Иисус христос крестился в водах иордана. Река Иордан – место крещения Иисуса Христа. Чин Великого освящения воды

Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства.

В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе. В конце расскажем о значении крещенского освящения воды.

Когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии. Начало проповеди Иоанна Крестителя, согласно евангелисту Луки, пришлось на 15-й год правления римского императора Тиверия. То был приблизительно 779 год от основания Рима или 30-й год христианской эры. В это время Господь еще жил в Своем городе Назарете, в северной части Святой Земли – Галилеи, где Святое Семейство поселилось еще со времен избиения Иродом вифлеемских младенцев.

Проповедь пророка Иоанна была проста, но проникала в самую душу слушателей: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное,” говорил пророк. Местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, – малонаселенная местность, занимавшая западные берега Иордана и Мертвого моря, испещренная скалистыми холмами и сухими ручьями, с очень скудной растительностью, почему и называлась пустыней. Пророк Иоанн, сын праведных Захарии и Елизаветы (Захария был священником, а Елизавета происходила из рода царя Давида), рано осиротев, вырос в этой пустыне. Там он привык к самому суровому образу жизни. Он носил одежду из верблюжьего волоса и препоясывался кожаным ремнем. Пищей ему служили акриды (род саранчи) и дикий мед.

После скучных наставлений иудейских книжников, рассуждающих, главным образом, насчет правильного исполнения различных религиозных обрядов, проповедь Иоанна Крестителя пронеслась по Иудее, как струя свежего воздуха. Жители Иерусалима, Иудеи, и даже Галилеи и Самарии толпами устремились услышать живое и вдохновенное слово пророка Божия.

Еще за 700 лет до Р. Хр. знаменитый пророк Исаия предсказал в своей книге о проповеди Иоанна Крестителя. Исаия называет пророка Иоанна “Гласом, вопиющем в пустыне” (),который должен был “приготовить путь Господу, сделать прямыми стези Его.” Предсказал также об Иоанне Крестителе последний ветхозаветный пророк Малахия, живший лет за четыреста до Р.Хр. Он называет Иоанна Ангелом Господним, говоря от лица Божия: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною. И внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета (Мессия), Которого вы желаете. Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (“Ангел” – по-гречески значит вестник, , см. также , и ).

Призывом “покаяться ” пророк Иоанн внушал евреям необходимость глубоко осознать неправильность своих поступков , осудить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. Слово “каяться” – mеtаnоin – по-гречески означает “переменить образ мыслей,” начать смотреть на жизнь по-новому. При этом, пророк Иоанн настаивал, чтобы покаяние было искренним , всецелым, сопровождалось исправлением себя и добрыми делами . “Сотворите плод, достойный покаяния,” – говорил пророк иудеям. На часто задаваемый вопрос “что делать” пророк отвечал: “У кого две одежды, тот дай неимущему,” иными словами: делайте добро, помогайте нуждающимся. Мытарей (сборщиков податей) пророк убеждал не требовать налогов, больше положенных. Воинов учил никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием.

Однако, не все иудеи приходили к пророку с жаждой услышать живое слово Божие и намерением исправиться. Некоторые приходили к нему из праздного любопытства, или чтобы придраться к какому-нибудь его неосторожному слову и обвинить пророка перед властями. К недоброжелателям пророка принадлежали иудейские книжники и фарисеи, которые завидовали славе пророка и боялись потерять свой авторитет среди народа. Они гордились знанием закона, своей обрядовой “праведностью,” на простых же и некнижных людей смотрели с презрением. Пророк Иоанн, видя лицемерие и злобу иудейских начальников, их нежелание обратиться к Богу, обличал их открыто и весьма строго, говоря: “Порождения ехидны! (род ядовитой змеи). Кто внушил вам бежать от будущего гнева (Божия)?”

Тех же, которые каялись и исповедовали (открыто объявляли) свои грехи, пророк Иоанн крестил в реке Иордан. Крещение состояло в молитвенном погружении кающегося в воду, что символически означало очищение грехов. (Слово “Крещу” – по-гречески bаptizо – значит “погружаю”). Крещение пророка Иоанна не было еще благодатным христианским крещением, но лишь приготовлением к нему.

Именуя приближающееся Царство Мессии Небесным, пророк Иоанн давал понять, что Мессианское царство будет не таким, каким многие из иудеев неправильно представляли в виде могущественного и богатого государства. Царство Мессии будет именно небесным – духовным , влекущим к Богу и доставляющее людям нравственное обновление.

Некоторые иудеи, глядя на Иоанна, спрашивали себя: не является ли он ожидаемым Мессией? Но пророк Иоанн решительно отклонял от себя это звание, объясняя им, что его задачей является только приготовить людей к принятию грядущего Мессии. Он, Иоанн, крестит их в воде в знак покаяния. Мессия же будет их крестить “Духом Святым и огнем.” Иными словами, новое крещение будет не простым символическим омовением, как Иоанново крещение, но будет именно благодатным возрождением человека . В Мессианском крещении Сам Дух Святой, как огонь, спалит греховную нечистоту людей и зажжет в их душах пламенное желание служить Богу. Тех, которые примут Мессию, соберет в Свое Царство, как пшеницу собирают в житницу, тех же, которые воспротивятся Христу, Бог сожжет, как солому, огнем неугасимым.

Далее Евангелисты повествуют, что “Тогда, – во время одной из проповедей предтечи Иоанна на берегу реки Иордана – приходит Иисус из Галилеи к Иоанну, чтобы креститься от него.” Зачем безгрешный Иисус пришел креститься? Ответ на этот вопрос мы находим у самого Иоанна Крестителя, который несколько раз до этого объяснял членам Синедриона: (Синедрионом назывался высший духовный совет). “Я для того пришел крестить в воде, чтобы Он (Христос) явлен был Израилю,” иными словами, чтобы при крещении было обнаружено, кто Он. До этого времени жил в тиши Назарета, известный только жителям своего маленького города, как сын Марии и плотника Иосифа. Теперь же Христу исполнялось тридцать лет, и Он получал право, согласно еврейским законам, учить народ и называться “рабби” – наставником. Настало время явить Себя народу, а народу – услышать свидетельство о Нем, как о давно ожидаемом Мессии. Это и свершалось теперь на берегу Иордана.

