Формирование кадастрового дела на земельный участок. О порядке формирования кадастровых дел и присвоения инвентарных номеров кадастровым делам. III. Общие правила внесения сведений в Реестр

Регистрационный N 33857

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, 6419; 2011, N 1, ст. 47; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4594, 4605; N 49, ст. 7024, 7061; N 50, ст. 7365; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 50, ст. 6960; 2013, N 14, ст. 1651; N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4083; 2014, N 26, ст. 3377), а также пунктом 5.2.28 (23) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488; 2010, N 5, ст. 532; N 9, ст. 960; N 10, ст. 1085; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 26, ст. 3350; N 40, ст. 5068; N 41, ст. 5240; N 45, ст. 5860; N 52, ст. 7104; 2011, N 9, ст. 1251; N 12, ст. 1640; N 14, ст. 1935; N 15, ст. 2131; N 17, ст. 2411, 2424; N 32, ст. 4834; N 36, ст. 5149, 5151; N 39, ст. 5485; N 43, ст. 6079; N 46, ст. 6527; 2012, N 1, ст. 170, 177; N 13, ст. 1531; N 19, ст. 2436, 2444; N 27, ст. 3745, 3766; N 37, ст. 5001; N 39, ст. 5284; N 51, ст. 7236; N 52, ст. 7491; N 53, ст. 7943; 2013, N 5; ст. 391; N 14, ст. 1705; N 33, ст. 4386; N 35, ст. 4514; N 36, ст. 4578; N 45, ст. 5822; N 47, ст. 6120; N 50, ст. 6606; N 52, ст. 7217; 2014, N 6, ст. 584; N 15, ст. 1750; N 16, ст. 1900; N 21, ст. 2712), приказываю:

Утвердить прилагаемые Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов.

Министр А. Улюкаев

Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ГКН) документов (далее - Порядок) не распространяются на документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

2. Хранению органом кадастрового учета подлежат документы, включенные в:

1) кадастровые дела объектов недвижимости;

2) кадастровые дела территориальных зон;

3) кадастровые дела зон с особыми условиями использования территорий;

4) кадастровые дела кадастрового деления;

5) кадастровые дела геодезической основы ГКН;

6) кадастровые дела картографической основы ГКН;

7) кадастровые дела участков Государственной границы Российской Федерации;

8) кадастровые дела границ между субъектами Российской Федерации;

9) кадастровые дела границ муниципальных образований;

10) кадастровые дела границ населенных пунктов;

11) учетные дела, формируемые из заявлений и необходимых для кадастрового учета документов;

12) дела нерассмотренных заявлений, формируемые из оригиналов заявлений с оттиском штампа об отказе в их приеме.

3. Документы ГКН, сформированные на бумажных носителях, подлежат хранению в подразделении органа кадастрового учета, ответственном за хранение таких документов (далее - архив), в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты или порчи документов, искажения, подделки или утраты содержащейся в них информации.

4. Ведение и (или) хранение документов ГКН на электронных носителях осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы ГКН (АИС ГКН), обеспечивающей предотвращение доступа к ним посторонних лиц, а также искажение, подделку или утрату содержащейся в них информации.

II. Порядок хранения документов ГКН

5. В кадастровое дело объекта недвижимости помещаются следующие документы:

1) заявление;

2) межевой план, технический план, акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта;

3) документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации установление (изменение) характеристик объекта недвижимости;

4) копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя;

5) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости;

6) копия документа, подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя;

7) копия документа, подтверждающего согласование проекта межевания земельного участка, если указанная копия не включена в состав межевого плана;

8) копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если указанная копия не включена в состав технического плана;

9) копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка, если указанная копия не включена в состав межевого плана;

10) заверенная органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенная копия проекта межевания земельных участков, если указанная копия не включена в состав межевого плана;

11) протоколы проверки документов;

12) решения, принимаемые органом кадастрового учета (об исправлении технических ошибок в сведениях ГКН, а также о приостановлении осуществления кадастрового учета, об отказе в осуществлении кадастрового учета);

13) документы, поступающие в орган кадастрового учета в порядке внутриведомственного информационного взаимодействия;

14) акт (акты) определения кадастровой стоимости;

15) формы государственного реестра земель кадастрового района, содержащие сведения о ранее учтенном земельном участке;

16) документы, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в государственный кадастр недвижимости, в том числе полученные по запросу органа кадастрового учета.

6. Если поступивший в орган кадастрового учета документ содержит сведения о нескольких объектах недвижимости, такой документ включается в сформированное в электронном виде кадастровое дело каждого объекта недвижимости (электронное кадастровое дело), сведения о котором содержатся в таком документе, после сканирования такой документ в бумажном виде помещается в кадастровое дело объекта недвижимости с наименьшим кадастровым номером.

