Давид-Городке в XIV-XV вв., но особенно активно стали заселяться в период с 1521 по 1551 гг., когда местечко находилось во владении Боны Сфорцы, королевы польской и великой княгини Литовской. Правовое положение евреев было узаконено в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г.

Давидгородокские евреи подчинялись кагалу в Пинске. Первое упоминание общины, относящееся к 1667 г., связано с тем, что Пинский кагал собирал обеспечение по займу с еврейских общин, одной из которых было еврейство Давид-Городка. После восстания Богдана Хмельницкого жители местечка находились в затруднительном финансовом положении, что вылилось в конфликт между местной и Пинской еврейскими общинами, который разрешился из-за вмешательства Радзивиллов - благодаря их протекции в Давид-Городке был основан отдельный кагал.

Центр радзивилловских владений в Полесье - Давид-Городок - не был крупным ремесленным центром, тем не менее, в XVII в. ремесленное дело было представлено в городе 35 различными специальностями, например: в инвентаре 1670 г. упоминается сапожный цехмистр, а в 1692 г. - рыбацкий цехмистр. Административная реформа Князя Радзивилла, в результате которой все жители городка были переведены в разряд крепостных крестьян, не коснулась евреев, позволив им и дальше заниматься ремеслом и торговлей, держать магазины, аптеки, пилорамы, парикмахерские, всевозможные мастерские, баню.

Еврейская (русская) баня

«Было определенное очарование в давид-городокской бане. Перед моими глазами - длинное здание из красного кирпича, высокие узкие окна с небольшими квадратами стекла в рамах. В первой прихожей лежала приготовленная куча веток. (…) Оттуда дверь вела в баню для «битья» или, как её ещё называли "парилку", которая была совсем другим миром. (…)

(…) Густой пар смешивался с вонью грязного белья, висящего на палках, вставленных в стропила наверху. Не каждое сердце это выдержит. Действительно, по этой причине такой хрупкий еврей, как Борух-плантатор никогда не горел желанием попариться в давид-городокской "парилке".

Единственный, кто чувствовал себя там лучше, чем дома, был Мойше Мордехай Жирный, сын Зелига. Ему никогда не было слишком жарко. Когда он приходил вместе с Мейером Гершелом Мясником, всё действительно происходило воодушевлённо. Сначала Мейер Гершл кричал хриплым голосом: «Подлей ещё ведро!». Чтобы вылить ведро воды на кипящие горячие камни в печи требуется большое мастерство, и Мойше Жирный был экспертом. Жара росла с каждым ведром. Пар можно было резать ножом. Он был такой густой, что человек мог просто задохнуться. В этот момент они оба поднимались на самую высокую полку и начинали свою работу. Они размахивали вениками, чтобы прогнать пар. Удар, ещё удар, и третий, и четвёртый, и пятый. «Ах, ах, ах, - кряхтел один из них с большим удовольствием. «Повыше… вот, вот, вот… сильнее… ещё сильнее…. Хорошо… хорошо… ах…».

Берл Ньюман (http://davidhorodok.netfirms.com/yizkor/1b.html#Picture of a Town)

Расцвет еврейской общины в XIX-XX вв.

Численность еврейского населения в Давид-Городке постоянно росла. Если в 1782 г. в местечке была одна синагога, то в 1865 г. их количество увеличилось до трёх, а в начале ХХ в. в Давид-Городке было уже 6 синагог, в том числе одна карлин-столинских хасидов, т.н. штибл. Основателем хасидской династии в Городке в середине XIX в. был Зеэв-Вольф Гинзбург (последний представитель этой династии Моше Гинзбург погиб во время Холокоста). Однако, несмотря на близость Пинска, хасиды не оказывали большого влияния на иудейское население в Давид-Городке. Местные евреи почитали Рабби Элияху бен Соломона Залмана, Виленского Гаона, который противостоял движению хасидов, и даже в ХХ в. его портрет висел во многих еврейских домах.

