Сколько детей было у исаака дунаевского. Поучительная история композитора дунаевского. Трагедия на даче

В старой кинокомедии «Волга-Волга» махровый бюрократ Бывалов в очень смешном исполнении Игоря Ильинского строго спрашивает выстроенных в ряд маленьких девчушек: «Товарищи Дуни, немедленно признавайтесь, кто из вас написал эту песню!»

Кстати, как раз Дуня эту песню и написал. Именно Дуней звали друзья и коллеги замечательного композитора Исаака Осиповича Дунаевского, написавшего музыку к «Волге-Волге» и не только, подлинному мэтру легкого жанра в не слишком легкие советские времена. В конце нынешнего января Дунаевскому исполнилось бы 105 лет.

На заре туманной юности

Родился Дунаевский в небольшом украинском городке Лохвица. Позднее семья переехала в Харьков. Исаак Дунаевский, окончив консерваторию и проучившись недолго на юридическом факультете, все-таки отдал свое сердце, которому не хотелось покоя, музыке, отдал на всю жизнь. Он служил в Харьковском драматическом театре, где, как принято говорить, прошел путь от простого пианиста и скрипача до заведующего музыкальной частью, композитора и дирижера. Позднее работал в Симферополе, в театре им. М. Горького. Хотя служил здесь недолго, его портрет до сих пор на почетном месте в нашем академическом театре среди других знаменитых — Щепкина, Раневской, Названова, Царева.

Но все это было позднее, а на заре ХХ века маленьких Дунаевских в семье было пятеро, и все они в будущем стали музыкантами. Восьмилетний Исачок уже в ранние годы баловался нотами, причем, несмотря на нежный возраст, писал произведения, которые рвали душу печалью. «Тоска», «Слезы» — ничего себе названия. Обрыдаешься!

Интересно, что в будущем тоскливый не по годам ребенок превратился в самого оптимистичного композитора СССР. И совсем не случайно первый фильм, принесший ему всенародную славу, назывался «Веселые ребята».

«И тот, кто с песней по жизни шагает…»

Леонид Утесов, приглашенный в «Веселые ребята» на главную роль, сразу поставил условие: музыку к фильму пишет именно Дуня — только тогда он, Ледик, будет сниматься. Дунаевскому пришлось помучиться, его упрекали в плагиате, в подражании Голливуду и не только Голливуду — Западу в целом, но в результате работа над «Веселыми ребятами» вознесла композитора на Эверест не только в профессии, но и в общественной жизни. Тем более сразу вслед за «Веселыми ребятами» последовали «Цирк» и «Волга-Волга», «Весна» и многое другое, столь же беспроигрышное. «Как много девушек хороших», «Легко на сердце от песни веселой», «Песенка водовоза» и «Песня о Волге», «Широка страна моя родная» и песенка Мэрион Диксон, которую исполняла, постукивая каблучками, готовящаяся взлететь из пушки в небо героиня Любови Орловой… Что ни музыкальный номер, то безоговорочный шлягер. Уберите из фильмов Григория Александрова музыку Дунаевского — и что останется?

Мы говорим, что Любовь Орлова никогда не стала бы любовью миллионов зрителей, если бы не режиссер Александров. Но она никогда не достигла бы такой славы и без композитора Дунаевского, ведь все ее героини в комедиях Александрова мало говорят, зато много поют, и под какую музыку поют!

А ведь Исаак Дунаевский — это и оперетты «Вольный ветер» и «Белая акация», это музыка к знаменитому фильму Пырьева «Кубанские казаки». «Каким ты был, таким остался…» — помните эту песню, помните этот безудержный оптимизм и желание показать, как все хорошо и благополучно в Стране Советов. Говорят, лакировали действительность. Может, и лакировали, но делали это чертовски талантливо!

А «Дети капитана Гранта»! «Жил отважный капитан» и «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!» остались с нами на десятилетия. Песни пропел ветер, но написал-то их именно Дунаевский. А главная музыкальная тема фильма по роману Жюля Верна оказалась не просто удачной, а универсальной: когда уже совершенно в другую эпоху режиссер Станислав Говорухин снимал современный сериал «В поисках капитана Гранта», он не решился заменить знаменитую музыку Дунаевского — оставил ее на прежнем месте, как символ, как талисман.

Дуня, Коба и «Песня о Сталине»

Многие до сих пор не могут простить Дунаевскому, что он якобы прославлял страшный сталинский режим. А по-моему, он просто помогал людям выжить в то непростое время, вселял в них оптимизм и передавал в музыке ту неистребимую радость, которая была в той странной эпохе, несмотря на ее жестокость.

Конечно, Дунаевский был по-своему придворным композитором, известным культурным и общественным деятелем, депутатом Верховного Совета РСФСР. Был увенчан званиями и наградами. Говорят, и «Веселые ребята» Сталину понравились, а в «Волгу-Волгу» Коба и вовсе был влюблен, смотрел фильм множество раз и все реплики Бывалова — Ильинского знал наизусть и смаковал во время просмотра.

Да, у Исаака Дунаевского была роскошная четырехкомнатная квартира в центре Ленинграда, и две Сталинские премии у него были, и личный рояль, и собственные телевизор с магнитофоном — тогда, когда их почти ни у кого не было. Ну и что? Главное, он писал талантливую музыку, музыку на века — за это можно все простить.

Конечно, его бросало из огня да в полымя. То он в статьях вдруг начинал упоенно критиковать упадочные, по его мнению, «Утомленные солнцем», «Джон Грэй», «У самовара я и моя Маша», говоря о том, что всю эту «халтуру» надо срочно заменить качественной советской легкой музыкой, — хотя сам писал музыку как раз совершенно в духе всех этих критикуемых им шлягеров. То вдруг в письмах признавался в том, как он почитает Сталина и какой это великий человек. Даже «Песню о Сталине» однажды сочинил. Вот только Коба не оценил душевной щедрости Дуни и заметил: «Эту песню мог написать только человек, который не очень меня любит…»

Да нет, любил, любил Иосифа Виссарионовича Исаак Осипович, любил, несмотря на то, что двоюродного брата композитора — Льва Дунаевского — осудили по «делу врачей», а угроза ареста висела и над самим музыкантом. И в космополитизме его обвиняли, но так, лениво. Так что проскочил Дуня. Ускользнул.

Дунаевский и женский вопрос

Очень высокий артист Николай Черкасов рассказывал, что зрители дружно смеялись, когда на творческих встречах рядом с ним, великаном, оказывался малыш Дунаевский. Может, кто-то и смеялся, но женщины были от Исаака Осиповича без ума, хотя писаным красавцем он не был. Среди его бесчисленных романов — многолетние страстные отношения с актрисой Лидией Смирновой, а также два параллельных брака, один — официальный, с «хореографиней» Зинаидой Судейкиной, другой — гражданский, тоже с «хореографиней» Зоей Пашковой. Любопытно, что Дунаевский так и не бросил ни одну из своих жен, в результате даже выхлопотал любовнице квартиру в композиторском кооперативе и дачу в Снегирях. Получилось как в одной его забавной песенке из фильма «Цирк»: «Весь век мы втроем все поем, все поем!». Эта запутанная ситуация, видимо, не мешала Исааку Осиповичу сочинять талантливую музыку, а может, даже и помогала.

