Развитие связной речи у дошкольников. Развитие речи Задачи образовательной области «речевое развитие»

Евгения Фомичева
Конспект занятия по развитию речи с презентацией «Сказки»

Цель : продолжать знакомство с народным творчеством на примере русской народной сказки , приобщать детей к фольклору

Задачи :

Воспитывать интерес и любовь к русской народной сказке ;

- развивать эмоциональный отклик на сказку ;

Активизировать словарь по теме.

Материал : условные графические изображения, картинки с изображением сказок «Заюшкина избушка» , , «Волк и семеро козлят» .

Ход занятия:

Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир сказок . Мы идем в сказку бодрым шагом .

А сейчас осторожно, мягче шагайте, здесь опасно.

Теперь опасность миновала, идите смело.

-Сказка по лесу идет-

Сказку за руку ведет .

Из реки выходит сказка !

Из трамвая. Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод !

Сказка-умница и прелесть ,

С нами рядышком живет.

Чтобы, чтобы, чтобы снова

Добрый злого победил!

Чтобы добрый чтобы злого

Стать хорошим убедил!

Вот мы и пришли в сказочную страну . Здесь мы с вами встретимся со сказочными героями . С плохими и хорошими. Постойте, а как мы узнаем, хорошие они или плохие? Давайте потренируемся. (Воспитатель показывает детям условные графические изображения)

Какое лицо изображено? Попробуйте, сделайте тоже такое же лицо.

А это лицо, какое? Точно доброе? Не хмурое, не хитрое, не злое?

Теперь мы с вами ничего не перепутаем.

Дети вместе с воспитателем рассматривают картинки с изображением русских народных сказок «Заюшкина избушка» , «Лисичка-сестричка и серый волк» , «Волк и семеро козлят» .

Физминутка Буратино

Буратино потянулся, руки поднять вверх и потянуться на носочках

Раз - нагнулся, два - нагнулся. наклоны влево и вправо

Руки в стороны развел , развести руки в стороны

Ключик, видно, не нашел. вращения руками перед грудью

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. руки поднять вверх и потянуться на носочках

Какие герои злые (добрые) в сказке ?

А кого боится волк (лиса, заяц?

Что помогает победить лису (волка?

Вам понравилось наше путешествие? А вы, в какую сказку хотели бы попасть ?

Ответы детей

Публикации по теме:

Детская презентация «Добрые сказки» Игра - презентация «Добрые сказки» со звуком рассчитана для детей дошкольного возраста Программа разработки: Power Point Цель презентации:.

«В гостях у сказки» Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать.

Конспект по занятию «Речевое развитие» Тема: Рассматривание картины «Улица. Правила ДД». Воспитатель: Макаренко И. Ю. Цель: закрепить знание правил дорожного движения: сигналов.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Русские сказки (драматизация сказки «теремок»). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко"».

План-конспект к занятию по формированию речи «Осенняя пора» в подготовительной группе Задачи: Образовательные: Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках. Уточнить представления детей о сезонных изменениях.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста 6–7 лет на основе сказки Киплинга «Маугли» Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста 6-7 лет на основе сказки Киплинга «Маугли». Проект рассчитан на 3 месяца. Участниками являются:.

НОД по развитию речи «Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок» (первая младшая группа) Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок». Цель: Познакомить детей с произведением В. Бианки «Лис и мышонок» Задачи: Обогащать словарь,.

Речь ребёнка

Слайдов: 23 Слов: 1527 Звуков: 0 Эффектов: 5

Мы рисуем. Мой кот Васька. Я люблю свою лошадку. Мы лепим. Моя маленькая ферма. Идет бычок качается… Мы читаем. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Сколько вскрытие механизмов нарушения. Направления: 1. Определение степени сформированности отдельных звеньев механизма речепроизводства; -4-. Текст зачитывается дважды, перед повторным чтением даётся установка на полный пересказ. После выполнения первого задания предлагается пересказать кратко. Второе задание ориентирует детей на составление рассказа по найденной программе. При оценке результата данной серии учитывается степень воплощения замысла в целое речевое сообщение. - Речь ребёнка.ppt