Наличие в местечке начальной еврейской школы - хедера - обучение в которой велось на идиш, родном языке для учащихся, позволяло всем еврейским семьям, даже самым нуждающимся, исполнять религиозную обязанность - обучать сыновей Закону и молитвам. Известно, что помимо хедеров в Давид-Городке преподавали два меламеда, а в 1917-1920 гг. в местечке работала школа Тарбут с преподаванием на иврите, многие выпускники которой уезжали в большие города получать высшее образование.

Достижения научно-технического прогресса конца XIX - начала XX вв. привнесли изменения в жизнь местечка. Город перешагнул на левую сторону р. Горынь, где на староречье построили две водяные мельницы (неслучайно левобережье города и поныне называют Мельниками). Помимо этого, в городе открылись мастерские, в которых из листовой меди делали кастрюли, кувшины, посуду для винных заводов. Местный винокурный завод ежегодно изготавливал около 450 ведер «пейсаховской» водки по традиционному еврейскому рецепту.

Появились и первые владельцы грузовых и пассажирских пароходов. По Горыни курсировал небольшой грузопассажирский пароход «Леонтина», используемый для доставки с Волыни сырья на кожевенный завод Финкельштейна. Многие жители работали на местной судоверфи, которой владел еврей Моха. Кроме этого предприимчивые евреи Давид-Городка ездили летом в Варшаву продавать мороженое.

Однажды Русское Восточно-Азиатское Пароходство, суда которого курсировали по реке Горынь, обратилось к Минскому губернатору с просьбой разрешить назначение мещанина Мовши Гиршева Эльперина агентом Пароходства по продаже пассажирских билетов в р-не Давид-Городка и местечках Лунинец и Столин Пинского уезда. Собранные сведения о личности Эльперина были благоприятными, однако, Мовша Гиршевич все-таки был устранен от дел (по итогам переписки от 2 июня 1913 г.), т.к. по мнению Пинского уездного исправника, агенты пароходства являлись пособниками к тайной эмиграции крестьян за границу, и население уезда не нуждалось в подобных лицах.

В 1904 г. в Давид-Городке была открыта первая книжная лавка, хозяином которой был Шлёма Меерович Загородский (лавка находилась в его собственном доме по ул. Велимичской), а в 1910 г. купец Соломон Бенцианов Козел из Мозыря открыл в местечке отделение типографии и поставил скоропечатную машину. В городе действовали две библиотеки с самыми последними изданиями, т.к. книги пользовались большим спросом у горожан.

Еврейская молодёжь Давид-Городка была хорошо организована благодаря развитию спорта. Первая еврейская спортивная команда «Крафт» (мощность) была основана в 1928 г., двумя годами позже был основан клуб Маккаби.

Еврейские специалисты в области медицины

Евреи приняли самое активное участие в развитии медицинской сферы услуг. Первоначально они могли беспрепятственно открывать аптеки, больницы, зубоврачебные кабинеты, получать высшее и среднее медицинское образование. Однако заметное возрастание их численности среди хозяев, провизоров и управляющих аптек, вольнопрактикующих врачей, дантистов и фельдшеров, медицинских сестер, ветеринаров и цирюльников заставило власти насторожиться. Конкуренция с евреями, по мнению чиновников, могла привести к монополии в области здравоохранения, и поэтому к началу ХХ в. права еврейских медиков были существенно ограничены.

В конце 80-х годов ХІХ в. в Мозырском уезде служило семь штатных врачей, в том числе Залман Мордухович Шерешевский из Давид-Городка. Некоторые обязанности лекаря (кровопускание, пиявки и др.) могли выполнять цирюльники. Парикмахерские услуги в местечке оказывали мещане Нисель и Шмерко Глинские.

Аптеками в местечке владели Юдович и Каплинский. У Юдовича жена была фармацевтом и работала в аптеке. Во время войны она передавала партизанам лекарства, за что была расстреляна по приказу гебитскомиссара.

Вторая мировая война

Накануне войны в городе проживало около 3 000 евреев.

7 июля 1941 г. Давид-Городок был оккупирован немецкими войсками. 10 августа 1941 г. мужское еврейское население старше 14 лет было расстреляны в урочище Хиновск-Горки. Около 100 евреям Давид-Городка удалось бежать, часть из них присоединилась к партизанам.