От официального брака у него родился сын Евгений, а от неофициального — сын Максим, ставший талантливым композитором и написавший музыку к фильмам, за которую и папе было бы не стыдно. Максим Исаакович (отметивший, кстати, в нынешнем январе свое 60-летие) — это «Д"Артаньян и три мушкетера», «Ах, водевиль, водевиль», «Мэри Поппинс, до свидания!» и так далее в том же замечательном духе. Интересно, что Максим был официально признан сыном и получил отчество отца только после смерти Исаака Осиповича. Неофициальная жена очень попросила, официальная не смогла отказать.

Сердечный приступ или самоубийство?

Дунаевский умер в июле 1955 года. В то утро проснулся рано, написал письмо и буквально через несколько минут скончался. Его обнаружил в квартире шофер, родные в этот момент были на даче. Официальный диагноз — «коронаросклероз и гипертрофия сердца».

Но в народе бурно ходили слухи о самоубийстве Дунаевского. Причиной якобы была неприятность, случившаяся со старшим сыном Евгением. Вроде бы его то ли посадили, то ли даже расстреляли — вот композитор этого и не пережил, наложил на себя руки. Многие верили в эту версию, тем более Евгения не было на похоронах отца.

Действительно, в то время случилась не очень красивая история — отмечая праздники, друзья Евгения Дунаевского то ли взяли, то ли выкрали у него ключи от машины, поехали кататься и сбили насмерть дочь бывшего министра иностранных дел СССР Максима Литвинова. Машина была оформлена на Е. Дунаевского, он проходил по делу, его исключили из ВГИКа. А потом он поступил в Суриковский институт, поехал на практику в Сибирь, и корабль, где находился Евгений с другими студентами, затерло во льдах. Вот и не смог он приехать на похороны отца, прибыл в Москву только через две недели после смерти Исаака Осиповича. В общем — хотите верьте, хотите нет. Но слухи о том, что Дунаевский-старший так расстроился, что застрелился, всю жизнь преследовали Дунаевского-младшего.

Творческое наследие Исаака Дунаевского — 11 оперетт, 3 балета, музыка к 30 драматическим спектаклям, 28 кинофильмам и более 100 песен. Одну из них — «Широка страна моя родная» — можно смело назвать еще одним гимном СССР. То ли Дунаевский имел в виду какую-то другую счастливую страну, то ли ему действительно достаточно вольно дышалось на просторах странного образования — Союза Советских Социалистических Республик…

Умер Евгений Дунаевский, замечательный художник, старший сын великого композитора Исаака Дунаевского. По необъяснимому стечению обстоятельств это произошло в дни столетнего юбилея его знаменитого отца. Последними его словами были: "Папа, я скоро к тебе приду". 45 лет назад в день смерти своего отца, тогда еще студент художественного института имени Сурикова, Евгений Дунаевский в далекой северной экспедиции провалился под лед, и странным, необъяснимым образом был вытолкнут кем-то или чем-то из пучины вод на поверхность. Ровно в это время за много тысяч километров от него в Москве разорвалось сердце его отца, а Евгений, как он рассказывал, именно в этот момент увидел на небе яркое сияние. Только внешне его жизнь была легкой и приятной, обусловленной его положением - талантливый сын великого композитора. Однако на самом деле именно Евгению Исааковичу пришлось вынести всю тяжесть нелепейших слухов, обрушившихся на него буквально с ранней юности. Возможно, именно это повлияло на то, что широкая публика так и не узнала, сколь талантливым и самобытным художником был Евгений Исаакович, замечательный "станковист" с редким образным дарованием. Об этом знали только его ближайшие друзья. Именно благодаря ужасным слухам, преследовавшим художника, при жизни Евгения не было устроено ни одной его крупной персональной выставки. Последняя его работа - символическая картина "Современники", на которой изображены три гения, на взгляд художника, определивших облик и судьбу Серебряного века: Блок, Ахматова и Мейерхольд. Огромное монументальное полотно - уникальный труд Евгения Дунаевского, над которым он трудился более 10 лет. Именно эта программная работа стала его художественным подвигом и крестом. По складу своего характера Евгений Исаакович сам принадлежал к героям Серебряного века - внешне мягкий, изумительно обаятельный, он был человеком очень твердого характера и неиссякаемого оптимизма. Уже зная, что обречен, и тяжело страдая, он ни разу не пожаловался на сильнейшие боли. Врачи говорили, что первый раз сталкиваются с такой сильной личностью и такой тягой к жизни. Буквально последние силы он отдал тому, чтобы юбилей его отца прошел достойно. И чтобы неизвестная музыка композитора Дунаевского зазвучала вновь. Именно Евгений оказался хранителем и наследником всего того, что было связано с жизнью и творчеством композитора Дунаевского. Теперь сын и отец соединились. Похоронят Евгения Дунаевского на Новодевичьем кладбище, там, где покоится его отец. Отпевание художника состоится в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке в четверг, 3 февраля, в 12 часов.

Жизненный путь семьи композиторов Дунаевских связан с Донбассом. Исаак Дунаевский, побывал с гастролями во многих городах Донбасса, в т.ч. и Сталино, его младший брат Зиновий, известный композитор, автор песен и эстрадной музыки, большую часть своей творческой жизни посвятил Донбассу, прошел, как и Исаак, всю войну, вернувшись героем.

Краткие биографические данные из жизни семьи Дунаевских и Исаака Дунаевского:

1896 — Родился брат И. Дунаевского Борис. Впоследствии ставший Дирижёром
1898 — Родилась сестра И. Дунаевского Зинаида, в будущем ставшая педагогом.
1900 — 30 января. Украина, Полтавская область. Уездный город Лохвица. Родился Исаак Дунаевский
1904 — 08 февраля. Началась Русско-японская война. Отец отбыл на поля сражений
1904 — Родился брат И. Дунаевского Михаил, ставший всемирного известным дирижёром
1906 - И. Дунаевский обучен музыкальной грамоте и играет на пианино
1906 — Родился брат И. Дунаевского Семён — дирижёр, хормейстер, народный артист РСФСР
1908 — Родился брат И. Дунаевского Зиновий, в последствии известный композитор Донбасса, автор песен и эстрадной музыки
1910 — Харьков. Обучение И. Дунаевского в музыкальном училище. Классы композиции, скрипки, фортепиано
1910 — Харьков. Обучение И. Дунаевского в Гимназии.
1917 — Харьков. Учеба И. Дунаевкого в Университете. Юридический факультет
1918 — Харьков. Получение И. Дунаевским Свидетельства об окончании гимназии с золотой медалью
1919 — Харьков. Консерватория. И. Дунаевский получает Диплом. После здесь же работает скрипачом в оркестре, концертмейстером
1919 - И. Дунаевский женится и вскоре разводится

Работа И. Дунаевского в Харькове, в Русском драматическом театре:
1920 — Заведующий музыкальной частью, композитор, дирижёр
1920 — Дебютировал в качестве композитора — написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро»
1921 — Дебютировал в качестве дирижёра и постановщика (совместно с Н. Синельниковым) — оперетта Оффенбаха «Перикола»