Однако, когда Господь приблизился к Иоанну, тот почувствовал Его великую, божественную святость, и сказал Иисусу: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне.” На что Господь ответил: “Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.” Правдой Иисус называет волю Божию . Воля Божия была, чтобы все, желающие стать членами благодатного Мессианского Царства, крестились. Крещение получило значение “двери” в Царство Божие. , будучи родоначальником нового возрожденного Им человечества, должен был первым войти в основываемое Им Царство, открыть людям путь к спасению и научить их исполнять волю Божию. (Имея в виду постоянное желание Христа исполнять волю Своего Отца, царь Давид в пророческом псалме приводит слова Христовы: “Иду (в мир) исполнить волю Твою, Боже!” (, смотри послание к ).

При этом, погружение Спасителя в воду в момент Его крещения имело еще целью освятить крещение , сделать этот символический обряд благодатным, возрождающим христианским таинством.

Все, приходившие к Иоанну, сначала исповедовали грехи свои, а потом погружались в воду. Один Иисус, как безгрешный, пришел к Иоанну прямо для крещения. Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды и начал молиться на берегу. Здесь Он, как Сын Божий, просил Своего Небесного Отца благословить начало Его общественного служения. Внезапно, пока Иисус еще молился, небо раскрылось, и оттуда спустился на Иисуса Дух Святой в виде белого голубя. Одновременно с неба послышался голос Бога-Отца, говорившего: “Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.” Эти слова Бога Отца были указанием Иоанну и присутствовавшему народу на Божественное достоинство Мессии, Который был не только человек, но и Единородный Сын Божий.

Совершившееся здесь тройное чудо – открытие неба, сошествие Духа Святого в виде голубя и свидетельство Бога Отца – полностью убедило пророка Иоанна в том, что и есть ожидаемый Мессия. Этого видимого сошествия Святого Духа на Мессию и ждал пророк Иоанн, потому что Бог еще в самом начале, посылая пророка на проповедь, сказал ему: “На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.” Таким образом, с этого момента пророк Иоанн Креститель мог без малейшего сомнения свидетельствовать всем об Иисусе, как о Мессии и Агнце Божием, берущим на Себя грехи мира. Вскоре после крещения Господа Иисуса Христа пророк Иоанн уступил Ему нескольких своих учеников: братьев Андрея (Первозванного) и Петра, и братьев Иакова и Иоанна (Богослова). Примкнув к Спасителю, они стали Его первыми учениками и апостолами.

Значение Крещения Господня

В день крещения Господня мы вспоминаем чудо Бого-явления Тhео-fаniа . Действительно, при крещении Спасителя, единый, всемогущий Бог, Творец неба и земли, впервые явил Себя людям в Трех Лицах: Бог-Отец – голосом Своим; Сын – крещением в Иордане; и Дух Святый – схождением в виде голубя. Поэтому в тропаре праздника Крещения говорится, что в этот день “Троическое явися (открылось) поклонение.”

Праздник Богоявляния или Крещения Господня занимает особое положение среди двенадцати великих праздников Церкви. Напоминает он нам о нашем духовном рождении в день, когда священник троекратно погружал нас в воду. Напоминает он и об обетах, которые мы дали у святой купели, если не сознательно по причине малолетства, то в виде обещания наших духовных поручителей – восприемников, которые должны были нам объяснить значение таинства крещения и смысл христианского учения.

Во время таинства крещения священник вспоминает Крещение Господне и молится Богу такими словами (в русском переводе):

“Все творение воспевает Тебя явившегося. Ибо Ты – наш Бог, Который на землю пришел и с людьми пожил. Ты освятил Иорданские потоки, послав с неба Твоего Святого Духа и сокрушил головы в них гнездящихся змиев. Поэтому, человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Твоего Святого Духа и освяти воду сию…И дай ей благодать искупления, благословение Иордана. Сделай ее источником нетления, даром освящения, прощения грехов, исцеления недугов, пагубой для демонов, непреступной для вражеских сил, исполненной ангельской крепости…Явись же, Господи, на воде сей и дай претвориться в ней крещаемому, чтобы он отложил ветхого человека, растлеваемого в похотях обольщения, и облекся в нового, который обновляется по образу создавшего его, чтобы он, будучи соединен с Тобой подобием Твоей смерти в крещении, стал и участником воскресения и, сохранив дар Святого Духа и возрастив залог благодати, он принял бы почесть высшего звания и был сопричислен перворожденным, написанным на небе в Тебе Боге и Господе нашем Иисусе Христе.”

Для христианина, говорит отец Церкви первых веков св. , воды крещения являются “и гробом, и матерью.” Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение – дверь из царства тьмы в царство света. “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.” – Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.

Беда многих христиан нашего времени заключается в том, что они мало трудятся над тем, чтобы ярче разжечь в своих сердцах полученный ими дар благодатной любви. Болезненная привязанность к миру вытеснила в них духовную любовь и принесла с собой огорчения, злобу и зависть.

Поэтому, празднуя великий праздник Крещения Господня, вспомним о данном нами при крещении обете любить Бога и ближних. Поблагодарим Бога за то, что удостоил нас духовного рождения и призвал в Свое Царство вечного блаженства. Постараемся стать достойными этой великой чести и милости Божией!

Богослужение праздника

Крещения Господня (Богоявления)

В древней Церкви (до четвертого века) Богоявление Господне праздновалось 6-го января по ст. ст. (19-го января по нов. стилю). Праздник этот совмещал в себе память о двух событиях: Рождества Христова и Его Крещения во Иордане. Когда в конце четвертого столетия Рождество Христово стало праздноваться особо 25-го декабря, то праздник Богоявления стал отмечать одно крещение Христово, почему с тех пор и стал именоваться Крещением Господним. Первоначальное сочетание двух воспоминаний в одном празднике Богоявления сказалось в одинаковости структур праздников Крещения и Рождества Христова, а именно: в канун обоих праздников (навечерие) совершаются Царские часы, после которых совершаестя Вечерня с Литургией. Всенощные под эти два праздника начинаются не Вечерней, как обычно, но Великим повечерием, на котором поется “С нами Бог.”