После трагедии в урочище Хиновск всех евреев Давид-Городка направили пешком в переполненное гетто Столина. Часть людей была расквартирована, часть приютили родственники, знакомые. Остальных в начале 1942 г. вернули в Давид-Городок, где на правом берегу р. Сенежка, (приток р. Горынь) уже была выделена территория для гетто (между улицами Юхневича, Лермонтова, Горького). Численность узников, среди которых были также жители деревень Ольшаны (около 40 ч.) и Семигостичи (около десяти ч.) составляла - 1,2 тыс., среди них было всего 30 мужчин. Ликвидация гетто была осуществлена 10 сентября 1942 г.

Еврейские дома и синагоги были разобраны нацистами, чтобы мостить дорогу Давид-Городок - Лохва (путь отступления немецких войск).

Осколки бывшего штетла

Как правило, евреи проживали в центральной части города. Их дома можно узнать по такой характерной черте как многофункциональность. Еврейские дома часто сочетали в себе жилое помещение с лавкой, мастерской, складом, а дверь, в отличие от дверей домов соседей-христиан, выходила на улицу. До войны еврейские дома можно было отличить от домов православных еще и тем, что православные крыли свои дома соломой, а евреи - гонтом.

В центре местечка жил еврей по фамилии Ронкин, который занимался выделкой кожи и шил сапоги (его дом сохранился по ул. Горького, 1). Местные жители вспоминают его и других евреев как людей трудолюбивых и очень хороших мастеров, у которых многие белорусы обучались сапожному и парикмахерскому делу, потому что те работали аккуратнее и красивее.

Муравчик держал мануфактуру (в его доме по ул. Юхневича, 1 сейчас находится городская библиотека. В 2005 г. на здании библиотеки была установлена памятная доска). Семья Борухиных владела мельницей и пилорамой (сейчас в этом здании находится горсовет, ул. Ярославская, 2). У Зелика был большой сад, на территории которого сейчас стоит городская баня.

Мария Андреевна Гричик, свидетель предвоенных событий вспоминает, что жители местечка разных вероисповеданий жили дружно. В субботу евреи звали белорусских детей принести воды, зажечь лампу, выполнить другую мелкую работу. За подобную помощь детвору угощали чем-нибудь вкусным, например, конфетами «Рачки».

Здание синагоги, как и оба еврейских кладбища Давид-Городка, не сохранились. Синагога была разрушена во время войны, а кладбища смыли воды Горыни во время весенних паводков.


КАЛЕНДАРЬ ДАТ:

1100 г. - основание Давид-Городка князем Давидом, внуком Ярослава Мудрого

Середина XIV в. - город входит в состав Великого княжества Литовского

1521−1551 гг. Давид-Городок во владениях польской королевы Боны Сфорцы

1527 г. - появление татар в городе. Князь Константин Острожский разбил татар возле Пинска, после чего королева Бона позволила поселиться пленным татарам в Давид-Городке и его окрестностях и даровала им право жениться на местных девушках при условии принятия ими православия

1559 г. - в Городке действовало 4 церкви: Дмитриевская, Воскресенская, Николаевская, Козьма-Демьяновская

1595 г. - Давид-Городок впервые обозначен на географических картах первого общеевропейского «Атласа»

1648 г. - под влиянием призывов Богдана Хмельницкого началось местное восстание под руководством Ивана Богдашевича, которое было жестоко подавлено

1655 г. - московский князь Волконский захватил Давид-Городок и сжёг местечко

Вт. пол. XVI-нач. XX вв. - город находится во владении Радзивиллов, выполняет хозяйственную, административную и военную функции. Резиденции князей до 1875 г.

