Расшифровка переговоров пилотов польского ту 154. Катастрофа под Смоленском: о чем говорили диспетчеры. Доклад польской стороны

"Все же ясно, ну чего спекулировать? Трагедия страшная. Мы сделали все, чтобы расследовать это, не надо использовать это для какого-то нагнетания в межгосударственных отношениях, там и так все понятно", - констатировал президент РФ. "Если что-то непонятно, пускай следственные органы доразбираются", - добавил он.

В ответ на это заявление российского лидера Минобороны республики обратилось к властям РФ с просьбой "немедленно передать Польше записи переговоров в кабине Ту-154М". "Как следует из вчерашнего высказывания президента РФ Владимира Путина, российские власти располагают текстом переговоров между пилотом и пассажирами, который никогда не был предоставлен Польше", - указано в сообщении ведомства.

Посольство РФ в Варшаве впоследствии опубликовало заявление, в котором информировало власти республики, что "нет никаких оснований для утверждений о том, что у России якобы есть какая-то новая, ранее не известная запись переговоров из кабины пилотов, которую польская сторона теперь запрашивает". "Существуют лишь те записи, которые имелись в распоряжении и Межгосударственного авиационного комитета (МАК), и польской Комиссии во время расследования катастрофы. Расшифровка переговоров пилотов неоднократно публиковалась как официально - с польской стороны, - так и в польских средствах массовой информации. Ее легко можно найти в Интернете", - напомнило посольство, указав, что "речь не идет о чем-то новом".

Крушение под Смоленском

10 апреля 2010 года официальная делегация Польши во главе с президентом республики Лехом Качиньским летела на правительственном самолете Ту-154М в Катынь. В условиях плохой видимости и отсутствия визуального контакта с землей пилоты приняли решение посадить лайнер. Самолет несколько метров не дотянул до взлетно-посадочной полосы аэродрома Смоленск-Северный, столкнувшись сначала с деревьями, а затем и с землей. В результате катастрофы погибли все 96 пассажиров.

Специалисты МАК пришли к выводу, что катастрофа произошла в результате действий экипажа, который в условиях психологического давления принял неверное решение о посадке при неблагоприятных погодных условиях. В докладе польской правительственной комиссии среди причин крушения воздушного судна, помимо снижения до недопустимой высоты, названы также ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей (TAWS).

Стали известны неофициальные данные о переговорах пилотов польского Ту-154 с диспетчерами на аэродроме в Смоленске. Переговоры пилотов с диспетчерами шли на русском и английском языках. Пилоты сделали две попытки приземлиться, после чего врезались в дерево. Отказов бортовых систем и двигателей, взрыва или пожара на президентском самолете во время полета не было. Сейчас на месте крушения продолжается сбор вещей погибших и обломков самолета. Опасения польских СМИ о том, что на борту могли быть военные секреты Польши и НАТО, уже опроверг министр обороны Польши.

Во вторник стали известны первые данные расшифровки переговоров пилотов самолета Ту-154 с военными диспетчерами на аэродроме Северный под Смоленском. Следователи расшифровали записи в диспетчерском пункте на военном аэродроме.
Между тем
Из 96 погибших
в авиакатастрофе, по последним данным, опознаны уже 48, передает Минздравсоцразвития России.

Как сообщает польский телеканал TVN 24, переговоры с диспетчером велись на русском и английском языках. Командир экипажа Аркадиуш Протасюк, по словам его коллег, отлично знал русский язык и ранее уже совершал посадку на этом аэродроме.

Коллега погибшего командира экипажа полковник Бартош Строиньский сообщил польскому агентству IAR, что полковник Аркадиуш Протасюк, который 13 лет прослужил в 36−м специальном авиаполку ВВС Польши, был знаком с этим аэродромом. За три дня до катастрофы он летел на Ту-154 с премьер-министром Польши Дональдом Туском. «Арек в совершенстве говорил по-русски. В совершенстве вел переписку как по-польски, так и по-русски, и по-английски. 7 апреля, когда мы туда летали с Дональдом Туском, никаких замечаний не было», — заявил Строиньский.