На Вечерне, совершаемой накануне Богоявления, читаются 13 паремий – отрывков из ветхозаветных книг. Причина такого большого количества паремий (обычно под праздники читается только три паремии) объясняется тем, что в древней церкви в этот день крестилось большое количество оглашенных. Таинство крещения совершалось в притворе храма во время чтения паремий. После крещения новокрещенные, в белых одеждах, со светильниками в руках входили в храм. Христиане же встречали их пением: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся,” что до сих пор принято петь на литургиях праздников Крещения и Рождества Христова.

На паремиях под праздник Богоявления читаются Библейские рассказы и пророчества, имеющие отношение к воде, например:1) – об установлении земли на “водах;” 2) – переход Израиля через Красное море; 3) – победная песнь Богу после потопления египтян; 4) Иис. – чудесный переход евреев через Иордан; 5) – чудесный переход пророков Илии и Елисея через Иордан; 6) – исцеление Неемана от проказы в реке Иордан; 7) – призыв покаяться и омыться; 8) – примирение Иакова с Исавом около Иордана; 9) – египетская царевна находит младенца Моисея на берегу Нила; 10) чудесное орошение шерсти для удостоверения Гедеона; 11) – чудо низведения огня пророком Илией и последующий дождь; 12) – чудесное превращение пророком Елисеем соленой воды в пресную; 13) о духовном возрождении.

На литургии накануне Богоявления читается Апостол: и Евангелие: .

В стихирах Вечерни праздника Крещения делается художественный пересказ истории этого события: разговор Иисуса Христа с Иоанном Крестителем и его боязнь крестить Господа, отверстие небес, глас с неба и сошествие Св. Духа. Кроме того, в стихирах поясняется внутреннее значение праздника: а) Господь принял Крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради спасения людей; б) Господь до конца желал исполнить все ветхозаветные законы и обряды; в) восхождение Его от воды знаменует возведение мира к небу, и, наконец, г) современное таинство крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.

Тропарь

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, началось поклонение Св. Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность слов (Отца). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.

Кондак

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси. Свет Неприступный.

Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебя: “Свет неприступный, Ты пришел и показал Себя нам.”

В каноне на Утрени излагается история Крещения Господня. Проводится мысль, что Господь крестился для того, чтобы очистить нас от грехов, открыть миру Свое Божественное достоинство и просветить людей светом Богопознания. В каноне говорится, что , принявший плотью тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти, погружается в струю Иордана для того, чтобы истребить грех и дать нам Божье благословение. В крещении Он поражает нашего врага дьявола в самых убежищах его сокровенной бездны.

В прокимне на Литургии говорится о явлении Господа на земле: “Благословен грядый (идущий) во имя Господне, Господь и явися нам .” В апостольском чтении на () говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангельском чтении () повествуется о событии крещения Спасителя.

Задостойник

Величай душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Недоумевает всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.

Величай душа моя, Пречистую Богородицу, Которая почетнее небесных (ангельских) воинств.

Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица; но, будучи Благой, прими нашу веру, ибо Ты знаешь любовь нашу. Ты – Заступница христиан, и Тебя мы величаем.

Канон Богоявления

Св. Козьмы Маюмского

Песнь 1-я

Ирмос : Могучий на войне Господь открыл дно морской глубины, и по суше повел народ Свой, покрыв в ней противников, ибо Он прославился ( гл.).

На каноне – ирмосы поются, тропари же читаются. Между тропарями канона говорится: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.”

Царь веков, Господь, струями Иордана обновляет растленного и сокрушает там главы гнездящихся змей, ибо Он прославился ().

Господь, воплотившийся от Девы, облекши невещественный огонь Божества в вещественную плоть, омывается водами Иордана, ибо Он прославился.

Господь, смывающий нечистоту людей, во Иордане очищается ради них, которым Он благоволил уподобиться; пребывая тем, чем был, Он просвещает находящихся во мраке, ибо Он прославился.

Песнь 3-я

Ирмос : Господь, дающий крепость царям нашим и возвышающий достоинство помазанников Своих, рождается от Девы и приходит для крещения. Мы, верные, будем восклицать Ему: нет столь святого, как наш.

Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне Христова . Ибо водой и Духом у тебя родились сыны, с верой взывающие: нет столь святого, как Бог наш.

Песнь 4-я

Ирмос : Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал голосом вопиющего в пустыне (пророка Иоанна); когда Ты, свидетельствуя о Твоем Сыне, возгремел над многими водами (Иордана). Тогда пророк, исполнившись явившегося Духа, воскликнул: Ты – Христос, Божия премудрость и сила (, ).

Видел ли кто, – восклицает проповедник, – чтобы очищали солнце светлое по естеству? Как же я омою водами Тебя, сияние Славы и образ присносущного Отца? И как я, трава, прикоснусь к огню Твоего Божества? Ибо Ты – Христос, Божия премудрость и сила ().

Моисей, приблизившись к Тебе, явил священное благоговение, которым был охвачен: когда он уразумел, что Ты говоришь из купины, тотчас закрыл лицо. Как же я открыто воззрю на Тебя, или возложу на Тебя руку? Ибо Ты – Христос, Божия премудрость и сила ().

Имея разумную душу и будучи почтен даром слова, я стыжусь вещей неодушевленных. Потому что, если крещу Тебя, осудят меня гора, дымящаяся огнем, море, расступившееся на двое, и этот Иордан, обратившийся назад. Ибо Ты – Христос, Божия премудрость и сила (, Ис. , ).

Песнь 5-я

Ирмос : Иисус, Начальник жизни, идет разрешить осуждение первозданного Адама, и, как Бог, не имея нужды в очищении, ради падшего очищается в Иордане, где убив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение.