1667 г. - создан Давид-Городокский кагал

Конец XVI в (предположительно) - Городок получил Магдебургское право от князя Альбрехта Радзивилла

1782 г. - первое упоминание синагоги в местечке

1793 г. после второго раздела Речи Посполитой Давид-Городок отошёл к Российской империи и стал центром уезда Минской губернии

1905 г. - создано отделение партии Бунд

С 1917 г. - функционировало отделение «Поалей Цион» (букв. «Трудящиеся Циона»)

Ноябрь 1917 г. - в Давид-Городке была установлена Советская власть

В 1918-1920 гг. - Давид-Городок был оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками

В 1918 г. - с помощью «Джойнта» (англ. American Jewish Joint Distribution Committee) открыт еврейский детский дом

1921-1939 гг. - город в составе Польши

1939 г. - Давид-Городок вошёл в состав Белорусской ССР

В 1986 г. - в урочище Хиновск на месте массового уничтожения еврейского населения Давид-Городка установлен обелиск, в 1996 г. обновлён

В 2010 г. - в урочище Хиновск открыт мемориал памяти жертв Холокоста


Стоит посмотреть

Музей истории Давид-Городка - расположен в здании бывшего городского училища, построенного в 1908 г. История еврейской общины Городка представлена коллекцией фотографий первой половины ХХ в.

Георгиевская церковь (1724 г.)

Колокольня (при церкви Святого Георгия) построена в ХІХ в.

Костёл (1935-1936 гг.)

Церковь Казанской иконы Божией матери (1913 г) - каменная церковь ретроспективно-русского стиля

Памятник князю Давиду (скульптор Александр Дранец, 2000 г.)

Штаб польского пограничного батальона (1918-1931 гг.)

Мемориал памяти жертв Холокоста в урочище Хиновск,

В Окрестностях (38 км): пгт. Туров, где сохранилось еврейское кладбище.


Экологические маршруты на территории района:

Маршрут «Сплав по Припяти» (45км)

(От д. Коробье - по р. Припять - до г. Д-Городок или д. Ольшаны)

Основная цель маршрута - ознакомление с жизнью водно-болотных животных и птиц, растительностью, ландшафтом заказника и его спецификой, а также с бытом местных жителей.

Маршрут «Столин - Давид-Городок - Теребличи» (60-100 км)

Маршрут включает множество объектов как исторического, так и природного характера, таких как: дворцово-парковый ансамбль в Ново-Бережном, Замковая гора, деревянная Георгиевская церковь (1724 г), фермерское хозяйство «Бродок», заказник «Ольманские болота» и др.

Гостиница «Давид-Городок»: ул. Калинина, д. 119 а/1

http://www.belhotel.by/?David_Gorodok

Давид-Городок на реке Горыни возник в XI – XII вв. Его основателем считается волынский князь Давид Игоревич, от имени которого и названо поселение. Памятник князю Давиду (XX в.) сейчас возвышается в центре города

Памятник князю Давиду в Давид-Городке

Во время раскопок на городище Давид-Городка (XI – XII вв.) были найдены остатки срубных жилищ, деревянной церкви, деревянных мостовых, несколько богатых погребений. Там же ученые обнаружили множество украшений, оружия, изделий их металла. Сейчас на этом месте установлен валун с мемориальной табличкой.

Городище в Давид-Городке

Городище в Давид-Городке

Городище в Давид-Городке

Георгиевская церковь (1724 г.) считается прообразом многих культовых сооружений XVIII в. В ее архитектуре почти отсутствует декор, отделка интерьера также проста до аскетизма. Единственное исключение – богатая резьба алтарной части. Четырехъярусный иконостас (XVIII в.) – чудесный образец народного творчества.

Георгиевская церковь в Давид-Городке. Колокольня

Георгиевская церковь в Давид-Городке. Вид от церкви на ворота

Георгиевская церковь в Давид-Городке

Церковь Казанской иконы Богоматери (1913 г.) построена в псевдо-русском стиле. Ее нарядный красно-белый силуэт заметен издалека.

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке

Интересно также взглянуть на штаб польского пограничного батальона (1920 гг. ) и на рядовую городскую застройку (XIX – XX вв.) .Сохранилось немало деревянных домов, крыши которых украшают "солнышки".

Давид-Городок. Рядовая застройка

Рядовая застройка в Давид-Городке

К сожалению, к этому моменту в Давид-Городке уже уничтожен уникальный памятник белорусского деревянного зодчества - дом семьи Кулаг.

Добротный и большой дом в 1936 году построил для своей семьи колбасник Семён Кулага. С приходом большевиков дом был отобран, а самого Семёна и одного из его старших сыновей позже сослали в ГУЛАГ, откуда они не вернулись.