По данным польских СМИ, 10 апреля, когда на борту Ту-154 находились президент Польши Лех Качиньский и 87 членов делегации, пилоты не сообщали диспетчерам аэродрома Северный о каких-либо технических неполадках, запас топлива на борту был достаточным. Уже установлено, что в условиях густого тумана 10 апреля пилоты предприняли две попытки приземлиться. Ранее другой коллега Аркадиуша Протасюка сообщил польскому телевидению, что самолет разбился при выполнении маневра после первой попытки приземлиться.

Накануне вице-премьер России Сергей Иванов еще раз заявил, что диспетчеры предупреждали пилотов о необходимости уходить на запасной аэродром, что подтверждается расшифровками переговоров.
Двигатели не отказывали, пожара не было

При этом уже сегодня председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина рассказала, что, по ее данным, двигатели самолета работали до столкновения с землей. «Двигатели были работоспособны вплоть до столкновения с препятствием», — заявила она на совещании Владимира Путина с членами российской комиссии по расследованию причин катастрофы и представителей следствия Польши, стенограмму которого публикует сайт правительства.

Помимо этого следователи установили, что взрыва и пожара на борту самолета не было, добавил Сергей Иванов. «Предварительный, подчеркиваю, предварительный анализ расшифровки бортовых самописцев и результат работы на месте происшествия показали, что взрыва и пожара на борту самолета не было. Двигатели самолета были полностью работоспособны до момента столкновения с землей», — сообщил он.

По данным расшифровки и анализа бортовых самописцев, отказов бортового оборудования не зафиксировано, добавил Иванов.

Следователи уже закончили составление плана катастрофы — сделаны эскизы расположения разбросанных частей фюзеляжа, деталей и двигателей. Кроме того, сделана аэрофотосъемка местности, а 16 апреля специалисты осмотрят с воздуха радиотехнические средства аэродрома. На месте происшествия, где комиссия проводит этап полевого расследования, сегодня будут закончены работы по определению траектории последнего этапа полета самолета. После этого все фрагменты самолета перевезут на специальную стоянку.

В целом российские власти активно сотрудничают с польскими коллегами для выяснения всех обстоятельств крушения самолета и, по словам премьер-министра России Владимира Путина, предлагают им рассказать о возможных трудностях, с которыми они сталкиваются в связи с расследованием авиакатастрофы, если таковые возникли. «Если у польской стороны возникли трудности, то скажите, устраним все проблемы, если они возникают», — заверил Путин.

Представитель военной прокуратуры Польши на это заметил, что никаких недоразумений не возникло. «Должен сказать, что никаких трудностей мы не имеем. То сотрудничество, которое нас соединяет, далеко превышает установленный порядок Конвенции о взаимном оказании правовой помощи. Оно связано с глубоким участием российской стороны», — отметил главный военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский.

Подлинники всех бортовых носителей информации находятся в опечатанных обеими сторонами сейфах. Работа ведется на русском и английском языках. «Профессионального и языкового непонимания нет», — добавил Сергей Иванов.

По словам представителя военной прокуратуры Польши Збигнева Жепы, в настоящее время польские следователи работают в трех направлениях: на аэродроме в Смоленске, где сегодня или завтра будут подняты обломки лайнера (под ними находятся еще шесть тел погибших), другие две группы следователей работают в Москве, они присутствуют при опознании тел (в настоящее время идентифицированы 48 погибших) и расшифровке «черных ящиков». С российской стороны над расшифровкой самописцев работают пять представителей Межгосударственного авиационного комитета.

Ожидается, что официальный доклад о результатах расшифровки бортовых самописцев будет сделан в среду или четверг, отметили в военной прокуратуре Польши. Напомним, что на месте крушения были найдены три бортовых самописца — два параметрических и один речевой.

Расшифровка последнего эксплуатационного регистратора пройдет в Польше, отметила руководитель МАК Татьяна Анодина. «Принято решение удовлетворить просьбу польской стороны о расшифровке его (регистратора) с участием российских специалистов в Польше», — сказала она.

Тем временем следователи уже изучили переговоры военных диспетчеров с аэродрома Северный с двумя другими бортами, летевшими в Смоленск утром 10 апреля, — Як-40, который успешно приземлился, и Ил-76, который не смог совершить посадку и улетел во Внуково.