7. В кадастровое дело объекта недвижимости, являющегося линейным сооружением, расположенным на территории более чем одного кадастрового округа, формируемое подразделением органа кадастрового учета, принявшим решение об осуществлении кадастрового учета, помещаются документы, содержащие сведения как о сооружении в целом, так и об условных частях линейного сооружения. В кадастровые дела, формируемые подразделениями органа кадастрового учета, осуществившими внесение в реестры объектов недвижимости кадастровых округов сведений об условных частях линейного сооружения, помещаются документы, содержащие сведения об условных частях линейного сооружения, расположенных в пределах соответствующего кадастрового округа, протокол проверки документов, сводный протокол проверки документов, уведомление о присвоении линейному сооружению кадастрового номера.

8. В кадастровые дела, указанные в подпунктах 2-4, 7-10 пункта 2 настоящего Порядка, включаются документы, принятые органом кадастрового учета или поступившие в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН в соответствии с пунктами 1-5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" 1 .

9. В случаях, предусмотренных пунктом 26 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 (зарегистрирован Минюстом России 31 марта 2010 г., регистрационный N 16771) 2 , заявления помещаются в дела нерассмотренных заявлений, которые идентифицируются регистрационным номером заявления.

10. Журналы учета кадастровых номеров и документы, содержащие сведения о ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного кадастрового квартала, на бумажном носителе помещаются в кадастровое дело соответствующей единицы кадастрового деления.

11. В дела, содержащие документы, признанные вещественными доказательствами по уголовному делу, в связи с чем в порядке, установленном федеральным законом, осуществлена их выемка, помещаются копии изъятых документов и протокола выемки документов, а также предназначенный органу кадастрового учета экземпляр акта о выдаче документов во временное пользование (второй экземпляр передается получателю документов). Копии указанных документов должны находиться в деле до момента возврата изъятых документов. После возвращения документов и проверки их на соответствие хранящимся в деле копиям в акте о выдаче документов во временное пользование делается соответствующая отметка, копии документов исключаются из состава дела.

12. Выдача дел из хранилища и возвращение их в хранилище регистрируются в электронной книге выдачи и (или) возвращения дел во временное пользование сторонним органам.

13. Место нахождения в архиве документов, хранящихся в бумажном виде, закрепляется стеллажными указателями с оформленными ярлыками.

Кадастровые дела объектов недвижимости размещаются в порядке возрастания кадастровых номеров объектов недвижимости, иные кадастровые дела размещаются в порядке возрастания учетных номеров или обозначений, предусмотренных для идентификации соответствующих кадастровых дел. Кадастровые дела, идентифицируемые наименованиями территорий (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов), размещаются в алфавитном порядке.

14. Ведение реестров кадастровых дел, помещенных в архив, осуществляется в электронном виде.

15. Документы, указанные в подпунктах 1, 3-10, 15, 16 пункта 5 настоящего Порядка, представленные в орган кадастрового учета в форме бумажных документов, также подлежат сканированию и хранению в кадастровых делах в электронном виде.

Хранению исключительно в электронном виде подлежат документы, указанные в подпунктах 2, 3 пункта 5 настоящего Порядка (в случае поступления соответствующего документа в электронном виде; если документ поступил в бумажном виде, на него распространяются положения, указанные в абзаце первом настоящего пункта), подпунктах 11 - 14 пункта 5 настоящего Порядка.

16. Сформированные до вступления в силу настоящего Порядка кадастровые дела в форме бумажных документов подлежат передаче на хранение в архив после проведения работ по их перекомплектованию и переводу в электронный вид в соответствии с настоящим Порядком.

При проведении указанных работ документы, не подлежащие помещению в кадастровые дела, из кадастровых дел изымаются с одновременным формированием новой описи документов, хранящихся в кадастровом деле. При этом старая опись документов, хранящихся в кадастровом деле, не уничтожается, а помещается в кадастровое дело с отметками об изъятых документах.

III. Сроки хранения документов ГКН

17. Постоянному хранению подлежат кадастровые дела, содержащиеся в них документы, за исключением кадастровых дел объектов недвижимости, сведениям о которых присвоен статус "аннулированные"; уничтожение кадастровых дел или изъятие из них каких-либо частей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 16 настоящего Порядка, не допускается.

18. Временному хранению подлежат кадастровые дела объектов недвижимости, сведениям о которых присвоен статус "аннулированные)", учетные дела, дела нерассмотренных заявлений.

Сроки хранения отдельных видов дел приведены в приложении к настоящему Порядку.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, 6419; 2011, N 1, ст. 47; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4594, 4605; N 49, ст. 7024, 7061; N 50, ст. 7365; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 50, ст. 6960; 2013, N 14, ст. 1651; N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4083.

2 С изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 12 марта 2014 г. N 121 (зарегистрирован Минюстом России 21 апреля 2014 г., регистрационный N 32039).