Когда бесчисленное множество людей стеклось креститься от Иоанна, он стал среди них и возгласил предстоящим: кто внушил вам, непокорные, уклоняться от наступающего гнева? Принесите Христу достойные плоды; ибо, являясь ныне, Он дарует мир (, ).

Земледелец-Создатель, став посреди, как один из всех, испытует сердца; и, взяв в руки веятельную лопату, премудро очищает всемирное гумно, сожигая бесплодность, а плодоносным даруя вечную жизнь ().

Песнь 6-я

Христос, родившись нетленно от Бога и Отца, без скверны воплощается от Девы. И, как Предтеча учит, невозможно разрешить ремень Его обуви – сочетание Слова с нашим естеством. Он избавляет земнородных от заблуждения ().

Христос крестит губительным огнем противящихся и не признающих Его Богом, но Духом, посредством воды, благодатно обновляет исповедующих Божество Его, избавляя их от грехов.

Песнь 7-я

Ирмос : Шумный ветер с росой и сошедший Ангел Божий сохранили невредимыми благочестивых юношей, брошенных в огненную печь. Посему, быв орошаемы среди пламени, они с благодарностью пели: благословен Ты, преславный Господи и Боже отцов.

Как на небе, с трепетом и удивлением предстояли Ангельские силы у Иордана, созерцая непостижимое схождение Бога: Как Он, держащий в своей власти состав небесных вод, с плотью стоял в водах, отцов наших (, ).

Облако и море, в которых законодатель Моисей крестил некогда странствующий народ, прообразовали чудо божественного крещения. Море было образом воды, а облако – Духа, Которыми, освящаясь, мы взываем: благословен Ты, Господи Боже, во веки ().

Все мы, верные, богословствуя о Том, от Кого получили освящение, будем неумолкаемо с Ангелами прославлять Отца, Сына и Святого Духа; ибо сие – Троица Лиц, единосущная, ибо один Бог, Которому и воспеваем: благословен Ты, Господи Боже, во веки.

Песнь 8-я

Ирмос: Вавилонская печь, источив росу, изобразила то чудное таинство, в котором Иордан имел принять в струи свои невещественный огонь и объять крещающегося плотью Творца, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

Оставь всякий страх, – сказал Искупитель Предтече, – и, повинуясь, приступи ко Мне, ибо Я благ по существу; покорись Моему велению и крести Меня, сошедшего, Которого люди благословляют и превозносят во все веки.

Креститель, услышав слова Владыки, с трепетом простер руку, но коснувшись верха главы Создателя своего, воззвал к Крещаемому: освяти меня! Ибо Ты – мой, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

На Иордане Троица явилась: Ибо высший в Божестве Отец возгласил: Сей крещаемый есть Сын Мой возлюбленный; и Дух почил на равном Себе, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

Песнь 9-я

Ирмос : Никакой язык не в силах восхвалить Тебя достойно, и даже небесный ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица. Но, как благая, прими нашу веру: Ты знаешь нашу любовь, согретую Богом. Ибо Ты – предстательница христиан. Тебя мы величаем.

Приди своим духом, Давид, к просвещаемым и пой: приступите ныне к Богу и просветитесь верой. Падший Адам, этот нищий, воззвал, и пришедший Господь услышал его. Он обновил растленного в струях Иорданских (, ).

“Измойтесь и очиститесь,” – говорит Исаия, “перестаньте делать зло пред Господом. Жаждущие же, идите к воде живой.” Ибо Христос окропляет животворной водой прибегающих к Нему с верой и крестит Духом в жизнь нестареющую ().

Освящение воды

После Евангелия дьякон произносит ектенью с особыми водосвятными прошениями. Священник читает молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой очищение, освящение, здравие и благословение. После молитвы священник троекратно погружает в воду святой Крест, при пении тропаря: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи.” Затем священник освященной водой кропит храм, всех присутствующих и их жилища.

Обычай освящения воды в день крещения существовал уже в 3-м веке. Св. Иоанн Златоуст называет крещенскую воду “агиасмой” – святыней. С древнейших времен известно, что Богоявленская святая вода не портится. Крещенской водой окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные кресты во время чина освящения. Ею же освящают дома, пищу, автомобили и другие предметы. Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов, как душевных, так и телесных. Не заменяя Причастия, она может послужить вместо Причастия тому, кто по какой-нибудь причине лишен этого утешения. При унынии, смущении или расстройстве духа она дает успокоение и облегчение. По этой причине христиане хранят святую крещенскую воду дома в святом углу и с молитвой пьют ее утром натощак.

Итак, с радостью будем встречать светлый праздник Крещения Господня, благодаря Спасителя за возрождение нас водой и Духом в таинстве крещения и за то, что открыл нам путь к Царству Небесному!

Роль воды в различных религиях.

На самом деле очищение водой религиозного плана существует в культурах многих народов. Например, задолго до появления христианства очищение водой практиковалось к древней Индии, где человек мог получить очищение от грехов в священных водах реки Ганг, соединяясь с Космосом. Однако индийские мудрецы считали, что после выхода из реки действие воды прекращается, грехи могут вернуться, поэтому человек должен очистить свой ум от грешных помыслов через обучение у святого человека. И перед тем как пойти обучаться он должен совершить омовение. У римлян младенца омывали на 9-й день после рождения с наречением его именем, которое он будет носить.

Ислам также богат ритуалами, связанными с водой . Пророк Мухаммед завещал своим последователям совершать перед каждой молитвой (намазом) «вузу» - омовение, включающее умывание, ополаскивание рта и носа, омовение рук, ног, протирание ушей, проведение влажными руками по волосам. Умывание и омовение рук перед молитвой практиковалось и древними иудеями, которые собирали для этого дождевую воду или омывали руки в проточной воде, которая считалась «живой». Такой же ритуал рекомендуется современной православной церковью - на молитву нужно становиться умытыми с чистыми руками в опрятной, чистой одежде.

Крещение. Где оно происходило.