1924 — Балеты: Отдых фавна и Мурзилка
1924 — Москва. Театры — Фанерный на территории театра «Эрмитаж», МГСПС, Драматический, Сатиры — руководитель музыкальной частью
1925 — Летние гастроли по Югу России. Женился на Зинаиде Судейкиной, которую ласково называл Бобочка
1926 — Симферополь. Триумфальные гастроли
1927 — Оперетта Женихи
1927 — Деревня Андреевка. Жена приезжает на свою родину
1929 — Лениград. Живёт на Бородинской ул., 9 (во дворе, деревянный дом не сохранился)
1929 — Ленинград. Мюзик-холл. Музыкальный руководитель и главный дирижёр. Вместе с Утёсовым создал несколько эстрадных программ
1932 — Жена Зинаида Судейкина родила сына Евгения (Геня), который стал известным художником
1936 — Ленинград. Новая квартира И. Дунаевского по адресу: улица Гороховая-Дзержинского, 4
1937 — Ленинград. Дворец пионеров. Руководитель ансамбля песни и пляски
1937 — Оперетта Золотая долина
1937 — Ленинград. Союз композиторов. Председатель
1938 — Москва. Центральный Дома культуры железнодорожников. Руководитель ансамбля песни и пляски
1938 — Началась творческая дружба с Булгаковым
1941 — Центральный Дома культуры железнодорожников. Руководитель ансамбля песни и пляски. Концертные выступления по стране
1945 — Москва. Получил квартиру по адресу: Кутузовский проспект, 27
1945 — Знакомая танцовщица ансамбля имени Александрова Зоя Пашкова родила внебрачного сына Максима
1947 — Оперетта Вольный ветер
1950 — Оперетта Сын клоуна
1950 — Звание Народный артист СССР
1951 — 7 ноября. Машина сына Евгения попала в аварию, погибла студентка 3 курса ВГИКа Зина Халеева…
1952 — Дело врачей. Арестован двоюродный брат — профессор-уролог Л. Дунаевский
1953 — 5 концертов И. Дунаевского в Сталино
1955 — Оперетта Белая акация
1955 — 25 июля. Москва. Сердечный приступ. Смерть. Похоронен на Новодевичьем кладбище
1955 — Официально по решению суда признан отцом внебрачного сына Максима
1979 — Умерла жена — Зинаида Судейкина, которая последние двадцать лет без любимого мужа провела в тяжелой болезни, без движения
1981 — Умер брат Зиновий — композитор, автор песен и эстрадной музыки Донбасса
1986 — Умер брат Семён — дирижёр, хормейстер, народный артист РСФСР
1991 — 30 января. Зоя Ивановна Пашкова, мать сына Дунаевского Максима погибла в автокатастрофе

Работа Дунаевского в кино:
1932 — Кинофильм Первый взвод. Автор музыки
1932 — Кинофильм Дважды рождённый. Автор музыки
1934 — Кинофильм Весёлые ребята. Автор музыки
1934 — Кинофильм Золотые огни. Автор музыки
1935 — Кинофильм Путь корабля. Автор музыки
1935 — Кинофильм Три товарища. Автор музыки
1936 — Кинофильм Вратарь. Автор музыки
1936 — Кинофильм Девушка спешит на свидание. Автор музыки
1936 — Кинофильм Дети капитана Гранта. Автор музыки
1936 — Кинофильм Искатели счастья. Автор музыки
1936 — Кинофильм Концерт Бетховена. Автор музыки
1936 — Кинофильм Цирк. Автор музыки
1937 — Кинофильм Богатая невеста. Автор музыки
1937 — Кинофильм Дочь Родины. Автор музыки
1937 — Кинофильм Наш цирк (фильм-концерт, короткометражный). Автор музыки
1937 — Кинофильм Теремок (анимационный). Автор музыки
1938 — Кинофильм Волга-Волга. Автор музыки
1940 — Кинофильм Концерт на экране (фильм-концерт). Автор музыки
1940 — Кинофильм Моя любовь. Автор музыки
1940 — Кинофильм Светлый путь. Автор музыки
1940 — Кинофильм Цирк (анимационный). Автор музыки
1940 — Кинофильм Юность командиров. Автор музыки
1941 — Сталинская премия I степени за музыку к кинофильму «Цирк»
1941 — Сталинская премия I степени за музыку к кинофильму «Волга-Волга»
1947 — Кинофильм Весна. Автор музыки. Выпущен в краткосрочную командировку в Чехословакию на съёмки фильма
1947 — Кинофильм Новый дом совместно с И. Любаном. Автор музыки
1949 — Кинофильм Кубанские казаки. Автор музыки
1949 — Кинофильм Машенькин концерт (анимационный). Автор музыки
1950 — Карловы Вары. Международный кинофестиваль. Премия Труда и Премия за выдающуюся музыку, фильм «Кубанские казаки»
1951 — Сталинская премия II степени за музыку к кинофильму «Кубанские казаки»
1953 — Кинофильм Испытание верности. Автор музыки. Режиссёр Пырьев
1954 — Кинофильм Веселые звезды фильм-концерт, совместно с А. Цфасманом. Автор музыки
1954 — Кинофильм Запасной игрок. Автор музыки
1954 — Кинофильм Испытание верности. Автор музыки
1957 — Кинофильм Белая акация (фильм-спектакль). Автор музыки
1961 — Кинофильм Вольный ветер. Автор музыки

Повествование начну с рассказа об одной песне. В аранжировке если можно так сказать Шахтерского ансамбля песни и пляски Донбасса под управлением Зиновия Дунаевского брата Исаака Дунаевского. После очередного исполнения песни «Говорят у нас в Донбассе только пыль», автора Семена Цванга, на музыку И. Дунаевского (написана и впервые исполнена в 1949 г.), местный люд принял ее за народную и не просто принял, прошел слух, что это чуток переделанная песня, которую пели еще те, кто был первыми шахтерами Донбасса. Вот так умел ансамбль Дунаевского покорять сердца и делать песни народными.

Говорят у нас в Донбассе!


Говорят, у нас в Донбассе только пыль.
Говорят, в степи колышется ковыль.
Горняки лишь только уголь выдают,
Ну а песен здесь хороших не поют.

Припев:
Говорят? Говорят!
Ведь не знают — говорят.
Говорят? Говорят!
Ну и зря говорят

Что за басни сочиняют, что за вздор, —
Отвечает тут заслуженный шахтер, —
Здесь кругом сады зеленые цветут,
Здесь и песни развеселые поют.

Припев.
Говорят, в Донбассе черные дома
А от дыма день и ночь густая тьма.
Здесь и девушек красивых не найдешь,
А пойдешь, не глядя, в шахту упадешь.

Небо чистое не хуже, чем в Крыму.
Здесь и девушка по сердцу моему.
Говорят, что будет доля нелегка,
Если замуж выйти мне за горняка.
Будет больше, чем жену, любить забой.
Говорят: не будь шахтеровой женой.

Припев.
Я послушала, плечами повела
И за знатного шахтера я пошла.
А подруге написала: приезжай,
Обязательно шахтера выбирай!

Кем же был Исаак Дунаевский?

Полное имя Исаака Дунаевского - Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич Дунаевский. Его отец — Цали Симонович Дунаевский - служащий банка и владелец предприятия по выпуску фруктовых вод, а мать — Розалия Исааковна, известный искусствовед и набожный человек.

