Речевой материал на автоматизацию звука "Щ. Автоматизация звука «Щ» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи Рассказы со звуком щ

1. Автоматизация звука [щ] в прямых слогах:

Ща - ща - ща щу - щу - щу

Ще - ще - ще щи - щи - щи

2. Автоматизация звука [щ] в обратных слогах:

Ащ - ащ - ащ ищ - ищ - ищ

Ущ - ущ - ущ ощ - ощ - ощ

3. Автоматизация звука [щ] в интервокальной позиции:

Аща - аща - аща ощё - ощё - ощё

Ищи - ищи - ищи ущу - ущу - ущу

4. Автоматизация звука [щ] в слогах со стечением:

Тще - тща - тщё тщи - тща - тщу

Тщё - тщу - тщи тщу - тщи - тще

5. Автоматизация звука [щ] в начале слова:

Щавель, щегол, щека, щекотка, щель, щенок, щепа, щетина, щётка, щёчка, щи, щипцы, щит, щука, щупальца.

6. Автоматизация звука [щ] в конце слова:

Клещ, лещ, мощь, овощ, плащ, плющ, помощь, прыщ, хвощ.

7. Автоматизация звука [щ] в середине слова:

Вещи, защита, клещи, пища, помещик, роща, товарищи, угощение, овощи, ущелье.

8. Автоматизация звука [щ] в словах со стечением согласных:

Борщ, морщины, общение, общество.

9. Автоматизация звука [щ] в словосочетаниях:

Щи со щавелем, горящие щепки, хитрющая щука, уплывающий лещ, помощь товарища, мощеная площадь, грызущий щенок.

10. Автоматизация звука [щ] в предложениях:

В роще - зеленеющий хвощ. В роще щебетали щеглы. На ящике лежали клещи. Овощи хранят в ящике. Щенок просил пищи. Хищная щука поймала леща. Хищник рыщет, пищу ищет. Щенок поймал ящерицу.

11. Автоматизация звука [щ] в чистоговорках:

Ща - ща - ща - поймали мы леща.

Щи - щи - щи - сварили щи.

Ще - ще - ще - пойду гулять в плаще.

Щу - щу - щу - монетку я ищу.

12. Автоматизация звука [щ] в скороговорках:

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Два щенка, щека к щеке,

Грызли щетку в уголке.

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

13. Автоматизация звука [щ] в стихах:

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

Письма настоящие.

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила.

Окуньков, бычков, лещей

ВВЕДЕНИЕ

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

Автоматизация звука С в игровых упражнениях

Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях (Автоматизация звука Р в игровых упражнениях Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автома­тизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звуков 4, Щ проводится по тради­ционной в логопедии схеме. Сначала проводится ком­плекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предло­жений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффектив­ным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.

Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плос­ких игрушек, названия которых содержат автоматизи­руемые звуки*. Этот приём также помогает активизи­ровать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только на­звать картинки, но и указывать направление сле­дующего хода. Например, чай - вправо, чайка - вправо, чайник - вниз...» %

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4-5, 20-21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопроситель­ным знаком, ребёнок должен придумать слово с авто­матизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.

* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10-15 раз.

2. Чашечка

1. Лопаточка

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

3. Лошадка

4. Грибок

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!

6. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Сначала выполнять с закрытым ртом, затем - с открытым.

5. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!

Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

Упражнение «Паровозик». Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по до­рожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

Упражнение «Песенки». Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой лю­бимый звук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повто­ряй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Живое - неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а за­тем - неживые предметы.

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени их названия по образцу. Образец: чайка - чайки. Какие слова не изменились?

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Пьют... (чай).

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2-5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку вол­шебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется не­сколько раз.)

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количест­во слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложение. Образец: В больнице девочку встретил врач .

Упражнение «Четвёртый - лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.

Упражнение «Посчитай». К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл. Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого - меньше? Посчитай насе­комых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...

Упражнение «У кого кто?» Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четко проговаривая звук Ч.

Упражнение «Новые слова». Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, его смысл изменится. Проверь, так ли это?

Замени в словах последний звук на звук Ч. Образец: мел - ... (меч).

МЕЛ - ... ВРАГ...

ПЛАН - ... КУЛИК - ... ГРАММ - ...

Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо -... (чудо). Какие слова у тебя получились?

