Что такое поместная православная церковь. Православные церкви всего мира. История устроения поместных Церквей

Что мы, православные, знаем о себе? Сколько нас? Из каких Поместных Церквей состоит единая Церковь Христова? Чем занимаются в каждой из них? Данная публикация призвана немного прояснить этот вопрос.

Здесь вы не найдёте развёрнутых докладов о положении дел в той или иной Церкви, но немного статистики и интересных фактов дадут вам представление о том, чем и как живут Православные Церкви в разных странах мира.

Церковь Христова

Исторически сложилось так, что единая Церковь, основанная Спасителем, делится на ряд православных общин по территориальному принципу. Эти общины находятся между собой в общении через богослужение, молитвы друг за друга и дипломатические контакты. Они признают друг друга абсолютно равными и разрешают возникающие затруднения посредством совместных обсуждений на Церковных соборах.

Каждая канонически признанная часть единой Церкви имеет свою иерархию (епископов), непрерывная цепь рукоположений которых восходит к самим апостолам, и томос об автокефалии (особый документ о самостоятельности), выданный материнской Церковью или является древней кафедрой, напрямую основанной апостолами.

В настоящее время, в мире насчитывается 15 Поместных Православных Церквей : Константинопольская Церковь, Александрийская Церковь, Антиохийская Церковь, Иерусалимская Церковь, Русская Церковь, Грузинская Церковь, Сербская Церковь, Болгарская Церковь, Румынская Церковь, Кипрская Церковь, Элладская Церковь, Албанская Церковь, Польская Церковь, Церковь Чешских земель и Словакии и Американская Церковь.

В совокупности, численность православных христиан в мире на сегодняшний день оценивается в 225-300 000 000 человек.

Самой крупной Церковью является Русская (180 000 000 верующих), самой древней — Иерусалимская (основана в день Пятидесятницы апостолами Петром и Иоанном), самой молодой — Американская (получила автокефалию в 1970 году), первенствующей по чести — Константинопольская (после отпадения Римской в 1054 году), первенствующей в миссионерстве — Александрийская (с конца 1930-х годов паства выросла в сотни раз).

Одной из крупнейших проблем современной Церкви является наличие у нескольких патриархатов епархий в диаспорах. Это приводит к существованию на одной и той же территории (например, в США, Канаде, Западной Европе или Австралии) одновременно епископов двух, трёх или даже шести разных Поместных Церквей, что создаёт благоприятную почву для конфликтов.

Русская Церковь

К канонической территории Русской Православной Церкви относится 16 государств: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эстония, Латвия, Литва, Китай, Япония и Монголия.

В Московский патриархат входит ряд самоуправляемых Церквей: Русская Православная Церковь за границей, Украинская Православная Церковь, Японская Православная Церковь, Китайская Православная Церковь.

Русская Церковь насчитывает порядка 300 епархий, 1 000 монастырей, 35 000 приходов, 40 500 священнослужителей и около 180 000 000 верующих.

С конца XX столетия усилия Церкви сосредоточены на просвещении жителей на территории бывшего СССР, особенно молодёжи, за годы советской власти во многом утративших христианские традиции и веру. В последние годы Церковь также предпринимает шаги по возрождению Православия в Китае и занимается миссионерской деятельностью в Юго-Восточной Азии.

В 2009 году был преодолён долгий раскол с РПЦЗ, в результате чего последняя стала частью Русской Православной Церкви. За последние годы Русской Церкви удалось добиться значимого присутствия в армии, возродить институты тюремного духовенства и сестричеств милосердия при больницах, а также добиться введения в школах изучения курса «Основы православной культуры».

Церковь активно использует средства массовой информации (в том числе и собственные: телеканалы «Спас» и «Союз», радио «Вера», интернет-издания «Православие.ру», «Седмица.ру», «Православие и мир», «Фома» и др.).

Константинопольская Церковь

Константинопольский патриархат с давних пор пытается распространить свою каноническую территорию на все области, не входящие в канонические территории других Поместных Церквей. Константинопольский патриарх даже усвоил себе титул «Вселенский».

Однако фактически, территории Константинопольской Церкви включают в себя территорию Турции в Малой Азии, Стамбул с пригородами, некоторый острова Эгейского моря, полуостров Афон, остров Крит и епархии греческой диаспоры, существующие в тех или иных странах, а также Финляндия. Финляндская Церковь и архиепископия Крита пользуются правами широкой автономии. Также имеет спорную юрисдикцию в Эстонии.

Церковь насчитывает около 5 255 000 верующих на всех подконтрольных территориях, 63 епархии, около 60 монастырей, 3 200 приходов и 130 епископов. Возглавляет Церковь 232-й Константинопольский патриарх Варфоломей.

После отпадения в ересь Римской Церкви, Константинопольский патриарх имеет преимущество чести среди Предстоятелей Поместных Церквей. Преимущество чести даёт патриарху Константинополя право созыва и председательствования на общеправославных мероприятиях, обращения к остальному миру от имени всех Церквей при условии, что он уполномочен на это всеми поместными Православными Церквами, а также решения споров между Поместными Церквями, если они обе апеллируют к нему, как к арбитру.

Из-за сложного материального положения не признаёт автокефалию Американской Православной Церкви, так как значительную часть денежных средств получает от приходов в США и Канаде.

Александрийская Церковь

Александрийского патриарха, как и первосвященника Рима, часто называют папой. Александрия является древней кафедрой, основанной самими апостолами, а также родиной монашества, с чем связан высокий авторитет Церкви в мире.

Несколько веков Церковь боролась с монофизитским расколом, затем находилась под недружественной властью различных мусульманских правительств и относительную свободу в своих действиях получила лишь в XX веке.

Канонической территорией Александрийского патриархата являются все страны Африки. С 1930-х годов Церковь ведёт активную миссию среди жителей континента и на текущий момент её паства насчитывает более 6 800 000 человек в 31 епархии.