5 Формирование кадастрового дела земельного участка. Создание кадастрового дела объекта учета - завершающая процедура Государственного кадастрового учета земельного участка в ЕГРЗ. Номером кадастрового дела является кадастровый номер земельного участка. В соответствии со статьей 15 ФЗ в кадастровое дело помещаются все документы, подтверждающие факт возникновения или прекращения существования земельного участка, на основании которых определяются характеристики земельного участка, предусмотренные законом. В технологической схеме ведения ГЗК кадастрового района для выполнения действий, определенных Федеральным законом и обеспечивающих проведение Государственного кадастрового учета, предусмотрены следующие основные процедуры: - документационное обеспечение ГКУ; - кадастровое формирование земельного участка; - кадастровый учет земельного участка в ЕГРЗ; - подготовка кадастрового плана земельного участка; - внесения в ЕГРЗ изменений в сведения об учтенном земельном участке. Основными формами кадастровой документации являются: - земельно-кадастровая книга предприятия, - государственная земельно-кадастровая книга района, - ГЗК области, - ГЗК Российской Федерации. Земельно-учетные данные отражаются в различных докумен-тах. Большинство из этих документов утверждается Земельной службой РФ, Госкомстатом России, и имеет единую для всех терри-ториальных уровней форму. Земельно-учетная документация подразделяется на текстовую и планово-картографическую. Между ними существует тесная взаи-мосвязь. Текстовые документы, обычно заполняются на основе пла-ново-картографической документации, которая должна отражать современное положение использования земель. Поэтому в земель-ном кадастре планово-картографическая документация играет бо-лее существенную роль. Планово-картографическая документация необходима для пространственного восприятия объектов земельных отношений, от-дельных видов угодий и получения их пространственных характери-стик. Основой для наполнения такой документации служат различ-ные материалы: съемки дистан-ционного зондирования, топографо-геодезической и кадастровой съемки. Графическая информация представляется в цифровом ви-де в растровом или векторном формате. При учете земель используется следующая планово-карто-графическая документация: планы, карты, схемы и картограммы. На этих материалах наглядно изображаются границы землевладений и землепользовании, их взаимное расположение; границы и пло-щади всех видов и подвидов угодий. На картограммах помимо этой информации показываются различные характеристики земельного фонда, например, удельный вес заболоченных земель, данные оценки земель и другие характеристики. Основными планово-картографическими документами являются: - земельно-кадастровый план; - карта землевладения (землепользования); - схема землевладений (землепользований) административ-ного района; - дежурная кадастровая карта; - почвенная карта; - карта земель с обременениями в использовании; - картограмма экономической оценки земель и пр. Процесс ведения государственного земельного кадастра включает описание и индивидуализацию земельного участка, как объекта кадастрового учета, т. е. присвоения ему таких характери-стик, которые позволяют однозначно выделить его из числа множе-ства других земельных участков. Одной из таких характеристик яв-ляется кадастровый номер. Кадастровый номер земельного участка- уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Феде-рации номер земельного участка, присваиваемый ему органом, осуществляющим государственный учет земельных участков, со-храняющийся за ним до тех пор, пока он существует как единый объект зарегистрированного права. Инструментом, с помощью которого обеспечивается система формирования уникальных, не повторяющихся на территории Рос-сийской Федерации кадастровых номеров земельных участков, яв-ляется кадастровое зонирование территории. Под кадастровым делением понимается деление территории на иерархически соподчиненные кадастровые единицы и их нуме-рация в целях формирования кадастровых номеров земельных уча-стков.

Для отображения кадастровых номеров земельных участков и оперативного ведения государственного земельного кадастра со-ставляется дежурная кадастровая карта (ДКК). На дежурной кадаст-ровой карте отображаются объекты кадастрового учета.

Ведение дежурной кадастровой карты позволяет:

Провести учет земельных участков;

Присвоить земельным участкам уникальные кадастро-вые номера;

Отслеживать постоянные изменения в конфигурации и характеристиках земельных участков;

Выявить собственников и пользователей земельных участков;

Выявить неиспользуемые или используемые не по на-значению земельные участки;

Осуществлять планирование трансформации земельно-хозяйственной структуры на основе землеустроитель-ной и градостроительной документации. Присвоение кадастровых номеров земельным участкам осно-вано на системе кадастрового деления территории. Вся территория муниципального образования разграничена на кадастровые кварта-лы. Кадастровые кварталы, как относительно устойчивые кадастро-вые единицы, сформированные по определенным правилам, орга-низуются в кадастровые массивы и кадастровые блоки с целью обеспечения более простого способа поиска земельных участков на территории муниципального образования. Отображение на ДКК этих объектов необходимо, так как определяет структуру кадастрового номера и местоположение земельного участка в границах кадастро-вых единиц.