Осталось изучить переговоры, записанные на речевой самописец Ту-154 и задокументировать данные параметрического самописца. «Черные ящики немного повреждены, но только снаружи. Ленты полностью сохранились, запись будет разборчивая», — сообщил представитель военного следствия Польши Збигнев Жепа в интервью польскому телеканалу TVN 24.
Военные секреты

Польские СМИ во вторник высказали опасения со ссылкой на анонимные источники в минобороны Польши, что на борту самолета могли быть электронные носители информации, касающейся военных секретов Польши и НАТО. Однако министр обороны Польши Богдан Клих уже опроверг эти подозрения. По его данным, никаких секретных документов и шифровок на борту президентского самолета не было.

Сейчас на месте крушения следователи продолжают собирать мобильные телефоны, оргтехнику и документы. На все обнаруженные предметы составляются протоколы. После сбора эти материалы должны быть отправлены в Польшу.

В свою очередь генерал Мирослав Гавор, бывший руководитель федеральной службы охраны Польши, заявил, что, по его мнению, на борту не могло быть секретных сведений. «Это был обычный частный визит, никто из военных деятелей не мог взять с собой секретные сведения на гражданскую церемонию», — отметил Гавор.

«Ни у одного из представителей военного командования, которые находились на борту самолета, не было при себе носителей секретной информации», — говорится в официальном сообщении военной контрразведки Польши. Военные эксперты также отмечают, что вся информация на компьютерных носителях закодирована и, даже попав в чужие руки, она окажется бесполезной.

10 апреля 2010 года пассажирский польский авиалайнер Ту-154М, следовавший специальным рейсом из Варшавы в Смоленск, потерпел крушение при заходе на посадку на аэродроме "Смоленск-Северный". Катастрофа произошла в условиях сильного тумана. Самолет опустился ниже допустимой высоты, столкнулся крылом с верхушкой березы, перевернулся и упал в 200-300 м от взлетно-посадочной полосы.

В результате крушения погибли находившиеся на борту семь членов экипажа и 89 пассажиров, среди которых были президент Польши Лех Качиньский с супругой Марией, руководитель канцелярии президента Владислав Стасяк, глава нацбанка Польши Славомир Скшипек, замминистра иностранных дел Анджей Кремер, другие высокопоставленные чиновники, почти все высшее военное командование, ряд общественных и религиозных деятелей Польши. Правительственная делегация направлялась на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины расстрела польских офицеров в Катынском лесу.

С 10 по 18 апреля в Польше был объявлен общенациональный траур, 12 апреля - в России. На месте крушения самолета 15 августа 2010 года была установлена мемориальная доска. 10 ноября 2010 года в Варшаве на военном кладбище Повонзки открыли памятник жертвам катастрофы.

Полномочия главы польского государства временно принял маршал сейма Бронислав Коморовский. 4 июля 2010 года его избрали президентом Польши.

Международное расследование

В день катастрофы по распоряжению президента России Дмитрия Медведева была создана правительственная комиссия по расследованию обстоятельств происшествия во главе с премьер-министром Владимиром Путиным. Министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский заявил, что Польша начнет независимое расследование. Уголовные дела по факту гибели авиалайнера завели Следственный комитет РФ и Главная военная прокуратура Польши. Расследование технических обстоятельств катастрофы было возложено на совместную комиссию Межгосударственного авиационного комитета (МАК), куда вошли 25 специалистов из Польши, а также представители Министерства обороны России.

Отчет МАК

17 апреля техническая комиссия завершила работу на месте ЧП, 19 апреля были расшифрованы записи всех найденных "черных ящиков" самолета. 19 мая председатель МАК Татьяна Анодина сообщила, что техническая комиссия исключила версию теракта, взрыва, пожара или отказа авиационной техники на борту. Было установлено, что до столкновения с землей все системы самолета работали в штатном режиме, при этом в кабине кроме членов экипажа находились посторонние лица. 25 мая руководитель польской госкомиссии по расследованию авиационных происшествий сообщил, что в кабине лайнера находился главнокомандующий Воздушными силами республики генерал Анджей Бласик. 8 июня представители МАК объявили, что вторым посторонним в кабине был шеф протокола МИД Польши Мариуш Казана.

20 октября техническая комиссия МАК передала полномочному представителю Польши отчет о расследовании катастрофы. 17 декабря премьер-министр республики Дональд Туск заявил, что в отчете допущено множество нарушений и неточностей. Польская сторона направила в МАК свои претензии.