Речь малыша

Слайдов: 14 Слов: 1129 Звуков: 0 Эффектов: 0

Развитие связной речи у дошкольников. Советы неравнодушным родителям. Как сделать общение занимательным? Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком и в творческих играх. Вспомни случай. Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Говорим по-разному. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать! Бюро путешествий. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Всегда под рукой. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. - Речь малыша.ppt

Развитие речи

Слайдов: 15 Слов: 974 Звуков: 0 Эффектов: 126

Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения. “ Приятная для слуха речь - своего рода музыка”. Д.Уэбстер. Во-вторых, развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения. Развитие речи – важная задача при обучении языку. Звуковая культура речи. Четкая артикуляция звуков. Отчетливое произношение. Умение использовать голос. Техника речи. Дыхание. Голос. Дикция. Артикуляция. Работа над развитием речи на уроках литературного чтения. Дикция – чистота, правильность, четкой произношения. Изображение цоканья копыт. Чищу зубы \кончиком языка почистить верхние и нижние зубы\. - Развитие речи.ppt

Речевые умения

Слайдов: 19 Слов: 964 Звуков: 0 Эффектов: 22

Мультимедийное приложение к родительскому собранию. Логопедическая Готовность к школе. Готовность к школе. наша речь – процесс общения, Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков. Умение различать звуки речи на слух. Владение элементарными навыками звукового анализа. Словарный запас. Грамматический строй речи Связную речь. Речевую коммуникацию. Мелкую моторику рук. Звукопроизношение. Владение элементарными навыками звукового анализа: Грамматический строй речи В норме к 6 – 7 годам у ребенка сформированы: Связная речь. Речевая коммуникация. - Речевые умения.ppt

Речь и её развитие

Слайдов: 7 Слов: 102 Звуков: 0 Эффектов: 38

Развитие речи. Стили речи. Книжный разговорный - научный - публицистический - официально-деловой - художественный. Типы речи. Повествование (что происходит?) Описание (какой?) Рассуждение (почему?). Композиция повествования. Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Заключение. Композиция описания (предмет, пейзаж, портрет, интерьер, памятник, животное). Признаки предмета, явления. III.Общая оценка предмета, явления. Композиция описания (действие, спорт). I.Подготовка к работе, действию. II.Ход работы, действия. III.Результат работы, действия. Композиция рассуждения. - Речь и её развитие.ppt

Развитие речи в ДОУ

Слайдов: 11 Слов: 336 Звуков: 0 Эффектов: 1

Структура единого образовательного пространства для детей с нарушениями речи. Содержание единого образовательного пространства. Структура единого речевого режима. Итоги внедрения. Игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук. Игровые модули для организации сюжетно-ролевых игр. Наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми. Игрушки-маркеры. Наборы для театрализованной деятельности. Стабильно высокий уровень освоения программы воспитанниками МАДОУ. Показатели сформированности культуры речи педагогов. Проблемы. Низкий уровень развития связной речи у детей общеразвивающих групп. - Развитие речи в ДОУ.ppt

Развитие детской речи

Слайдов: 8 Слов: 492 Звуков: 0 Эффектов: 1

Программы логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей, применяемые в МДОУ детском саду компенсирующего вида «Родничок». Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи Составители: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи Составители: Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи Составители: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3-х до 5-и лет) Составитель: С.А. Миронова. - Развитие детской речи.ppt

Развитие речи и мышления

Слайдов: 20 Слов: 954 Звуков: 0 Эффектов: 0

Развитие речи и мышления с помощью русской классики. Травка зеленеет. Солнышко блестит. Ласточка с весною. В сени. С нею солнце краше и весна милей. Прощебечь с дороги нам привет скорей. Дам тебе я зёрен. Песню спой. Цель занятия. Упражнение на образование уменьшительно-ласкательных форм. Ход занятия. Просмотр презентации. Чтение текста. Какие признаки поздней весны видно на этом слайде. Прощебечь. - Развитие речи и мышления.pptx

Развитие речи у ребёнка

Слайдов: 5 Слов: 1201 Звуков: 0 Эффектов: 0

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения. Как развивать? Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием. Постарайтесь втянуть ребенку в игру "вопросов и ответов". Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? - Развитие речи у ребёнка.ppt

