Когда пишется рос и рас. Как пишется «рос(т) — рас(т) — ращ». Указатель слов к разделу «Орфография. Прил а гательное – прил о жение выр а сти – выр о с

    Вообще-то, по правилу в этом корне с чередующимися безударными гласными а пишется перед -ст- и -щ-: растение, вырасти, прирастать, отрастать. Исключения: росток, Ростов, Ростислав.

    Буква о пишется, если нет -ст- и -щ-: вырос, оброс, заросли.Исключение: отрасль.

    Правописание гласных А и О в корнях РАСТ - РАЩ и РОС.

    Букву А нужно писать перед согласными СТ и Щ, а перед согласным С пишем букву О.

    Например,

    выращенный - выращенная - выращенное - выращенные, выращивали - выращиваем и т. п. (пишем букву А, потому что перед Щ),

    растение, растили, вырастили, прорастили, возрастной, возраст, подрасти и т. п. (пишем букву А, потому что перед СТ),

    выросли, переросли, заросли, поросль, недоросль и т. п. (пишем букву О, потому что перед С).

    Есть и слова-исключения, правописание гласных в которых нужно просто запомнить, так как они не подчиняются правилу выше (см. картинку ниже):

    Как вариант: растение, возраст

    проросли, выросли

    пророщенный.

    Слов с чередующимися гласными на правило раст - рос - ращ достаточно много в русском языке. Известны слова

    растение и возраст, но росточек.

    Правило простое, при внимательном прочтении и выполнении нескольких упражнений определить, какую гласную писать не составит труда.

    Примеры слов с корнем РАСТ:

    Растаем, прирастаем, вырастать, растение, возраст, вырастить, подрастающий, разрастись, нарастание, растительность, возрастной.

    Примеры слов с корнем РОС:

    Заросли, росла, выросла, выросший, срослось, недоросль, перерос, приросли.

    Примеры слов с корнем РАЩ:

    Сращивание, отращивать, выращивать, наращивание, заращивать, выращенный.

    Что бы не путаться какую нужно писать гласную в корне, запоминаем правило:

    Гласную А - пишем перед СТ, Щ

    Гласную О - пишем в остальных случаях

    Есть слова исключения, которые нужно запомнить: ростовщик, отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

    Корень -раст- в таких словах: растение, возраст, возрастание, вырастить, нарастить, растущий, дикорастущий, разрастись, возрастающий, возрастной, растительность, взрастить..

    Корень -рос- в таких словах: заросли, выросли, поросль, недоросль, рос, подрос, выросший, переросший...

    Корень -ращ- в таких словах: наращивание, проращивать, сращивать, выращивать, ращу, взращенный...

    Корень -раст-

    Раст-ет, -раст-ение, -раст-ить, -раст-ил, вы-раст-ил - все слова происходят от слова растение.

    Корень -рос-

    Рос-ток, по-рос-ль, вы-рос-, -рос-товщик, -Рос-тов, -рос-а, с-рос-лись.

    Корень -ращ-

    вы-ращ-ивать, с-ращ-ивать, на-ращ-вивать - все слова происходят от слова ращу.

    Корни -раст- и -рощ- относятся к правилу чередования гласных с -а-а на -о- и наоборот. Правило гласит: буква -о- пишется в корне слова перед всеми согласными, кроме -ст- и -щ-щ. Перед -ст-, -щ- пишется буква -а-. Из этого правила и происходит два схожих корня, несущих один смысл -рас-, -раст-, -рощ-. Пример: вырАщивать, вырОс.

    Раст: вырастили, растение, возраст, растить, растущий

    Рос: рослый, росток, подросток, вырос, заросли, зарос

    Ращ: выращу, выращивание, взращу, приращивание, наращивание

    Вот только некоторые примеры слов с этими корнями. Остальные слова можно найти в интернете

    Не всегда можно проверить безударный гласный в корне слова. Это нельзя сделать в случае чередования гласных о//а, как, например, в корне раст-/ращ-/рос- .