ХУДО - ... БАС - ...

ГАЙКА - ... ШАРЫ - ... ТАЙНИК - ...

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки. Образец: Ванечка ... часы. - Ванечке подарили часы.

Упражнение «Исправь предложение». Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.

Почта принесла почтальона.

Задача решила ученика.

Овечки пасут чабана.

Черника собирала внучку в лесу.

Мы взяли на чемодан дачу с вещами.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.

Миша живёт в деревне у бабуш­ки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.

Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.

Вечером Миша с бабушкой и дедуш­кой садятся около печки и пьют чай.

Упражнение «Сложи картинку». Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждую загадку.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

Л. Ульяницкая

Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?

Из горячего колодца Через край водица льётся.

А. Рождественская Составь предложение со словом чайник.

Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Ч находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цве­том обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным - мягкие согласные, красным - гласные.

Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко­торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколь­ко стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ча - чайник, чашка, чайка. Придумай ещё слова на каждый слог.

Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги черепашке добраться домой. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.

Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.

Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их назва­ния из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.

Упражнение «Собери слово». Помоги Зайчонку собрать слова. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.

красной звёздочкой.

Второй ход - три клетки вправо.

Третий ход - три клетка вниз.

Четвёртый ход - одна клетка вправо.

Пятый ход - три клетки вверх.

Шестой ход - три клетки влево.

Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход - одна клетка вниз.

Третий ход - одна клетка вправо.

Четвёртый ход - две клетки вниз.

Пятый ход - одна клетка влево.

Шестой ход - четыре клетки вверх.

Упражнение «Расшифруй слова». Какие слова загадала бабочка? Расшифруй их. Составь их из первых букв слов - названий картинок - и запиши в пустые клетки.

Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».

Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около доми­ка. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... - ведь именно этот звук слышится, когда подметают щёткой. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.)

Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай вниматель­но и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётли­вым произнесением звука Щ в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

ЕЛЕНА КУДРЯКОВА
Автоматизация звука Щ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Щ

1.Произнесите несколько раз слоги со звуком [щ]

ща-ща-ща-ща

Що-що-що-що

Щу-щу-щу-щу

Щи-щи-щи-щи

Ащ-ащ-ащ-ащ

Ощ-ощ-ощ-ощ

Ущ-ущ-ущ-ущ

Ыщ-ыщ-ыщ-ыщ

2. Произнесите столько раз слог –ща -, сколько услышите хлопков.

3. Произнесите столько раз слог –щи -, сколько фишек (палочек) на столе.

4. Произнесите ряд слогов вслед за взрослым, соблюдая ударение.

5. Выделите ударением слог-щи-,-ыщ- :

Ща-щи-що-щу

Щу-ща-щи-що

Що-щу-ща-щи

щи-ща-що-щу

ащ-ыщ-ощ-ущ

Ущ-ащ-ыщ-ощ

Ощ-ущ-ащ-ыщ

Ыщ-ащ-ощ-ущ

6. Повторите:

ща-ща-ща, ща-ща-ща щи-щи-щи, щи-щи-щи

Дождь идёт–я без плаща. Ты иди, меня ищи!

Ще-ще-ще, ще-ще-ще щу-щу-щу, щу-щу-щу

Нет дождя, а я в плаще. Вот теперь-то отыщу.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я тебя не отыщу.

7. Повторите слова. Определите количество слогов в слове.

Щавель, щебень, щегол, щепка, щека, щенок, щётка, щука, щель, щи, овощи, хищник, клещи.

Что здесь может само двигаться и что не может?

Пища, роща, хвощ, немощь, гуща, чаща, вещи, клещи, чудовище, волчище, тараканище, жилище, убежище, удилище, медведище, овощи, помещение, освещение.

Какие из этих слов обозначают жилище, а какие–животных?

Щит, щипцы, клещик, ящик, пильщик, точильщик, носильщик, каменщик, трещотка, плащик, часовщик, сыщик, ленщик, выдумщик, ямщик, гонщик, хрящик, ныряльщик.

Какие из этих слов обозначают профессии, а какие нет?

Плащ, лещ, клещ, овощ, борщ, хвощ, вещь, хрящ, помощь, товарищ, плющ.

Какие из этих слов отвечают на вопрос кто? И какие на вопрос что?