Моцарт из Лохвиц, так его называли родные и коллеги, начал писать в 15 лет, уже за полгода сочинил массу произведений, и не было в его молодые годы, во время учебы, ни одной хорошенькой девушки, которой «Дуня» (как его в шутку называли) не посвятил бы романс. Несмотря на долгое супружество с танцовщицей Зинаидой Судейкиной, он влюблялся и заводил романы постоянно, и платонические (то есть в письмах: у него было по меньшей мере пятнадцать возлюбленных… по переписке!), и отнюдь не платонические Все женщины, которых он любил, были очень красивы. Это и его жена — балерина Зинаида Судейкина (мать старшего сына Евгения), актриса Лидия Смирнова, балерина Зоя Пашкова (мать младшего сына Максима — будущего композитора), танцовщица Наталья Николаевна Гаярина (вылитая Бобочка) и многие другие. Свои романы «на стороне» он называл поисками маленькой красоты

Будущий музыкальный гений родился в небольшом городке Лохвице под Полтавой в семье кассира «Общества взаимного кредита» Цали Соломоновича Дунаевского. Мальчику дали имя Исаак Беру Иосиф Бецалев. Если отец Исаака к музыке никакого отношения не имел, то мать Розалия Исааковна неплохо пела и играла на нескольких музыкальных инструментах, как и дядя Самуил, брат отца, живший в их семье и бывший владельцем единственного в Лохвице граммофона.

В семье Дунаевских было семеро детей, один ребенок в раннем возрасте погиб, единственная дочь стала учителем, а пятеро братьев — музыкантами. Из них, кроме Исаака, известными стали: Зиновий, заслуженный деятель искусств Украины, художественный руководитель ансамбля «Донбасс», автор знаменитого «Шахтерского вальса», и Семен, народный артист России, художественный руководитель детского железнодорожного ансамбля.

В 6 лет Исаак самостоятельно научился играть на фортепиано и овладел нотной грамотой, а в 7 начал концертировать со старшим братом Борисом в домах знакомых матери и отца, в 9 стал сочинять свои первые музыкальные опусы, среди которых был и вокальный — романс «Звезды ясные, звезды прекрасные».

В 1919 году Дунаевский закончил Харьковскую консерваторию. К этому времени он был уже не Исаак Цалиевич, а Иосифович (от клички отца — Йося), а затем Осипович. Тогда же к нему прочно пристало имя Дуня — так до конца жизни его звали родственники, многочисленные друзья и коллеги.

Настоящая слава пришла к Дунаевскому после фильма «Веселые ребята». Правда, не обошлось без небольшого скандала.

С конца 1934 года картина «Веселые ребята» шла с триумфом по всей стране, песни из нее были у всех на слуху. Но вот в середине 1935 года на I Международном фестивале в Москве был показан американский фильм «Вива, Вилья» («Капитан армии свободы»), и зрители обратили внимание, что мелодия песни мексиканских повстанцев очень похожа на… «Марш веселых ребят». Мнения разделились: одни упрекали в плагиате американцев, другие — Дунаевского. Исаак Осипович заявил во всеуслышание, что в «Марше веселых ребят» он использовал мелодии американских блюзов.

Дунаевский написал музыку к 27 художественным и мультипликационным фильмам. Наиболее урожайным для него был 1936 год. Тогда было создано семь фильмов: «Вратарь», «Девушка спешит на свидание», «Дети капитана Гранта», «Дочь Родины», «Искатели счастья», «Концерт Бетховена» и «Цирк». Именно в «Цирке» впервые прозвучала одна из лучших песен Дунаевского — «Песня о Родине», исполненная режиссером фильма Григорием Александровым. Дунаевский создал 36 вариантов этой песни и сам же их отвергал. Лишь 37-й вариант его удовлетворил. Много лет первые такты мелодии «Песни о Родине» были позывными Всесоюзного радио.