    Примеры слов с корнем раст-/ращ- :

    растение, расти, растет, растущий, прирастет, растениеводство, пышная растительность, растительное масло, отрасти, отращнная борода, зарасти, правильно заращенный, вовремя прорасти, прорастать, проращенное зерно, подрастать, подрасти, подрастающее поколение, взрастить, взращнный, нарасти, нарастить, нарастающий, прирасти, прирастить, приращнный, срастаться, дорасти до полки, выращивать, выращенный.

    Примеры слов с корнем рос-:

    водоросли, водорослевый, поросль, порослевый, росла, подросли, наросла, приросла, проросла, отросли, срослись, доросла до крыши, выросла быстро.

    Запомним написание слов-исключений : росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик и производных слов - отраслевой, ростковый, заросток, проросток, подростковый, ростовщица, ростовский и пр.

    В корне с орфограммой Чередующиеся гласные в корне раст-// -рос-//-ращ- перед ст пишется буква а, перед с - буква о, перед щ - буква а.

    Примеры слов с корнем -раст -

    • раст ение,
    • расти,
    • подрастать,
    • взрастить,
    • возрастать
    • возраст.

    Примеры слов с корнем -рос -

    • выросли,
    • поросль,
    • подрос,
    • заросли.

    Примеры слов с корнем -ращ -

    • наращивать,
    • выращивать,
    • взращивать.

    Необходимо помнить об исключениях : росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

    раст - возраст,

    раст - возрастание,

    раст - вырастить,

    раст - растущий.

    рос - заросли,

    рос - выросли,

    рос - поросль,

    рос - подрос,

    рос - выросший.

    ращ - наращивание,

    ращ - проращивать,

    ращ - сращивать,

    Класс: 5

    Цель: освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

    Формирование УУД:

    Познавательные метапредметные умения

    • Использовать орфографическое правило для решения проблем правописания.
    • Воспроизводить текст, воспринимаемый под диктовку, соблюдая орфографические нормы.
    • Уметь работать с толковым словарем.
    • Уметь объяснять причину ошибок, исправлять их, приводить свои примеры.

    Коммуникативные метапредметные умения

    • Опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Регулятивные метапредметные умения

    • Планировать свою деятельность на уроке,осуществлять самопроверку письменных текстов.
    • Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи, оценивая чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.
    • Исправлять речевые недостатки.

    1 этап (Приложение 1 . Слайды 1, 2, 3, 4, 5)

    Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

    Учащимся предлагается решить два ребуса.

    В результате в тетрадях учащихся и на доске записываются слова:

    Заря.
    Горение.

    По каким правилам пишем эти слова?

    Формируемые УУД

    Развитие «Я - концепции»
    Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

    2 этап (слайды 6, 7, 8)

    Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

    Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой а в корне. Прокомментируйте свой выбор.
    - Назовите слова из домашнего упражнения, которые пишутся с буквой о в корне. Прокомментируйте свой выбор.

    Затруднение. Проблемная ситуация.

    Орфографическая 5-минутка. Вставить пропущенные буквы. Обсудить в паре.

    Оч…ровать красотой
    Заг…дать желание
    Небо в з…рницах
    Подг…ревший пирог
    Прил…гать усилия
    Дети подр…стают

    Вот только на этом этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь.

    Формируемые УУД

    Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

    Поиск разнообразных способов решения задач

    Формулирование проблемы

    3 этап (слайды 9, 10, 11)

    Этап открытия новых знаний, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, возможна работа со словарем.

    Поразмышляем!

    Вот вам карточки с группами слов.
    Понаблюдайте, когда в этих словах пишется о , а когда а.

    Сделайте вывод.
    (Работа в парах)

    Карточка 1

    Буквы о-а в корне -лаг- -- -лож-

    • Предла гать - предло жить
    • Сла гаемое - сло жение
    • Прила гать - прило жение

    Карточка 2

    Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) -- -рос-

    • раст - раст ение
    • -ращ - выращ енный
    • -рос - зарос ли

    Исключения: отрас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав, подрост ковый, на вырост.

    На основании исследования закономерностей в написании слов учащиеся устно формулируют два орфографических правила, затем учитель предлагает сверить с формулировкой, данной в учебнике. В процессе работы может возникнуть необходимость в толковании слов «ростовщик», «отрасль». Как правило, пятиклассники не могут объяснить их значения. Поэтому следующим этапом работы может стать работа с толковым словарем, в результате которой учащиеся составляют предложения со словами «ростовщик», «отрасль».

