Тесты по русскому языку на тему "обращение". Тест «Знаки препинания при обращении Предложения с обращениями тест

Тест «Обращение и знаки препинания при нём» для 8 класса

1. Укажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными существительными.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин И.)

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Пушкин А.)

3) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха. (Крылов И.)

4) Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: писать тебе посланье мне было недосуг. (Пушкин А.)

2. Укажите предложение, в котором обращение выражено одушевлённым существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.(Павлова К.)

2) Ты хочешь меду, сын? - Так жала не страшись.(Батюшков К.)

3) Моя вечерняя звезда! Моя последняя любовь! На потемневшие года приветный луч пролей ты вновь! (Вяземский П.)

4) Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия! (Пушкин А.)

3. Укажите предложение с распространённым обращением.

1) Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей. (Островский А.)

2) Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин А.)

3) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (Фет А.)

4) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? (Лермонтов М.)

4. Укажите предложение с распространённым обращением.

1) Здравствуй, красавица Волга, с детства тебя я любил. (Некрасов Н.)

2) «Он свой, Вадик, свой, - стал оправдываться Федька. - Он у нас живёт». (Распутин В.)

3) «Чего ты пристал к человеку, Птаха? - щурясь на меня, сказал Вадик. - Понял, человек играть пришел. Может, он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?» (Распутин В.)

4) Твой лик, о ночь, не мог меня томить! (Фет А.)

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Свет Родионовна, забуду ли тебя? (Языков Н.)

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил. (Плещеев А.)

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе. (Некрасов Н.)

4) Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде. (Пущин И.)

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе. (Пушкин А.)

3) Приготовь же, Дон заветный, для наездников лихих сок кипучий, искрометный виноградников твоих. (Пушкин А.)

4) Простите мирные долины, и вы знакомых гор вершины, и вы знакомые леса. (Пушкин А.)

7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?

Ты письмо мое, (1) милый,(2) не комкай. До конца его, (3) друг, (4) прочти. Надоело мне быть незнакомкой,(5) быть чужой на твоем пути... (Ахматова А.)

8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?

Мои первые шаги в мире поэтическом,(1) вы были осмеянными шагами по битому стеклу, (2) по тёмным остро крайним кремням,(3) по дороге пыльной, как будто не ведущей ни к чему. (Бальмонт К.)

9. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?

Мой первый друг, (1)мой друг бесценный,(2) и я судьбу благословил, (3) когда мой двор уединенный, (3) печальным снегом занесенный,(4) твой колокольчик огласил. (Пушкин А.)

10. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

1) Память моя сотвори ещё раз чудо сними с души тревогу тупой гнёт усталости пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. (Астафьев В.)

2) Любимый город может спать спокойно. (Долматовский Е.)

3) Платком взмахнула у ворот моя любимая. (Долматовский Е.)

4) Куда меня знакомая дороженька ведет? (Боков В.)

Тест «Обращение и знаки препинания при нём» для 8 класса

1. Укажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными существительными.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин И.)

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Пушкин А.)

3) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха. (Крылов И.)

4) Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: писать тебе посланье мне было недосуг. (Пушкин А.)

2. Укажите предложение, в котором обращение выражено одушевлённым существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.(Павлова К.)

2) Ты хочешь меду, сын? - Так жала не страшись.(Батюшков К.)

3) Моя вечерняя звезда! Моя последняя любовь! На потемневшие года приветный луч пролей ты вновь! (Вяземский П.)

4) Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия! (Пушкин А.)

3. Укажите предложение с распространённым обращением.

1) Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей. (Островский А.)

2) Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин А.)

3) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (Фет А.)

4) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? (Лермонтов М.)

4. Укажите предложение с распространённым обращением.

1) Здравствуй, красавица Волга, с детства тебя я любил. (Некрасов Н.)

2) «Он свой, Вадик, свой, - стал оправдываться Федька. - Он у нас живёт». (Распутин В.)