12 января 2011 года МАК выпустил окончательный отчет по расследованию авиапроисшествия. Согласно документу, причинами крушения были ошибочные действия летчиков - решение о заходе на посадку и неуход на второй круг в метеоусловиях хуже установленного минимума, снижение ниже минимальной допустимой высоты в 100 м, игнорирование сигналов системы предупреждения об опасном сближении с поверхностью земли. По заключению экспертов летчики допустили ошибки, находясь под психологическим давлением из-за присутствия в кабине главкома Воздушных сил. Системными причинами катастрофы были названы недостатки в организации летной работы и подготовке членов экипажа при обеспечении особо важного полета.

Доклад польской стороны

29 июля 2011 года комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши представила свой отчет по расследованию происшествия, где причиной ЧП было названо снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в плохих метеоусловиях, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг. В качестве одного из факторов, повлиявших на развитие ситуации, комиссия назвала недостаточное аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров "Северного". В докладе отмечены недостатки в техническом обеспечении аэродрома - в частности, было выявлено нарушение работы сигнальных огней приближения.

9 марта 2012 года был опубликован доклад Верховной контрольной палаты Польши, во многом повторявший выводы экспертов МАК. Авторы документа установили, что с 2005 года визиты высшего польского руководства с использованием спецтранспорта Воздушных сил осуществлялись без соблюдения достаточного уровня безопасности.

10 сентября 2012 года члены польской оппозиционной партии "Закон и справедливость", создавшие парламентскую группу по расследованию причин катастрофы, выступили с версией о том, что крушение самолета под Смоленском стало следствием взрыва на борту. Позднее Главная военная прокуратура Польши опровергла выводы доклада парламентариев - следов взрывчатки на обломках самолета обнаружено не было.

Расследование обстоятельств катастрофы не завершено. Российская сторона неоднократно заявляла, что обломки лайнера, которые являются вещественными доказательствами, после завершения следствия будут возвращены польской стороне. Польским прокурорам и экспертам предоставляется доступ к самолету.

Новые обвинения

24 марта 2015 года Главная военная прокуратура Польши обвинила в причастности к катастрофе двух российских военных авиадиспетчеров: один из них был обвинен в создании ситуации непосредственной опасности в воздухе, другой - в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве. При этом непосредственной причиной катастрофы прокуратура считает ошибки в действиях летного экипажа Ту-154М.

Кроме того, согласно выводам польских следователей, для перевозки пассажиров категории "особо важные персоны" экипаж был подобран неверно, и командир воздушного судна не имел права садиться за штурвал лайнера. Еще одним обвиняемым является бывший заместитель руководителя Бюро охраны правительства Польши генерал Павел Белавный. По версии следствия, он недостаточно тщательно выполнял свои служебные обязанности при подготовке и реализации охраны летевших в Смоленск первых лиц государства.

27 марта польская прокуратура перенесла срок завершения расследования авиакатастрофы с 10 апреля на 10 октября 2015 года.

Стенограмма из кабины Ту-154

7 апреля польское радио RMF FM опубликовало новую, более подробную, чем доступная следствию ранее, расшифровку аудиозаписей из кабины пилотов PLF 101. Данные Опубликованный позволяют предположить, что генерал Анджей Бласик оказывал давление на экипаж, требуя посадить самолет без ухода на второй круг. Представитель Главной военной прокуратуры Польши Марчин Максян заявил, что новая стенограмма содержит неточности и не может считаться "ясным и полным материалом", а по факту распространения записи возбуждено уголовное дело.

Новые данные полностью подтверждают, что в кабине пилотов президентского самолёта находились третьи лица, которые, вероятно, оказали давление на экипаж, заставили его попытаться посадить самолёт в неподходящих погодных условиях. Как отмечается, это был главнокомандующий ВВС Польши генерал Анджей Бласик.

Польские эксперты считают, что Бласик произнёс следующие слова: «Это факт, мы должны это сделать, до конца». Позднее, на высоте 300 метров над землёй, он сказал: «Поместишься. Смело».

А пилот за 15 минут до крушения лайнера предлагает уйти на запасной аэродром Минск или Витебск и, обращаясь к третьему лицу, говорит: «Вернёмся». Кроме того, запись свидетельствует о том, что в кабине распивались спиртные напитки.