    Словарь подскажет

    • Отрасль - отдельная область науки, производства.
    • Ростовщик - тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.

    Формируемые УУД

    • Поиск необходимой информации для решения учебных задач с использованием учебной литературы
    • Структурирование знаний
    • Использование речи для регуляции своего действия

    4 этап (слайды 12, 13)

    Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    Учащимся предлагается выполнить следующее задание на карточке (работа в парах)

    Вставьтепропущенныебуквы:

    1) изл_гать,
    2) пол_гать,

    3) сл_гаемое,
    4) предл_гать,

    5) возл_гать,
    6) изл_жение,

    7) возл_жить,
    8) пол_г,

    9) перел_жить,
    10) распол_гать,
    11) сл_гать,
    12) предпол_гать

    13) прил_гательное,
    14) р_стение,
    15) прор_сти,

    16) отр_сль,
    17) р_стовщик,

    18) р_сток,
    19) подр_сли,

    20) прор_сти,
    21) выр_щенный,

    22) дор_сти,
    23) р_стительность,

    24) возр_ст,
    25) прир_сти.

    Формируемые УУД

    • Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
    • Структурирование знаний
    • Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы

    5 этап (слайд 14)
    Этап включения в систему знаний и повторения

    Определите «третийлишний»

    • прилагать, ловить, помирить;
    • усложнить, положить, изложение;
    • произрастать, потрясти, излагать.

    Игра «Третий лишний» позволяет учащимся не только повторить изученные правила, но и осознать необходимость различения корней с чередованием и корней с проверяемой безударной гласной. Кроме того, учащиеся вспоминают о таком важном умении для формирования орфографических навыков, как умение верно выделять морфемы.

    Формируемые УУД

    • Развитие «Я концепции»
    • Владение диалогической формой речи.
    • Писк разнообразных способов решения задач
    • Структурирование знания

    6 этап (слайд 15)

    Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    На этом этапе учащимся предлагается вспомнить этапы освоения орфографических правил и применить новые знания при решении очередной орфографической задачи, представленной на слайде. На этом же этапе учитель опрашивает учеников о том, как им работалось в парах, просит рассказать о положительных моментах совместной деятельности и о том, какие затруднения испытывали учащиеся, ребята заполняют карту успеха и сдают учителю.

    Формируемые УУД

    • Развитие «Я - концепции»
    • Самооценка личности

    Домашнее задание разных уровней сложности (слайд 16) (учащиеся выбирают одно задание)

    • Выполнить упражнения 98 на стр.88 и упр.100 на стр.89 из учебника А.Д.Шмелева «Русский язык. 5 класс. В двух частях» М. «Вентана-Граф» 2014
    • Составить связный текст для диктовки с использованием слов на изученные правила.
    • Придумать стихотворение, которое поможет запомнить слова-исключения.

    Раст--ращ--рос- РАСТи РАСТение выРАСТи заРАСТи выРАЩивать выРАЩивание РОСли заРОСли выРОСли Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице. Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице.










    1. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли. 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли.


    2. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли. 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли.


    3. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить. 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить.


    4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква Е 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру). 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру).


    5. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать. 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать.

    МОУ Саранинская СОШ

    Урок русского языка в 5классе

    с использованием ИКТ

    на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос».

    Тип урока: изучение новой темы.

    1. Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных

    о – а в корнях раст/ращ/рос.

    2. Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности.

    I. Организационный этап .

    На доске (можно на интерактивной) записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.

    Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.

    — В каких морфемах находятся орфограммы?

    — Расскажите правило правописания корней лаг/лож.

    III. Изучение новой темы .

    Сегодня мы продолжим знакомство с самой главной морфемой слова — корнем.

    Тема нашего урока «Правописание корней раст/ращ/рос ». Подумайте, какая проблема стоит перед нами?

    Как всегда, нам на помощь спешит принцесса Орфография, которая живет в стране Лингвистике. Принцесса приглашает нас в нелегкий путь открытий, во время которого мы сможем раскрыть одну из множества тайн русского языка.

    Ну как, согласны стать первооткрывателями?