Миссионеры Церкви ведут проповедь и совершают богослужения на греческом, арабском, французском и английском языках, а также на языках коренных народов Африки. Среди священников и епископов патриархата много чернокожих. Крупные православные общины уже сложились в Уганде, Кении, Танзании, Нигерии, ЮАР, Зимбабве, Камеруне, Заире, Гане и на Мадагаскаре.

Помимо христианской проповеди, патриархат занимается строительством учебных заведений и больниц, а также организацией гуманитарных акций. Среди недавних важных начинаний Церкви можно упомянуть открытие православного университета на Мадагаскаре.

Антиохийская Церковь

Также древняя апостольская кафедра, имеющая своим центром Дамаск и распространяющая юрисдикцию на Сирию, Ливан, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн, Катар, а также некоторые православные общины в США и Западной Европе.

Несколько веков Церковь находилась в условиях официального доминирования ислама на канонической территории и запрета на проповедь христианства. В последнее время, в связи с дестабилизацией обстановки в регионе и деятельностью террористических групп, находится в исключительно тяжёлых условиях существования.

Несмотря на открытые исламистами гонения и геноцид христиан, Церковь насчитывает около 7 500 000 верующих, объединённых в 22 епархии и более чем 400 приходов. Основные богослужебные языки – арабский и греческий, а также английский.

Особенностью развития жизни Антиохийской Церкви в последние двадцать лет стала миссия среди жителей США и Канады и значительное увеличение численности патриархата из-за массового перехода в Православие англиканских и протестантских общин, для которых была создана особая митрополия западного обряда. Также приходы Антиохийской Церкви в США уже несколько десятилетий пополняются православными беженцами с Ближнего Востока.

Иерусалимский Патриархат

Иерусалимский патриархат был самой первой христианской общиной в мире, созданной ещё апостолами Петром и Иоанном Богословом в местах, где непосредственно проповедовал и жил Господь Иисус Христос. На территории патриархата располагается большинство наиболее значительных святынь всего Христианского мира.

Каноническая территория патриархата состоит из Израиля, Палестины и Иордании, а также Синайского полуострова. Автономная Синайская Церковь уникальна тем, что состоит из единственного монастыря святой Великомученицы Екатерины, возглавляемого архиепископом, которого рукополагает Иерусалимский патриарх.

Патриархат насчитывает около 130 000 верующих, в основном греков и арабов, на языках которых и совершается богослужение. В 4 епархиях патриархата действуют 65 приходов и 25 монастырей. Кафедральным собором патриарха является храм Гроба Господня.

Патриархату принадлежит около 18% всей территории в Иерусалиме. Одним из важнейших направлений в деятельности Иерусалимской Церкви является сохранение и поддержание в должном состоянии христианских святынь, а также организация доступа к ним и проживания в Израиле паломников со всего мира.

Грузинская Церковь

Каноническая территория этого патриархата довольно небольшая – Грузия и Абхазия. Также католикосу-патриарху всея Грузии подчиняются епархии в Европе, Северной Америке и Австралии.

Грузинская Церковь насчитывает около 3 500 000 верующих. 45 епархий объединяют под своими омофорами 170 монастырей и 550 приходов, в которых служат порядка 1300 священнослужителей. Это одна из наиболее древних Церквей в мире. Предание гласит, что именно территория Грузии выпала в качестве жребия для проповеди Божией Матери.

Богослужения в Церкви ведутся на грузинском языке, что является одной претензий абхазов и осетин, которые с давних пор имеют переводы богослужений и Евангелия на свои языки. Приходы в Абхазии в настоящее время заявили о своей автокефалии (которая имеет исторические основания в виде существования собственного патриархата) и находятся в расколе с Грузинской Церковью.

Грузинский патриарх Илия II придумал оригинальную меру по поддержке рождаемости в стране – он лично становится крёстным у каждого третьего и последующих детей.

Сербская Церковь

Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском императоре Ираклии, а в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников.

Каноническая территория Сербского патриархата распространяется на несколько государств: Сербию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Словению, Хорватию и Черногорию, а также на несколько епархий в Венгрии, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии.

Церковь состоит из более чем 3 500 приходов, объединённых в 46 епархий и насчитывает 47 действующих епископов, около 1 900 священников и 1 300 монашествующих. Церковь возглавляется патриархом, резиденция которого находится в Белграде. В богослужении используются церковно-славянский и сербский языки.

С 1967 года несколько епархий Сербского патриархата находятся в расколе, объявив себя Македонской Православной Церковью, которая не признаётся другими Церквями. Эта ситуация очень болезненна для Сербской Церкви и она ведёт с отделившимися епархиями переговоры о воссоединении.

Румынская Церковь

Христианство на территории Румынии, в тогдашней Дакии, впервые появилось ещё в I веке. Предание гласит, что первую проповедь Евангелия сюда принёс апостол Андрей Первозванный.

Богослужения в Румынском патриархате ведутся на румынском и украинском языках. Церковь насчитывает более 18 800 000 верующих. Церковь состоит из 38 епархий, 11 674 приходов и 475 монастырей, в которых служат более 14 600 священнослужителей. Кафедра патриарха – в Бухаресте.

Православие в Румынии имеет статус государственной религии, и румынские священнослужители и церковнослужители находятся на содержании властей. В школах страны священниками официально преподаётся Закон Божий.

Румынская Церковь имеет юрисдикцию над самой Румынией, а также епархии в Северной Америке и Западной Европе, включающие в основном румынскую диаспору. Также патриархат стремится расширить свою каноническую территорию за счёт канонической территории Русской Церкви в Молдавии и на Украине.

Болгарская Церковь

В Болгарии более 8 000 000 православных христиан. В 15 епархиях Болгарского патриархата служит более 1 500 священнослужителей в 120 монастырях и 2600 приходах. Резиденция патриарха находится в столице страны Софии.

Канонической территорией Болгарского патриархата являются сама Болгария и епархии в Западной Европе, Северной Америке и Австралии. Начало распространению христианства на территории Болгарии было положено ещё в I веке первыми учениками апостолов.