Река Иордан находится на Ближнем Востоке. Ее длина (252 км) и насыщенные минералами пресные воды несут жизнь нескольким регионам. В частности из водохранилища Кинерет вода поступает в центральную и южную части Израиля, бедные собственными водными ресурсами. Иордан впадает в Мертвое море, на месте которого, как предполагается когда то был прекрасный оазис, пока Господь не истребил грешные города Содом и Гоммора. Знаменита река и тем, что ее воды расступились во время исхода, а также когда ее переходили пророки Илия и Елисей. В ней получил исцеление от проказы воевода из Сирии Нееман. Но всему миру уже два тысячелетия река известна тем, что в ней принял крещение Иисус Христос. Это чудесное событие привлекает множество паломников, которые совершают омовение в Иордане (обычно в районе Ярденита).

Кто крестил Иисуса.

Святой Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа, на реке Иордан был его родственником по материнской линии. Его появление было большой радостью для Закарии, который был священником и Елизаветы (происходившей из царского рода Давида). Ведь радость быть родителями они получили в очень преклонном возрасте, после многолетних молитв. Известие о том, что у них будет сын, они получили от архангела Гавриила, явившегося им в храме. Иоанн родился на шесть месяцев раньше, чем Христос.

Иоанн был избавлен от смерти во время избиения младенцев царем Иродом и провел много лет в пустыне. Такой способ жизни он выбрал себе сам, когда в юности ушел от людей, поселился в пещере и питался диким медом и саранчой. В возрасте тридцати лет он по знаку свыше о том, что грядет пришествие Мессии, вернулся к людям и стал проповедовать. Его речи были настолько сильны, что множество людей пришло к нему, раскаялось и приняло крещение водой в водах Иордани. В течение полугода проповедовал Иоанн, причем он говорил о том, что он крестит водой, но придет тот, кто будет крестить Святым Духом и огнем. И это время настало - в возрасте тридцати лет на Иордан пришел Иисус Христос и потребовал для себя крещения.

Иоанн сначала не желал крестить Иисуса, потому что считал себя недостойным проводить это действо для того, кто абсолютно чист от всех грехов. Но Христос потребовал крещения, чтобы стать наряду с грешниками и пройти вместе с ними путь к очищению. Конечно же, он не нуждался в крещении, но само крещение нуждалось в силе, которой обладал Христос. Скорее всего, свойства современной крещенской воды, которая получаются в результате троекратного погружения креста в воду на водосвятии, а также изменение электромагнитного поля Земли в период 18-19 января, как раз свидетельствует о передаче этой божественной силы.

Иоанн допустил Иисуса к обряду и погрузил его в воды своей рукой, молясь. После крещения на выходе из воды небеса разверзлись, с них спустился Святой Дух в виде голубя и прозвучал голос: «Это есть сын мой, в Котором Мое Благоволение». Иоанну Предтече было ранее откровение, что на ком он увидит Духа, пребывающего на нем во время крещения, Тот и есть крестящий Святым Духом. Поэтому он всему присутствующему народу засвидетельствовал явление Сына Божьего.

Крещение в жизни современного человека.

Современная трактовка крещения предполагает, что после его принятия путем троекратного погружения в воду в сопровождении соответствующих молитв человек присоединяется к членам Церкви. И это является необходимым условиям для получения доступа к остальным таинствам Церкви и возрождения для духовной жизни, ведущей в Царствие Божье.

Для крещения детей до 7 лет не требуется согласие окрещаемого, т.к. всю ответственность за него несут родители, до 14 лет требуется согласие и родителей и ребенка, а после 14 подросток уже сам определяет - крестится ему или нет. Младенцев, обычно, крестят на восьмой день и позже.

В православном вероисповедании малыша в присутствии крестных родителей обращают к западу как символу тьмы, осуществляют помазание елеем для помощи в борьбе с сатаной. После этого ребенок погружается в воду, где на него сходит Святой Дух и происходит очищение от грехов. После чего на грудь ему возлагается крестик, и ребенок одевается в белую одежду как символ чистоты. Далее батюшка ходит вокруг купели, что символизирует вечность, а потом остригает волосы как знак того, что судьба младенца теперь в руках Бога. Таинство крещения, как правило, совершается священником или архиереем, но, в крайнем случае, крестить может даже мирянин, если окрещаемый находится при смерти.

После крещения выполняются обряды миропомазания, воцерковления и причащения. Далее малыш под руководством собственных и крестных родителей должен следовать христианским добродетелям, среди которых есть такие замечательные понятия как: любовь, милосердие, искренность, кротость, скромность, дополняемые молитвами.


5Dbabtism

Услуги:

Описание: Крещение Иисуса: - это должны знать крестные родители!

Крещение Иисуса Христа

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Река Иордан

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".

Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Крещение Господне

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ".

Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея, гл. 3, 13-17; от Марка, гл. 1, 9-11; от Луки, гл. 3, 21-22; от Иоанна, гл. 1, 32-34.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 6-го января (19 янв. н. ст.). Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления , потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог .

Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником . В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан.

Тропарь праздника

Во Иордане крещающуся Тебе. Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

(Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (т. е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог, и просветивший мир, слава Тебе!)

Извествоваше словесе утверждение - подтверждал истинность этого слова; явлейся - явившийся; мир просвещей - мир просветивший.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Новый завет. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

III. Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа. Искушение Иисуса Христа злым духом. В раннем еще возрасте Иоанн удалился в пустыню и - пустыня воспитала его. К нему как бы не прикоснулось ничто житейское, мирское… Как возрастал он пред лицом единого Бога, как вел внутреннюю

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане. Ин. 1: 29-34; Мф. 3: 13-17; Мк. 1: 9-11; Лк. 3: 21-22 Наконец наступил долгожданный день. На берегах Иордана, в Вифаваре, появился Иисус Христос в простой одежде галилейского плотника. Ему уже исполнилось тридцать лет, и голос Отца

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Крещение Иисуса Христа Иоанн Креститель жил в пустыне в великой строгости и воздержании. Когда ему минуло 30 лет, Господь повелел ему идти проповедовать израильскому народу покаяние, то есть убеждать народ исправить свою жизнь и покаяться в грехах. Он стал проповедовать в