3) «Чего ты пристал к человеку, Птаха? - щурясь на меня, сказал Вадик. - Понял, человек играть пришел. Может, он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?» (Распутин В.)

4) Твой лик, о ночь, не мог меня томить! (Фет А.)

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Свет Родионовна, забуду ли тебя? (Языков Н.)

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил. (Плещеев А.)

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе. (Некрасов Н.)

4) Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде. (Пущин И.)

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе. (Пушкин А.)

3) Приготовь же, Дон заветный, для наездников лихих сок кипучий, искрометный виноградников твоих. (Пушкин А.)

4) Простите мирные долины, и вы знакомых гор вершины, и вы знакомые леса. (Пушкин А.)

7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?

Ты письмо мое, (1) милый,(2) не комкай. До конца его, (3) друг, (4) прочти. Надоело мне быть незнакомкой,(5) быть чужой на твоем пути... (Ахматова А.)

1) 1, 2, 3

2) 1,3

3) 2, 3, 4, 5

4) 1, 2, 3, 4

8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которыхставятся звапятые при обращении?

Мои первые шаги в мире поэтическом,(1) вы были осмеянными шагами по битому стеклу, (2) по тёмным острокрайним кремням,(3) по дороге пыльной, как будто не ведущей ни к чему. (Бальмонт К.)

1) 1

2) 1, 2, 3

3) 1, 3

4) 2, 3

9. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?

Мой первый друг, (1)мой друг бесценный,(2) и я судьбу благословил, (3) когда мой двор уединенный, (3) печальным снегом занесенный,(4) твой колокольчик огласил. (Пушкин А.)

1) 1, 2, 3

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 2

10. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

1) Память моя сотвори ещё раз чудо сними с души тревогу тупой гнёт усталости пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. (Астафьев В.)

2) Любимый город может спать спокойно. (Долматовский Е.)

3) Платком взмахнула у ворот моя любимая. (Долматовский Е.)

4) Куда меня знакомая дороженька ведет? (Боков В.)

Предварительный просмотр:

Художественные средства выразительности

Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение.

  1. Тропы помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо, наглядно;
  2. обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны;
  3. отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию.

Сравнение : сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака

Какие способы для создания сравнений вы находите?

  1. Река как зеркало стальное.
  2. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то. (А.Чехов).
  3. Лежал закат костром багровым (А.Ахматова).
  4. Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов).
  5. Сводом каменным кажется небо (А.Ахматова).

Какова функция сравнения в тексте?

  1. Сравнение, сближая разные явления, помогает ощутить их глубинную, иногда совершенно неявную взаимосвязь. Образ становится более точным, рельефным, ёмким, наполняется смысловыми оттенками и полутонами.

Метафора ( с греч. - перенос)

Что такое метафора? Понаблюдайте над примерами сравнения, метафоры и эпитета и попытайтесь дать определение метафоры, почувствовать ее особенность:

  1. река как зеркало (сравнение);
  2. зеркальная река (эпитет);
  3. зеркало реки (метафора).
  1. Метафора – это скрытое сравнение ; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.

метафора позволяет сделать художественный образ наиболее выразительным, резко индивидуальным, помогает нам «увидеть», представить его

Что вы видите, читая эти строки?

  1. В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

(С.Есенин);

  1. Пустых небес прозрачное стекло.

(А.Ахматова);

метафора помогает почувствовать состояние героя, его душевный настрой

В каком душевном состоянии находится лирический герой?

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил,

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

(С.Есенин)

Аллегория : иносказание, отражение отвлеченного понятия через конкретный образ.

  1. Всмотритесь в аллегорические скульптурные образы и подумайте – для чего необходимо отвлеченное понятие отражать через конкретный образ?

В основе самого крупного петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.

Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию «Нимфы, несущие земную сферу»: скульптуры олицетворяют четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра.