Радиостанция отмечает, что польское расследование причин авиакатастрофы под Смоленском «ждёт настоящий шок».

В катастрофе под Смоленском погибли 96 человек - восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны. Окружная военная прокуратура в Варшаве уже почти пять лет ведёт расследование причин и обстоятельств трагедии. Ниже представлены выдержки из записи с чёрных ящиков, опубликованные RMF FM.

Пиво в кабине

Магнитофон регистрирует приглушённые голоса посторонних:

Что это?

Пивко. А ты не пьёшь?

А у нас есть топливо до двадцати? - спрашивает немного громче бортинженер.

Есть, - отвечают ему.

Прогноз погоды

- Десять часов - и туман? - удивляется метеоусловиям второй пилот.

У тебя тут, *****, приближение. Есть ли визуальный контакт, они не понимают этого вообще, - отвечает штурман.

Что, *****? - говорит не идентифицированный человек.

Когда начинаются эти торжества? - спрашивает штурман.

Через час? - отвечающий не уверен в том, что говорит.

Не знаю, но если мы не спустимся до минимума, эти рыбки не прыгнут, - частично непонятное высказывание командира самолёта. (В рубрике «заметки» эксперты добавляют: «нервозность в голосе, лёгкое заикание»).

Они должны там быть!

Микрофоны в кабине регистрируют слова стюардессы Баси.

Выпьешь?

Даааа, - отвечает кто-то, названный «третьим лицом».

Командир передаёт информацию в кабину об условиях полёта.

Бася! - вызывает он главу персонала. - Выглядит не очень, появился туман. Неизвестно, приземлимся ли мы!

Да? - удивляется женщина. Они не успеют, - говорит она.

Sorry! - отвечает командир.

Они должны там быть! - утверждает Бася или кто-то из посторонних.

А если мы не приземлимся, тогда что? - спрашивает посторонний голос.

Тогда уйдём, - отвечает второй пилот.

Подождём полчаса. У нас нет времени, - добавляет капитан.

Жарко будет! - говорит позднее штурман. Заметка к этому высказыванию объясняет: «в смысле, что будет горячая обстановка».

Этого нельзя простить, - неясно утверждает второй пилот, после чего звучит не приписанное никому высказывание, которое может иметь связь с более ранним замечанием об отсутствии команды.

С этим Яком я бы вернулся.

Посторонние в кабине

Третьи лица и шум в кабине. На протяжении всей последней фазы полёта в кабине звучат призывы к третьим лицам соблюдать тишину. Слышно слабое «Тихо там».

В кабине пилотов впервые появляется присутствующий до конца полёта предположительно главнокомандующий ВВС Польши. Голос дважды спрашивает штурмана, говорит ли тот по-английски. Лётчик отвечает «Так точно».

Экипаж ведёт разговор с пилотами Як-40, который приземлился в Смоленске. Сообщение о нахождении облаков на высоте 50 метров и видимости в 400 метров вызывает беспокойство.

В кабине звучит вопрос:

У них было так же?

Нет, у них получилось, - отвечает второй пилот.

Видишь! - отмечает «третье лицо».

У нас проблема!

Разговор командира самолёта с главой протокольной службы:

Господин директор, появился туман, - говорит капитан, - При таких условиях мы не сможем приземлиться. Попробуем подойти, сделаем один подход, но, скорее всего, ничего из этого не получится. Следовательно, прошу обдумать, что будем делать дальше.

Будем пытаться, пока не получится, - отвечает глава протокола.

Нам бензина не хватит до тех пор, пока не получится, - говорит капитан самолёта.

Значит, у нас проблема! - констатирует дипломат.

Можем полчаса повисеть и уходим на второй запасной, - предлагает командир.

Какой запасной? - спрашивает неидентифицированное «третье лицо».

Минск или Витебск, - отвечает капитан.

Тогда, может, в Минск, - говорит тот же человек, который спрашивал про второй запасной.

Господин директор, давайте вернёмся, - слышен женский голос.

Значит, бух...

Во время подготовки к подходу в сложных условиях микрофоны в кабине регистрируют:

Пошёл, *****, отсюда!

Иди, *****.

Спроси Артура (из экипажа Як-40), плотные ли тучи, - просит капитан.

Второй пилот докладывает, что плотность облаков составляет 400-500 метров.