С 1992 года в Церкви, при посредстве властей, происходил большой раскол, уврачевать который смог лишь собор с участием Предстоятелей семи Поместных Церквей. Последний раскольнический иерарх принёс покаяние лишь в 2012 году, после чего раскол можно считать окончательно уврачёванным.

За богослужением во всех Православных Храмах в Болгарии, во время Великого входа до сих пор поминается император Александр II и русские воины, погибшие за освобождение Болгарии в войне с Турцией 1877-1878 годов.

Кипрская Церковь

На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк, а позже епископов одного из кипрских городов был Лазарь Четверодневный, воскрешённый Спасителем.

В 1960 году Кипрская Республика провозгласила независимость, президентом которой стал Предстоятель Кипрской Церкви. Однако в 1974 году более трети территории острова было оккупировано турецкими войсками и до настоящего момента контролируется Турцией. При этом, епархии на оккупированной территории были упразднены, духовенство изгнано, а храмы закрыты, сожжены или обращены в мечети.

Кипрская Церковь с центром в Никосии возглавляется архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра и не имеет канонических территорий за пределами острова. В 9 епархиях Церкви числятся более 500 приходов и более 40 монастырей (в виду оккупации действуют 6 епархий и 9 монастырей). 600 священнослужителей окормляют примерно 450 000 православных верующих.

Элладская Церковь

Каноническая территория Элладской Церкви включает в себя территорию современной Греции и некоторых острова Эгейского моря, которые исторически были частью Константинополького патриархата, но в XIX веке получила автокефалию в связи с возникновением самостоятельного королевства Греция.

Канонический статус некоторых территорий до сих пор не урегулирован окончательно и они считаются «временно переданными» Элладской Церкви Константинопольским патриархатом.

Церковь в Греции находится на содержании государства, а в школах страны вполне официально преподаётся предмет «Закон Божий». Православие в Греции является государственной религией, которую исповедует около 85% населения страны.

Паства Церкви состоит из более чем 9 245 000 человек. В Элладской Церкви 81 епархия, 200 монастырей и около 9 300 священнослужителей. Богослужения совершаются на греческом языке. Церковь придерживается новоюлианского календаря. Возглавляет Церковь архиепископ Афинский и всея Эллады.

Албанская Церковь

Первые сведения о существовании христианства в Албании относятся к III веку. Однако первая епископская кафедра Албанской Церкви учреждена в X веке благодаря миссионерским трудам учеников святых братьев Кирилла и Мефодия – Климента и Наума

Епархий в Албанской Церкви всего 4 и они возглавляются 4 епископами, старший из которых является Предстоятелем Церкви и носит титул архиепископа Тиранского и всей Албании. В Церкви около 100 приходов, около 100 священников и дьяконов и порядка 700 000 православных христиан.

Каноническая территория Церкви включает только Албанию, где православное население проживает преимущественно на юге страны. Богослужения совершаются на албанском, греческом и валахском языках. Автокефалия Церковью получена относительно недавно – в 1937 году от Константинопольского патриархата.

В 1991 году, после жестоких гонений коммунистического правительства, в Албании было лишь 15 священников. Прибывшему из Константинопольского патриархата митрополиту Анастасию пришлось приложить огромные усилия для восстановления церковной жизни в стране.

Была открыта духовная семинария, рукоположены ещё трое архиереев и несколько священников, составлен новый устав Албанской Церкви, а также восстановлено и освящено несколько церквей. На сегодняшний день церковная жизнь в Албании всё ещё восстанавливается.

Польская Церковь

Польскую Православную Церковь возглавляет митрополит Варшавский и всея Польши. Юрисдикция Церкви включает территорию Польши, а также епархии в Португалии и Бразилии.

После выхода Польши из состава Российской империи в 1918 году, епархии Русской Православной Церкви в Польше не могли нормально функционировать из-за двойного противодействия со стороны большевистских властей в России и националистического правительства в Польше. В итоге, в период домашнего ареста в России святого патриарха Тихона, Константинопольский патриарх самочинно даровал Польской Церкви автокефалию. Неканонический томос не был признан Русской Церковью и лишь в 1948 году Русская Церковь вторично, уже канонически, даровала Польской Церкви автокефалию.

Сегодня Польская Церковь насчитывает около 600 000 мирян в 8 епархиях, 11 монастырей и более 230 приходов. В Церкви 11 действующих епископов и более 410 священников и диаконов. Основная часть верующих проживает на Юго-Востоке Польши.

В 1990 году к Польской Церкви, на правах широкой автономии, присоединились несколько православных епархий и приходов в Португалии и Бразилии. Богослужения совершаются не только на польском и церковнославянском, но также на украинском и португальском языках.

С 1996 года Церковь много трудов посвящает социальному служению, открывая центры помощи малоимущим, организовывая гуманитарные акции и создавая сестричества при больницах. Также возрождён древний институт братств с определённой узкой специализацией (издательская деятельность, миссионерство, работа с молодёжью и т.п.), действующий как на уровне приходов, так и на уровне епархий или даже Церкви в целом.

Церковь Чешских земель и Словакии

Основателями Православной Церкви в Чехии и Словакии считаются просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, проповедовавшие в IX веке. Позднее католики почти полностью вытеснили или подчинили местных православных священнослужителей, и своё второе рождение Православие в Чехии и Словакии пережило в XIX столетии, когда на этой территории появились несколько епархий Сербской Церкви.

В период Второй Мировой войны Чехословацкая Церковь помогала народу сопротивляться немецким оккупантом, за что многие священнослужители были расстреляны или попали в заключение. После войны Чехословацкая Церковь перешла в юрисдикцию Русской Церкви, от которой получила автокефалию в 1951 году. Автокефалия не признавалась Константинопольским патриархом до 1998 года.

К канонической территории Церкви Чешских земель и Словакии относятся Чехия и Словакия. Резиденция митрополита находится в Праге. Языки богослужения – церковнославянский, словацкий и чешский.