Дом семьи Кулаг в Давид-Городке. Угловое окно

Дом семьи Кулаг в Давид-Городке. И интерьерах сохранились старинные резные двери

Долгое время в доме Кулаг находились различные учреждения. Последней там размещалась гостиница. Затем здание пустовало, после чего его снесли. Произошло это несмотря на то, что Надежда Туровская, правнучка Семёна Кулаги, предлагала за дом прадеда любые деньги.

Сейчас в Беларуси практически не сохранилось двухэтажных деревянных домов начала прошлого века. Поэтому архитекторы в один голос признавали дом Кулаг в Давид-Городке уникальным.

Тем не менее, здание было уничтожено местными властями - специально к областному празднику "Дожинки". Подробнее об этой истории читайте .

Дом семьи Кулаг в Давид-Городке

Посещение Давид-Городка лучше планировать на середину января, когда здесь проходит традиционный и зрелищный народный праздник «Коники» .

Городок Давид-Городок расположен на реке Горынь и на пересечении автодороги Столин - Давид-Городок - Туров - Житковичи, в 35 км к северо-востоку от Столина, в 280 км от Бреста, в 39 км от железнодорожной станции Горынь на линии Лунинец-Сарны. 6 октября 2000 года Давид-Городок, в котором проживало 7200 жителей, отметил свое 900-летие. К этой дате в городе установили памятник князю Давиду.

По данным на сентябрь 2017 года, в городе проживает 5892 жителя. Его административная площадь составляет 1239 га.

Давид-Городок возник в начале XII века и имел культурные и торговые связи с Киевом, Волынью и Северным Причерноморьем.

Впервые упоминается в конце XIV столетия, в составе ВКЛ. С 1523 года принадлежал королеве Боне, а с 1551 года - князьям Радзивиллам.

В середине XVI столетия значится на карте ВКЛ под названием Городок Давидов. В 1793 году Давид-Городок присоединен к России, а с 1921 по 1939 год находился в составе Польши.

С 15 января 1940 года до 19 января 1961 года - районный центр Давид-Городокского района, а затем город в составе Столинского района Брестской области.

История города Давид Городок

Давид-Городок в русских летописях не упоминается. Считается, что название Давид-Городка происходит от имени внука Ярослава Мудрого, князя Волынского и основателя Турова Давида Игоревича, получившего во владение Погорынье вместо отобранного у него Владимирского княжества.

Но сущетсвуют и другие предания об основании города. Одно из них, к примеру, рассказывает: «Давыдгородцы - выселенцы киевские, которые в качестве ратной дружины ходили воевать в Туровском княжестве вместе со своим князем Давыдом из племени киевского удела: какой это был князь - не определено в привилегиях, но то достоверно, что он со своей дружиной после разных воинских неудач променял меч на спокойную жизнь и основал городок неподалеку от Турова».

Д.З. Шендрик и А П. Сапунов связывают название и основание города с исторической личностью, но больше достоверности видят в легенде о ятвяжском князе Давиде Игоревиче, который ослепил Василька, князя Теребовльского. Но по местным преданиям, Давид-Городок несравненно древнее и был построен туровским князем, принявшим крещение под именем Давыда.

В 1936 году в городе начались раскопки после того, как в котловане под фундамент церкви, строившейся взамен сгоревшей, глубоко в земле нашли многочисленные и хорошо сохранившиеся остатки деревянных конструкций

В ходе археологических работ, в 1937-1938 годах, была вскрыта значительная площадь городища, произведена прорезка траншеи всего городища, изучено строение оборонительных валов на территории, так называемой Замковой (Церковной) горы.

В 1967 году Туровский отряд археологической экспедиции Института истории АН БССР провел раскопки, материалы которого стали основным источником, подтверждающим древнюю историю Давид-Городка. «Характерная круглая форма городища с валом по диаметру позволяет датировать его XII столетием», - считает известный белорусский археолог Петр Федорович Лысенко .