К территориальным зонам относятся следующие кадастро-вые объекты: - административно-территориальные единицы (обра-зования); - зоны особого режима использования земель; - зоны категорий земель; - экономические зоны; - зоны, характеризующие качественное состояние зе-мель. Зоны действия административно-территориальных единиц (образований) определяются границами административных единиц и муниципальных образований различных видов. Зоны особого режима использования земель определяются границами, в пределах которых использование находящихся на них земельных участков или их частей производится в соответствии с ограничениями, определяемыми решениями органов государствен-ной власти или органов местного самоуправления на основе феде-ральных законов, законов субъекта Российской Федерации или иных нормативных правовых актов. Зоны категорий земель - выделяемые территории для це-лей, устанавливаемых в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации. Экономические зоны - разграниченные по определенным правилам территории, находящиеся в пределах границ администра-тивно-территориальной единицы, в границах которых действуют для земельных участков и иных объектов недвижимости установленные соответствующими органами государственной власти ставки зе-мельного налога, величина арендной платы и нормативная цена земли. Зоны, характеризующие качественное состояние земель, определяются параметрами мелиоративного состояния, почвенного состава, водного режима, загрязнения почв и др. Ведение дежурной кадастровой карты осуществляется по оп-ределенным нормативными документами правилам путем нанесе-ния на картографические материалы границ и поясняющих надпи-сей объектов кадастрового учета. На ДКК вносятся сведения о новых учтенных в системе ГЗК кадастровых объектах, а так же изменения в уже отображенные на ДКК объекты (при изменении данных об этих объектах в ЕГРЗ или при существенных изменениях объектов местности). Лекция 2 к главе 3. Зарубежный опыт оценки земель. Автоматизированные системы ведения государственного земельного кадастра В зарубежных странах для обеспечения рационального и эффективного использования земельных ресурсов ведется земельный кадастр, который содержит совокупность необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. В его рамках организована система изучения и оценки природно-экологического и экономического потенциала земель, которая, как правило, включает регистрацию землепользований, учет количества и качества земель и их производительной способности, технологию сбора, анализа, обработки и выдачи соответствующей информации. Накопление информации в рамках земельного кадастра осуществляется по ряду каналов. К ним относятся службы землеустройства, геодезии и картографии, агрохимслужба, агрометеорологическая сеть. Кроме того, многочисленная информация о мелиоративных, гидрогеологических, геоморфологических, геоботанических и других особенностях земли содержатся в справочных изданиях и архивах различных проектных, научных и учебных учреждений. Анализ зарубежного опыта установления платы за землю позволяет выявить факторы, определяющие размер платы; изучить динамику роста цен на землю, установить удельный вес платы за землю и общую струк-туру затрат на городское строительство; влияние платы за землю на по-литику и характер землепользования в городах. Выявление и оценка факторов, влияющих на цену земли, имеет важное значение для про-гнозирования ее изменения и установления более гибкой политики на-логообложения. Цена на землю влияет на вид ее использования. Как правило, значи-тельные территории в центрах американских городов заняты торговы-ми учреждениями, зданиями контор, фирм. Высокая цена земли ведет к интенсификации ее использования, способствует перенаселенности наиболее ценных территорий, их транспортной перегрузке. Это в свою очередь приводит к снижению ценности территории отдельных райо-нов для определенных функций. Высокие цены на землю приводят к непропорциональным потреб-ностям распределения городских территорий между отдельными функ-циональными зонами, затрудняют проведение реконструктивных работ. Зарубежный опыт свидетельствует: в центральных районах крупнейших городов размер компенсации за землю и дома, намеченные к сносу, со-ставляет до 80-100% затрат на новое строительство. В современных условиях появилась необходимость в систематизированной информации о состоянии земель, включающей основные сведения об объекте земельных отношений, субъектах права на землю, операциях с земельными участками и их стоимостных характеристиках. Обработка, хранение и систематизация больших объемов указанной выше информации требуют создания автоматизированной земельной кадастровой системы. Целью создания системы является повышение эффективности управления земельными ресурсами на основе автоматизации процесса информационного обеспечения принятия решений (стратегического планирования и управления регионом, финансовой и инвестиционной политики, рационального использо-вания земель и землеустройства, контроля за использованием и ох-раной земель, мониторинга земель) и контроля их выполнения. В качестве базового подхода при разработке АИС принята концепция геоинформационной системы (ГИС), предполагающей пространственное размещение описываемых объектов и их координатную привязку на местности. Использование при реализации АИС данной концепции определяется требованиями, которым она должна удовлетворять, а именно: земельный ресурс должен быть представлен в графическом виде в совокупности с семантическими данными. Графическое представление должно быть организовано в виде плоскостной и пространственной модели с возможностью определения координат при указании любой точки на экранном отображении этой модели. Земельно-кадастровая информация может быть получена различными способами. Применение того или иного спо-соба зависит от условий проведения учета, его задач и специфики учетных данных. Сведения получают путем съемок, обследований, обмеров, инвентаризации и мониторинга земель. Количественные данные, характеризующие площади земель-ных участков (угодий, земельных массивов, землепользовании и т. д.) получают с планово-картографического материала, характеризующего пространственную часть земельно-кадастровой информации. Качественные показатели о природных свойствах земли определя-ют по материалам обследований и изысканий, задача которых - выявление фактического состояния земельных угодий и определе-ние возможности более интенсивного их использования в дальней-шем. Результаты обследований отражаются на планово-картографи-ческом материале и в специальных ведомостях. Обследования делятся на два вида: агрохозяйственные и специальные. Автоматизированная кадастровая информационная система должна обеспечивать сопряжение параметрической и карто-графической информации, позволять производить перечет коорди-нат из одной системы в другую, обеспечивать осуществление автоматического контроля вводимой информации с оперативным ото-бражением на терминале, вывод информации по иерархическим уровням (от состава земель до отдельного участка и обратно), а также по слоям, группам слоев и т.