Проверьте себя:

  1. Абстрактное, отвлеченное понятие, получая выражение в конкретной образной форме, становится зримым, понятным, обнаруживается его внутренняя сущность.

Символ

  1. Многозначный образ, связующий собой разные планы воспроизводимой действительности на основе их существенной общности.

Символ предполагает множественность толкований, расширяет ассоциативный план высказывания, тем самым обогащая его содержание.

Что может символизировать образ моря, созданный

Иваном Айвазовским?

Метонимия (с греч. - переименование) -
перенос значения по смежности явлений

  1. эй, шляпа, остановитесь (с человека на его одежду );
  2. выпить бокал вина (с содержимого на содержащее) ;
  3. собрался весь Эльзас (с жителей на населенный пункт );
  4. прочитал всего Шекспира; поздний Блок; ранний Есенин (с произведения на имя автора ).

Для какой цели используется метонимия?

  1. Цель метонимии – выделить основное, наиболее важное в данном случае и представить выделенное в яркой, предметно ощутимой форме.

Синекдоха
(с греческого «соотнесение»)

Что с чем соотносится и по какому принципу?

  1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов); Швед, русский колет, рубит, режет (М.Лермонтов).
  2. Вся армия соотносится с одним солдатом, ее представителем; множественное число обозначается через единственное;
  3. Все флаги в гости будут к нам (А.Пушкин)
  4. страна как целое обозначается через ее государственный флаг;
  5. Усилить бой бестрепетных сердец (А.Фет)
  6. человек соотносится с его сердцем, что в данном случае является для поэта главным, самым существенным признаком человека.

Синекдоха – это…

  1. Частный случай метонимии: перенос значения с целого на его часть, с множественного числа – на единственное.
  2. Так же, как и метонимия, выделяет существенное, значимое для автора, создает яркий образ

Повторим:

Как связаны между собой: Метафора – метонимия - синекдоха

В чем отличие: символ - аллегория

  1. Олицетворение - Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.

Мы знаем, как удивительны олицетворения в русской литературе. Они отражают не только яркость художественного образа, но и определенное мировосприятие поэта, его взгляд на мир.

Ощутите это мировосприятие в стихотворных текстах С.Есенина: как осмысливается поэтом взаимосвязь человека и природы?

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко

Крадётся мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

Олицетворение помогает ощутить одухотворенность окружающего мира, взаимосвязь человека и природы, тонкую грань между живым и неживым, выявляя условность самого понятия «неживое».

Всмотритесь в жизнь природы на этих картинах и сформулируйте одну фразу, которая бы обнаружила функциональность олицетворения:

  1. Гипербола - Преувеличение:
  2. Усиливает существенные, значимые свойства, признаки явления, предмета или действия.

Для каких целей используется гипербола в следующих примерах?

  1. Сидит милый на крыльце

С выраженьем на лице,

А у милого лицо

Занимает всё крыльцо.

  1. в сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).

Гротеск

  1. Сильное преувеличение, выводящее изображаемое в область фантастики, условности.
  2. Фантастическое преувеличение значимого для автора признака или явления помогает показать его сущность, иногда скрытую от поверхностного взгляда.

Литота

  1. Приуменьшение:

Талии никак не толще бутылочной шейки (Гоголь).

  1. Литота помогает создать зримый, запоминающийся образ, передать авторское отношение или чувство.

Как вы думаете, почему на нашей схеме мы оформили взаимосвязь этих тропов именно так:

Перифраза (перифраз)

  1. Описательное выражение; замена однословного названия описательным оборотом:
  2. Это был не просто орел – к этому гордому и немного надменному созданию как нельзя лучше подходило определение «царь птиц»;
  3. Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

(М.Лермонтов)

Какому образу осени на картинах И.Левитана соответствует перифраза:
унылая пора, очей очарованье (А.Пушкин)?

Для чего используется перифраза?