    Итак, Орфография передала нам зашифрованное письмо. Если сумеем его разгадать, то нам откроется тайна чередующихся гласных в корнях раст/ращ/рос. Вот это письмо. Рассмотрим его внимательно:

    РАСТ и выраЩ енный заРОС ли № 13

    Исключения : отрасль, росток

    Вопросы и задания учащимся:

    — В какой морфеме находится орфограмма?

    — Какие гласные пишутся в корнях?

    — Подберите слова с такими корнями (записываются на доске).

    — Кто догадался, в каком случае пишется гласная а, в каком – о?

    — Как нам проверить, правильно ли мы расшифровали письмо?

    Открываем учебники и читаем правило на стр. 178.

    Вывешивается таблица на правило.

    — Какой можно сделать вывод?

    IV. Выявление цели урока .

    С правилом мы ознакомились.

    — Какая проблема стоит перед нами теперь?

    — Какой цели мы должны достичь на уроке?

    V. Тренировочные упражнения.

    1. Коллективная работа.

    Каждый учащийся выходит к доске, записывает слово под диктовку учителя, выделяет орфограмму по образцу в таблице и объясняет написание гласной в корне: растение, выросли, разрастается, отрасль, растущий, подросли, отросли, дорасти, заросли, росто, переросли, выращенный, зарасти, сращение, прорастет.

    Вывод: от чего зависит написание чередующихся гласных о-а в корнях слов?

    2. Упражнение 437 самостоятельно.

    Проверка с помощью сигнальных карточек.

    Вывод: каким правилом пользовались, выполняя упражнение?

    3. Упражнение выполняется на компьютере. Это задание предлагает нам принцесса Орфография: вставь нужный вариант корня, выдели чередующуюся гласную.

    Деревья быстро вы. сли.

    Вз. ённый цветок.

    Дети за лето под. ли.

    Под. ает свежая трава.

    Вы…енные в оранжерее розы.

    Маленький зеленый …ок.

    (Проверяется учителем после урока или во время проверочной работы)

    Вывод: в каких корнях пищется гласная а, в каких – о?

    Рассказать правило по таблице.

    VI. Проверочная работа с помощью матриц. Слова записаны на доске.

    Задание: прописать под соответствующими номерами только букву а

    Правописание корней -лаг-, -лож-, раст-, -ращ-, -рос-

    Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

    КГУ школа - гимназия № 103

    по русскому языку

    «Правописание чередующихся гласных О-А

    учитель русского языка и литературы

    школы- гимназии № 103

    Открытый урок по русскому языку в 5 классе

    Тема урока: «Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- ,-лож-,- раст-(- ращ-), -рос-»

    1.Познакомить учащихся с правописание чередующихся гласных А//О в корнях –лаг- -лож- раст-(- ращ-) -рос-;

    2. Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне

    3. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.

    Перед началом урока учащиеся делятся на две группы, в каждой группе выбирается координатор.

    Оценки учащимся выставляются после выполнения каждого задания в виде лепестка ромашки: 5 - красный, 4- желтый, 3 - зеленый. В конце урока подводятся итоги. Какого цвета больше, ту оценку и получает команда.

    Вступительное слово учителя.

    Словарно - орфографическая работа: «Угадай словечко»

    В…т…ран, в…трина, те…итория, ми…ион, здра…твуйте, в…н…грет, профе…ия, р…машка, п…стух.

    2. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

    По какому принципу слова распределены в две колонки?

    3. Работа с таблицей

    Ребята, какие виды корней с безударной гласной вы знаете. Заполните таблицу.

    Запишите предложение и найдите главные члены предложения

    Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу.

    Найдите в предложении слово с чередующейся гласной (располагался)

    Разберите слово располагался по составу

    Измените слово так, чтобы корень был -лож- (расположился)

    О чем мы будем разговаривать сегодня на уроке?

    4. Наблюдаем: от чего зависит написание?( работа по группам )

    Предл а гать – предл о жить р а сти – выр а щивать

    Сл а гаемое – сл о жить р а стение – зар о сли

    Прил а гательное – прил о жение выр а сти – выр о с

    Учащиеся вместе с учителем формулируют правило.

    После чего координаторы каждой группы переходят в другую группу и объясняют правило.

    5. Применение. Формирование умений и навыков.