Речевое развитие ребёнка

Слайдов: 15 Слов: 2323 Звуков: 0 Эффектов: 0

Ребёнку дают в руки два флажка. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4–5 раз. «Угадай, кто сказал». Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. Запишите в «Словарик» слова, в которых ребёнок переставляет или пропускает слоги. - Речевое развитие ребёнка.ppt

Развитие речи дошкольников

Слайдов: 18 Слов: 999 Звуков: 0 Эффектов: 29

Игра как средство развитие речи. Развитие речевой активности. Задачи проекта. Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь. Характерные проблемы развития речи дошкольников. Выявление уровня развития речи. Занятие по развитию речи. Выявление уровня развития игровых навыков воспитанников. Примерная тематика дидактических игр. Месяц. Ожидаемый результат проекта. - Развитие речи дошкольников.pptx

Речевое развитие дошкольников

Слайдов: 15 Слов: 605 Звуков: 0 Эффектов: 213

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Структура программы «Истоки». Структура возрастной периодизации. Образовательная область. Компетентностный подход. Цели образования. Аспекты общения. Общение. Образовательная область «Коммуникация». Дошкольное детство. Задачи речевого развития. Формы обучения. Работа по закрытой картинке. Колобок. - Речевое развитие дошкольников.pptx

Познавательно-речевое развитие детей

Слайдов: 25 Слов: 1788 Звуков: 0 Эффектов: 0

Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности. Уточнение и обогащение словарного запаса. Виды познавательной активности. Взрослые организуют экскурсии на природу, по городу. Наблюдение, познавательные беседы, экспериментирование. Дети поступают в детский сад. Приведем примеры игр и упражнений, направленных на развитие. Узнавание предметов по заданным признакам. Мышление дошкольников по природе. Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека. Разрезать картинки по пунктирным линиям. Ведущий раздаёт детям по 2-3 картинки. Ведущий описывает какое-либо дерево. - Познавательно-речевое развитие детей.ppt

Средства речевого развития дошкольников

Слайдов: 13 Слов: 486 Звуков: 0 Эффектов: 0

Ресурсный центр по речевому развитию дошкольников. Содержание семинара-практикума. Основные методы развития связной речи дошкольников. Приемы развития связной речи дошкольников. Нетрадиционные методы. Технология обучения детей составлению сравнений. Постановка. Прием «Изосказка». Организация взаимодействия специалистов ДОУ. Методы и приемы в контексте развития речи детей. Мнемотехника. Постановка проблемного вопроса. - Средства речевого развития дошкольников.ppt

Развитие речи детей дошкольного возраста

Слайдов: 30 Слов: 685 Звуков: 0 Эффектов: 76

Почему ребёнок плохо говорит. Причины. Осложнения во время беременности. Развитие речи зависит от многих факторов. Активный и пассивный запас. Нормы развития речи. Гуление. Запас слов от 2-3 до 20-30. Понимает действия и предметы на картинках. Пытается произносить трёхсложные и четырёхсложные слова. Минимальный запас слов – 250. Начинает подбирать рифмы к словам. Советы логопеда. Словарный запас достигает 2000 – 3000 слов. Развивайте мелкую моторику малыша. Развитие мелкой моторики. Слуховое внимание. Звуковые предметы для развития слухового внимания. Логопедический экран. - Развитие речи детей дошкольного возраста.pptx

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Слайдов: 20 Слов: 2045 Звуков: 0 Эффектов: 41

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Логопед. Презентация и распространение педагогического опыта. Теоретическая часть. Развитие связной речи. Инновационные формы работы. Обучение пересказу. Обучение рассказыванию. Рассказы по серии сюжетных картинок. Инновационные формы работ. Описание предметов. Пересказ. Пересказ рассказа. Подвижное рассказывание. Составление шуточного рассказа. Использование круговых диаграмм. Составление комбинированных рассказов. Формы приветствий. Педагоги. - Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.ppt

Связная речь дошкольников

Слайдов: 22 Слов: 814 Звуков: 0 Эффектов: 0

Формирование связной речи у дошкольников. Задачи. Знакомство детей с грибами. Знакомство детей с грибами с использованием мнемотаблицы. Работа над словообразованием. Почему грибы так называются. Лисички рыжие как лиса. У маслёнка шляпка масляная, как будто намазана маслом. Игровое упражнение. Формирование лексико-грамматических категорий. Дидактические игры и упражнения. Построение простого предложения с помощью схем. Суп из грибов. Распространение простого предложения с помощью схемы. Составление маленького рассказа с помощью схем предложений. Составление предложения с элементом отрицания. - Связная речь дошкольников.ppt