Федор Раззаков
Исаак Дунаевский
Исаак Дунаевский родился 30 января 1900 года в небольшом тихом украинском городке Лохвица. В семье Дунаевских было шестеро детей (пятеро сыновей и дочь), и все они посвятили себя музыке: Зинаида (1898) стала педагогом, Борис (1896), Михаил (1904) и Семен (1906) - дирижерами, Исаак и Зиновий (1908) - композиторами.
Уникальные музыкальные способности Дунаевский начал проявлять еще в раннем детстве. В четыре с половиной года подбирал по слуху на рояле мелодии вальсов и маршей, которые он слышал в небольшом оркестре, игравшем по воскресеньям в городском саду. В восемь лет нашего героя стали серьезно обучать музыке, для чего пригласили ему в учителя чиновника акцизного ведомства Г. Полянского. Он первым приобщил мальчика к серьезной игре на скрипке. Первые музыкальные сочинения юного Дунаевского были печальны и грустны. Он назвал их "Тоска", "Слезы" и так далее.
В 1910 году семья Дунаевских переехала в Харьков. Исаака отдали учиться в гимназию и консерваторию (тогда училище), где он занимался у двух преподавателей: И. Ахрона (скрипка) и С. Богатырева (композиция). Закончив гимназию в 1918 году с золотой медалью и консерваторию в 1919 году, Исаак Дунаевский одно время учился в местном университете на юридическом факультете, но вскоре понял, что эта профессия не для него. Он выбрал музыку. Время было тяжелое, полыхала гражданская война, и, чтобы прокормить себя и семью, Исааку Дунаевскому приходилось подрабатывать в оркестре Харьковского русского драматического театра в роли пианиста и скрипача. Вскоре молодой талантливый музыкант обратил на себя внимание режиссера театра Синельникова, и тот предложил Дунаевскому написать музыку к одному из своих спектаклей. Дебют молодого композитора был удачным, и вскоре ему предложили работать в театре сразу в нескольких должностях: заведующего музыкальной частью, композитора и дирижера. С этого момента началось восхождение Дунаевского к вершине музыкальной славы.
В 20-е годы Дунаевскому приходилось сочинять самую разнообразную музыку: увертюры, песни, танцы, пародии. Любой другой музыкант, получивший классическое образование в солидной консерватории, посчитал бы за оскорбление работать в этих жанрах, но Дунаевский думал иначе. Он работал с упоением, даже сочиняя музыку для "теревсатов" - театров революционной сатиры. Много позднее Дунаевский сам будет удивляться такому своему перевоплощению и напишет в одном из писем: "Могли ли бы вы тридцать пять лет тому назад думать, что маленький музыкант, поклонник Бетховена, Чайковского, Брамса и Бородина, сможет стать мастером легкого жанра? Но именно моя солидная музыкальная закваска помогла мне и помогает творить легкую музыку серьезными средствами".
В 1924 году композитор переехал в Москву и был приглашен на работу в эстрадный театр "Эрмитаж" заведующим музыкальной частью. Вместе с ним в столицу приехала и его жена - Зинаида Судейкина. С ней Дунаевский познакомился в Ростове, где он работал концертмейстером в мюзик-холле, а она там же прима-балериной. В 1925 году они официально расписались. (Стоит отметить, что у Дунаевского это был уже второй брак: в первый раз он женился по молодости, но прожил с женой недолго). Жили молодые в небольшой комнатке в коммунальной квартире, которую снимали за небольшую плату.
В 1926 - 1929 годах Дунаевский работал в Московском театре сатиры, на сцене которого были поставлены его первые оперетты: "Женихи" и "Ножи". Однако в 1929 году талантливого композитора пригласили работать в Ленинград, в только что открывшийся эстрадный театр "Мюзик-холл".
В 1932 году у Исаака Дунаевского и З. Судейкиной родился мальчик, которого назвали Евгением.
В том же году Дунаевский впервые соприкоснулся со звуковым кино, написав музыку к фильму режиссера Корша "Первый взвод". Затем была работа над картинами "Дважды рожденный" и "Огни", которые сегодня никто уже не помнит.
Всесоюзная слава пришла к Дунаевскому в 1934 году, после того как на экраны вышел фильм "Веселые ребята" с его музыкой. Затем последовали фильмы "Цирк" (1936) и "Волга-Волга" (1938). За музыку к этим фильмам композитор был удостоен Сталинской премии. Позднее "Литературная газета" писала: "Случалось, что в песнях Дунаевского слова лгали, но музыка - никогда. Она выжила благодаря своему благородству". Его песни любил и ценил Михаил Булгаков, а Федор Шаляпин мечтал исполнить "Песню о Родине". Был ли Дунаевский "прославителем"? Безусловно. Но прославлял он не тоталитарный режим, как думают некоторые, а романтическую веру в добрую сказочную страну, где люди молоды, здоровы, счастливы.
В конце 30-х годов Дунаевский был уже известным культурным и общественным деятелем СССР. В 1936 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. От Ленсовета ему была выделена роскошная четырехкомнатная квартира в центре города. С 1937 по 1941 год он возглавлял Ленинградский союз советских композиторов, в 1938 году стал депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1941 году его удостаивают звания лаурета Сталинской премии 1-й степени.
Став к концу 30-х годов чиновником и общественным деятелем высокого ранга, Дунаевский старался во всем соответствовать своему положению. В те годы, например, он активно боролся с любыми нетрадиционными направлениями в советской музыке. Приведу лишь небольшой отрывок из его статьи за 1939 год, в котором он писал: "Уместно упомянуть о сильно размножившихся дансингах. Меня не тревожат эти дансинги как места, где наша молодежь может потанцевать. Но какой музыкой кормят танцующих? Их кормят "Утомленным солнцем", "Черными глазами", и это "Утомленное солнце", эти "Черные глаза" и прочие душещипательные танго и фокстроты - низкого музыкального пошиба...
И до создания советской массовой песни существовала обширная песенная "литература", имевшая чрезвычайно большое распространение. Сюда входили так называемые "блатные" песни, то есть песни, которые рождала улица, и в частности - одесская улица (образцы подобных песен - "Кичман", "Я и моя Маша", "Малина" и проч.). Существовали "жестокие" романсы, всякого рода псевдоцыганские песни - "Джон Грей", "Кирпичики", "Шахты" и прочая пошлятина.
Вся эта "литература" пользовалась огромным успехом в среде отсталых слоев населения в период нэпа.
Творческой работой советских композиторов и поэтов наш музыкальный быт очищен от "Кичманов" и ноющих у самоваров Маш. У нас поют бодрые, боевые советские песни".
Во время войны Дунаевский был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников и в одном вагоне со своим коллективом исколесил почти всю страну. Что касается его близких, то жена и сын с 1941 года жили на даче во Внукове, но в октябре того же года эвакуировались в Сибирь. В столицу они вернулись в 1944 году и одно время жили в кабинете Исаака Дунаевского в Центральном доме железнодорожников. Лишь в 1945 году им наконец дали отдельную квартиру на Кутузовском проспекте.
Находясь на вершине славы и успеха, он и внешне излучал творческую удачу и оптимизм. Дунаевский и в личной жизни был победителем. Несмотря на свою неброскую внешность, ему удавалось покорять сердца самых красивых женщин. Например, в 1934 году он влюбил в себя красавицу Наталью Гаярину. А через пять лет то же самое проделал с восходящей звездой советского кино Лидией Смирновой. Они познакомились во время съемок фильма "Моя любовь". Их роман длился более года и вполне мог завершиться законным браком. Однако на предложение руки и сердца со стороны Дунаевского Смирнова ответила отказом, и композитор тут же прервал с нею всякие отношения. (Более подробно об этом романе читатель узнает в главе "ЛИДИЯ СМИРНОВА").
После разрыва с Л. Смирновой Дунаевский внезапно влюбился в 19-летнюю танцовщицу ансамбля имени Александрова Зою Пашкову. Он увидел ее во время одного из концертов и тут же прислал ей за кулисы записку, в которой признавался в любви с первого взгляда. Девушка ответила взаимностью и вскоре была зачислена Дунаевским в его ансамбль железнодорожников. Затем она танцевала в Театре оперетты. В этом гражданском браке у Дунаевского в 1945 году родился еще один мальчик - Максим. Стоит отметить, что появления этого ребенка Дунаевский не ждал, да, видимо, и не хотел особенно (например, когда он узнал о том, что Зоя беременна, он порвал с ней всякие отношения, но ненадолго - как только она родила, он вновь к ней вернулся).
Между тем после рождения незаконнорожденного ребенка ситуация для Дунаевского еще более усложнилась. Он буквально разрывался между двумя женщинами и никак не мог выбрать окончательно одну из них. В одном из писем своей жене З. Судейкиной, которая знала об увлечении мужа на стороне, он писал: "Я не могу принять новой любви с той радостной удовлетворенностью, какая в этих случаях заставляет забыть все на свете. Я не могу! Мне порой кажется, что я трагически и безнадежно запутался. Никакая сила новой страсти, оказывается, не в состоянии отвратить мои чувства от тебя... И я чувствую себя глубоко несчастным человеком".
Но не только личная жизнь удручала известного композитора. Несмотря на свою всенародную популярность, он был "невыездным". За границу его выпустили только один раз: в 1946 году он съездил на короткое время в Чехословакию на съемки фильма "Весна". Затем он собирался поехать в Берлин на фестиваль молодежи, уже упаковал чемоданы, однако эту поездку в самый последний момент ему запретили.
В октябре того же года состоялся пленум Союза композиторов СССР. С его высокой трибуны звучала критика в адрес многих известных композиторов, но я приведу лишь один пассаж, касаемый Исаака Дунаевского. Его коллега по ремеслу Д. Кабалевский заявил: "Товарищ Дунаевский должен был вспомнить и свои ошибки. Ведь он все же был, пожалуй, первым композитором, попытавшимся форму западноевропейской джазовой музыки приспособить для выражения чувств и мыслей советских людей.
Он справедливо обвинял Блантера и других композиторов в том, что с их стороны было бестактным чистейший блюз делать формой выражения заветных чувств и мыслей советского бойца, но я думаю, что было не менее бестактно со стороны И. О. Дунаевского делать такой же чистейший блюз формой выражения сокровенных мыслей советской девушки в песне из фильма "Моя любовь" или в песне "Сердце, тебе не хочется покоя...".
Как и всякий творческий человек, Дунаевский пробовал себя в разных музыкальных театрах. Он стал автором целого ряда оперетт, которые стали классикой советского искусства: "Вольный ветер", "Белая акация", "Женихи". Однако в 1948 году, когда обвиняли в космополитизме С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, досталось и Исааку Дунаевскому. Один композитор, упоминая оперетту "Вольный ветер", заявил, что в ней "глаза и слуха советского человека не чувствуется, а видна попытка втиснуть чувства и мысли нашего современника в чужие, западные сюжеты".
2 сентября 1950 года в одном из своих писем Дунаевский писал: "Нам все время тычут в пример Толстого, Чехова, Чайковского и Глинку, Репина и Сурикова. Но забывают, что нам не дают писать так, как писали они..."
В другом письме, от 27 декабря того же года, находим такие строки: "Меня просил Большой театр написать балет "Свет". Но как писать о колхозной электростанции? О колхозной электростанции написано 16 повестей, имеются кинофильмы и т. д. Сколько можно?"
Читая сегодня строчки из этих писем, невольно ловишь себя на мысли, что творческое вдохновение, кажется, навсегда покинуло этого гениального композитора. Но нет. В том же году, когда писались эти горькие строки, на экраны страны вышел новый фильм с музыкой Исаака Дунаевского: фильм И. Пырьева "Кубанские казаки". Как вспоминают современники, песня "Каким ты был" из этого кинофильма стала всенародным шлягером тех лет. Сам композитор и его родственники (они проживали в Москве на Малой Бронной) вынуждены были чуть ли не ежедневно закрывать наглухо окна: отовсюду неслись звуки этой модной песни. В такие минуты Дунаевский, видимо, проклинал свое творчество.
Однако песни Дунаевского из "Кубанских казаков" были почитаемы не только в среде московских обывателей. Их с удовольствием слушали и в Кремле. Поэтому в 1951 году режиссер фильма и композитор были удостоены Сталинской премии. Для Дунаевского это была вторая Сталинская премия.
Как и подавляющее большинство советских людей, Дунаевский был фанатично предан И. Сталину. В 30-е годы, еще на заре своей популярности, Дунаевский попытался было написать произведение, посвященное вождю. Так появилась "Песня о Сталине". Однако самому Сталину эта песня не понравилась. Когда он ее услышал, произнес такую фразу: "Эту песню мог написать только человек, который не очень меня любит..." Больше попыток прославить вождя Дунаевский в своем творчестве не предпринимал, но Сталина любил беззаветно. В одном из своих писем 1950 года он, к примеру, писал: "Не надо здесь никаких романтических взглядов, чтобы сказать, что Сталин является величайшим человеком не только нашей эпохи. В истории человеческого общества мы не найдем подобных примеров величия и грандиозности личности, широты, популярности, уважения и любви. Мы должны гордиться, что являемся его современниками и пусть крохотными сотрудниками в его деятельности. Как часто мы (особенно молодежь) забываем, что одним воздухом дышит с нами, под одним с нами небом живет Сталин. Как часто у нас кричат: "Дорогой, любимый Сталин", а потом уходят в свои дела и пакостят на работе, в жизни, в отношениях к людям, друзьям, товарищам. Сосуществование со Сталиным требует от его современников безграничной чистоты и преданности, веры и воли, нравственного и общественного подвига. Сама жизнь Сталина является примером такого подвига во имя лучшей жизни на всей земле".
Напомню, что это не строки из какого-нибудь доклада на торжественном собрании, а отрывок из частной переписки Дунаевского. Своего мнения о вожде композитор не изменил даже тогда, когда в 1952 году, по "делу врачей-вредителей", был арестован его двоюродный брат - профессор-уролог Лев Дунаевский. После этого в МГБ вызывали и самого Дунаевского, и какое-то время над ним висела вероятность ареста. Однако в дело вмешался тогдашний первый секретарь Союза композиторов СССР Т. Хренников (Исаак Дунаевский был в его подчинении и возглавлял в союзе секцию легкой музыки). После вмешательства Т. Хренникова популярного композитора оставили в покое.
Между тем, окрыленные успехом, Пырьев и Дунаевский в 1953 году приступили к новой совместной работе - фильму "Испытание верности". Однако повторить успех "Кубанских казаков" им так и не удалось.
В повседневной жизни Дунаевский был довольно общительным человеком. Было у него и хобби - он собирал долгоиграющие пластинки, которые ему привозил из Греции его друг Костаки. К середине 50-х у Дунаевского была одна из самых обширных коллекций во всем СССР. Кроме этого, семья Дунаевских была почти единственной, у кого были собственные телевизор и магнитофон. По тем временам это была неслыханная роскошь.
В последний год своей жизни Дунаевский буквально метался между двумя семьями. В одном из писем он писал своей знакомой: "Выдержу ли собственные терзания? Хватит ли сил?.. Безволен я и слаб". В конце концов ему удалось выхлопотать для себя и молодой любовницы квартиру в композиторском кооперативе на улице Огарева, купить ей дачу в Снегирях. Вскоре должно было состояться новоселье, однако Дунаевский внезапно скончался. Вот что вспоминает об этом его сын Максим Дунаевский: "После возвращения с гастролей из Риги, с триумфальными проводами (отец в купе поезда признался: "Это мое последнее выступление, чувствую"), 25 июля 1955 года его унес сердечный приступ. У него всегда была сердечная недостаточность, развился тромбоз. (В медицинском заключении было записано, что смерть наступила "от коронаросклероза и гипертрофии сердца". - Ф. Р.). К тому же за неделю до смерти он перенес ангину, у него были сильные боли в ногах и левом плече. И вот в тот момент, когда мы с матерью были на даче, шофер отца нашел его мертвым в квартире на улице теперь его имени (между Кутузовским проспектом и Резервным проездом)".
Последние несколько часов жизни Дунаевского известны чуть ли не по минутам. В то утро он проснулся рано и сел писать письмо своей давней корреспондентке Л. Вытчиковой. Приведу лишь отрывок из этого письма: "Здоровье мое стало здорово пошаливать. Сердце перестало быть паинькой, болят ноги, болит левая рука. Настроение в связи с этим сильно падает, так как надо лечиться, а лечиться не люблю, ибо не верю всем медицинским наставлениям. Может быть, не столько не верю, сколько из-за эгоизма и любви к жизни не хочу подчиняться врачам. Заканчиваю новую оперетту "Белая акация", которая уже репетируется полным ходом. Это моя единственная работа, и ничем, кроме нее, не занимаюсь.
Выезжал только на авторские концерты в Ленинград и Ригу. Это так, для встряски. Именно в Ленинграде я и простудился, в результате чего у меня стало воспаление левой плечевой сумки..."
Буквально через несколько минут после написания этого письма - в 11 часов утра - Дунаевский скончался. В свидетельстве о смерти, выданном Киевским райбюро загса города Москвы, говорилось: "Причина смерти: коронаросклероз. Гипертрофия сердца".
Между тем сразу после внезапной смерти Дунаевского в народе стали упорно распространяться слухи о том, что композитор ушел из жизни не естественным путем, а якобы покончил с собой из-за какой-то темной истории, связанной с его старшим сыном Евгением. Что же это была за история? Послушаем самого Е. И. Дунаевского:
"После окончания художественной школы в 1951 году я поступил во ВГИК на художественный факультет. И 7 ноября поехал со своими сокурсниками отмечать праздники на дачу во Внуково. А там - ночью, пока я спал, - так называемые друзья выкрали у меня ключи от машины, сели в нее и поехали кататься. А был гололед, ездили они плохо, машина соскользнула с шоссе и разбилась, при этом погибла девушка. (Это была дочь бывшего министра иностранных дел СССР Максима Литвинова. - Ф. Р.).
Поскольку машина была оформлена на меня, мне, как морально ответственному, и пришлось за все отвечать - меня исключили из ВГИКа, где я не проучился и двух месяцев.
А на следующий год я поступил в Суриковский институт, и после третьего курса в числе лучших студентов поехал от Академии художеств на практику в Сибирь. Мы должны были на ледоколе пройти по Северному морскому пути и отобразить жизнь и быт моряков в своих картинах. Родители провожали меня в конце июня - это были мои последние минуты с отцом, а через месяц он умер. В это время наш корабль затерло во льдах, и, получив радиограмму, выбраться оттуда я не мог. Меня и гидросамолетом пытались снять, но ничего не получилось. Так я не попал на похороны отца. А в Москву вернулся только через две недели после его смерти.
Отсюда и пошел слушок о том, что, раз сына на похоронах нет, значит, где-то на Севере срок отбывает. От кого-то я слышал версию, будто меня даже расстреляли! А отец, безумно любивший меня, якобы так переживал и хлопотал, что не выдержал и застрелился! И вот с тех пор я так и хожу под этой сплетней. Всю свою жизнь..."
В заключение отмечу, что в июле 1955 года опубликовать некролог на смерть Дунаевского власти разрешили только двум центральным газетам: "Советскому искусству" и "Литературной газете". В остальных изданиях появились только традиционные маленькие "квадратики".
Р. S. После смерти композитора мать его второго ребенка Зоя Пашкова обратилась к родственникам покойного (его матери и четырем братьям) с просьбой официально признать Максима сыном Исаака Дунаевского и дать ему отчество отца. Так как те были прекрасно осведомлены о том, чей это сын, отказа в этой просьбе не последовало. Стоит отметить, что вскоре после этого З. Пашкова наконец вышла замуж официально.
Жена Исаака Дунаевского З. С. Судейкина прожила после смерти мужа более двадцати лет: сначала - в 1969 году - ее сразил инсульт, после которого ее парализовало, а в 1979 году она скончалась.
Два сына Исаака Дунаевского - Евгений и Максим - при жизни отца друг с другом не общались. Однако после его смерти они стали друзьями. Встречались чуть ли не каждый день. Даже когда в конце 80-х М. Дунаевский уехал в США, он периодически звонил брату в Москву, интересовался, как дела. Но, вернувшись в 1994 году обратно, отношения с братом внезапно прервал.
Что касается Исаака Дунаевского, то он оставил после себя богатое как личное, так и творческое наследие. С первым он поступил так: завещал все свои денежные сбережения жене, сыну Евгению и Зое Пашковой (причем, ей оставил больше всего, так как знал, что в случае его смерти она не будет являться правонаследницей).
Творческое наследие композитора включает в себя: 11 оперетт, 3 балета, музыку к 30 драматическим спектаклям, 28 кинофильмам и более 100 песен, среди которых такие шлягеры, как: "Песня о Родине", "Марш энтузиастов", "Песня о Каховке", "Песня о веселом ветре", "Песенка о капитане", "Сердце, тебе не хочется покоя...", "Каким ты был", "Ой цветет калина" и многие другие. Права на все произведения Исаака Дунаевского теперь принадлежат двум его сыновьям: Евгению и Максиму.