Такая плотность?! - спрашивает штурман. В заметках приписано «удивлённо».

Ну такая! - подтверждает второй пилот.

Это издевательство! - утверждает кто-то, после чего второй пилот выходит на связь вновь и проверяет данные.

Судя по тому, как было у нас, на 500 метрах мы были над облаками, - отвечает Як-40.

Значит, бух, - констатирует бортинженер.

Летчиков польского правительственного самолета Ту-154, потерпевшего крушение под Смоленском 10 апреля 2010 года, против их воли заставляли посадить самолет. Также, по данным новых расшифровок «черных ящиков», которые приводит радиостанция RMF FM, в кабине пилотов воздушного судна постоянно находился посторонний, предположительно, главнокомандующий ВВС Польши .

В сообщении говорится, что экспертам удалось расшифровать на 30% больше разговоров, чем в результате предыдущих экспертиз.

По данным радиостанции, посторонние постоянно успокаивали пилотов, а за полчаса до катастрофы стюардесса предложила неизвестному в кабине пилота пиво.

Исследователи записи считают, что Бласик сказал следующую фразу: «Это факт, мы должны это сделать, до конца». Чуть позже, на высоте 300 метров над землей, он произнес: «Поместишься. Легко». Сам пилот за 15 минут до крушения борта предлагал уйти на запасной аэродром «Минск или Витебск» и предлагал вернуться в салон неустановленному третьему лицу.

«В течение 20 минут перед катастрофой магнитофон зарегистрировал целых семь попыток усмирения и тишины. От обычного «Тсссс», «Тихо там», «Выйти отсюда!» до «..., перестаньте, пожалуйста» меньше чем за 2,5 минуты до катастрофы», — говорится в материале RMF FM.

Официальный представитель Главной военной прокуратуры Польши Марчин Максян подтвердил подлинность расшифровки, которую приводит радиостанция, однако отметил, что она не во всем точная.

«Этот материал, хотя включает в некоторых частях заявления и цитаты из стенограммы, которую выполнили эксперты, но также содержит ряд неточностей как по сути озвученных фраз, идентификации говорящих, так и в некоторых случаях дополняется комментарием, который не является интерпретацией событий экспертами», — говорит Максян. По его словам, ведомство возбудило уголовное дело по факту распространения соответствующих записей: «Фундаментальным правилом является необнародование разговоров в кабине пилотов. Тем более недопустимо выдавать результаты работы экспертов, которые не были признаны однозначно как четкий и полный материал».

Напомним, что в результате авиакатастрофы Ту-154 10 апреля 2010 года погибли 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа.

Среди погибших были президент Польши, его супруга и часть руководства страны. Делегация направлялась в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях.

В конце июля 2011 года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Москва. 19 января. сайт - Транскрипция записи всех переговоров диспетчеров аэродрома "Смоленск-Северный" в день катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского полностью опубликованы на сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК). "В связи с появившимися в СМИ со ссылкой на министра внутренних дел республики Польша Ежи Миллера сообщениями об опубликовании польской стороной записей разговоров диспетчеров аэродрома "Смоленск-Северный" и с целью объективного информирования мировой общественности, с разрешения органов, проводящих предварительное следствие, в соответствии с Приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации принято решение опубликовать полностью транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами: 1-е: записи открытого магнитофона, 2-е: записи телефонных разговоров, 3-е: записи радиопереговоров", - говорится в заявлении председателя технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексея Морозова, поступившем в "Интерфакс" во вторник.

"При составлении транскрипции Техническая комиссия МАК пользовалась электронной копией записей, идентичной той, которая была передана польской стороне по ее просьбе", - отмечается в заявлении.

Расшифровка

В документе, в котором расшифрованы переговоры диспетчеров и экипажа самолета, говорится, что в 09:51 российский руководитель полетов (на вышке на аэродроме в Смоленске) сообщил, что на аэродроме складываются неблагоприятные погодные условия: "Надо для основного поляка уточнять запасной, потому что пока погоды нет".

Затем руководитель полетов говорит: "Нужно выйти на главный центр, чтобы основному поляку передали, во-первых, чтобы он был готов к уходу на запасной. Вот, уточнить, сколько у него топлива".