К Чехословацкой Церкви себя причисляет около 100 000 православных христиан. Церковь делится на 4 епархии и имеет около 250 приходов и более 200 клириков. В последние два десятилетия Церковь в Чехии и Словакии очень быстро растёт за счёт перехода в Православие представителей других христианских деноминаций. Особенностью Церкви также является почти полное отсутствие монашествующих. Православные монастыри начали появляться лишь в последние несколько лет.

С 2013 года в Церкви начался раскол при активном вмешательстве Константинопольского патриархата, вследствие которого избранному Поместным собором Чехословацкой Церкви новому Предстоятелю митрополиту Ростиславу стал противостоять архиепископ Оломоуцкий Симеон, стремящийся создать альтернативный синод и возглавить Церковь. Раскол не урегулирован до сих пор.

Американская Церковь

Американская Православная Церковь получила автокефалию от материнской Русской Церкви в 1970 году. Основной язык богослужения – английский. Возглавляет Церковь архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады.

Автокефалию Американской Церкви признают Русская Церковь, Болгарская Церковь, Грузинская Церковь, Польская Церковь, Церковь Чешских земель и Словакии.

Православие в Америке стало распространяться благодаря усилиям миссионеров Русской Православной Церкви ещё в XVIII веке, среди жителей Аляски, Алеутских островов, Калифорнии и Гавайев. В XX столетии в США иммигрировало значительное количество православных христиан из стран бывшей Российской империи, которых окормляли иерархи, ранее направленные на кафедры от Русской Православной Церкви, а также иерархи РПЦЗ. Вскоре, благодаря активной миссионерской деятельности, паства Церкви заметно увеличилась за счёт местного англоговорящего населения.

В Американской Церкви 14 епархий, 25 монастырей, около 650 приходов и четыре крупных учебных заведения. Православная община Американской Церкви составляет более 1 000 000 человек и довольно быстро увеличивается. Каноническая территория включает в себя США, Канаду, а также некоторые приходы в Мексике, Южной Америке и Австралии.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Это совершенно оригинальная по замыслу и исполнению книга о Православных Поместных Церквах, подготовленная насельниками московского Сретенского монастыря.

История Церквей дается здесь не в фундаментальном, сухом изложении, но в виде отдельно взятых тем и моментов. Житие святого, биография предстоятеля Церкви, рассказ о каком-то одном важном событии прошлого - вот из чего складывается эта книга. Центр ее тяжести - современность и недавнее прошлое. Важная часть книги - в жанре журналистики: интервью, заявления для прессы, путевые заметки.

Все это создает необыкновенно живую картину. Каждый материал в отдельности - интересное, общедоступное, не перегруженное специальными деталями чтение. Все вместе дает широкую, впечатляющую картину Вселенского Православия с его немеркнущим духовным светом, но и со всеми человеческими немощами,со всеми проблемами, со всеми вызовами, брошенными Православию его былыми или еще более страшными нынешними противниками.

Чтение книги назидательно: оно убеждает, что «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), что Господь никогда не оставит Свое «малое стадо» (Лук. 12,32), «как овцы среди волков» (Матф. 10, 16), идущее к Царству Божию по благодатным пажитям церковным.

Единство Православных Церквей - это единство братьев,которые живут в разных концах земли, но не забыли о собственном родстве. Христос послал своих учеников для проповеди Евангелия, не назначив никого из них главным или начальствующим над остальными, хотя у Него был и брат по плоти (апостол Иаков, первый епископ Иерусалимский), и любимый ученик (апостол Иоанн Богослов).

Каждый из апостолов получил себе в жребий особую область - не для почестей и прибытка, но для проповеди и свидетельства об Истине даже до смерти. Святые каноны и правила церковные устанавливают совершенно особый характер отношений внутри православного мира, в духе, исполненном христианской любви и взаимоуважения. И хотя на практике среди Поместных Церквей случаются трения и разногласия, как это бывает в каждой семье, однако единство Вселенского Православия остается нерушимым. Показать это и призвана данная книга.

Поместные Православные Церкви

Издательство Сретенского монастыря, 2004

ISBN 5-7533-0290-4

Поместные Православные Церкви - Содержание

часть I Справочные материалы

I. Константинопольская Православная Церковью
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Константинопольского Варфоломея
4 Епархии
5 Основные монастыри


1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки Петра VII
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Антиохийского Игнатия IV
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Иерусалимского Иринея
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Сербского Павла
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
VIII Румынская Православная Церковь
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Румынского Феоктиста
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Болгарского Максима
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Архиепископа Кипрского Хризостома
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Архиепископа Албанского Анастасия
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Митрополита Польского Саввы
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Митрополита Чехо-Словацкого Николая
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
XV. Американская Православная Церковь
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Митрополита Американского Германа
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения

часть II Публикации

I. Константинопольская Православная Церковь
Истории о тайных христианах
Монастыри Святой Горы Афон
Проблема открытия Халкинской богословской школы:история вопроса
Православная Церковь в Индии
Греческая обитель в Аризоне
Каппадокия
II. Александрийская Православная Церковь
«Африканцы встречают Православие своими чистыми и нежными сердцами». Интервью с Патриархом Петром VII
Краткая история Патриаршей библиотеки
Православная Патриаршая семинария в Найроби
Православная община деревни Каньянджара при церкви Святого Макария
Православие в Кении
Православная миссия на Мадагаскаре
Православная вера добралась до острова Маврикий
III. Антиохийская Православная Церковь
Слово Блаженнейшего Патриарха Игнатия в Успенском соборе Московского Кремля
Преподобный Иоанн Дамаскин
Тур Абдин - древнейший центр восточного монашества
Сайднайский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы
История Богословского института Св. Иоанна Дамаскина
«Мне приятно служить русскому народу». Интервью с епископом Филиппопольским Нифоном
IV. Иерусалимская Православная Церковь
Приветственное слово Патриарха Московского Алексия
Патриарху Иерусалимскому Иринею на интронизации
Справка о порядке избрания предстоятеля Иерусалимской
Православной Церкви
Основание Иерусалимского подворья в Москве - важнейшая веха в укреплении братских отношений
«Иерусалим занимает исключительное по значению место в мире». Интервью с архимандритом Феофилом (Яннопулосом)
VI. Грузинская Православная Церковь
Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью
Святой благоверный царь Давид Строитель «Истина - в бессмертии души» «Приветствую тебя, Кавказ седой!» (путевые заметки, май-июнь 2001 года)
Православное возрождение в Аджарии
VII. Сербская Православная Церковь
Пасхальное послание Патриарха Сербского Павла
Святой благоверный Владислав, король Сербский
Святитель Василий Острожский, митрополит Захолмско-Герцеговинский
Чудеса святителя Василия Острожского
Сербия монашеская (путевые заметки, февраль 2002 года)
«Лучшее будущее не может быть основано на преступлении». Интервью с иеромонахом Саввой (Яничем)
«Пресвятая Богородица помогает всем». Интервью с архимандритом Гавриилом (Вуковичем)
VIII. Румынская Православная Церковь
Борьба братьев Скрибанов за канонический строй Румынской Церкви
Калейдоскоп культурных эпох (путевые заметки, апрель-май 2001 года)
«Любовь все переносит» Интервью с румынским старцем Иустином (Пырву)
IX. Болгарская Православная Церковь
Премьер-министр Симеон II и Болгарская Церковь
Особо чтимые святые Болгарской Православной Церкви
Врачешский монастырь: возрождение в Болгарии
Болгария на перепутье (путевые заметки, апрель-май 2001 года)
Богословский факультет Софийского университета
Святого Климента Охридского
«Детям нужны не мертвые формулы, а живое чувство Бога в душе»
X. Кипрская Православная Церковь
«Для того, кто уповает на Бога, не существует безвыходных ситуаций»
По стопам русского монаха и путешественника Василия Григоровича-Барского
«Я полюбил Россию еще в школьные годы». Интервью с протоиереем Саввой Михаилидисом
XI. Элладская Православная Церковь
Структура Церковного суда Элладской Православной Церкви
Реакция на визит Папы в Афины
Обращение к премьер-министру Великобритании Тони Блэру по поводу ситуации в Косово
Россия и Греческая Церковь: к истории взаимоотношений в XVII-XIX веках
Метеора: между небом и землей
Западные ворота Греции
XII. Албанская Православная Церковь
Диалог с исламом с православной точки зрения. Исторический обзор
Православная богословская академия Воскресения Христова в Дурресе
Албанское воскресение
XIII. Польская Православная Церковь
Священномученик Максим Саидович
Супрасльский Благовещенский монастырь
Храм Святителя Николая в Беловежье
Александро-Невский собор в Варшаве
Неизвестная Польша
XIV. Чешских земель и Словакии Православная Церковь
Слово митрополита Дорофея на открытии Чехо-Словацкого подворья в Москве
Святой Ростислав, князь Моравский
«Верующих осталось очень мало». Интервью с архиепископом Пражским и Чешских земель Христофором
XV Американская Православная Церковь
Заявление Священного Синода Православной Церкви в Америке в связи с трагическими событиями 11 сентября 2001 года
«Во Христе нет ни американца, ни русского». Интервью с архимандритом Закхеем (Вудом)
Житие святителя Рафаила Бруклинского
«Мы все - дети Русской Церкви». Интервью с протопресвитером Фомой Хопко

Поместные Православные Церкви - Константинопольская Православная Церковь

История Константинопольской Церкви тесно переплетается с историей одного города - Константинополя (ныне Стамбул), или просто «Города», как его до сих пор называют греки. Именно благодаря ему Константинопольская Церковь получила первенство чести в семье Поместных Православных Церквей. Когда Константинополь стал новой столицей Римской империи (330), местная епископская кафедра заняла второе место после Римской, как об этом говорится в третьем правиле Второго Вселенского Собора: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим». После отпадения Римской кафедры от Вселенского Православия Константинопольская Церковь получила место «первой среди равных».

Хотя на протяжении последних столетий неоднократно рассматривались варианты перенесения Константинопольской кафедры в города других стран, эти проекты так и не были осуществлены. И даже сейчас, когда основная часть паствы Константинопольской Церкви рассеяна по всему миру, ее центр по-прежнему остается в Стамбуле, где проживает немногим более двух тысяч православных. В основном, это престарелые греки, число которых стремительно сокращается, в то время как их потомки уже давно переселились в Грецию.

Свой особый статус Константинопольская Церковь получила, главным образом, в силу политических обстоятельств. Об этом, помимо вышеприведенного правила, ясно говорится в двадцать восьмом правиле Четвертого Вселенского Собора: «Престолу Ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу Новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с Ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем».

Таким образом, епископская кафедра «Нового Рима» получила равный статус с престолом «Ветхого Рима» в силу того, что первый - Константинополь - стал «градом царя и синклита». И уже позже распространились предания о том, что Константинопольская Церковь была основана ап.Андреем Первозванным и первым ее епископом стал апостол от семидесяти Стахий.

История Константинопольской Церкви может быть разделена на пять имеющих четкие границы периодов.

Первый период - «торжества Православия». Начался в 330 году. Его конец условно можно ограничить 843 годом,когда была одержана окончательная победа Православия над иконоборчеством.

Второй период, «Крестовых походов», завершился в 1204 году захватом Константинополя крестоносцами.

За начало третьего периода можно принять 1261 год, время освобождения Константинополя от римской власти, и продолжить его до 1453 года, когда город был окончательно захвачен турками.

Четвертый период, период турецкого господства, завершился образованием независимого греческого государства в 1821 году и объявлением независимости Элладской Церкви.

Пятый, современный период, начинается 1833 годом и продолжается до настоящего времени.

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ. В православии Церковь, обладающая самостоятельностью во внутреннем управлении, имеющая юрисдикцию на собственной территории, называемой канонической, в пределах одного или нескольких государств.