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Крещение Иисуса Христа В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Река ИорданИоанн же считал себя

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Крещение Иисуса Христа. Евангелие от Матфея 3:13-17 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

12. Крещение Иисуса Христа 12. лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Речь полна образами. Грядущий берет лопату и готов очистить гумно; но еще не приступил к самому действию, которое относится к

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

9. Крещение Иисуса Христа Крещение иудея по христианским обрядам, даже исполненное самим папой римским или патриархом православной церкви, при условии, что крестящийся иудей добровольно и без всякого принуждения переходит из иудаизма в христианство, может временно

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Крещение Иисуса Христа 13 Тогда же из Галилеи пришел к Иоанну на Иордан Иисус, дабы и Его крестил Иоанн. 14 Тот хотел было удержать Иисуса, говоря: «Ты идешь ко мне? Но ведь это мне следует принять от Тебя крещение».15 «Пусть будет так на этот раз, - возразил Иисус. - Нам нужно

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Глава 1 КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. ИСКУШЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА В ПУСТЫНЕ Крещение Христа есть первое в истории общественного служения явление Его миру. Событие в высшей степени важное, ознаменованное уже в глубокой древности установлением особого праздника, должно было

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Крещение Господа Иисуса Христа В то время, когда к Иоанну народ приходил креститься, пришел к нему и Господь Иисус Христос, желая принять от него крещение.Но Иоанн остановил Его словами:– Тебе ли креститься от меня, когда мне следует принять от Тебя крещение?Иисус Христос

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Крещение Иисуса Христа Многие люди спрашивали у Иоанна, кто же он такой, может быть, он и есть Спаситель, которого обещал прислать на землю Господь Бог и о приходе которого, как они знали, написано в Священном Писании.– Нет, я не Спаситель, – отвечал им Иоанн, – я голос,

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

12. Крещение Иисуса Христа. 12. лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.Речь полна образами. Грядущий берет лопату и готов очистить гумно; но еще не приступил к самому действию, которое относится к

Как известно Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. С тех пор существует традиция омовения в Иордане, которой следуют все паломники, хотя бы однажды побывавшие на Святой Земле. Благодаря туристической компании «Тайки Турз» - опытного организатора паломнических маршрутов, руководитель проекта "УНИАН-Религии" в прошлом году посетила Иорданию.

Река Иордан.

Почти две тысячи лет люди приходят к берегам библейской реки, с надеждой после омовения получить исцеление души и тела. За это время неоднократно изменялись русло реки и границы государств, по которым текут ее воды. Неизменными остались человеческая вера в Божию помощь и возможность чуда для каждого.

Раз в год, 19 января, в день Крещения Господнего, когда Иерусалимский Патриарх Феофил III служит праздничный молебен на Иордане, наступает мгновение, когда воды реки поворачивают вспять и текут в обратном направлении. Так очевидно и неоспоримо Господь являет людям Свою силу и Божественную благодать.

Поворот реки Иордан вспять на Крещение ВИДЕО


В реку Иордан окунаются семь раз, погружаясь с головой. («И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божьего, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. – 4 Цар., 5:14).

Все, кому когда-либо приходилось окунаться в Иордане, помнят, какое сильное течение имеет эта река, потому списать это чудо на какое-то природное явление, которое случается из года в год 19 января именно во время молебна Патриарха, – никому в голову не приходит. Да и десятки тысяч людей, которые приезжают на праздник, тому свидетели – все они видели это необычное явление своими глазами.

Как знать, может и две тысячи лет назад, река так же потекла вспять во время Крещения Иисуса Христа, когда «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь».


На мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках мира написано: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9-11).

Паломники, посещающие Святую Землю, всегда хотели окунуться, а некоторые – принять крещение в священных водах Иордана - самой известной реки на Земле, в которой соединились истории Ветхого и Нового заветов. Событие, произошедшее в этих водах, имеет важнейшее значение для христиан всего мира, поэтому людям было необходимо обрести символическое место крещения Христа.

Комплекс "Ярденит", Израиль. Место, где Иордан вытекает из Тивериадского озера.

Согласно ранней версии, принято было считать, что место крещения расположено на западном берегу реки Иордан, на территории Израиля, в окрестностях Каср-эль-Яхуд (арабск. - «иудейский дворец») на территории Палестинской автономии. Но с 1967 года, после войны, этот участок был закрыт.

Для омовения паломников в 1981 году Израиль выделил территорию в месте, где Иордан вытекает из Тивериадского озера. Там и был построен комплекс, который получил название «Ярденит». Эта территория, разумеется, не являлась историческим местом крещения Иисуса Христа, но вполне справлялась со своей символической функцией и была единственным местом, обеспечивающим свободный доступ к реке.


Старое русло реки Иордан, поселок Вади-эль-Харар, Иордания. Место крещения Иисуса Христа. По этим ступеням шел сам Спаситель.

В 1996 году, в результате археологических раскопок вдоль восточного берега реки Иордан, международная группа ученых обнаружила подлинное место крещения Спасителя. Это место находится в Иордании, неподалеку от места, где Иордан впадает в Мёртвое море - в долине Бетани, в поселке Вади-эль-Харар (араб. - «журчащая вода»). Место крещения оказалось на сорок метров восточнее нынешнего Иордана. С V века река существенно изменила русло и отступила от места крещения.

Существует древнейшее доказательство, которое указывает на место крещения Христа – это мозаичная карта древней Палестины VI века, найденная в православном храме - в церкви святого Георгия, в Мадабе.

Мозаичная карта древней Палестины VI века в церкви святого Георгия, в Мадабе.

Говорят, именно с помощью этой карты ученые обнаружили неоспоримое место крещения - квадратную мраморную основу греческой колонны, на вершине которой когда-то был крест – именно она упоминалась как место крещения Христа в записях паломников времен Византийской империи. Также учеными были обнаружены ступени, ведущие к воде. Исследователи полагают, что именно на этих ступенях Иисус Христос оставлял одежду перед таинством крещения.

К месту крещения ведет тропа. Кустарники когда-то росли здесь непроходимой стеной.