Развитие связной речи у дошкольников

Слайдов: 21 Слов: 1717 Звуков: 0 Эффектов: 0

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. Особенности речевого развития детей. Использование приема наглядного моделирования. Прием наглядного моделирования. Элементы модели. Разнообразие видов работ. Геометрические фигуры. Силуэтные изображения. Предметные картинки. Рассказ-описание. Пересказ. Рассказ по сюжетной картине. Рассказы-описания по пейзажной картине. Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине. Логопедическая сказка. Сравнительное описание предметов. Творческий рассказ. Творческая сказка. Примерные виды работ. Скованные одной целью. - Развитие связной речи у дошкольников.ppt

Развитие диалогической речи

Слайдов: 25 Слов: 1929 Звуков: 0 Эффектов: 61

Развитие диалогической речи дошкольников. Художественно-эстетическое развитие. Коммуникация. Методы развития коммуниккации. Общение. Вид активности. Обмен информацией. Цели общения. Виды общения. Влияние общения. Ребенок. Целостная активность. Позитивное влияние общения. Общение ребенка со сверстниками. Игра. Диалог. Опыт речевого общения. Разговор воспитателя с детьми. Педагог. Чередование говорения одного собеседника с прослушиванием. Научный стиль. Понятие культуры речи. Навыки отбора и употребления языковых средств. Ребенок овладевает контекстной речью. - Развитие диалогической речи.ppt

Методы развития речи

Слайдов: 40 Слов: 2194 Звуков: 0 Эффектов: 0

Педагогическое сопровождение речевого развития. Интеллектуальное развитие ребенка. Внутреннее проговаривание. Направления деятельности по развитию речи. Средства развития речи. Цель развивающей речевой среды. Принципы построения развивающей среды. Развивающий потенциал. Функции речи. Действия обучающего. Практические методы. Метод имитации. Метод разговора. Метод пересказа. Профессиональные умения. Дидактические требования. Воспитание ЗКР предполагает. Культура речепроизношения. Звуковые единицы языка. Этапы работы над звуком. Автоматизация звука. Организация работы. Формирование грамматического строя речи. - Методы развития речи.ppt

Методика развития речи

Слайдов: 23 Слов: 1132 Звуков: 0 Эффектов: 3

Методика развития речи. Дар слова. Становление методики развития речи. Родной язык. Обогащение словаря. Педагогическая наука. Эффективные средства. Основные вопросы. Связь МРР с другими науками. Семь основных компонентов языка и речи. Средства осуществления программы. Типы занятий по развитию речи. Методы и приемы развития речи. ФГТ к речевому развитию дошкольников. Задачи речевого развития в соответствии с ФГТ. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Подготовка к обучению грамоте. - Методика развития речи.ppt

Игры по развитию речи

Слайдов: 23 Слов: 1265 Звуков: 0 Эффектов: 0

Игры на развитие речи. Речевое развитие. Скачок в развитии речи. Артикуляционный аппарат. Учите малыша считалкам. Комплексный подход. Дудочки и свистульки. Кто дольше. Повторяй за мной. Проводи мишку. Голоса животных. Угадай животное. Кукла спит. Повтори за мной. Яблоко. Телефон. Чем заняться. Загадалки. Длинные слова. Кто есть кто. Скороговорки. Течёт речка. - Игры по развитию речи.ppt

Работа по развитию речи

Слайдов: 21 Слов: 436 Звуков: 0 Эффектов: 94

Индивидуальная работа по развитию речи. Формирование правильной речи. Формирование звуковой культуры речи. Правильная речь. Нарушения речи. Необходимость проведения коррекционно-речевой работы. Отклонения в речевом развитии. Коррекционно-речевая работа. Диагностика речевого развития. Планирование индивидуальной работы. Нарушение звукопроизношения. Формирование словаря. Формирование грамматических умений и навыков. Организация индивидуальной работы по развитию речи. Взаимодействие с логопедом. Формирование звукопроизношения. Подготовительный этап. Этап появления звука. Этап усвоения звука. - Работа по развитию речи.pptx