Все-лен-ская пра-во-слав-ная цер-ковь со-сто-ит из от-дель-ных поместных церквей, ко-то-рые, в свою оче-редь, вклю-ча-ют в се-бя епи-ско-пии (епар-хии), а епар-хии - при-хо-ды. Все поместные церкви ис-по-ве-ду-ют од-но и то же ве-роуче-ние, ко-то-рое хра-нит-ся Все-лен-ской пра-во-слав-ной цер-ко-вью из-на-чаль-но. В тер-ри-то-ри-аль-ном раз-ме-же-ва-нии по от-но-ше-нию друг к дру-гу поместные церкви со-об-ра-зу-ют-ся с по-ли-ти-ко-административным де-ле-ни-ем, с государственными и административными гра-ни-ца-ми. По-ня-тие «Поместная церковь» упот-реб-ля-ет-ся вви-ду осо-бен-но-стей ка-но-нического строя Церк-ви, в си-лу тра-ди-ци-он-ной для пра-во-сла-вия тес-ной свя-зи Церк-ви с хри-сти-ан-ским го-су-дар-ст-вом (прин-ци-пы их взаи-мо-от-но-ше-ний, на-зван-ных сим-фо-ни-ей вла-стей, бы-ли вы-ра-бо-та-ны в Ви-зан-тии и вы-ра-же-ны в 6-й но-вел-ле императора Юс-ти-ниа-на I).

В древ-ней Церк-ви до середины III века ка-ж-дая епи-ско-пия, то есть ме-ст-ная Цер-ковь во гла-ве с епи-ско-пом, пре-ем-ни-ком апо-сто-лов, об-ла-да-ла са-мо-стоя-тель-но-стью. Во 2-й половине III века ста-ла скла-ды-вать-ся по-ме-ст-ная струк-ту-ра: епи-ско-пы пер-вен-ст-вую-щих го-ро-дов про-вин-ций Римской им-пе-рии ста-ли пред-се-да-тель-ст-во-вать на епи-скоп-ских со-бо-рах сво-их про-вин-ций. В 34-м Апо-столь-ском пра-ви-ле о них ска-за-но: «Епи-ско-пам вся-ко-го на-ро-да по-до-ба-ет знать пер-во-го в них и при-зна-вать его как гла-ву...». Ис-то-рический кон-текст од-но-знач-но го-во-рит о том, что под «на-ро-дом» в ка-но-не под-ра-зу-ме-ва-ет-ся тер-ри-то-рия, за-ня-тая тем или иным на-ро-дом, а не на-цио-наль-ность (эт-нос): про-вин-ции Римской им-пе-рии со-ста-ви-ли зем-ли, на-се-лён-ные пле-ме-на-ми, под-верг-ши-ми-ся в своё вре-мя эл-ли-ни-за-ции или ла-ти-ни-за-ции. Таким образом, в ос-но-ве административного де-ле-ния Церк-ви ле-жит тер-ри-то-ри-аль-ный, а не национальный прин-цип. По-это-му пра-во-слав-ные хри-стиа-не лю-бой на-цио-наль-но-сти, про-жи-ваю-щие на од-ной тер-ри-то-рии, окорм-ля-ют-ся од-ним епар-хи-аль-ным епи-ско-пом и вхо-дят в од-ну поместную церковь (по сло-ву апостола Пав-ла, во Хри-сте «нет ни Ел-ли-на, ни Иу-дея, ни об-ре-за-ния, ни не-об-ре-за-ния, вар-ва-ра, Ски-фа, ра-ба, сво-бод-но-го…» (Кол. 3:11)). Со вре-ме-нем пер-вые епи-ско-пы ста-ли на-зы-вать-ся ми-тро-по-ли-та-ми, по-то-му что на административном язы-ке Римской им-пе-рии ми-тро-по-лия-ми (греческое μητρ&oxia;οπολις - го-род-мать) име-но-ва-лись цен-тры про-вин-ций (тер-мин «ми-тро-по-лит» упо-ми-на-ет-ся уже в ка-но-нах I Все-лен-ско-го со-бо-ра (325)). Это оз-на-ме-но-ва-ло по-яв-ле-ние пер-вых поместных церквей. Позд-нее про-цесс ук-руп-не-ния по-ме-ст-ной струк-ту-ры при-вёл к об-ра-зо-ва-нию поместных церквей в гра-ни-цах дио-це-зов во гла-ве с ар-хи-епи-ско-па-ми; в V веке поя-ви-лись пат-ри-ар-ха-ты. В то вре-мя (до раз-де-ле-ния церк-вей в 1054 году) в чис-ло поместных церквей вхо-ди-ла и Римская цер-ковь. При сло-жив-шей-ся во 2-й половине 1-го тысячелетия сис-те-ме пен-тар-хии (5 пат-ри-ар-ха-тов) в то же вре-мя су-ще-ст-во-ва-ли поместные церкви, ко-то-рые воз-глав-ля-лись не пат-ри-ар-ха-ми, а ар-хи-епи-ско-па-ми , например Кипр-ская цер-ковь. Хо-тя ме-ж-ду по-ли-тическим про-цес-сом об-ра-зо-ва-ния но-вых го-су-дарств и, как след-ст-вие, из-ме-не-ния государственных гра-ниц и об-ра-зо-ва-ни-ем или уп-разд-не-ни-ем поместной церкви нет ав-то-ма-тической свя-зи, тем не ме-нее в ис-то-рии в ре-зуль-та-те этих по-ли-тических про-цес-сов од-ни поместные церкви, ут-ра-чи-вая са-мо-стоя-тель-ность, вхо-ди-ли в со-став дру-гих или объ-е-ди-ня-лись с ни-ми, или, на-обо-рот, церк-ви об-ре-та-ли ста-тус поместных церквей, вы-де-ля-ясь из су-ще-ст-во-вав-ших ра-нее бо-лее круп-ных об-ра-зо-ва-ний.

Вне ка-но-нических гра-ниц всех поместных церквей (например, в современной Западной Ев-ро-пе) тер-ри-то-ри-аль-ный прин-цип не мо-жет стро-го со-блю-дать-ся: раз-ные поместные церкви име-ют па-рал-лель-ную юрис-дик-цию на од-ной и той же тер-ри-то-рии.