8. Прямой о обратный счет 1-10

Овощ, ущелье, лещ, щенок, щепка, щётка, хищник, удилище, плащ, хрящ, товарищ, щетка, площадка.

9. Отгадайте загадки и определите место звука «щ» в слове .

Глазищи, усищи, когтищи, хвостищи, а моется всех чище. (кот)

Летит, пищит, ножки длинные тащит.

Случай не упустит–сядет и укусит. (комар)

Хвостом виляет,. зубаста, а не лает. (щука)

–Рученька-ручище, что в земле ты ищешь?

–Ничего я не ищу, землю рою и тащу. (экскаватор)

Я, как зонт, не промокаю, от дождя вас защищаю

И от ветра вас укрою. Ну так что же я такое? (плащ)

Дом из жести, а жильцы в нем–вести. (почтовый ящик).

Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.

Хвост оборвёт–другой наживёт. (ящерица)

Хвостик из кости, а на спинке–щетинка. (зубная щетка)

10.Повторите словосочетания и составьте с ними предложения:

Угощать чаем, обещать кубики, тихо пищать, щёлкать орешки, щипать травку, щедрый подарок, ищи щенка, мощёная улица, поющая птичка, кипящая вода, считать на счетах, мощный тягач.

11. Повторите (прочтите) предложения:

Недалеко от рощи было много щавеля. Щенок утащил в свой ящик Лешин тапок. Вова вытащил из-под вешалки ящик. У Миши жили щеглы. Мама готовит на обед щи и жареную щуку. Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка в ущелье.

12. Выучите пословицы и поговорки (на выбор). Объясните, как вы их понимаете .

Щи да каша–еда наша.

Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет.

Щука хвостом лёд разбивает.

Щука умерла, да зубы целы.

Сытый голодному не товарищ.

Слово не стрела, а пуще стрелы.

Каждому овощу свое время.

Друга ищи, а найдёшь–береги.

13. Измени слова по образцу :

Я ищу клещи (тащу щётку, чищу вещи, восхищаться щебетанием птиц, искать защиты от хищников.)

Ты ищешь….

Он ищет….

Мы ищем…

Вы ищете….

Они ищут….

14. Словоборазование существительных, обозначающих лиц по их занятиям :

Пилить-пильщик

Стеклить, фехтовать, точить, чистить, носить, камень, часы, уголь, барабан, сварка, экскаватор.

15.Образование отглагольных существительных :

Освещать-освещение

Извещать, посещать, посвящать, восхищать, угощать, обещать, смущать, вещать, похищать, совещаться, возмущаться, прощать, просвещать, обобщать, прекращать.

16.Словообразование существительных с увеличительно-пренебрежительным значением по образцу:

Нос-носище, сила- силище, ботинок, кот, зубы, глаза, ступа (ступище, сапог, нога, голова, пиджак, медведь, усы, кулак, туфля (туфлища, дом, волк, губы, рука.

17.Прочтите стихи. Выучите стихи, указанные логопедом.

Мой щенок Почтовый ящик

Щенок такой тщедушный был. На скамейку я встаю,

Его я щами всё кормил, еле ящик достаю.

От злющей стужи защищал. Открываю ящик,

Щенок от радости пищал. Голубой, блестящий.

Ещё бы! Он счастливым рос! Посыпались из ящика

Теперь мой щен не щен,а пёс письма настоящие

–настоящий.

Клюет

Что в речке? Река Клюёт!

Щука, струится Кто?

Лещ, не спеша. Щука?

Судак. Челнок Лещ?

А в челноке качает Судак?

Сидит рыбак. Рыбака. Не лещ,

Но не леща, А что рыбак? Не щука–

Ни судака сидит сам

Ещё не выловил и ждёт. Рыбак

Пока. А рыба? Носом клюёт…

И нет ни щуки, Рыба не клюёт

Ни ерша…

Лейся, дождик

Дождик, дождик, хочешь–в пуще,

Что ты ждёшь, хочешь–в чаще,

Отчего хочешь в поле

Едва идёшь? На ячмень,

Лейся пуще, хоть всё утро,

Лейся чаще, хоть весь день!

Щенок

Щенка кормили молоком, Учили мальчики щенка,

Чтоб он здоровым рос. Возились с ним в саду.

Вставали ночью и тайком А он, расстроенный слегка

К нему бежали босиком– шагал на поводу.