  1. Какова функция перифразы в этом тексте?
  2. На крыльцо выскочило милейшее создание – маленький щенок болонки с черными глазками и смешным хвостиком, никогда не знавшим покоя. Как тут же выяснилось, это «милейшее создание» сгрызло за неделю любимые туфли хозяина и прихватило гостевые тапки.
  1. Перифраза выявляет авторское отношение к изображаемому; создает яркий, неповторимый образ; указывает на существенные в данном случае, важные для автора свойства, качества, признаки.

Ирония
(с греческого «притворство»)

Прочитайте эти примеры и скажите, почему ирония – это «притворство»?

  1. отколе, умная, бредешь ты, голова («умная голова» – обращение к ослу в басне Крылова).
  2. «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего» (Н.Гоголь).

Что такое ирония и для чего она служит?

  1. Употребление слова или высказывания в смысле, обратном буквальному.
  2. Ирония подчеркивает авторскую насмешку, выявляет скрытую дисгармонию, алогичность явления. Высшая степень проявления иронии – сарказм – насмешка едкая, горькая, выявляющая авторское неприятие.

Эпитет - художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир.

Подберите эпитеты к слову «река», отражающие неповторимость живописного образа на каждой картине:

Эпитет придает выражению образность и эмоциональность

Найдите эпитеты в тексте и аргументируйте свой выбор:

Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. По всему саду раздаются голоса и скрип телег.

(И.Бунин)

Повторим: прокомментируйте обобщающую схему тропов, но сначала постарайтесь ее припомнить

Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов

  1. Фигуры усиливают воздействие речи на читателя;
  2. подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями;
  3. придают тексту наглядность, эмоциональность;
  4. выделяют наиболее важное в содержании.

Сочетания слов, основанные на повторе

Повтор (лексический повтор)

  1. Значимый повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или соседних строк:

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней.

(Ф.Тютчев)

  1. Повтор подчеркивает значимое для автора слово, заставляя читателя вдуматься в его смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.

Одинаковы ли функции повтора в художественном и публицистическом текстах?

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

(Б.Пастернак)

Для каждого человека его время есть загадка, туманность, хаотичное сцепление случайных событий, в которых лишь угадывается закономерность, а история дарует нам возможность, открыв что-то в прошлом, выстроив события в логическую цепь, в случайном увидеть закономерное, в частном – проявление общего, в отдельном – его связь с целым.

Исторический процесс предстает именно процессом, имеющим начало в прошлом и продолжение в настоящем.

Анафора

  1. Единоначатие; повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк):

Август – астры,

Август – звёзды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август.

(М.Цветаева).

Что анафора помогает нам понять в чувстве лирического героя А.Фета?

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих клёнов шатёр.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Только в мире и есть, что душистый

Милой головки убор.

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор.

Для чего служит анафора?

  1. Анафора создает особую мелодию строки, подчеркивает, вновь и вновь называя в начале предложений, нечто значимое для автора.

Эпифора

Повторение слов или словосочетаний в конце предложений (строк):

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

(Н.Гоголь)

Эпифора так же, как анафора, создает мелодию строки, обнаруживает особое смысловое наполнение повторяющихся слов.

Параллелизм
(синтаксический параллелизм)

  1. В чем своеобразие построения следующих строк?

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

(А.Ахматова «Родная Земля»)

Параллелизм – это…
Продолжите фразу.

  1. Одинаковое синтаксическое построение смежных фраз, параллельное расположение в них сходных членов предложения.
  2. Параллелизм служит ритмико-интонационной организации строки, выявляет взаимосвязь явлений.

Многосоюзие

  1. Значимое, намеренное повторение союзов в одном предложении:

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

(А.Пушкин)

  1. Повторяющиеся союзы либо связывают явления, выявляя их родственность, равновеликость, либо разделяют, дробят, подчеркивая выборочность, единственность.