Поместные церкви под-раз-де-ля-ют-ся на ав-то-ке-фаль-ные и ав-то-ном-ные. Ав-то-ке-фаль-ной счи-та-ет-ся са-мо-стоя-тель-ная поместные церкви, не за-ви-ся-щая ни от ка-кой иной поместной церкви (смотреть Ав-то-ке-фа-лия). На начало XXI века су-ще-ст-ву-ют 15 ав-то-ке-фаль-ных поместных церквей. В по-ряд-ке дип-ти-ха (пе-реч-ня), при-ня-то-го в РПЦ, это: 9 пат-ри-ар-ха-тов - Кон-стан-ти-но-поль-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Алек-сан-д-рий-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Ан-ти-охий-ская пра-во-слав-ная цер-ковь,Ие-ру-са-лим-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Рус-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Гру-зин-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Серб-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Ру-мын-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Бол-гар-ская пра-во-слав-ная цер-ковь; 3 церк-ви, воз-глав-ляе-мые ар-хи-епи-ско-па-ми, - Кипр-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Эл-лад-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Албанская пра-во-слав-ная цер-ковь; 3 церк-ви, воз-глав-ляе-мые ми-тро-по-ли-та-ми, - Поль-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Чеш-ских зе-мель и Сло-ва-кии пра-во-слав-ная цер-ковь, Пра-во-слав-ная цер-ковь в Аме-ри-ке. В Кон-стан-ти-но-поль-ской пра-во-слав-ной церк-ви и не-ко-то-рых других поместных церквах упот-реб-ля-ет-ся не-сколь-ко иной дип-тих: в нём от-сут-ст-ву-ет Пра-во-слав-ная цер-ковь в Аме-ри-ке, ав-то-ке-фаль-ный ста-тус ко-то-рой Кон-стан-ти-но-поль-ской цер-ко-вью и не-ко-то-ры-ми другими поместными церквами не при-зна-ёт-ся, Грузинская цер-ковь сле-ду-ет по-сле Болгарской церк-ви.

Ав-то-ном-ные церк-ви об-ла-да-ют весь-ма ши-ро-кой, но не пол-ной са-мо-стоя-тель-но-стью. Главное раз-ли-чие ме-ж-ду ав-то-ке-фаль-ны-ми и ав-то-ном-ны-ми церк-ва-ми за-клю-ча-ет-ся в том, что пер-вые име-ют са-мо-сто-ятельную цепь апо-столь-ско-го пре-ем-ст-ва: епи-ско-пы ав-то-ке-фаль-ной Церк-ви, вклю-чая пер-во-го сре-ди них, по-став-ля-ют-ся епи-ско-па-ми са-мой этой Церк-ви, а по-став-ле-ние пер-во-го епи-ско-па ав-то-ном-ной Церк-ви санк-цио-ни-ру-ет-ся свя-щен-но-на-ча-ли-ем Церк-ви, пре-дос-та-вив-шей ав-то-но-мию (цер-ко-вью-ма-те-рью, ки-ри-ар-халь-ной Цер-ко-вью). Из это-го вы-те-ка-ют и другие ог-ра-ни-че-ния са-мо-стоя-тель-но-сти ав-то-ном-ной Церк-ви: её ста-тус, ус-тав ут-вер-жда-ют-ся выс-шей вла-стью ки-ри-ар-халь-ной Церк-ви; её пер-вый епи-скоп под-су-ден выс-шей су-деб-ной вла-сти ки-ри-ар-халь-ной Церк-ви; от-но-ше-ния с другими церк-ва-ми ав-то-ном-ная Цер-ковь осу-ще-ст-в-ля-ет че-рез по-сред-ст-во ки-ри-ар-халь-ной Церк-ви (ав-то-ном-ные церк-ви мо-гут уча-ст-во-вать в меж-цер-ков-ных кон-так-тах, в том числе и на все-пра-во-слав-ном уров-не, да-же са-мо-стоя-тель-но, но при без-ус-лов-ном со-гла-со-ва-нии сво-ей по-зи-ции с ки-ри-ар-халь-ной Цер-ко-вью). Ос-но-ва-ни-ем для про-воз-гла-ше-ния ав-то-но-мии мо-гут слу-жить раз-ные фак-то-ры: ча-ще все-го на-хо-ж-де-ние Церк-ви в пре-де-лах ино-го го-су-дар-ства, не-же-ли ки-ри-ар-халь-ная Цер-ковь, а так-же гео-гра-фическая уда-лён-ность и эт-ническое свое-об-ра-зие тер-ри-то-рии. Ис-то-ри-че-ски про-воз-гла-ше-ние ав-то-но-мии час-то сле-до-ва-ло за при-об-ре-те-ни-ем го-су-дар-ст-вом, на тер-ри-то-рии ко-то-ро-го на-хо-дит-ся Цер-ковь, по-ли-тической са-мо-стоя-тель-но-сти. Ут-ра-та же государственной са-мо-стоя-тель-но-сти тер-ри-то-рии обыч-но ве-дёт и к уп-разд-не-нию цер-ков-ной ав-то-но-мии.

Тер-мин «ав-то-ном-ная Цер-ковь» но-вый, но яв-ле-ние это бы-ло из-вест-но и в древ-но-сти, и в Сред-не-ве-ко-вье. В сущ-но-сти, при-ме-ром цер-ков-ной ав-то-но-мии мо-жет слу-жить Русская цер-ковь до на-ча-ла её ав-то-ке-фа-лии (1448), ко-гда она, тер-ри-то-ри-аль-но, эт-ни-че-ски и по-ли-ти-че-ски обо-соб-лен-ная от ки-ри-ар-халь-ной Церк-ви (Кон-стан-ти-но-поль-ская пра-во-слав-ная цер-ковь), име-ла лишь ог-ра-ни-чен-ную за-ви-си-мость от неё, чем ре-ши-тель-но от-ли-ча-лась от других ми-тро-по-лий Кон-стан-ти-но-поль-ской церк-ви.