В январские дни с.г. любители музыки отмечали юбилеи двух популярных композиторов — отца и сына, Исаака и Максима Дунаевских: 115 лет со дня рождения Исаака Дунаевского и 70-летие Максима Дунаевского - композиторов, чья музыка стала неотъемлемой частью российского и мирового культурного наследия. Говорят, что природа на детях отдыхает. Здесь не тот случай… Отец, будущий музыкальный гений родился в небольшом городке Лохвице под Полтавой в семье кассира «Общества взаимного кредита» Цали Соломоновича Дунаевского. Мальчику дали имя Исаак Беру Иосиф Бецалев. Если отец Исаака к музыке никакого отношения не имел, то мать Розалия Исааковна неплохо пела и играла на нескольких музыкальных инструментах, как и дядя Самуил, брат отца, живший в их семье и бывший владельцем единственного в Лохвице граммофона. В семье Дунаевских было семеро детей, один ребенок в раннем возрасте погиб, единственная дочь стала учителем, а пятеро братьев - музыкантами. Из них, кроме Исаака, известными стали: Зиновий, заслуженный деятель искусств Украины, художественный руководитель ансамбля «Донбасс», автор знаменитого «Шахтерского вальса», и Семен, народный артист России, художественный руководитель детского железнодорожного ансамбля.