п. Она должна позволять поль-зователю самостоятельно разрабатывать формы отчетности и получать результаты по установленным формам как на термина-ле, так и на принтере для получения контрольных листингов или простейших графических построений, а также производить по-строения графических изображений на плоттере с нанесе-нием при необходимости надписей, топографических и других ус-ловных знаков. Технологическая структура автоматизированной земельно-кадастровой системы (АЗКС) состоит из трех модулей: "Сбор и обработка данных", "Хранение и выдача кадастровой информации" и "Моделирование и выдача кадастровой информации". Модуль "Сбор и обработка данных" предназначен для автоматизированного получения сведений о пространственном, природном, экономическом и хозяйственном положении земельных участков. Поэтому программные и технические средства данного модуля должны обеспечивать получение геометрических и семантических данных об объектах, их обработку, а также формирование их цифровых моделей; контроль полноты и достоверности информации; редактирование графической и семантической кадастровой информации. Модуль "Хранение и выдача кадастровой информации" предназначается для накопления данных о кадастровых учетных единицах и долговременного ее хранения; для поиска и выдачи кадастровой информации по запросам пользователей по ключевым атрибутам или графическому отображению на дисплее; для обмена информацией с другими информационными системами. Модуль "Моделирование и выдача кадастровой информации" должен предусматривать пространственное моделирование геометрических параметров объектов кадастра, статистическую обработку семантических кадастровых данных, выдачу картографического отображения объектов и статистических данных в виде и формах, определяемых запросами пользователей. В модуле должна быть предусмотрена возможность объединения, генерализации и обобщения геометрических параметров объектов кадастра, их редактирование для решения следующих прикладных задач: - пространственное и имитационное моделирование кадастровой информации; - аналитические расчеты с использованием математических моделей; - получение статистической информации на заданную территорию, класс объектов, кадастровую учетную единицу или их совокупность. Основой программного обеспечения АИС любого уровня явля-ется система управления базовой кадастровой информацией, а также комплекс программ дегитализации, обработки, ввода и ис-пользования первичной информации. К одному из главных условий создания системы земельного кадастра субъекта РФ следует отнести требование о необходимости создания и ведения централизованного банка кадастровых данных для субъектов Федерации и федерального банка данных. Банк дан-ных выполняет следующие функции: обеспечение учета, систематизации, хранения, размножения и выдачи информации потребите-лям; регулирование развития земельных отношений, в т. ч. прав собственности и в целом системы стоимостных оценок земли и формирование ее рынка. Между системой кадастровых работ в административном рай-оне и кадастровой системой в субъекте устанавливаются тесные взаимосвязи, через которые изменения на более низшей ступени могут вызвать ответную реакцию в системе более высокого ранга, изменение характера ее функционирования. Информационная система – это совокупность процессов манипулирования исходными данными в целях получения информации, необходимой для принятия решений. Земельно-информационная система (ЗИС) – это информационная система, ориентированная на данные о земельных ресурсах. Определение Международной Федерации геодезистов (FIG): Земельно-информационная система – это орудие для принятия решений юридических, административных и экономических, а также обеспечения помощи в планировании и разработке перспективных решений, состоящая, с одной стороны, из базы данных по определенной территории, содержащей пространственные данные, относящиеся к земле и прочно связанной с ней недвижимости, и, с другой стороны, из процедур и технических приемов по систематическому сбору, обновлению, обработке и распределению данных. Лекция № 1 к главе 4. Право собственности и иные вещные права на землю. Понятие земельных правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения прав на землю Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе - это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится "имуществом" или "вещью" - тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки. В соответствии со ст.16 Земельного кодекса государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. При этом разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". Согласно ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Земельный кодекс установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом). Что касается юридических лиц, то собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям. При этом общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенной ими земли и могут использовать ее лишь для целей, предусмотренных их учредительными документами. Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п.3 ст.15 Земельного кодекса). Следовательно, по общему правилу на всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность. Это, однако, не касается участков земли из земель сельскохозяйственного назначения, которыми иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г., могут обладать только на праве аренды. Основания принудительного лишения собственника земельного участка регламентированы гражданским законодательством. Кроме случаев, перечисленных в ст.235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.
Среди таких случаев в указанной статье названы выкуп у собственника земельных участков для государственных или муниципальных нужд, основания и порядок которого регламентированы ст.49 и 55 Земельного кодекса; реквизиция и конфискация, порядок осуществления которых в отношении земельных участков регулируются соответственно ст.50 и 51 Земельного кодекса. Согласно ст.278 ГК РФ обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда (в то время как для другого имущества в соответствии со ст.237 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрен иной порядок обращения взыскания). При приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по решению самого собственника отчуждается в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством. При национализации, наоборот, происходит обращение в государственную собственность земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. Это возможно только на основании специального закона. При этом должно производиться возмещение стоимости земельных участков и других убытков в порядке ст.306 ГК РФ. Землепользование, землевладение и аренда земельных участков. В Земельном кодексе закреплена следующая система прав на землю лиц, не являющихся собственниками:

    постоянное (бессрочное) пользование земельными участками; пожизненное наследуемое владение земельными участками; аренда земельных участков; право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут); безвозмездное срочное пользование земельными участками.

П.2 статьи 56 Земельного кодекса РФ устанавливает следующие ограничения прав на землю:

особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, Федеральными законами.

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. В силу различий природных свойств земли и неодинакового хозяйственного ее использования могут возникать самые разнообразные земельные отношения.
Земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий (правонарушений). Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд. Изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например, в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды, а также при некоторых других обстоятельствах, не приводящих к полному прекращению права пользования землей.

Кадастровое дело включает много бумаг, которые служат подтверждением возникновения и прекращения существования участка земли. По закону эти документы хранятся в соответствующих органах. Их нельзя изъять из архива и удалить. Дело, снятое с учета, переводится в архив. К исключению относят документы со статусом «временные». Со временем они обретают положение «аннулирован», и в течение 3 лет их уничтожают.

Структура кадастровых дел

Кадастровые дела дополняют обложкой, прошивают и скрепляют печатью. Учетное дело создают после процедуры регистрации заявления о выполнении учета недвижимости. Также должна быть проведена процедура изменений, исправление ошибок в сведениях, внесение новых данных.

Кадастровая работа

Этот вид работы занимает большую часть в своей сфере. Деятельность осуществляется по законам страны. Она выполняется для сбора информации, а также ее передачи:

  • в управление природными ресурсами;
  • на государственный контроль;
  • для научных исследований;
  • для анализа и разработки плана;
  • для внеплановых работ;
  • для установления цен.

Кадастровая работа выполняется специализированными компаниями, которые имеют на это разрешение.

Принципы кадастрового дела

Чтобы участок имел определенный номер, необходимы следующие документы кадастрового дела:

  • заявление;
  • право собственности;
  • план участка;
  • акт о выполнения межевания;
  • справка из ЕГР;
  • бумаги из БТИ.

План участка создается сотрудниками кадастровой службы, которые предварительно прошли аттестацию. Все бумаги следует подавать в оригинале.

Состав кадастра

Земельный кадастр включает не только кадастровое дело, но и расчетные планы, в которых есть данные о границах территории. Также он включает журналы со списками номеров, которые есть в районе. Кадастр включает реестр делянок. В него входят дополнительные документы: книги учетов, справки из налоговой, списки государственных земель.

Земельное кадастровое дело является необходимым для каждого участка. Оно считается подтверждением наличия территории. Реестровое дело включает в себя:

  • Деление. Процедура предполагает деление территории страны для присвоения номера каждому участку.
  • Реестровый номер. Каждый участок имеет свой номер для ведения реестра.
  • Карту или план. В документе расположено графическое изображение с описанием.

Каждый участок должен иметь кадастровый номер. В государственном реестре есть сведения о земельных территориях, которые уже поставили на учет, а также о тех, которые перестали существовать. Кадастровое дело закрывают при объединении земель с соседними участками. После этого оно является недействующим.

Правила оформления документации

  • определения границ участка;
  • контроля земли;
  • осуществления учета недвижимости.

Процедура осуществляется Комитетом или Управлением землеустройства. Первая организация оформляет документацию целевого назначения. Она предполагает дачное строительство, первичный объект недвижимости или сельское хозяйство. В остальных случаях эту работу выполняет организация по землеустройству.

Для выполнения учета первичного объекта недвижимости кадастровое дело открывать не нужно. А вторичному необходимо создание отдельного регистра имущества. Он входит в часть КД. Документация, которая была ранее сформированной, может не подходить ко всем пунктам. Чтобы решить этот вопрос, дело передается заверенным согласно правилам.