В зимнее время в купели старого русла реки собирается немного воды, но к лету озерцо полностью высыхает. Спуск закрыт для паломников в любое время года.

Неподалеку от места крещения находится пещера, где жил Иоанн Предтеча. Апостолы Матфей и Марк указали в Евангелиях, что Иоанн проповедовал в пустыне Иудейской, у Мертвого моря. Иоанн Богослов уточнил, что когда-то это место называлось Вифавар и находился за Иорданом. Именно сюда в 30-летнем возрасте пришёл Иисус Христос, чтобы принять крещение – об этом говорится в Евангелии от Луки.

В этих местах пророк Илия вознесся на небо.

Как известно, Иоанн жил в местах, где вознесся Илья-пророк. То есть именно отсюда ветхозаветного пророка унесла живым на небо огненная колесница. А до этого, согласно Ветхому Завету, пророки Илия и Елисей переходили реку Иордан посуху. Здесь же за 12 веков до крещения Господнего сформировались двенадцать племён Израиля, перешли Иордан и заселили Землю Обетованную. Первое чудо на реке произошло, когда израильтяне, следуя за Иисусом Навином с Ковчегом Завета посуху перешли Иордан.

В эти же места уже в раннехристианские времена ушла оплакивать свои грехи Мария Египетская – известная блудница и великая раскаявшаяся грешница, которая 47 лет молила Господа о прощении и питалась лишь листвой и травой.

Ежегодно к святому месту стекается множество паломников. Сегодня в районе раскопок проложены дорожки, оборудовано место для омовения, а неподалеку построен паломнический центр.


Место для омовения в водах реки Иордан. За невидимой границей со стороны Иордании следят несколько военных с автоматами. Со стороны Израиля солдатов заметно не было – возможно, велось скрытое наблюдение.

Со стороны Иордании к месту крещения и омовения можно попасть в любое время. Но со стороны Израиля есть ограничения - в зависимости от военного положения, так как это палестинская территория. Говорят, на Крещение и Пасху Иордания открывает границу для Израиля, чтобы паломники могли поклониться святыням. От израильского берега до берега Иордании – около 10 метров, граница проходит по реке и ничем не обозначена.

Вода в реке Иордан коричневая и очень мутная из-за быстрого течения, которое размывает глину и несет ил. Но если набрать воду в бутылку и дать немного постоять, примеси оседают, и вода становится прозрачной.

МОСКВА, 8 августа – РИА Новости, Антон Скрипунов. О том, где крестили Христа, до сих пор спорят учёные, политики и верующие. Одни утверждают, что это важное для христиан событие произошло на западном берегу Иордана, другие – на восточном. У кого какие аргументы – в материале РИА Новости.

«До слёз!»

Уже более четырёх лет Нина Просветлюк, уроженка Хмельницкой области Украины, трудится в Русском странноприимном доме в Иордании, у священной для верующих реки, давшей название этому государству. «Я думала, что приеду сюда только на месяц. Но, оказавшись здесь, ощутила такую радость, что у меня аж слёзы пошли! Представить не могла, что буду тут молиться Богу за себя и за весь мир», - признаётся она.

Ежедневно с раннего утра и до позднего вечера Нина выполняет различные послушания, которые отнимают много сил. Но ей всё же удаётся по три раза в день с молитвой окунаться в библейской реке.

. Послушница Нина из Русского странноприимного дома у места крещения Христа на реке Иордан

Паломнический комплекс Русской Православной Церкви, который в 2012 году открыли президент Путин и король Иордании Абдалла II, ежедневно посещают десятки паломников и туристов. Здесь останавливаются даже американцы и канадцы. А у храма Иоанна Предтечи можно встретить мусульман, в том числе из Ирака и Сирии - для них это тоже памятное место.

Но стоит заглянуть в путеводители, как начинается путаница. То же и в научных трудах. Причём, как утверждают учёные, проблема возникла ещё в первые века христианства. Самые ранние грекоязычные списки Евангелия местом крещения Иисуса называют местечко «Вифара заиорданская», то есть находящаяся на восточном берегу (на территории современной Иордании). А христианский мыслитель III века Ориген, прекрасно знавший предание о Христе, напротив, говорит о западном береге (современный Израиль).

РИА Новости / Антон Скрипунов . Русский странноприимный дом у места крещения Христа

Поэтому сегодня паломники посещают два места: Каср Эль-Яхуд на западной стороне реки и Аль-Махтас на восточной.

Место пророков

Крещение Христа - один из первых эпизодов евангельской истории. Согласно Писанию, когда Иисус достиг тридцатилетия, в Иудейской пустыне проповедовал Иоанн Предтеча (Креститель). И весь «Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская» приходили к нему исповедовать свои грехи и креститься в водах Иордана. Пришёл и Иисус.

РИА Новости / Антон Скрипунов . Река Иордан

«Я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» - так, по словам евангелиста Иоанна, отреагировал Предтеча на приближение Христа.

О месте крещения Христа в Евангелии упоминается лишь раз: «Это происходило в Вифаваре при Иордане» (Ин. 1:28). Название местечка Вифавара (Бейт-Абара) переводится с арамейского - языка Христа и Иоанна Крестителя - как «переправа пророков».

По словам иорданского археолога Рустома Мджяна, Иоанн неспроста крестил Спасителя именно тут. «Как известно, неподалёку от Иордана находится холм, с которого, по преданию, Илия Пророк был вознесён на небо. И пещера, где жил Иоанн Предтеча. Местные жители даже думали, что это Илия вернулся к ним. К тому же Иоанн проповедовал точно там же, где Илия, - на восточном берегу Иордана. В его время эта местность считалась безопасной, ведь там не было римлян», - рассказывает исследователь.

Русский след

Библейское предание дало исследователям первую зацепку. А найти точное место вознесения пророка Илии - Джабаль Мар Ильяс - помог русский монах.