Моцарт из Лохвиц, так его называли родные и коллеги, начал писать в 15 лет, уже за полгода сочинил массу произведений, и не было в его молодые годы, во время учебы, ни одной хорошенькой девушки, которой «Дуня» (как его в шутку называли) не посвятил бы романс. Несмотря на долгое супружество с танцовщицей Зинаидой Судейкиной, он влюблялся и заводил романы постоянно, и платонические и отнюдь не платонические. Все женщины, которых он любил, были очень красивы. Это и его жена - балерина Зинаида Судейкина (мать старшего сына Евгения), актриса Лидия Смирнова, балерина Зоя Пашкова (мать младшего сына Максима - будущего композитора), танцовщица Наталья Николаевна Гаярина и многие другие. Смерть Исаака Дунаевского, казалось примирила друзей и врагов, завистников и доброжелателей. А Максим с матерью могли оказаться на улице. Согласно советским законам внебрачный сын не имел права не только на отчество и фамилию, но и на жилье. В ситуацию вмешался всемогущего Тихон Хренников. Специальным постановлением Совета Министров СССР Максиму было разрешено носить фамилию Дунаевский. Он стал официальным наследником великого отца. Максим Дунаевский вспоминает: «У папы, весьма известного в Москве ловеласа, было море поклонниц. И это несмотря на то, что росточка он был небольшого, да к тому же лысоват. Но обаяние его было таково – и это признает масса людей, не только женщин, но и мужчин, – что он мог в одну секунду завладеть вниманием любой аудитории. То есть отец обладал каким-то космическим, природным магнетизмом. Против его очарования очень сложно было устоять. Несмотря на то, что мама была совсем молодой девушкой, до отношений с отцом у нее уже был мужчина, с которым они не были официально зарегистрированы. Но, естественно, соперничать с отцом ему было не по силам. У папы же на момент знакомства с мамой давно была семья, рос сын. Однако и это не стало препятствием для отношений: их любовь продолжалась много лет, вплоть до самой смерти отца… Я видел постановление Совета Министров СССР, согласно которому меня официально признали сыном Исаака Дунаевского. Этот документ был нужен не только для того, чтобы дать мне фамилию, но и для того, чтобы я мог вступить в права наследства. В 1950 году папа стал председателем жилищного кооператива Союза композиторов на улице Огарева. Я думаю, что он хотел обеспечить жильем нас с мамой. Что он и сделал, увы, не дожив до въезда в нашу новую квартиру полгода. Думаю, если бы он тогда успел, то наверняка бы оформил развод и женился на маме. Кстати, та семья прекрасно знала о существовании нас с мамой и смирилась. Мой старший брат приезжал в гости, привозил игрушки… Но когда отца не стало, они сделали вид, что мама – временная любовница, а я – вообще неизвестно кто. И пытались лишить меня всего. Увы, маме пришлось судиться».