Ему пощупать нос.

Считалка Встреча

Щуку тощую с реки Я шёл по улице пешком

Притащили рыбаки. И повстречался со щенком.

Щука хищная страшней, И неизвестно почему,

Чем страшилище Кощей. Я вдруг понравился ему.

Мы ей дали овощей И не смотря на летний зной,

И погуще жирных щей. Щенок все время шёл за мной

Щука шлёпнула хвостом, Дошли мы вместе до ворот,

Словно щелкнула хлыстом, и вдруг щенок пошёл вперёд.

И таким ударом крепким Я закричал, позвал щенка,

Расщепила стол на щепки. Он зарычал издалека.

Он не хотел со мной идти.

Нам просто было по пути.

Муравей

В поле и чаще

Малыш работящий.

Тащит хвоинки,

Щепочки тащит.

Где что найдет,

Домой несет.

Ночь

На город брошен плащ

И темен, и блестящ.

Со звездами блестящими,

С луною настоящею.

Там вчера родная ночь

На землю опустилась ночь.

Волчище

В роще волчище -

Серый хвостище

Слушает щегла.

Как песенка мила!

Щавель

Я ищу щавель для щей

для весенних вкусных щей.

В чаще, в роще у болот.

Но щавель там не растет,

Есть щавель невдалеке -

На чудесном бугорке.

Волшебный хвощ

Говорят, волшебный хвощ

В глубине чудесных рощ

Отгонял чудовищ

От лесных сокроыищ,

От сказочных гномиков,

Их сундучков и домиков.

Борщ лучше тот, что гуще,

Каша лучше та, что слаще.

Больше съешь -

Не будешь тощий -

Значит, лучше

Есть почаще!

Лещ и щука

Лещ и щука возмущались:

В речку к нам карась заплыл.

Он щурятам и лещатам

Запрещает прыгать в ил.

Пищу он отнял у рака!

Настоящий забияка!

Зубная щетка

Каждое утро зубы я чищу,

Щёткой зубной удаляю с них пищу.

Тщательно чищу я зубы не зря,

Будет красивой улыбка моя.

Щеголь

Щеголь щётку уважает,

Щеголь щёткой пыль счищает.

Если вещь не вычищать,

Не в чем будет щеголять!

Щука

Щука щётку за щетину

Отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей,

Пролила кастрюлю щей,

А потом как даст «леща»!

Мы помчались трепеща,

На щеколду дверь закрыли,

Щели щебнем завалили,

Удивляясь сообща:

Сколько слов на букву Щ.

18. Перед вами слова. Составьте из букв каждого слова как можно больше слов

Пример: Щеколда–щека, кол, код, лад, дол, дело, лещ, лак, клад.

Площадка, помещение, корневище, щипчики, каменщик.

19. Подберите к каждому звуку заданного слова новые слова.

ЧАС АРКА ЩУКА АБАЖУР

ЧУШЬ АКУЛА ЩАВЕЛЬ АРМАДА

ЧИПСЫ АНОНС ЩЁТКА АРЫК

ПИЩА, РОЩА, ГУЩА, ОВОЩ, ЛЕЩ, КЛЕЩ.

20.Прочтите и выучите скороговорки указанные логопедом.

Волки рыщут–пищу ищут.

Щипцы да клещи–вот наши вещи.

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.

Жалобно щенок пищит, тащит он тяжёлый щит.

Два щенка щека к щеке щука проглотила щётку,

Щиплют щетку в уголке. Щётка ей щекочет глотку.

Да у щётки половой «Удивительное дело!

Палка есть над головой. Что же я за рыбку съела?»

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Ты нас, мама, не ищи, щиплем мы щавель да щи.

21. Прочтите и четко произносите звук Щ

Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил крылышки.

Вдруг сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал свое детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки не усидел на ветке. Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой птички.

Щи не для щенка

Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щенок, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами.

Но не хочет щей щенок.

Тявкнул он и–наутёк!

Видно, хочет молока.

Видно, щи не для щенка.

Посчитай сам

.–Вова, а где щуки живут?

–Вова, а откуда у тебя счеты?

–Не мешай мне, пожалуйста, а то ведь со счета собьюсь!

–Почему обязательно на счетах? Можно и без них. Вот тебе ящичек, сбитый из дощечек. Посчитай-ка, сколько в нем дощек.