У каждого дела есть личный номер. Он состоит из кода района и порядкового номера, который зафиксирован в книге учета. Для объединения участков нужно снова получить кадастровое дело. Номер земли и дела совпадают. Чтобы его получить, можно воспользоваться услугами частных фирм, которые выполняют выдачу этих документов.

Особенности учета земель

Для выполнения кадастрового учета органами власти, правообладателями земли подается заявление в компании, которые выполняют подобные работы. Для этого необходимы правоустанавливающие документы на землю и на межевание участков. Все должно быть соответствующим образом оформлено. Для этого не могут быть приняты документы, в которых есть подчистки или приписки.

Заявка фиксируется в книге учета. Выполнение процедуры предполагает проверку документов, создание описаний участков, присвоение номеров, изготовление планов и формирование кадастровых дел. осуществляется в течение месяца с подачи заявки. После работы выдаются планы земельных участков. Процедура учета полностью бесплатная. Работа по осуществлению учета подлежит страхованию.

Необходимость межевания

Кадастровые дела открываются с выполнением процедуры межевания. Хоть по закону приватизация может быть выполнена без фиксирования границ территории, все же может быть много случаев, когда делать это надо обязательно:

  • для осуществления купли - продажи;
  • дарения;
  • сдачи в аренду;
  • постройки дома.

Процедура межевания поможет уладить споры с соседями, когда возникают разногласия из-за территорий и площади участков. При конфликтах можно решить проблему мирным способом, без обращения в суд. После выдачи документа с землей и недвижимостью можно выполнять разные сделки. Благодаря наличию необходимой документации участок можно продавать, обменивать, дарить. В этом случае все сделки будут законными.

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в ГКН.

Кадастровые дела подлежат личному хранению, их уничтожение и изъятие не допускается за исключением кадастровых дел с временным статусом кадастровых сведений.

При передаче на архивное хранение во внутренней описи кадастрового дела производится итоговая запись. Кадастровое дело дополняется обложкой, прошивается и скрепляется печатью.

Учетное дело формируется после регистрации заявления о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, о проведении учета его изменений, о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, при внесении кадастровых сведений в соответствии с документами поступившими в порядке информационного взаимодействия.

Идентифицируется учетное дело регистрационным номером заявления.

В учетное дело последовательно включаются следующие документы:

!) заявление и необходимые для учета документы

Документы поступившие в порядке информационного взаимодействия

Протокол проверки документов и соответствующее решение

Документы направленные на устранение причин приостановке кадастрового учета

При принятии и решения об отказе в проведении кадастрового учета учетное дело закрывается и помещается в архив на хранение. Если в течении трех лет учетное дело по которому принято решение об отказе не было возобновлено, такое дело подлежит уничтожению в установленном порядке.

При принятии решения о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости кадастровое дело этого объекта формируется из соответствующего учетного дела. Кадастровое дело идентифицируется кадастровым номером объекта недвижимости.

Ведение кадастровых дел осуществляется в соответствии с порядком ведения ГКН утвержденным приказом МИНЮСТа РФ от 20 февраля 2008 № 35.

Кадастровые дела представляют собой раздел ГКН, состоящий из:

1) кадастровых дел объектов недвижимости;

2) кадастровых дел территориальных зон;

3) кадастровых дел зон с особыми условиями использования территорий;

4) кадастровых дел кадастрового деления;

5) кадастровых дел геодезической основы ГКН;

6) кадастровых дел картографической основы ГКН;

7) кадастровых дел участков Государственной границы Российской Федерации;

8) кадастровых дел границ между субъектами Российской Федерации;

9) кадастровых дел границ муниципальных образований;

10) кадастровых дел границ населенных пунктов.

Кадастровые дела включаются в номенклатуру дел органа кадастрового учета и подлежат постоянному хранению.

Ведение номенклатуры дел, формирование и оформление кадастровых дел осуществляются с учетом нормативных требований Росархива.

Кадастровые дела ранее учтенных земельных участков государственного земельного кадастра являются составной частью кадастровых дел объектов недвижимости ГКН.

Кадастровое дело может состоять из нескольких частей, томов. Объем каждой части, тома не должен превышать 250 листов.

Внутренняя опись документов кадастрового дела составляется специалистом органа кадастрового учета, ответственным за ведение кадастровых дел.

Если поступивший в орган кадастрового учета документ содержит сведения о нескольких объектах недвижимости одного вида, такой документ помещается в кадастровое дело объекта недвижимости с наименьшим кадастровым номером. В описи кадастровых дел иных объектов недвижимости в отношении такого документа указываются сведения в объеме, указанном в пункте 89 Порядка, включая место его постоянного хранения.

Если поступивший в орган кадастрового учета документ содержит сведения о земельных участках и иных объектах недвижимости, такой документ помещается в кадастровое дело земельного участка с наименьшим кадастровым номером.