Бессоюзие

  1. Бессоюзие подчеркивает обособленность отдельных слов, фраз, а значит, и явлений, однако эта обособленность всё же означает их внутреннюю связь, взаимообусловленность. Всё это – грани чего-то единого.

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

(А.Блок)

Ряды однородных членов

  1. Значимое для создания образа или выражения авторской мысли употребление однородных членов.
  2. Ряды однородных членов помогают передать полноту, детальность изображаемого мира (если однородными оказываются подлежащие или дополнения); его динамику (при однородных сказуемых), многогранность (при однородных определениях).

Почему для выражения своей мысли Исааку Левитану оказались необходимы ряды однородных членов?

Посмотрите на лучшие картины Саврасова, например, «Грачи прилетели». Какой ее сюжет? Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, – и только! Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу.

Сочетания слов, основанные на соотношении значений

Антитеза –
контраст, противопоставление

Два поэта – два стихотворных отрывка – два разных случая использования антитезы. В чем сходство и различия функции этой фигуры?

  1. Кто создан из камня, кто создан из глины

–А я серебрюсь и сверкаю.

(М.Цветаева)

  1. Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

(А.Некрасов)

Сделаем вывод о функциональности антитезы:

  1. Антитеза придает высказыванию особую внутреннюю энергию, подчеркивает неслиянность, несоответствие предметов или явлений, тем самым обнаруживая в этом противопоставлении их уникальность, неповторимость. Однако может использоваться и для того, чтобы обнаружить внутреннюю противоречивость целостного явления.

Оксюморон –
соединение в одном словосочетании несоединимого

  1. Зачем оказывается необходимым соединить несоединимое? Какой образ создается благодаря оксюморону?
  2. снежный огонь (А.Блок)
  3. грустная радость (С.Есенин)
  1. Оксюморон подчеркивает необычность авторского видения, обнаруживает внутреннюю пластичность явления, способного сочетать взаимоисключающие признаки.

Градация

  1. Расположение слов по возрастающей (или убывающей) значимости:

Не жалею, не зову, не плачу…

(С.Есенин)

  1. Усиливает различные оттенки одного чувства, все более и более повышает эмоциональность и внутреннюю экспрессию высказывания.

Умолчание (фигура умолчания) -
внезапно оборванное высказывание

  1. Понаблюдайте над текстами и предположите, что может быть скрыто за этим «красноречивым» многоточием?

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино.

Но если по дороге куст

Встает, особенно – рябина…

(М.Цветаева)

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже.

На тебя она страшно похожа.

Может, думает обо мне…

(С.Есенин)

Для чего используется фигура умолчания?

  1. Умолчание предоставляет читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно оборванном высказывании, ощутить авторское отношение к изображенному, авторские чувства.

Парцелляция

  1. Понаблюдайте над текстом и скажите, что такое парцелляция и какова ее функция?

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины.

До оснований, до корней,

До сердцевины.

(Б.Пастернак)

Проверьте себя:

  1. Парцелляция – выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. Постановка точки там, где ее быть не должно. Разрыв предложения точкой, которая выносит определенные члены предложения в новое предложение.
  2. Парцелляция, разделяя то, что в обычной речи разделению не подлежит, сбивает инерцию читательского восприятия, заставляет вдуматься в каждое звено в отдельности, осознать его глубинный смысл и «самость».

Эллипсис

  1. Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения:

Загляну я в неба очи – звёзды,

Загляну тебе я в очи – звёзды.

(В.Курдюмов)

Посреди комнаты – огромная изразцовая печка,

На каждом изразце – картинка,

А в единственном окне – снег, снег, снег.

(М.Цветаева)

  1. Эллипсис привносит особую экспрессию, внутреннюю энергию, динамичность; разорванная, укороченная строка создает ощущение пульсации авторского чувства.

Инверсия

  1. Обратный порядок слов:

И слышно было до рассвета, как ликовал француз (сказуемое +подлежащее);

На закат ты розовый похожа (определяемое слово+определение).