Первый русский паломник на Святой Земле игумен Даниил составил в XII веке подробное описание мест, которые посетил. И вот что он сообщил про Джабаль Мар Ильяс: «К востоку от реки (Иордан. - Прим. ред.) на расстоянии двух полётов стрелы есть место, откуда Илья-пророк был восхищен на огненной колеснице на небо. Там же находится пещера Иоанна Крестителя. Здесь же протекает обильный водою поток, он красиво течёт по камням в Иордан. Вода потока студёная и очень вкусна. Эту воду пил Иоанн Предтеча, когда жил в пещере».

РИА Новости / Антон Скрипунов . Развалины византийского храма в Джабаль Мар Ильясе на месте пещеры Иоанна Крестителя. Иордания

В 1996 году археологи приступили к поискам. Спустя некоторое время они нашли развалины византийского храма с крестообразной купелью, а рядом вымощенное камнем русло «ручья Иоанна Крестителя».

«Оказывается, здесь был монастырский комплекс. Его разрушило землетрясение. На полу храма мы нашли мозаику с надписью на греческом: «Построен этот монастырь монахом Риторием в 592 году после Рождества Христова», - говорит Рустом Мджян.

РИА Новости / Антон Скрипунов . Археолог Рустом Мджян на месте храма в Джабаль Мар Ильясе

Ответ на полу

Однако расстояние от Джабаль Мар Ильяса до Иордана приличное - больше километра. Как же найти точное место крещения? Помогла, как это нередко бывает, случайность.

Примерно в 20 километрах к востоку от Иордана находится город Мадаба. В нём есть православная церковь святого Георгия, возведённая в 1894 году. Так вот, при её строительстве наткнулись на огромное мозаичное панно VI века. На нём изображены различные города, включая Иерусалим, Вифлеем и Газу. Картина оказалась частью огромной «мадабской карты» Святой Земли. До наших дней дошёл лишь её фрагмент размером пять на семь метров. На нём есть и место крещения Господня.

РИА Новости / Антон Скрипунов . Карта Святой Земли в церкви святого Георгия в городе Мадаба. Иордания

Учёные это поняли благодаря изображённым рядом с «переправой пророков» двум рыбам - символам христианства. «На карте река впадает в большое озеро, а рыбы плывут в обратную от него сторону. Значит, это Иордан, впадающий в Мёртвое море, солёную воду которого не выносит ни одна живность», - объясняет археолог.

Но на карте не обозначено, на какой стороне реки находится то самое место. Это и вызывает споры среди учёных.

Судя по карте, Вифара располагается на западном берегу. Отсюда версия о том, что Христа крестили в местечке Каср Эль-Яхуд («Крепость иудеев»). Сейчас там монастырь Иоанна Крестителя (Иерусалимской Православной Церкви).

РИА Новости / Антон Скрипунов . Копия «мадабской карты» с изображением места крещения Христа

«На праздник Крещения иерусалимский патриарх, прежде чем совершить обряд бросания креста в воду, заходит в этот маленький древний монастырь. Обитель находится где-то в полутора километрах от западного берега Иордана», - поясняет историк-востоковед Михаил Якушев.

Однако археологов смущают два обстоятельства. Во-первых, игумен Даниил в 1106 году писал, что на месте крещения находится часовня. А монастырь Иоанна Крестителя в Каср Эль-Яхуде тогда лежал в развалинах после землетрясения 1024 года.

РИА Новости / Бова Городовикова . Тысячи православных приняли участие в обряде водосвятия на реке Иордан

Во-вторых, за последние две тысячи лет Иордан неоднократно менял русло, в основном из-за землетрясений.

Причудливый храм

После Шестидневной войны 1967 года граница между Израилем и Иорданией стала проходить как раз по реке. Причём оба государства заминировали берега. Лишь с подписанием мирного договора в 1994 году и последующим за ним разминированием восточного берега (западный начали полномасштабно очищать от мин только в 2018 году) учёные смогли исследовать святое место.

РИА Новости / Антон Скрипунов . Вид на Иорданскую долину с горы Нево, где погребён пророк Моисей

Археологи обращают внимание на то, как паломники описывали церковь на месте крещения. Например, аббат Антонин из Падуи, посетивший Святую Землю в 570 году, отмечает, что она стояла вплотную к реке на восточном берегу. А вместо алтаря - крестообразная купель.

Церковь эту, по словам историков, построили на восточном берегу в IV веке по приказу святой Елены, матери императора Константина Великого. Точное место ей подсказали жившие в пещерах неподалёку монахи. А те, в свою очередь, опирались на свидетельства местных жителей.

Благодаря свидетельствам паломников VI-XII веков, а также фотографиям руин, сделанным в 1930-е годы французскими монахами, учёные определили примерное расположение этой церкви и приступили к раскопкам.

«В 1996 году мы начали исследовать всю зону между Иорданом и местом Джабаль Мар Ильяс. На каждом участке делали пробные замеры - раскапывали небольшие ямки. Если попадались какие-либо артефакты, кресты например, то ямку расширяли», - вспоминает Рустом Мджян.

И вот одна из проб дала результат. Археологи обнаружили остатки древней византийской церкви с крестообразной купелью - точь-в-точь как в описаниях средневековых паломников. А рядом с ней нашли следы русла реки.

РИА Новости / Антон Скрипунов . Развалины храма на месте крещения Христа в Аль-Махтас в Иордании

Окончательно храм раскопали только в 2002 году. Каждый расчищенный участок приходилось особым образом консервировать, чтобы он не обрушился.

А в 2016-м местечко Аль-Махтас, где обнаружили храм, ЮНЕСКО включило в список Всемирного наследия как место Крещения Христа. И, по данным Управления по туризму Иордании, с каждым годом верующие всё чаще приезжают именно сюда. «Если за весь прошлый год место Крещения посетили четыре тысячи паломников из России, то только за первое полугодие нынешнего - уже 11 тысяч», - сообщил РИА Новости глава управления Абдул Разак Арабият.

Впрочем, Израиль активно выступал против открытия этого места для паломников. И по сей день обе страны продолжают спор за право именоваться ни много ни мало «родиной христианской религии».

РИА Новости / Антон Скрипунов . Реконструкция храма на месте крещения Христа в Аль-Махтас в Иордании


Top