После нескольких реплик неустановленного абонента, "А", руководитель полетов на аэродроме в Смоленске добавляет: "Значит, главный центр в курсе, что у нас погоды нет. И они (неразборчиво) на "Внуково" уйдет".

Примерно в 10:10 руководитель полетов сообщил, что видимость на аэродроме "Смоленск-Северный" - не более 400 метров.

Примерно в 10:23 экипаж самолета Л.Качиньского вышел на связь с аэропортом "Смоленск-Северный" и сообщил, что идет на снижение. "На дальний привод снижаемся, 3600 метров", - сказал экипаж польского самолета.

Руководитель полетов в Смоленске уточнил, сколько у польского самолета осталось топлива, и спросил: "А запасной аэродром у вас какой?". В ответ прозвучало: "Витебск, Минск".

В 10:24 экипаж польского президента запросил данные о метеоусловиях в Смоленске. "На "Корсаже" туман, видимость 400 метров", - сказал руководитель полетов. На просьбу поляков уточнить температуру и давление, руководитель полетов сказал: "температура плюс два, давление 7-45, 7-45, условий для приема нет".

Тем не менее польский экипаж принял решение о снижении. "Спасибо. Но если возможно попробуем подход. Но если не будет погоды, тогда отойдем на второй круг", - говорит польский борт 101.

В разговоре между собой российские диспетчеры сообщили: "Значит, делает контрольный заход. Решение командира. Делает контрольный заход до высоты принятия решения 100 метров. Уход, готовность Минска, Витебска на запасной пусть запросят".

В 10:34 руководитель полетов в Смоленске спрашивает командира экипажа польского самолета, совершал ли он посадку на военном аэродроме, и получает утвердительный ответ.

В 10:35 руководитель полетов предупреждает, чтобы польский самолет был готов уйти на второй: "Польский 101, и от 100 метров быть готовым к уходу на второй круг". "Так точно", - отвечает командир польского экипажа.

В 10:41 российский руководитель полетов дает команду "Уход на второй круг" и повторяет ее еще два раза. Польский борт уже не отвечает.

Затем в эфире звучит вопрос: "Ну, где он?". После этого вновь звучит команда "Уход на второй круг, 101-ый".

Один из диспетчеров говорит о необходимости вызова пожарной машины. Время последней записи в транскрипции - 10:42. После очередной попытки связаться с польским самолетом, один из российских диспетчеров говорит: "Левее дороги".

В документе "Открытый микрофон" зафиксированы переговоры с передовым самолетом польской делегации Як-40, который приземлился в Смоленске, а также российским самолетом Ил-76, который ушел на запасной аэродром.

В 10:32 руководитель полетов в Смоленске говорит одному из диспетчеров: "Не знаю, я бы на месте Москвы сюда бы не гнал". И получает ответ: "Это решение (неразборчиво) международного номер 1. Он там сам".

Один из диспетчеров, полковник Краснокуцкий говорит: "Он не зайдет. Ты, главное, дай ему на второй круг. Значит, на второй круг и все. А там дальше, сам принял решение, пусть сам решает".

В 10:42 один из диспетчеров после тщетных попыток связаться с польским самолетом говорит: "После ближнего упал. Левее дороги". Другой диспетчер ему отвечает: "На второй круг уходить начал, потом пропал". В радиоэфире звучит нецензурная брань.

Кроме того, в документе "Запись телефонных переговоров" на сайте МАК говорится, что оперативный дежурный аэродрома в Смоленске допускал вероятность, что самолет польского президента совершит посадку в московском аэропорту "Внуково".

Примерно в 09:51 оперативный дежурный говорит руководителю полетов на аэродроме в Смоленске: "С главным центром пообщался. Во "Внуково" заберут".

Комментарии

Публикация переговоров российских диспетчеров на аэродроме в Смоленске снимает все вопросы относительно причин катастрофы самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского, заявил "Интерфаксу" в среду известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. "Все вопросы окончательно сняты. Все разговоры поляков о вине российских диспетчеров безосновательны ", - сказал Толбоев.

На вопрос о том, мог ли Ту-154 совершить безопасную посадку на аэродроме в Смоленске, летчик-испытатель ответил: "Он мог садиться. Никаких вопросов нет. Но польский экипаж не соблюдал высоту. Он перепутал давление. Они шли точно по курсу. Трагедия произошла из-за того, что они не переставили давление под стандарты аэродрома". Толбоев испытал десятки типов и модификаций самолётов, командовал многоразовым космическим кораблем "Буран".