    (Работа проводится в группах)

    Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

    Перепишите текст. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

    Лет до ста р…сти нам без старости. 2.Тени л…жились по пыльной дороге. 3. Перед сном пол…гается чистить зубы. 4. Носильщики предл…гали свои услуги пассажирам. 5. Выр…сла я, липка, тоненькой и гибкой. 6. В садах и огородах выр…щивают культурные р…стения. 7. Изл…гайте свои мысли чётко и внятно.

    1. Расскажите о правописании безударных гласных в корне слова. На какие группы делятся?

    2. Расскажите о правописании безударных проверяемых гласных в корне слова.

    3. Расскажите о правописании безударных непроверяемых гласных в корне слова.

    4. Расскажите о правописании безударных чередующихся гласных в корне слова:

    — Правописание ЛАГ – ЛОЖ.

    — Правописание РАСТ – РАЩ – РОС.

    Выставление оценок командам.

    7. Этап рефлексии

    Ребята, а сейчас я попрошу вас создать «ромашку настроения». Если у вас отличное настроение и вам очень понравился урок, то прикрепите зеленый лепесток, если настроение не изменилось в течение этого времени то прикрепите синий лепесток, если настроение стало хуже, то красный , а если вы затрудняетесь то тогда белый.

    Спасибо за урок.

    Данная разработка подготовлена с учетом возрастных особенностей детей. Задания подобраны таким образом, чтоб учитель только направлял своих учеников. Учащиеся самостоятельно проводят исследовательскую работу, составляют концепт — карту по данной орфограмме. Все это способствует развитию у учащихся критического мышления, взаимооцениванию, самооцениванию взаимиобучению.

    • Дорофейчик Оксана Ивановна
    • 17.05.2015
    • Номер материала: 286302

      Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

      Не нашли то что искали?

      Вам будут интересны эти курсы:

      Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

      Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

      Сертификат о создании сайта

      Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

      Грамота за использование ИКТ в работе педагога

      Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО

      Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

      Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

      Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

      Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      Буквы «О и А» в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-

      Цели и задачи:

      • закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
      • развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
      • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
      • Оборудование:

        • Ноутбук.
        • Мультимедийный проектор.
        • Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1 )
        • Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
        • Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
        • Ход урока

          1. Организационный момент.

          — Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)

          2. Проверка домашнего задания.

          — Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.

          Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.

          • 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
          • 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
          • Затем осуществляется совместная проверка.

            Устный опрос:

            — Над какими орфограммами работали?

            — От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?

            — Как проверить безударную гласную в корне слова?

            — Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?

            3. Закрепление.

            1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)

            — Какие корни встречаются в этом слове?

            — Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).

            — Составьте и запишите предложение с этим словом.

            (В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)

            — Что растет по берегам реки? (слайд 3)

            — Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.

            (У берега растет высокий камыш.)

            — Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.

            2) — После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.

            — Что растет на берегу? (слайд 4)

            Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).

            Учащийся читает стихотворение.

            Р_сти, р_сти яблонька
            Подр_стай!
            Цв_ти, цв_ти яблонька
            Расцв_тай!
            З_лотое солнышко,
            Жарче грей!
            Выр_стайте яблоки
            Поскорей!
            Р_сла, р_сла яблонька
            Подр_сла.
            Цв_ла, цв_ла яблонька
            Отцв_ла.
            Отр_хнула яблонька
            Свой наряд,
            И поспели яблоки
            Для ребят.

            — Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.

            — Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.

            3) — Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)

            — А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)

            — Это письмо от ребят. Прочитаем его.

            У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.

            Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.

            — Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.

            — Где находился садик? Кто его вырастил?

            — Как двор выглядел сначала?

            — Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?

            — Как разрастался сад?

            — Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.

            (вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)

            — Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.

            — Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.

            — Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.

            (бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)

            — Проверим, правильно ли мы распределили слова.

            5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.

            4. Итог урока.

            — С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос

            Тема урока: Правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС

            Цель: 1. формирование навыка правописания корней –раст, — ращ, -рос

            2. развитие исследовательской компетентности учащихся;

            3. воспитание бережного отношения к природе;

    1. Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных О — А. Давайте вместе попробуем определить тему урока.

    — Посмотрите на экран и скажите, что означают вопросительные знаки на схеме?