На начало XXI века су-ще-ст-ву-ют 4 ав-то-ном-ные церк-ви: Си-най-ская ар-хи-епи-ско-пия в юрис-дик-ции Ие-ру-са-лим-ской церк-ви, Фин-лянд-ская ав-то-ном-ная пра-во-слав-ная цер-ковь в юрис-дик-ции Кон-стан-ти-но-поль-ской церк-ви, Япон-ская ав-то-ном-ная пра-во-слав-ная цер-ковь и Ки-тай-ская ав-то-ном-ная пра-во-слав-ная цер-ковь в юрис-дик-ции РПЦ.

В ка-то-ли-циз-ме его уни-вер-са-ли-ст-ский цен-тра-лизм ис-клю-ча-ет ту сте-пень са-мо-стоя-тель-но-сти ме-ст-ных церк-вей, ка-кая име-ет ме-сто в пра-во-сла-вии. По-это-му в ка-то-ли-циз-ме не су-ще-ст-ву-ет по-ме-ст-ных ав-то-ке-фаль-ных церк-вей. Од-на-ко в современной Рим-ско-ка-то-лической церк-ви до-пус-ка-ет-ся оп-ре-де-лён-ная по-ме-ст-ная ав-то-но-мия (пра-во ми-тро-по-ли-тов на ка-но-нический над-зор за под-ве-дом-ст-вен-ны-ми епар-хия-ми, оп-ре-де-лён-ные пра-ва про-вин-ци-аль-ных епи-скоп-ских со-бо-ров и кон-фе-рен-ций, осо-бый ста-тус восточных ка-то-лических церк-вей).

Поместная Церковь (греч. τοπικε ἐκκλησία) - полное выявление Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви в отдельно взятом месте. В узком смысле под "поместной" часто понимают Церковь автокефальную , но существует и более широкое употребление этого понятия.

Понятие

Будучи единой по существу, Церковь подразделяется на ряд поместных Православных Церквей. Природное единство Церкви и множественность её по местному делению выражены в Библии . Например, Сам Господь Иисус Христос говорит о Себе как о единой Лозе на которой его ученики являются ветвями (Ин. 15, 5); апостол Павел указывает на единство Тела Христова и множественность его членов (1 Кор. 12, 27). Святитель Киприан Карфагенский излагает то же более развёрнуто:

"Церковь одна, хотя с приращением плодородия расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала - единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева - отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником - разобщенный иссякнет. Равным образом, Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет свои лучи, но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распростирает свои ветви, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство: при всем том Глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преспеянием плодотворения " .

Одним из яснейших проявлений церковного единства во множестве служит соотношение между Иисусом Христом как главой Церкви и каждым епископом как главой определенной церковной области. Согласно святому Игнатию Антиохийскому "Где бы ни появился епископ, там да будет множество (народа), (подобно тому) как там, где бы ни был Иисус Христос, там Кафолическая Церковь." Толкуя эти слова, архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) заключает что:

"Поместная Церковь не является только частью Кафолической Вселенской Церкви , но ее полным выявлением - всецелым, неуменьшенным выявлением в определенном месте. [...] Истолкование отрывка Игнатия, представляется нам наиболее правильным в таком виде: как появление епископа на местном церковном собрании делает его Поместной Церковью, так и люди должны следовать за епископом, который их возглавляет, подобным образом присутствие Христа делает всю Церковь Кафолической. Глава ее - Христос, подобно тому как глава Поместной Церкви - ее епископ. Другими словами, у Поместной Церкви есть видимая глава-епископ, в то время как у Кафолической Церкви как всецелой нет видимой главы, но ее Глава - Сам Христос " .

При этом наименование "поместная" указывает на ограниченность - прежде всего географическую - конкретной церковной области в противоположность к "всемирной", или Вселенской , Церкви. У каждой поместной Церкви существует определенная каноническая территория и определенные права, пределами которых ограничивается полнота её действия. Таким образом поместные Православные Церкви, оставаясь неразрывными частями Единой Вселенской Церкви, в одних сферах своей деятельности самостоятельны, а в других - ограничены. По словам святителя Трансильванского Андрея (Шагуны) :

"Как в человеческом теле так и в церковном теле члены действуют то порознь, то вместе, т.е. каждый член действует, во-первых, один, для самого себя, потом все вместе друг с другом и друг для друга " .

История устроения поместных Церквей

Свойственное Церкви единство во множестве выразилось в образе действия апостолов . В вопросах, касавшихся жизни всей Церкви, они действовали сообща, но в отдельных - местных - Церквах они исполняли свое служение самостоятельно, лишь сохраняя между собой единство духа. Благовествуя и насаждая в разных странах единую Церковь Христову, апостолы применялись к местным условиям и особенностям, а также ставили пастырей, которым предоставляли право управлять Церквами самостоятельно устраивая их внутреннюю жизнь. Наравне с Единой Церковью в апостольских посланиях уже упоминаются отдельные Церкви - Асийские (1 Кор. 16, 19), Македонские (1 Кор. 8, 1), Галатийские (Гал. 1, 2), Фессалоникийская (1 Фес. 1, 1), Лаодикийская (Кол. 4, 16), Филиппийская (Флп. 1, 1), в Вавилоне (1 Пет. 5, 13), семь Церквей в Асии: Ефесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская (Откр. 1, 11) и т. п. На примере своих действий апостолы показали, что в важнейших общих делах Вселенская Церковь должна управляться собором иерархов всех поместных Церквей, а в частных делах каждая поместная Церковь управляется своими иерархами.

В последущие века развитие церковного устройства и численный рост Церкви постепенно закрепляли порядок разграничения церковных областей. Канонический корпус оформившийся в эпоху Семи Вселенских Соборов выразил принцип внутреннего самоуправления "каждой области" (Антиох. 9) или "всякого народа" (Апост. 34) и осудил преступления "пределов" канонической территории каждой отдельно взятой церковной общности. Так-как средоточием распространения Церкви стала Римская империя , её административное устройство оказало значительное влияние на определение границ и установление взаимосвязей церковных областей в ту эпоху.Творения , Киев, 1891, ч. 2, 180, цит. по Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей , "Введение,"


Top