Скороговорки для развития речи

Слайдов: 14 Слов: 1319 Звуков: 0 Эффектов: 5

Использование скороговорок в развитии речи. Борьба с дефектами речи. Малые формы. Речевое развитие детей. Речевая гимнастика. Основные результаты. Результаты обследования речевого развития детей. Скороговорка. Контакт. Итоги логопедических занятий. Предложения по использованию методики. Скороговорки. - Скороговорки для развития речи.ppt

Связная речь

Слайдов: 12 Слов: 461 Звуков: 0 Эффектов: 46

Методика развития связной речи. Понятие связной речи. Ситуативная и контекстная речь. Две основные формы связной речи. Диалогическая речь Монологическая речь. Диалог. Методы и приемы обучения диалогу. Монолог. Типы монолога (по функции). Описание – характеристика предмета в статике Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства Контаминация – смешанный тип, с элементами остальных типов. Рассказывание по игрушкам и картинам – дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией Рассказывание из опыта – опирается на представления ребенка, полученные в процессе наблюдений, различной деятельности Творческое рассказывание – рассказы о вымышленных событиях. - Связная речь.ppt

Занятия по развитию речи

Слайдов: 11 Слов: 326 Звуков: 0 Эффектов: 1

«Формы работы по развитию связной речи с детьми дошкольного возраста». Основные направления работы: Развитие словаря. Воспитание ЗКР. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Воспитание интереса и любви к художественному слову. Принципы развития связной речи: Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития. Коммуникативно – деятельностный подход к развитию речи. Развитие языкового чутья. Формирование элементарного осознания явлений языка. Обогащение мотивации речевой деятельности. Обеспечение активной языковой практики. - Занятия по развитию речи.ppt

Рассуждение

Слайдов: 18 Слов: 478 Звуков: 0 Эффектов: 0

Урок развития речи. Тема: Рассуждение. Типы речи: - Повествование - описание - рассуждение. К тексту рассуждению можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? Композиция полного рассуждения. I.Тезис (то, что нужно доказать, объяснить или опровергнуть). Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения): 1. … 2. … 3. … III. Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто). В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод. Такие рассуждения называются сокращёнными. Языковые средства рассуждения: Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что… 1) Книгу листайте с верхнего угла. -

План: 1. Связная речь. 2. Значение связной речи. 3. Показатели связного высказывания. 4. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. 5. Линии развития связной речи. 6. Средства развития связной речи. 7. Соблюдение принципа интеграции образовательных областей в развитии связной речи. 8. Работа с родителями. 9. Индивидуальная работа.




1 – дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин). 2 – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность). 3 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка. 4 - Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.






Младший дошкольный возраст: 1 - Речь разговорная, простая форма диалогической речи 2 - Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы. 3 – Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении). 4 – Речь ситуативна, речь больше выражает, чем высказывает. 5 – Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление.




1 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или развёрнуто. 2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания. 3- Используют все типы предложений. 4 – Речь контекстная (понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми). 5 – Речь более выразительна. Переходит от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям.








Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят; - Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков; Последовательность; - Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.; - Правильный ритм, отсутствие длительных пауз; - Культура изложения в широком смысле слова: - правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям, - интонационная выразительность речи, - достаточная громкость, отчетливость произношения.


Разговор (преднамеренный и непреднамеренный), - беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог), - занятия по обучению рассказыванию, - пересказ литературных произведений, - рассказывание по игрушке, - рассказывание по картине, - рассказывание их опыта, - творческое рассказывание, рассуждение.


Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как: Способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру; Развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно- образное мышление, как основу развития творческой личности; Способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства. Преимущества интегрированных занятий: способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, такие занятия снимают перенапряжение, перегрузку организма малыша. углубляются представления детей о различных понятиях и закономерностях, расширяется кругозор;


Основные формы развития связной речи:* 1. Организация образовательных ситуаций. 2. Ситуации общения. Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя: сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей; предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка); предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент; использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов. 3. Занятия.


Основной же формой работы по развитию связной речи являются занятия, где обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. На занятиях по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу, уже со 2 младшей группы на занятиях педагогам необходимо активно использовать различные игровые методы и приемы. *(подгруппы)


Индивидуальная работа: Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.