До XIV века Давид-Городок был городом Туровского княжества, затем вошел в состав Великого Княжества Литовского. В конце XIV века Ярославичи снова становятся владельцами города с согласия польского короля Казимира IV - город снова перешел во владение Рюриковичей. После смерти Ярославичей их владения Пинск, Городок Давыдов, Клецк и Рогачев переходят к польской короне.

Великий князь литовский и польский король Сигизмунд I передает эти богатые земли своей жене, польской королеве Боне Сфорца , представительнице могущественного рода Медичи. Королева Бона проводит ряд административных и хозяйственных реформ, которые способствуют развитию всего Полесского края.

Во время ее правления татары не раз предпринимали грабительские набеги на полесские земли. Известно, что в 1527 г. князь Константин Острожский разбил татар в 40 километрах от Пинска на реке Припять. После этой победы королева Бона позволила поселить пленных татар в Давид-Городке и его окрестностях. Татарам было даровано право жениться на местных девушках при условии принятия православия.

С 1551 года город становится собственностью княжеского рода Радзивиллов, которые укрепили старый замок и окружили город деревянными стенами. Согласно атласу, изданному в 1554 году в Голландии картографом Г. Меркатом, Давид-Городок был довольно крупным населенным пунктом. По административной реформе 1566 года город с окрестностями вошел в Пинский уезд Берестейского воеводства.

По ревизии 1559 г. в Городке, как тогда назывался город, было 4 церкви: Дмитриевская, Воскресенская, Николаевская, Козьма-Демьяновская.

В XVII веке Давид-Городок бы развитым ремесленническим и торговым центром. Сохранились сведения о том, что в это время в городе работали 29 ремесленников 17 специальностей, существовали ремесленнические цехи. В инвентаре 1665 года значатся 35 ремесленников, в конце XVII в. упоминаются уже 32 ремесленные специальности.

Давид-Городок никогда не был крупным ремесленным центром, хотя географически находился в центре радзивилловских владений на Полесье.

Металлообработкой и оружейным промыслом занимались замковые мастера, работавшие в основном на нужды магнатского двора. Позднее некоторые виды ремесел приобрели цеховую организацию. В инвентаре 1670 года упоминается сапожный цехмистр, а 1692 года - рыбацкий цехмистр.

Торговая деятельность в жизни Давид-Городка играла важную роль, поскольку он удобно располагается на водном транспортном пути. Уже вначале XVI века город становится торговым центром Волыно-Подольского региона. Торговали, в основном, зерном, рыбой, мелом, грибами, ягодами, дичью, домашней птицей, скотом, изделиями ремесленников.

Среди торговцев были купцы, перекупщики и шинкари. В документе 1760 года записано, что лавки в Давид-Городке располагаются вплотную друг к другу посреди рыночной площади и форме квадрата, внутрь которого ведет четверо ворот. Всего было 50 лавок, построенных магнатским управлением, продаваемых или сдаваемых в аренду горожанам. Более половины жителей города занимались торговлей. Это подтверждается инвентарем 1753 года, где записано: «Весь люд в этом городе снимается купечеством и торговлей и от поездки челнами наиболее доходы себе ищет».

Тяга к торговле сохранилась и у нынешних городчуков, как себя называют местные жители. Проезжая по городу в летнее время, можно наблюдать плантации различных цветов на подворьях, а также теплицы, в которых выращиваются огурцы и томаты, идущие на продажу.

С 1793 году Давид-Городок отходит к Российской империи. Он становится центром уезда Минской губернии. Сенат, придав ему статус города, 22 января 1796 года вручает городской герб, на котором на черном фоне серебряная река с пристанью, воротами и золотым судном с товарами.

В 1836 году значительно возросло торгово-экономическое значение Давид-Городка. Этому способствовал перевод его жителей в сословие мещан. Строится судоверфь и складские помещения. Население ведет активную торговлю с Варшавой, Данцигом, Вильнюсом, Кенисбергом и другими городами.

В следующее десятилетие городецкие мещане занимались торговлей, рыболовством, плотничеством, ткачеством, судостроением, сапожным, портняжным и кузнечным делом, сплавляли лес.

Кроме этого, местные мастера были хорошо известны искусным плетением для бричек - полукошков. Отсюда, кстати, и пошла фамилия Полукошко.