    (Безударные гласные в корне делятся на 3 группы: 1-проверяемые, 2-непроверяемые, 3-чередующиеся)

    ^ Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударные гласные 1,2,3 группы?

    2. Прочитайте выразительно текст:

    Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. Свежая трава на газонах, тополь под окном, стая галок, вьющихся у телеантенн над крышами домов, — это фон или часть нашей жизни? Внимание к прилетевшим пернатым, к цветущему лугу, к росткам посаженной рощицы 2 , к растущим вдоль озера камышам – источник 2 интереса и любви к ним, залог взаимной радости природы и человека .

    Определите тему текста. Озаглавьте текст. В течение урока мы будем обращаться к тексту.

    3. — А сейчас, пользуясь перфокартами, выпишите из текста слова с безударными гласными, распределив их в 3 колонки

    4. — Итак, обратимся к словам с чередующимися гласными О-А. Внимательно посмотрите на слова этого столбика и скажите, о правописании каких корней мы будем говорить сегодня на уроке?

    ^ Как называют эти корни и почему?

    (Корни пишутся в словах, значение которых связано с ростом, развитием, т. е. с жизнью)

    — Сформулируйте тему урока. Грамматическую. Речевую.

    5. — От чего зависит написание гласных О — А в корнях? К уроку подготовлен исследовательский проект, который даст ответ на этот вопрос.

    Проект «Правописание корней с чередованием гласных О –А в корне»

    1. Мы подготовили исследовательский проект «Правописание корней с чередованием гласных О – А в корне».

    2.Творческое название проекта «Корни жизни».

    3. Цель нашего проекта – научиться правильно писать корни -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, в которых чередуются гласные О-А.

    4. Выдвинули гипотезу. Объясним значение слова ГИПОТЕЗА.

    ГИПОТЕЗА – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений. Какова же наша гипотеза?

    • Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А.
    • Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.

    5. Мы знаем, что корнями с чередованием гласных О –А могут командовать:

    • Суффикс А (корни КОС-КАС, ЛАГ-ЛОЖ)
    • Ударение (корни ЗОР-ЗАР, ГОР-ГАР)
    • Смысл (корни РОВН-РАВН, МАК-МОК)
    • А кто же командует корнями РАСТ – РАЩ, -РОС?

      Провели исследование: отобрали тексты, определили круг слов, с которыми будем работать и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс А, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне.

      6. Мы знаем о таком языковом явлении как чередование согласных. Сочетание СТ чередуется со Щ. Доказательство этого положения представлено на экране:

      Значит, в корне РАЩ, как и в корне РАСТ пишется А.

      7. Чтобы выяснить, все ли наши одноклассники могут отличить корень РАСТ от приставки РАС и корня, начинающегося с буквы Т, мы подобрали примеры, записали их вперемешку, распечатали карточки на каждого ученика и попросили распределить слова в два столбика.

      На диаграмме вы видите, как справились с заданием:

      • Не выполнили задание – 15 % или 3 человека из 28
      • Выполнили задание с 1 ошибкой — 42% или 11 человек
      • Выполнили задание без ошибок – 53 % или 14 человек
      • 8. Где же мы можем встретить слова с корнем жизни? На природе, в лесу, с жизнью человека эти слова тоже связаны. Корнями жизни называют корни РАСТ, РАЩ, РОС, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, с жизнью, с развитием.

        9. Результатами нашего исследования явилось создание визитной карточки корней. Каждому из присутствующих на уроке мы дарим её, как напоминание, подсказку.

        Кроме того, в школе состоится научно – практическая конференция, где мы выступим с нашим проектом.

        6. — Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили ли вы, когда в корнях пишется А, а когда О. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы

        lib2.podelise.ru

        Урок: Правописание букв а,о в корне –раст, — ращ, — рос.

        Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

        Подготовила и провела:

        ДОШ I — III ступеней №88

        Тема : Правописание букв а,о в корне –раст, — ращ, — рос.