Работа с родителями: (в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Н.Е.Веракса) Изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье. Рекомендации родителям, использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния. Показать родителям ценность диалогического общения с ребенком. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничуству.


Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

МБДОУ № 2 « Детский сад « Ласточка»

Презентацию подготовила воспитатель Манджиева Г.З.


Связная речь - смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.


Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.


Диалогическая речь (диалог)

процесс непосредственного речевого общения,

характеризующийся поочередно сменяющими одна

другую репликами двух или более лиц.

  • Собственно речевые умения
  • Умения речевого этикета .
  • Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе
  • Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы .
  • Невербальные (неречевые) умения .

Монологическая речь (монолог) – процесс

непосредственного общения, характеризующийся

речью одного лица, обращенной к слушателям

или к самому себе

  • Логически последовательное высказывание
  • Выражает мысль одного человека
  • Полная формулировка и развернутость.
  • Литературная лексика .
  • Длительное и предварительное обдумывание.
  • Стимулируется внутренними мотивами

Описание – это характеристика предмета в статике

Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного

образца в устной речи

Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания






« Котенок »

У Кати жил котенок.

Катя

любила котенка.

Она поила котенка

молоком.

Котенок любил играть

с Катей.

« Рыбалка »

Илюша собрался на рыбалку.

Он накопал червей и

пошел к реке. Сел Илюша на

берегу и закинул удочку.

Скоро ему попался лещ,

а потом – окунь. Мама

сварила

Илюше вкусную уху.



Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна

Сюжетно-дидактические игры

Игры с предметами

Игры-инсценировки

Словесные игры


Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы

В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др.


Игры с помощью которых

формируют умение выделять

существенные признаки предметов,

явлений: «Отгадай-ка?», «Да – нет»

Игры с помощью которых

развивается умение обобщать

и классифицировать

предметы по различным

признакам: «Кому что нужно?»,

«Назови три предмета?»,

«Назови одним словом»

Игры, используемые для

развития у детей умения

сравнивать, сопоставлять,

делать правильные

умозаключения: «Похож – не похож»,

«Кто больше заметит небылиц?»

Игры на развитие

внимания, сообразительности,

быстроты мышления,

выдержки, чувства юмора:

«Испорченный телефон»,

«Краски», «Летает – не летает»


Подбор картинок по общему признаку .

В игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?" дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Подбор картинок по парам . – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.




Вспомни случай

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному .


Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.


Мой репортаж

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.


Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом .


Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!


Критерии определения уровня развития связной речи:

Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы.

Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.

Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.

Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.

Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).


Правила речи воспитателя:

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры);

Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям);

Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Cлайд 1

Cлайд 2

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г.Гегель Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой. Аристотель Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. Р.Эмерсон Речь – способность говорить, говорение; разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа; публичное выступление. Толковый словарь русского языка

Cлайд 3

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Речь человека – показатель его интеллекта и культуры. Психолог Н.И.Жинкин считает, что речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.

Cлайд 4

Умения ориентироваться в ситуации общения, т.е. определять, кому, зачем, о чём буду говорить; умение планировать высказывание, т.е. осознавать, как буду говорить (кратко или подробно, эмоционально или по-деловому), в какой последовательности излагать мысли; умение воплощать свой замысел в жизнь, т.е. говорить строго на тему, развивая мысль, используя различные средства выразительности; умение осуществлять контроль за речью. Развивать речь – значит формировать определенные речевые умения

Cлайд 5

Интересно организовать жизнь детей. Постоянно побуждать ребёнка говорить. Создавать соответствующую обстановку, среду. Своевременно исправлять ошибки в речи ребенка и давать правильный образец. Дать детям одинаковые стартовые возможности. Условия для успешного развития речи

Cлайд 6

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста Самокритично относится к своему высказыванию. Словарь увеличивается до 3500 слов. Подбирает противоположные по смыслу слова (антонимы). Овладевает грамматически правильной речью. Передает содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описывает те или иные события, свидетелем которых он был. Правильно произносит все звуки родного языка. Воспроизводят стихи с соблюдением интонационных средств выразительности.

Cлайд 7

Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи. Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций. При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. Причины низкого уровня развития речи

Top