Товарищи

У меня есть несколько товарищей. Все они - настоящие мужчины. У них сложные профессии. Мой первый товарищ – пильщик. Он работает в роще. Мой второй товарищ – каменщик. Он работает в пещерах и ущельях. Мой третий товарищ – сварщик. Он сваривает металлические белки на строительных площадках. Мой четвертый товарищ – регулировщик, а пятый товарищ – ныряльщик, он плавает среди щук и лещей. А я – веселый барабанщик.

Котище

Наш кот Котище - настоящий хищник. У него острые когтищи, длинные усищи и зеленые глазищи. Мышки в ужасе пищат, когда видят нашего Котищу. Мышки для него – любимая пища. Недавно Котище украл у ныряльщиков лещей прямо из ведра. Все луговые ящерицы боятся нашего Котищу. И только один враг есть у Котищи – лесной клещ. Клещи больно кусают его за пушистые щеки и длинный хвостище. Но есть у нашего Котище и товарищ – соседский щенок деда Щукаря. Только он не боится нашего Котищу и весело играет с ним в чехарду.

Посылка

В почтовый ящик нам положили извещение, что на почте нас ожидает посылка. Мы сели на велосипеды и помчались через рощу, как настоящие гонщики. Почта стояла на городской площади. В посылке нас ждало настоящее угощение: свежий щавель для щавелевых щей и овощи для настоящего борща. Это бабушка нам прислала такой щедрый подарок.

Щенок

У Васи жил щенок Сенька. Щенок всегда боялся щетки. С ним однажды приключилось следующее. Однажды щенок грыз щепку около ящика с овощами. А за овощным ящиком стояла щетка. Щенок, играя, подкинул щепку и сдвинул ящик, а ящик - щетку. Щетка упала, отвесила щенку затрещину да еще и щелкнула по носу. С тех пор щенок Сенька и боится щетки.

Профессии

Существует много разных профессий. Продавщица продаёт вещи, каменщик строит дома, часовщик чинит часы, а вот дрессировщик дрессирует зверей, и перед ним трепещут даже злые хищники. Чаще всего в цирке выступают дрессированные львы и тигры. Их выступление - очень волнующее зрелище. На арене цирка строят специальную площадку, на которой будут выступать хищные звери. Весь зал с восхищением смотрит на арену, где, угрожающе открыв пасть и подняв голову, сидят на специальных дощечках необычные артисты, пугающие одним своим видом. Дрессировщик щёлкает хлыстом - и дикие хищники, один за другим, прыгают в горящий обруч. В конце представления дрессировщик угощает своих питомцев и говорит им ободряющие слова. Ощущения от увиденного зрелища надолго останутся со зрителями.

22. Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь .

Петя и Миша задавали друг другу трудные вопросы. Петя назвал такие слова: пильщик, каменщик, ныряльщик, стекольщик, дрессировщик, барабанщик, купальщик, часовщик–и спросил: «Какие из них обозначают, а какие не обозначают профессии?»

Миша ответил на вопрос и спросил у Пети: «А почему эти люди так называются?»

Расскажи о том, как мальчики отвечали на вопросы.

Жили-были два щенка. Мамой их была большая, умная, длинношерстная собака. Жили они у доброго лесника.

Продолжи рассказ

Тема: Звук «Щ».
Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Продолжать формировать умение отгадывать загадки.
Формировать артикуляционную и мелкую моторику.
Развивать речевое дыхание.
Закреплять навык произношения звука «Щ» в слогах, словах,
фразах, предложениях и текстах.
Формировать навык чтения.
Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Формировать умение составлять предложения с опорой на картинку.
Развивать умение пересказывать тексты.
Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: схема артикуляции звука; карточки с артикуляционной
гимнастикой; картонные ворота и вата; картинка с изображением рыб;
картинки для составления предложений.
Ход занятия:
Организационный момент.
1.
Здравствуй …. имя ребёнка! Отгадай загадку:
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
И одежда станет чище.
(Щётка).
Логопед: Какой первый звук в слове «щётка»?
Ребёнок: Звук «Щ».
Логопед: Что ты знаешь о звуке «Щ»?
Ребёнок: Он всегда мягкий, согласный, глухой.
Логопед: На занятии будем правильно произносить слова со звуком «Щ» и
помнить, что при произнесении звука «Щ» губы в улыбке, видны зубы, а
язык поднят за верхние зубы, воздушная струя – тёплая.
2.
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбочка».
Губы улыбаются
Основная часть.