Он заявил, что 15 лет летал на самолете Ту-154 и испытывал его в самых опасных режимах. "Очень надежный самолет. Он просто устарел. В оборудовании аэродрома в Смоленске недоработок нет. Он соответствует всем требованиям министерства обороны России", - сказал Толбоев. По его мнению, "расследование Межгосударственного авиационного комитета проведено блестяще".

Предыстория

Самолет президента Польши Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Качиньский летел на траурные мероприятия в Катынь, где похоронены польские военнослужащие, расстрелянные НКВД СССР в 1940 году. 12 января Межгосударственный авиационный комитет на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" представил итоговый отчет о расследовании катастрофы самолета Качиньского. Из отчета следует, что главной причиной катастрофы самолета стал человеческий фактор - ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров.

Представители МАК опровергают утверждения польской стороны в том, что во время посадки самолета на российских диспетчеров оказывалось какое-либо давление. "Комиссия проанализировала записи, зарегистрированные диспетчерским магнитофоном, а также записи переговоров группы руководства полетами с экипажем самолета Ту-154. Также была проведена независимая оценка действий группы руководства полетами. Фактов давления на группу руководства полетами не выявлено", - заявил Морозов во вторник вечером в эфире телеканала НТВ . По его словам, диспетчеры на аэродроме Смоленска действовали "абсолютно самостоятельно, в рамках той подготовки, тех международных правил, о которых мы говорили". Морозов рассказал, что техкомиссия МАК анализировала результаты медэкспертизы тех, кто находился в кабине пилотов, в том числе главкома польских ВВС. "При работе технической комиссии анализировались результаты судмедэкспертизы членов экипажа и других установленных лиц, находившихся в пилотской кабине. Именно польские эксперты при прослушивании записи бортового магнитофона установили, что одним из посторонних лиц, находившихся в пилотской кабине, был главнокомандующий ВВС Республики Польша, который находился в пилотской кабине вплоть до момента столкновения самолета с препятствиями", - сказал Морозов журналистам во вторник. Так он прокомментировал заявление главы МВД Польши Ежи Миллера относительно неправомерности проведения медицинской экспертизы Анджея Бласика. "Техническая комиссия при этом пользовалась результатами судмедэкспертизы, проведенной в рамках расследования уголовного дела по факту катастрофы", - добавил Морозов.

В свою очередь, министр транспорта РФ Игорь Левитин считает в настоящий момент неправильным полемизировать с польской стороной относительно обстоятельств авиакатастрофы самолета президента Леха Качиньского под Смоленском. "Идет процесс следствия по уголовному делу. Любые комментарии излишни, и вступать в полемику я считаю неправильно", - заявил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы" во вторник вечером. Левитин отметил также, что никакой российской версии авиакатастрофы пока не существует. "Есть заключение технической комиссии МАК, это независимый орган, который и российская сторона, и польская выбрали для проведения независимой экспертизы. Поэтому российская версия появится после того, когда следственные органы получат заключение технической комиссии МАК", - сказал Левитин.

Ранее во вторник замруководителя польской комиссии по расследованию катастрофы самолета Качиньского Мирослав Гроховский заявил на пресс-конференции в Варшаве, что диспетчеры аэродрома "Смоленск-Северный" 10 апреля прошлого года подвергались давлению. При этом он не конкретизировал, в чем именно заключалось такое давление.

Кроме того, по словам главы польского МВД Ежи Миллера, диспетчеры аэропорта на протяжении часа сообщали, что все в порядке; по его мнению, команда "Горизонт" поступила пилотам самолета польского президента Леха Качиньского слишком поздно. Миллер утверждает, что диспетчер, следивший за посадкой президентского "Ту-154", не проинформировал экипаж о фатальных погодных условиях. Кроме того, не было речи о запасных аэропортах.

Между тем, эксперт, близкий к ходу расследования, заявил журналистам: "Выдергивая отдельные фразы из разговоров в диспетчерском пункте, польская сторона не реконструирует происходившие события, а извращает их суть". Эксперт посоветовал польской стороне аккуратнее обращаться с объективными данными, не допускать их передергивания.


Top