  1. Инверсия всегда переносит интонационное и смысловое ударение, подчеркивая то слово, которое для автора оказывается наиболее важным.

Фигуры, повышающие эмоциональность высказывания, привлекающие внимание читателя к определенным частям текста

Риторический вопрос

  1. Вопрос, задающийся с целью привлечения внимания слушателя и зачастую не предполагающий ответа.
  1. Чему служит риторический вопрос в художественном тексте?

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи…

(И.Тургенев)

Для чего используется риторический вопрос в публицистическом тексте?

Понаблюдайте над текстом:

Вправе ли мы назвать историю только наукой? Быть может, история – это нечто большее?

Время бесконечно. Оно бесконечно не только в глубинах будущего, но и в глубинах прошлого, куда пытается заглянуть история. Бесконечность прошлого увлекает, поражает, притягивает к себе как Великая Тайна, которую вряд ли возможно разгадать до конца. Прошлое, как египетский Сфинкс, обращает к нам взор таинственный и молчаливый, пугающий и манящий. Кто может заставить этого Сфинкса заговорить?

Именно история способна если не разгадать полностью, то хотя бы приблизиться к разгадке этой Великой Тайны прошлого; именно благодаря истории прошедшие века обретают свои контуры, превращаются из темного хаоса в гармонизированный Космос, в котором рождаются и гибнут цивилизации, сталкиваются интересы и чувства, обретают величие и низвергаются в прах империи.

Как удается истории остановить время? История улавливает и воссоздает прошлое по немногим «знакам», которые оно оставляет нам: по документам и семейным архивам, клочкам пергаментов и книжных фолиантов. И лишь историк за этими мертвыми «знаками» способен увидеть само время – время поэтов, титанов и мудрецов. И как тут не позавидовать этой высокой, трудной и счастливой доле? Ведь историк – это всегда первооткрыватель: подобно мореплавателям прошлого, историки открывают и дарят миру новые материки – материки времени. Вероятно, Генрих Шлиман, открывший в 1870 году Трою, ощущал то же, что Магеллан или Колумб, Белинсгаузен или Крузенштерн.

Каковы функции риторического вопроса?

  1. Риторический вопрос служит для выявления логики высказывания,
  2. является средством связи разных мыслей,
  3. обнаруживает логику авторского размышления,
  4. привлекает внимание читателя, словно приглашая его задуматься над очень важной для автора проблемой.

Риторическое восклицание

  1. Фигура, повышающая эмоциональный уровень речи:

Да здравствует солнце,

Да скроется тьма!

(А.Пушкин)

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!

(И.Тургенев)

  1. Риторическое восклицание придает большую энергетику высказыванию автора, усиливает выражение его чувств, их воздействие на читателя.

Риторическое обращение

  1. Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо.

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

(А.Фет)

  1. Выражает авторское отношение, привлекает внимание. Возможность отзыва того, к кому обращаются, не предполагается.

Вспомните систему фигур, объясните их взаимосвязи

сравнение

гротеск

гипербола

литота

тропы

15.11.2015 6061 404 Айтимбетова Марал Зекентаевна

1.Что изучает раздел синтаксис?

А) части речи

В) звуки и буквы

С) словосочетание и предложение

Д) знаки препинания

Е) значение слов

2. Найдите три способа связи слов в словосочетании:

А) согласование, управление, примыкание

В) подчинительная, сочинительная

С) страдательные, действительные

Д) относительные, качественные, притяжательные

Е) согласование, подчинительные, сочинительные

3. Зависимое слово в согласовании:

А) прилагательное

В) наречие

С) деепричастие

Д) неопределенная форма глагола

Е) существительное

4.Что такое предложение?

А) грамматически и интонационно оформленная единица языка, выражающая законченную мысль.

В) сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически

5. Укажите главные члены предложения

А) определение, обстоятельство

В) подлежащее, сказуемое

С) дополнение, подлежащее

Д) сказуемое, обстоятельство

Е) определение, дополнение

6.Дополнения бывают

А) сочинительные, подчинительные

В) притяжательные, относительные

С) прямые, косвенные

Д) страдательные, действительные

Е) подлежащее и сказуемое

7. По способу связи с главным словом различаются определения

А) образа действия, времени

В) условия

С) степени

Д) согласованные, несогласованные

Е) причины

8.Что такое обращение?

А) слово или сочетание слов, называющие того, к кому обращаются с речью

В) слова, сочетание слов, которые передают отношение говорящего к сообщаемому

С) главный член предложения, который обозначает предмет

Д) главный член предложения, который обозначает состояние предмета

Е) устойчивое выражение, которое можно заменить одной глагольной формой

9.Укажите предложение, в котором есть обращение

А) Пришла весна

В) Русский язык очень коварная штука.

С) Букет был собран, должно быть, недавно.

Д) Родимый, он уехал.

Е) Одним словом, он был не в духе.

10.Специальные слова или сочетания слов при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем сообщает:

А) вводные слова

В) обращение

С) однородные члены

Д) подлежащее

Е) сказуемое

11. Обращение стоит в начале предложения в:

А) Как ты хорош, простор пашен!

В) Завтра, друзья, мы совершим поездку на автобусе.

С) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Д) О чем ты думаешь, казак?

Е) Кудесник, ты лживый безумный старик!

12. Укажите предложение, где нет вводного слова:

А) Наш цех несомненно выполнит досрочно заказ.

В) К вечеру несомненно соберется гроза.

С) Летом несомненно предстоят интересные соревнования.

Д) Несомненно погода улучшается.

Е) Решение по этому делу ясно и несомненно.

13. Обращение стоит в конце предложения в:

А) Как хорошо ты, о море ночное!

В) Друзья, вы просите рассказать о себе побольше.

С) Шагай, страна, быстрей, моя.

Д) Земля родная, о тебе и сны, и думы мои.

Е) Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.

14. Определите, чем является выделенное слово в предложении: Ты опять, опять со мной, бессонница.

А) вводное слово

В) обращение

С) междометие

Д) обособление

Е) сравнительный оборот

15.Определите значение вводных слов:

Лучше сказать, собственно говоря, другими словами, словом.

А) различные чувства

В) способ выражения мысли

С) уверенность

Д) порядок мысли

Е) неуверенность

16. Обращение стоит в начале предложения в:

А) Ты пахни в лицо, ветер с полудня.

В) Ты мне брось, каланча пожарная пугать людей.

С) Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я посвящаю снова стих небрежный.

Д) Я жду тебя, мой запоздалый друг.

Е) Отчий край, ты есть иль нет?

17. Определите вид вводного слова в предложении

У нас весна, солнышко греет, одним словом, жизнь расцветает

А) уверенность

В) источник сообщение

С) способ выражения мысли

Д) порядок мысли

Е) неуверенность

18. Обращение стоит в начале предложения в:

А) Гори, гори, моя звезда, гори звезда приветная!

В) Как могу, подружки, петь?

С) Это ты, Гринька? –спросил Федор.

Д) Ты письмо мое, милый не комкай.

Е) Ива, дерево русалок, не мешай мне на пути.

19. Определите тип вводного словосочетания:

По мнению Вернадского, живой организм и земная кора близки по химическому составу.

А) источник сообщения

В) различные чувства

С) порядок мысли

Д) способ выражения мысли

Е) различная степень уверенности

20. Укажите предложение, где нет обращения

А) И ты тоже прощай, вольный корабль.

В) Путник, мой, ты далече, но я с тобою говорю.

С) Ах постой, постой, любезная моя! Дай мне наглядеться, радость, на тебя.

Д) Но, к моей великой досаде, Швабрин, обычно снисходительный, решительно заявил, что песня моя нехороша.