        Цели: познакомить с условиями выбора букв а-о в корнях; формировать умение находить и выделять орфограммы с чередованием а-о; развивать память, навыки исследовательской деятельности, воспитывать интерес к русскому языку

        Тип урока : урок изучения нового материала

        Я рада нашей новой встрече,
        Мне с вами интересно, друзья!
        Интересные ваши ответы
        С удовольствием слушаю я.
        Мы сегодня будем наблюдать,
        Выводы делать и рассуждать.
        А чтобы урок пошел каждому впрок,
        Активно в работу включайся, дружок!

        2.Актуализация опорных знаний

        — Как называется система правил, которые устанавливают единые способы передачи речи на письме? (Орфография)

        — Что такое орфограмма? (Написание слова по правилам орфографии)

        — С какой орфограммой мы познакомились на прошлом уроке? (Правописание букв а,о в корнях –кас-, -кос-; -лаг-, — лог-)

        — Когда следует писать букву а , а когда о ? (в корне с чередованием –кас-, -кос-; -лаг-, -лог- в безударном положении пишется а , если после корня стоит суффикс а, и о , если суффикса нет)

        2.2 Проверка домашнего задания

        Двое учеников сдают тетради на проверку, остальные проверяют вместе с классом «по – цепочке»

        А) Упражнение 252(с.142)

        — Какое правило помогло нам правильно выполнить это упражнение? (правописание ь и ъ)

        — Когда ставиться ъ, а когда ь? (ъ ставиться перед е,ё,ю,я после приставок, которые оканчиваются на согласный; ь пишется после согласных, перед гласными е,ё,ю,я в остальных случаях)

        Задание : спишите словосочетание, вставляя подходящее по смыслу слово. Во вставленных словах выделите корень, объясните правописание корней.

        Вставьте, где нужно, ъ или ь. Графически объясните употребление ъ

        Об…явить о новом … к журналу; пред…явить к письменному ….. серьезные требования; раз…яснить ошибки при …. чисел; под…ехать к …. отряда.

        Слова для справок: сложение, приложение, расположение, изложение

        Объявить(ставим ъ приставка об- оканчивается на согласный б перед е,ё,ю,я, корень –яв- )о новом приложении(корень – лож- ) к журналу; предъявить(приставка пред- оканчивается на согласный д перед е,ё,ю,я ставим ъ ) к письменному изложению(корень –лож- ) серьёзные(ставим ь , прерд е,ё,ю,я т.к находиться в корне слова серьёзн- ) требования; разъяснить(ставим ъ т.к. приставка раз- оканчивается на согл. перед е,ё,ю,я ) ошибки при сложении (корень –лож- ); подъехать (ставим ъ ; приставка под- оканчивается на согласный перед е,ё,ю,я ) к расположению(корень –лож- ) отряда

        Б) упражнение 256

        Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, графически объясните свой выбор

        Изл о жить(-лож-) суть вопроса, это вас не к а сается(-кас-), сл о жи(-лож-) два числа, к о снулся(— кос-) интересной темы, точка к а сания(-кас-), выл о жил(-лож-) продукты из сумки, зал о жил(-лож-) имущество, сумма двух сл а гаемых(-лаг-), пол о жи(-лож-) книги на место, не пол а гайся(-лаг-) на случай, лёгкое прик о сновение(-кос-), не прик а сайся(-кас-) к чужим вещам, к а саться(-кас-) земли ногами, точка соприк о сновения(-кос-)

        Запишите число, классная работа, оставьте одну линию пустую для написания темы урока, её мы запишем чуть позже. Два ученика выполняют работу за доской, остальные в своих тетрадях.

        Задание: записать слова, выделить изученную орфограмму

        Предпол…гать, дол…жить, сл…жение, изл…жение, к…снусь, изл…гать, сл…гаемое, прик…снётся, неприк…сновенный, прик…сновение, предл…жение, предпол…гаемый, отл…жить, прл…гать, распол…житься, прик…саться, к…сание, прил…гательное.

        — Обменяйтесь тетрадями, возьмите красную пасту и давайте проверим вместе. (Один ученик комментирует на оценку.)

        3.Изучение нового материала

        3.1 Объявление темы и целей урока

        Сегодня мы продолжаем путешествие в страну Орфография и познакомимся с новой орфограммой. Посмотрите на тему нашего урока, (учитель прикрепляет ее на доску, записана на отдельном листе) запишите ёё в своих тетрадях.