В улыбке расплываются.
«Трубочка».
Губы я вперёд тяну,
Трубочку всем покажу.
«Лопаточка».
Открываю свой роток,
Язычок лопаткой.
«Чашечка».
Из лопаточки язык в чашку превращу,
И всем её покажу.
Упражнение на развитие речевого дыхания. Игра «Футбол».
Ставятся ворота, сделанные из картона и вместо мяча берётся вата.
Логопед предлагает загнать мяч в ворота, то есть задуть ватку.
Автоматизация звука «Щ» в слогах.
Игра «Волшебная рыба».
На картинке изображено несколько рыб с написанными под ними слогами.
Ребёнку предлагается прочитать слоги.
Автоматизация звука «Щ» в словах.
Игра «Образуй новые слова».
Измени слова по образцу. Например: хвост – хвостище. Какие из этих слов
подходят к маленькому котёнку, а какие к большому коту?
Усы ­ …….. усищи;
Глаза ­ ……. глазищи;
Нос ­ …… носище;
Лапы ­ ……. лапищи;
Зубы ­ …….. зубищи.
Развитие фонематического слуха. Автоматизация звука «Щ» в словах.
Игра «Замени первый звук».
Кепка – щепка;
Мука – щука;
Кит – щит;
Мель – щель;
Тётка – щётка;
Река – щека;
Венок – щенок;
Детина – щетина;
Тучка – щучка.

Физкультминутка «Щука».
Щука по речке плывёт,

Вправо хвостиком вильнёт,
Ребёнок делает 3 шага вправо.
Влево хвостиком вильнёт,
Ребёнок делает 3 шага влево.
И быстро, быстро уплывёт.
Ребёнок выполняет ходьбу на месте.
Автоматизация звука «Щ» во фразовой речи. Игра «Закончи фразу».
Коля ходит без ……. плаща.
Ищем щавель мы на ……. щи.
Для ухи нужны ……… лещи.
Как у нашей дочки розовые …….. щёчки.
Пальчиковая гимнастика «Щётка».
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
Ребёнок выполняет соответствующие движения.
Автоматизация звука «Щ» в предложениях.
Используя картинки, составь предложения, чётко проговаривая все слова
со звуком «Щ».
Автоматизация звука «Щ» в тексте. Послушай и перескажи рассказ.
«Катин щенок».
Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик.
Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из
ящика, вытащил из – под стола щётку и стал с ней играть.
3.
Наше занятие окончено. Какой звук ты произносил правильно? Что ты
запомнил? Что тебе больше понравилось? Ты молодец! До следующей
встречи!
Заключительная часть.

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [щ]. Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения на звук [щ] .

1. "Трубочка".

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 10.

2. "Окошечко".

Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.

3. "Блинчик".

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко : он должен только накрывать нижнюю губу.

4. "Вкусное варенье".

Слегка приоткрыть рот, и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна. Язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен покрывать верхнюю губу.

6. "Парус".

Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

7. "Загони мяч в ворота".

Вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

8. "Фокус".

Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Правильная артикуляция звука [щ] .

Губы выдвинуты вперед и округлены (окошечко) . Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Произносить отрывисто и энергично звук [щ] [щ] [щ]…

Произносить долго, протяжно [щщщ]…

Характеристика звука [щ] : согл., глухой, всегда мягкий.

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит звуки . Ребенок хлопает, если слышит звук [щ] .

Щ, ж, ш, щ, а, м, ж, р, щ, щ, с, щ, з, ж, с, г, щ, р, ш, ж, с, л, р, щ…

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит слоги. Ребенок хлопает, если слышит звук [щ] .

Ча, жа, ша, ща, жо, со, зы, щу, са, ру, жи, су, шу, що, шо, ра, ща, ро, сы, шэ, жу, ла, ро…

Игра «Повтори за мной» .

звука [щ] ) .

А) ща- ща- ща, що- що- що, щу- щу- щу, щи- щи- щи, ще- ще- ще.

Б) ща- що, щу- ща, що- щи, що- щу, ща- щи, щу- ща, що- щи, щи- ща, щу- що, щи- що, ща- щу, що- ща.