В XIX веке в Давид-Городке начали создаваться промышленные предприятия и мастерские. На староречье (левая сторона р. Горынь) были возведены две водяные мельницы, поэтому левобережье города и сейчас называют Мельниками, а урочище между нынешними улицами Красная и Северная, где находились мельницы, - Гамарией.

В отчете Минского губернатора в 1860 году упоминается пивоваренный завод, на котором выпускалась известная «пейсаховская» водка.

На 1886 год местечко Давид-Городок входит в состав Хорской волости Мозырского повета Минской губернии. В это время в городе насчитывалось 35 лавок, католический костел, 3 синагоги, православная церковь, почтовая станция, земское народное училище, открытое в 1863 году.

В 1897 году в Городке проживало 7385 человек.

Во второй половине XIX в. на берегу Горыни в урочище Ухабище (Хабище) был построен лесозавод с паровая машиной, которая приводила в движение пилораму, циркулярные и деревообрабатывающие станки. Завод в основном изготавливал детали для изготовления дубовых бочек и гонты для крыш. Изготовленная продукция отправлялась в Англию. В годы Первой мировой войны завод сгорел и больше не восстанавливался.

Важную роль в жизни города в конце XIX в. играли р. Горынь и местная пристань. Для сплава и судоходства река была удобна только в весеннее и осеннее время. Летом же этому препятствовали отмели, завалы, мельничные плотины. По Горыни и далее по Припяти и Днепру сплавляли лес, перевозили хлеб, сельскохозяйственные продукты, смолу, деготь и другие товары из Волынской губернии в Киев, а через Огинскую водную систему - через Неман и дальше к Балтике. Поэтому провоз товаров находился под строгим контролем каморы (таможни), которая находилась при впадении реки Сежки в Горынь.

Советская власть в Давид-Городке была установлена в ноябре 1917 года. В 1918-1920 гг. Давид-Городок был оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками. С 1921 по 1939 год входит в состав Польши. В 1939 году в Давид-Городке проживало 11,5 тыс. человек.

В межвоенный период Давид-Городок продолжал оставаться важным торгово-экономическим центром Столинщины и входил в Хорскую гмину. Здесь находились суд, полицейский участок, частный банк, 2 школы, 5 библиотек, 5 гостиниц на несколько мест, 2 ресторана. Здесь действовали кирпичный завод (с 1905 г.) и кожевенный завод Финкельштейна. Многие жители работали на местной судоверфи крупного промышленника Моха. Здесь работало несколько мельниц, которые обслуживали не только Давид-Городок, но и близлежащие деревни.

Давид-Городок вошел в состав Белорусской ССР в 1939 году. С 1940 году получил статус города, а с января 1940 года Давид-Городок - центр района Пинской области Белорусской ССР.

С 7 июля 1941 года по 8 июля 1944 года Давид-Городок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. 9 июля 1944 года его освободили войска Первого Белорусского фронта.

Сегодня в Давид-Городке находятся ОАО «Давид-Городокский электромеханический завод» и хлебозавод - филиал ОАО «Берестейский пекарь».

Работают также 2 средние общеобразовательные школы, детский сад-ясли, ДЮСШ, Дом культуры, почта, больница, а также отделение ОАО «Белагропромбанка» и «АСБ Беларусбанка».

2 сентября 2017 года в Давид-Городке прошел областной фестиваль-ярмарка «Дожинки-2017» . К этому празднику город преобразился. На строительство и реконструкцию было выделено около 7 млрд рублей.

Давид-Городок – один из самых южных городов Беларуси. Впервые упоминается в 1127 году. Получил название в честь князя Давида Игоревича, который основал поселение. Небольшой город, скорее местечко, раскинулся вдоль берега полноводной реки на автодороге Житковичи – Туров – граница с Украиной (пункт пропуска Верхний Теребежов). В Давид-Городке две СШ, детский сад, школа искусств, ДЮСШ, Дом детского творчества, две библиотеки. Есть больница, поликлиника, две аптеки, почта, два банка, два кафе, гостиница.