        — Как вы считаете с какова цель нашего урока? (познакомиться с орфограммой, правильно употреблять её на письме)

        3.2 Мозговой штурм (исследовательская работа )

        На доске записаны слова: растут, растение, выращивать, выращенный, выросла, заросли.

        — Запишите эти слова и выделите в них корни

        — Какие это слова? (однокоренные)

        — Какое явление наблюдаем в этих корнях? (чередование согласных ст/щ/с)

        — Попробуйте сформулировать правило написания гласных а-о в корнях раст, ращ, рос

        — Давайте сверим свои ответы с учебником.(с.144 один ученик читает вслух)

        3.3 Слова – исключения

        Ростовщик в Ростове жил

        Он росток себе купил

        Где – то на базаре.

        3.4 Лексическая работа

        А) Работа с толковым словарем

        Отрасль – отдельная область деятельности науки, производства

        Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени, корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) (перен.зн.) проявление начинающегося развития чего — нибудь

        Ростовщик – человек, который даёт деньги в рост. В долг под большие проценты

        Б) Работа в парах

        Составить и записать со словами – исключениями предложения.

        4. Закрепление изученного.

        4.1 Работа с учебником.

        А)с.145упр.262. Один ученик у доски, остальные в тетрадях. Первые три тетради на оценку.

        4.2. Орфоэпическая минутка

        Читает учитель, ученики повторяют. За лучшее произношение ставится оценка. Групповая работа.

        Подрастала – хвост растила, платье тёмное носила. Подросла – зелёной стала, хвост на вёсла променяла.

        Подросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли.

        4.3. Распределительный диктант.

        На доске в овалах написаны корни раст-, рос-, ращ-

        Задача: украсить овал лепестками, чтобы получились яркие и красивые цветы.

        На лепестках записаны слова:(на каждом — одно слово). Ученики по одному (по желанию или передают эстафету товарищу) выбирают лучик с словом (на учительском столе) и прикрепляют к овалу.

        Р…стения, выр…сли, разр…стается, р…стущий, подр…сли, дор…сти, зар…сли, р…сток, перер…сли, выр…щенный, Р…стов.

        5.Итог урока. Рефлексия.

        — С какой орфограммой мы с вами познакомились?

        — Когда нужно писать букву а, а когда букву о в корнях раст, ращ, рос?

        — Какие слова – исключения знаете?

        — Сегодня самыми активными были…, возникали небольшие трудности …, нужно быть внимательным ….

        — Где возникали трудности?

        6. Домашнее задание

        П.37,выуч.правило.упр.263. спишите текст, вставляя пропущенные буквы. (на оценку 3)Выпишите слова с пропущенными безударными гласными в корне в два столбика: 1- с проверяемым ударением; 2 – с чередующимся (на 4и 5) .Дополнительное задание (по желанию): составить словарный диктант, который проведём на следующем уроке, на правописание корня –раст-, -ращ-, -рос-, -бир-, бер-, -кас-, — кос- (15 слов, не забудьте и о словах – исключениях)

      • "Пенсии россиян: вопросы и ответы" 29.09.2017 Генеральный директор АО “НПФ Согласие” Александр Вьюницкий ответил на основные вопросы о пенсионном обеспечении в России: как увеличить пенсию, от чего зависит её размер […]
      • Осмотр страницы нотариусом Наш адрес: Москва, улица Новослободская, д.14/19, стр.1, офис 4 Схема проезда. ЗАКАЖИТЕ ОНЛАЙН И СЭКОНОМЬТЕ ВРЕМЯ ПРИ ВИЗИТЕ К НОТАРИУСУ: Актуальная тема: использование нотариального […]
      • Донцова золотое правило Татьяна Сергеева. Детектив на диете - 7. Золотое правило Трехпудовочки - Донцова Дарья Татьяна Сергеева. Детектив на диете - 7. Золотое правило Трехпудовочки - это книга, написанная автором, […]

    Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

    1. Корни с буквами а и о .

    гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

    зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


    кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

    клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

    крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

    лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

    мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


    пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

    плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

    Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

    равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

    Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

    Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

    разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


    рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

    Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

    скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

    Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

    Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


    твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

    2. Корни с буквами и и е .

    блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

    вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

    лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

    сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


    Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

    Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

    Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.


Top