В) ща- ща- що. ща- що- ща.

що- щу- що. що- що- щу.

щу- ща- ща. щу- ща- щу.

що- ща- ща. ща- ща- що.

щу- що- щу. ща- що- що.

ща- щу- щу.

Г) ща- що- щу. щу- ща- щи.

що- щу- ща. щу- що- ща.

щу- ща- що.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ] ) .

А) ащ- ащ- ащ. Ищ- ыщ- ыщ.

Ищ- ищ- ищ. Ящ- ящ- ящ.

Ощ- ощ- ощ. Ищ- ищ- ищ.

Ущ- ущ- ущ.

Б) ащ- ощ. Ящ- ыщ.

Ащ- ищ. Ущ- ыщ.

Ащ- ущ. Ущ- ящ.

Ащ- ящ. Ущ- ищ.

Ащ- ыщ. Ищ- ыщ.

Ощ- ущ. Ищ- ящ.

Ощ- ищ. Ищ- ущ.

Ощ- ящ. Ищ- ощ.

В) ащ- ащ- ощ. Ыщ- ыщ- ощ.

Ощ- ащ- ощ. Ящ- ущ- ущ.

Ищ- ущ- ищ. Ищ- ищ- ащ.

Ущ- ищ- ищ.

Г) ащ- ищ- ощ. Ущ- ащ- ощ.

Ощ- ищ- ащ. Ащ- ущ- ощ.

Ищ- ащ- ощ. Ощ- ущ- ащ.

Ощ- ащ- ищ. Ащ- ощ- ищ.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ] ) .

1. Щит, щипцы, щавель, щетка, щеки, щука, щенок, щегол, щепка, щупальцы, щуриться, щебень, щекотать, щи, щелчок, щепать, щетка, щетка,

2. Ящик, клещи, овощи, роща, площадь, пища, обещать, угощать, обращать, еще, сгущенка, ищут, тащу, чищу, блещут, вещи, пищит, лещи, трещина, кипящий, дымящий, говорящий, смотрящий, летающий, защита, будущий, Кощей, прищепка, пищера, угощенье, туловище, будущее, пищит.

3. Помощь, лещ, плащ, овощ, клещ, борщ, товарищ.

4. Хищник, изящный, помощник, мощность, мощный, овощной, насущный, общий, банщик, пильщик, ныряльщик, мойщик, каменщик, гонщик, выдумщик.

Игра «Профессии» .

Образовать существительное, обозначающее профессию.

Стеклить- стекольщик.

фехтовать. экскаватор.

точить. барабан.

чистить. сварка.

носит. уголь.

камень. часы.

Игра «Огромные предметы»

Образуйте существительное с увеличенным значением.

нос- носище.

сила. дом.

кот. волк.

зубы. рука.

глаза. усы.

сапог. медведь.

нога. голова.

Словосочетания.

Хищная щука.

Щавельные щи.

Ищу щенка.

Тащу щуку.

Щи из овощей.

Обещать угощение.

Ищу вещи.

Жилище чудовище.

Плащ товарища.

Щетка щенка.

Мощный хрящ.

Угощать борщом.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой щит, моя щука…

овощи, щенок, клещи, плащ, щепка.

Предложения.

Щенок щиплет щепку.

В ящике пищит щенок.

Вещи лежат в ящике.

Щенок утащил ящик.

Мама готовит на обед щи и жареную щуку.

Щенок пищит в ущелье.

Дети ищут щенка в ущелье.

Недалеко от рощи было много щавеля.

Щи да каша- еда наша.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

Дождь идет- я без плаща- ща- ща- ща.

Нет дождя, а я в плаще- ще- ще- ще.

Я тебя не отпущу- щу- щу- щу.

Ты иди меня ищи- щи- щи- щи.

1. Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

2. Тощий Тимка всех тощее,

Тоще тощего Кощея.

Он не ест у нас ни щей,

Ни борщей, ни овощей.

Вот и тощий, как Кощей

Скороговорки.

1. Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

2. Ты нас, мама, не ищи-

Щиплем щавель мы на щи.

3. Волки рыщут, пищу ищут.

Щегленок и щенок.

У Ани- щегленок и щенок. Любит щегленок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает : щегленок еще маленький.

У водоема.

Ваня с папой идут к водоему. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащить щуку без папиной помощи.


Top