Кадастровые дела кадастрового деления могут подразделяться на дела кадастрового деления территории кадастрового округа на кадастровые районы и дела кадастрового деления территории кадастровых районов на кадастровые кварталы. В этом случае каждое кадастровое дело идентифицируется кадастровым номером соответствующей единицы кадастрового деления.

Допускается осуществлять хранение документов и материалов, содержащих сведения о геодезической или картографической основе ГКН, в местах хранения документов и материалов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В этом случае во внутренней описи соответствующих кадастровых дел геодезической или картографической основы указываются сведения в объеме, указанном в пункте 89 Порядка, включая место постоянного хранения документа и его формат.

Кадастровое дело представляет собой комплект бумаг, который подтверждает возникновение или прекращение существования земельного участка. Согласно законодательству данный пакет хранится вечно в соответствующих органах. Его нельзя изъять с архива и удалить.

Дело, которое снято с учета, в установленном порядке будет передано в архив. Исключением являются документы, что созданы из статусов «временный». В течение некоторого времени они получат положение «аннулирован» и на протяжении трех лет будут уничтожены в обязательном порядке.

Что такое кадастровая деятельность

Этот вид деятельности занимает огромную часть в данной области. Вся она проводится согласно законодательству страны.

Работа осуществляется для того, чтобы осуществлять сбор информации и передавать ее для:

  1. Федерального и регионального управления природными ресурсами.
  2. Государственного контроля, который занимается охраной делянок.
  3. Проведения научных исследований земельных массивов.
  4. Анализа и составления плана по увеличению плодородности земли.
  5. Того чтобы проводить плановые и неплановые работы.
  6. Определения стоимости отдельных зон.

Особенность кадастрового дела

Для присвоения номера участку необходимо подать такой комплект документов:

  1. Заявление на получение бумаги. Обращение пишется только владельцем земельной части.
  2. Документ, который устанавливает право собственности.
  3. План имеющего участка.
  4. Акт о проверке межи. Справка выдается после проведения всех необходимых замеров специалистами. Они выезжают по адресу после написания заявления.
  5. Справка из ЕГР (Единый государственный реестр) о подтверждении права на недвижимое имущество (если оно имеется на делянке).
  6. Бумаги из земельного и БТИ (Бюро технической инвентаризации)

План участка формируют работники кадастровой фирмы, которые ранее прошли аттестацию на оформление подобного рода документов . Все бумаги необходимо предоставить в оригинале.

В состав земельного кадастра помимо дела входят:

  1. Расчетные планы. В них имеется информация о выделенных границах земельных участков.
  2. Журналы перечня номеров, которые присвоены в районе.
  3. Государственный реестр делянок.

Этот перечень бумаг, является основным пакетом.

Помимо них имеются дополнительные, такие как:

  • книги учетов;
  • справки с налоговой службы;
  • перечень земель, которые являются собственностью государства.

Реестровое дело состоит из:

  • Деления. Представляет собой деление всей территории государства. Проводится для того, чтобы присвоить каждому участку свой личный номер. Осуществляется властью страны согласно ст. 18 Закона о государственном земельном кадастре.
  • Реестрового номера. Присваивается каждому имеющемуся участку для ведения государственного реестра.
  • Карты. Она имеет еще другое название - план, который подразумевает под собой графическое изображение земли с развернутым описанием.

Кадастровый номер присваивается каждому участку. В ЕГРЗ (Единый государственный реестр земель) имеется информация о землях, которые уже стали на учет и те, что прекратили свое существование. Такое дело закрывается в случае объединения земли с соседним участком на основании соответствующего пакета документов.

Порядок оформления документов

Кадастровое дело составляется для:

  • получения границ земельного участка;
  • проведения контроля земли;
  • проведения первичного или вторичного учета объекта недвижимости.

Весь процесс проводится районным Комитетом или Управлением землеустройства. Первый орган занимается оформлением документом целевого назначения. Он подразумевает под собой дачное строительство, ПОН (Первичный объект недвижимости) или сельское хозяйство. Во всех других случаях этим занимается организация по землеустройству.

Для того чтобы провести учет ВОН, дело заводить не нужно. Для вторичного объекта формируется отдельный регистр имущества. Он и является основной частью КД.

Те документы, которые были ранее сформированные, могут не соответствовать основным пунктам. Для решения вопроса, все дело должно быть переделано ранее заверенным правилам.

Каждое дело земельного участка имеет свой номер. Он включает в себя код района и порядковый номер, который записан в книге учета.

Для того чтобы объединить несколько участков в один, необходимо заново формировать кадастровое дело цифры которого также будут иметь код района и порядковый номер. Оба показателя записываются через дробь. Первым числом являются цифры района.

Кадастровое дело - последний этап реестрового учета. Номер, который присваивается документу, соответствует номеру земельного участка. Для его получения также можно обратиться в частные фирмы, которые занимаются выдачей таких документов.


Top