По рассказам современников вождь И.Сталин обожал фильмы «Веселые ребята» и «Волга-Волга», музыку к которым написал Иссак Дунаевский. Он был обласкан властью, известным общественным деятелем, депутатом Верховного совета. Имел роскошную четырехкомнатную квартиру в центре Ленинграда. Но так было не всегда. Закат его карьеры начался в 50-х. По одной из версий однажды он сочинил «Песню о Сталине», но вождю она не понравилась: «Эту песню мог написать только человек, который не очень меня любит…» Ему перестали заказывать музыку, его перестали приглашать на концерты. Популярность Дунаевского была огромной. Его боготворили, им восхищались. Но в 40-50-х годах поднялась волна антисемитизма. Коснулась она и Дунаевского. Самым «популярным» в то время обвинением было обвинение в космополитизме, в низкопоклонстве перед западной культурой. Началась травля композитора в печати. В Союзе композиторов нашлись люди, даже из числа его бывших друзей, которые посчитали своим долгом осудить Дунаевского… Но когда кольцо травли вокруг беспартийного Дунаевского сжалось до предела, открыто и смело поддержал и защитил его председатель Союза композиторов СССР Тихон Хренников. Он пошел в ЦК партии и рискнул сказать в лицо главному партийному идеологу Жданову такие слова: «Я говорю… о первом композиторе, который приблизил советскую музыку к народу, я говорю об Исааке Дунаевском…». Известно содержание тогдашнего телефонного разговора Зинаиды Осиповны с братом: «В период этой кутерьмы я позвонила Исааку из Полтавы и спросила его о самочувствии. «Зиночка, ответил он мне , — я отвык молиться. Если ты не потеряла этой способности, то помолись нашему еврейскому Богу за русского Тихона — я ему обязан честью и жизнью ». Вот, что говорил о том времени Максим Дунаевский в интервью на сайте jewish . ru 14.04.2009: « Расскажу вам один интересный факт. Несмотря на то, что у нас было очень много репрессированных евреев - в искусстве, в поэзии, в литературе, тем более, в науке, Исаак Дунаевский у «них», то есть у партийных чиновников высшего ранга, не ассоциировался с евреем. Можно сказать, что тогда существовала одна национальность - советская. Исаак Осипович Дунаевский в русской душе никак не ассоциировался с евреем. Это был наш русский советский композитор, популярнейший песенник. Когда он выходил на улицу, его окружали толпы поклонников. Его узнавали, несмотря на то, что в то время не было телевизоров и таких средств массовой информации, как сейчас. Это поразительно! И, я думаю, что это в какой-то мере останавливало наших кровожадных правителей. Говорят, Исаак Дунаевский даже был в списке, о котором мне рассказывал в свое время Аркадий Исаакович Райкин. Не знаю, легенда это или правда, но якобы существовал некий сталинский список из шестидесяти евреев, которых нельзя было трогать. Правда, отец и многие, такие же, как он, об этом не знали и ждали, когда за ними придут. Был арестован брат отца - Лев Исаакович Дунаевский - знаменитый хирург, другие его родственники. Поэтому он тоже ждал ареста, но, к счастью, этого не произошло. Хотя здоровье он из-за этого, конечно, подорвал. Было впоследствии какое-то пренебрежение. В частности поэтому он так и не получил звание народного артиста СССР, что в пятьдесят лет для человека такого уровня, как он, само собой разумелось… Я не испытывал давления по национальному признаку. Настало абсолютно другое время. Я был дитя оттепели».

Относительно недавно опубликовано письмо Исаака Дунаевского к известному музыкальному деятелю Персону Д.М. от 17 февраля 1953 года: «Газеты и радио продолжают вопить о мифических “убийцах в белых халатах”. И в такой момент Вы, Давид Михайлович, советуете мне “отключиться от всего” и возобновить работу над оперой. Вы что - не читали рассказ Мопассана, по которому Булгаков сочинил либретто? Не знаете, что Рашель - это модифицированная Рахиль? Я сейчас в прескверном настроении и боюсь, что зафиксирую на бумаге вовсе не те чувства, которые я испытываю к памяти Булгакова. Давайте лучше поговорим при выезде… А теперь скажу лишь одно: если в 1939 году мне бы за “Рашель” приписали антипактовские настроения, то сегодня, при намерении довести свой замысел до конца, я угодил бы в агенты “Джойнта”. Устраивает Вас такая перспектива для композитора Дунаевского? Помните блистательную “Жидовку” Галеви? Она не сходила со сцен дореволюционных оперных театров. Можете ли Вы себе представить эту “Жидовку” на современной советской сцене? То-то. А Вы говорите - “Рашель” Я горжусь, что в доме Булгаковых мою демократическую музу ценили больше, чем изысканный модерн современных “гениев”. Вы знаете, Давид Михайлович, я не трус. Но единственное, чего я боюсь, - это ненароком повстречаться с Еленой Сергеевной. Как я посмотрю ей в глаза? Ведь “Рашель” была последней надеждой в доме Булгаковых, а я эту надежду не оправдал… Грустно!» Возможно, всё это и свело его так рано в могилу. Он умер 25 июля всего в 55 лет. Творческое наследие Исаака Дунаевского - 11 оперетт, три балета, музыка к 30 драматическим спектаклям, 28 кинофильмам и более 100 песен. Одну из них - «Широка страна моя родная» - можно смело назвать еще одним гимном СССР. Исаак Дунаевский был евреем – во всяком случае так было написано в знаменитой пятой графе его паспорта. Но разве музыка, которую он писал, была еврейской? Отнюдь. Недоброжелательные советские критики обвиняли его в низкопоклонстве перед Западом. И следует признать, что небезосновательно: музыка Дунаевского была и впрямь написана в лучших традициях бродвейских мюзиклов, истоки которых находятся в джазе – сложном синтезе африканской и европейской культур.. Еврейского в музыке Дунаевского нет абсолютно ничего. Поэтому можно говорить о том, что Дунаевский был советским композитором еврейского происхождения. Но уж ни в коем случае не еврейским композитором.

Максим Дунаевский пошел по стопам отца. Он окончил Московскую консерваторию. Всенародную славу и любовь сыскал, как и отец, благодаря кино. В 1977 году написал музыку к фильму «Три мушкетера», после чего стал активно сотрудничать с режиссерами. Младший Дунаевский - автор музыки к более чем 60 кинофильмам и 20 мюзиклам. Он активно занимается общественной деятельностью и благотворительностью, является президентом Благотворительного культурного фонда имени Исаака Дунаевского. Долгое время жил в США, плодотворно работал с Голливудом. Сейчас живет на две страны: Америку и Россию. Он достойный продолжатель дела своего прославленного отца и на протяжении многих лет дарит людям замечательные мелодии, плодотворно сотрудничая с известными поэтами-песенниками России, режисёрами театра и кино, популярными испонителями. И как результат – признание и любовь любителей музыки. Позравим юбиляра и пожелаем ему дальнейших творческих успехов!


Top