Е) Великий Пушкин, гений твой мы чтим сегодня всей страной.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

1 вариант.

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение - это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа , одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

2. Укажите предложениЯ с обращением (знаки препинания не расставлены).

1. Вот тёмный тёмный сад!

2. Звени звени златая Русь, волнуйся неуёмный ветер!

3.Жизнь моя по-прежнему теки!

4.Жизнь моя ничуть не стала тише, громкий пульс в крови мы сберегли.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин И.)

(Пушкин А.)

(Крылов И.)

4) Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: писать тебе посланье мне было недосуг. (Пушкин А.)

4.Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

5. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ребята пошли на речку.

2. Мама купила мне книгу

Проверочная работа по теме «Обращение»

2 вариант

1. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

3.Укажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными существительными.

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха.

Проверочная работа по теме «Обращение»

3 вариант

1. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

2.В каком предложении нет обращения?

1. Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2. Взвейтесь кострами, синие ночи!

3. Ты, видимо, Вася, меня не услышал.

4. Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

3.Укажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными существительными.

1) Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: писать тебе посланье мне было недосуг.

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха.

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

4.Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. ()

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. ()

5.Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

Тест по теме «Обращение», 5 класс
1. С чем нельзя согласиться?1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.3) Обращение может стоять в любой части предложения.4) Обращение может быть выделено на письме знаками препинания.
2. Одно из утверждений неверно. Найдите его.1) Обращение - это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.
3.Выберите ошибочное утверждение.1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.2) Обращение всегда выделяется на письме знаками препинания.3) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.4) Частица О, находящаяся перед обращением, отделяется от него знаками препинания.5) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.6) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.
4. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)
а) Чем вы, гости, торг ведете?
б) Вчера к нам приехали гости.
в) Ты никогда об этом не узнаешь!
5. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)
а) Спой светик не стыдись!
б) Ты не прав.
в) Моя сестра учится в школе.
6. Укажите предложения с обращением (знаки препинания не расставлены)
А) Я очень рад тебе.
Б) Не трещите морозы в заповедном бору.
В) Вихри вьюги и бураны разыграйтесь к ночи.
7. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Мама (1) разреши мне пойти гулять.
Мама (2) разрешила пойти мне гулять.
Разреши мне пойти гулять (3) мама.
а) 1, 2, 3 б) 1, 2 в) 1, 3
8. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Во всех нарядах (1) сестренка (2) ты хороша!
Во всех нарядах (3) сестренка (4) хороша.
Сестренка (5) хороша во всех нарядах.
Сестренка (6) ты хороша во всех нарядах.
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6
б) 1, 2, 6
в) 3, 4, 6
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
а) Свет мой, зеркальце, скажи…
б) Ты царица, всех милее…
в) Иван – мой самый лучший друг.
10. Укажите предложение без пунктуационной ошибки
а) Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?
б) Не шуми ты рожь спелым колосом.
в) Здравствуй солнце, да утро веселое.
11. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)
а) Во поле березонька стояла.
б) Друзья к чему весь этот шум?
в) В гости ко мне друзья пришли.
12. Расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями
а) Что ж ты рябинушка пригорюнилась?
б) Встречай меня родная сторона!
в) Павлуша принеси мне журнал!
13. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Вижу вас (1) родные леса.
Пишу (2) тебе письмо (3) дорогой мой друг (4) с надеждой вскоре
получить ответ.
а) 1, 2, 3, 4
б) 1, 3, 4
в) 1
14. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Алексей (1) съездил к бабушке.
Алексей (2) съезди к бабушке.
Съезди (3) Алексей (4) к бабушке.
а) 2, 3, 4
б) 1, 2, 3, 4
в) 2, 3
15. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Дорогая мама (1) у нас все хорошо.
У нас (2) дорогая мама (3) все хорошо.
У нас все хорошо (4) дорогая мама.
а) 2, 4
б) 2, 3, 4
в) 1, 2, 3, 4


Top