Главная достопримечательность Давид-Городка – это церковь Святого Георгия. Построена в 1724 году, памятник народного деревянного зодчества. Находится недалеко от моста через озеро Сежка, при движении со стороны Турова слева. Пройдите по возвышенности, на которой стоит Храм, полюбуйтесь творением рук предков. Но на службу в церковь вы не попадёте, так как она сейчас недействующая. А вот дальше, перед мостом через Горынь, тоже слева расположена вторая, каменная, красно-белая церковь. Она возведена в 1913 году и освящена в честь иконы Казанской Божией матери. Этот Храм также представляет культурно-историческую ценность. Воскресная служба начинается в 10 часов, можно зайти, поставить свечи, помолиться перед чудотворными иконами.

Есть в Давид-Городке и костел, датируемый 1935-36 годами. Сейчас во время реконструкции костел можно посмотреть только снаружи. В центре города стоит величественный памятник князю Давиду, который, кажется, только что приплыл на корабле, встал на возвышенности, осматривает местность и, возможно, в этот момент решает: Здесь быть городу!

Сохранилось древнее городище, которое относится к 12 веку. Сейчас выглядит как небольшой холм на Замковой горе. Пройти сюда можно от памятника основателю города. Известно, что под землей находятся остатки древнего поселения. Здесь недавно установили три креста на месте сгоревшего в 30-х годах прошлого века Храма. Первые паломники уже побывали на этом святом месте.

В урочище Хиновск, где во время Великой Отечественной войны были убиты евреи Давид-Городка и окружающих деревень, в 1986 году установлен памятник. Сюда приезжают люди из разных стран, чтобы почтить память невинно убиенных. Посетите музей истории Давид-Городка. Здесь узнаете о прошлом городка, увидите некоторые предметы быта, старинное оружие. Есть небольшой музей и в СШ № 2.

Самое интересное мероприятие, проводимое в Давид-Городке — «Коники». Это народное костюмированное гулянье. Люди, переодетые в различные маски, останавливают и проезжающие мимо машины, поют, пляшут. Ну, за это, конечно, дают им небольшую денежку. На площадке проходят концерты. В это время в Храме служится благодарственный молебен в честь начала года. Карнавал проходит ежегодно в ночь с 13 на 14 января. Плохо, что зимой. К услугам отдыхающих есть палатки, где они могут купить напитки, еду, сувениры. В прошедшие годы на маскараде было замечено много приезжих из зарубежья.

От Давид-Городка, когда едешь в сторону Турова, на расстоянии восемь километров находится «огуречная столица» Беларуси – агрогородок Ольшаны. Это очень большой населенный пункт. Много магазинов, есть «Ольшанское поместье» с хорошими гостиничными номерами, рестораном. В агрогородке множество фермерских хозяйств, можно посетить хозяйство «Бродок», чтобы удивиться достижениям в сельском производстве.

Если вы свернете после моста через озеро Ольшанское направо, проедете четыре километра, въехав в агрогородок Ремель, повернете влево, то попадёте на конеферму. Здесь можно увидеть очень дорогих лошадей, покататься на пони или на обычной лошади. Этот объект часто посещается туристами.

Проехав Ремель и Мочуль, попадёте в деревню Теребличи. Здесь, в глубинке Полесья, можно увидеть один из пятнадцати самых необычных музеев Беларуси. В нем собрано около тысячи предметов быта, которыми пользовались наши предки. Руководит музеем Почетный полешук Иван Филиппович Супрунчик, высекающий обыкновенным топором деревянные скульптуры. Изделия Супрунчика изображают местные предания и обряды.

После музея вы можете отправиться в лес. Прямо из центра деревни гравийная дорога заведёт в урочище Язвинки. Там в гостевом домике можно отдохнуть, из окон благоустроенных комнат любоваться красотами природы. А хотите – пройдите по лесной тропинке. Увидите маленькую церквушку, подниметесь на обзорную вышку высотой 52 м.

Посетите Давид – Городокский край — и вы получите массу впечатлений, познакомитесь с традициями жителей белорусского Полесья, которые сохранились до наших дней. После подготовки к областным «Дожинкам -2017» Давид-Городок стал ещё более красивым, благоустроенным.


Top