Как экономика влияет на социальную структуру общества. Социальная структура и развитие экономики: постановка проблемы. Подход Л. Уорнера

Экономика играет ключевую роль в жизни общества. Экономическая система государства является своеобразным источником, который подпитывает все сферы жизни общества.

Экономика как подсистема общества

Как нам известно, общественная жизнь состоит из таких составляющих как политика, экономика, культура. Экономика является одной из самых важных подсистем общества, так как без ее нормального функционирования, существование, как других подсистем, так и общества в целом, невозможно.

Так за счет денежных средств, которые поступают от экономических отношений стояться культурные сооружения, в частности религиозного характера. Повышению духовности общества способствует также и наличие средств для возможности осуществлять свое культурное развитие. Экономическая сфера также тесно связана с политикой, так как непосредственно координирует расстановку политических сил.

Экономика и социальная структура

Уровень национального производства, а также уровень инфляции влияет на становление и изменение социальной структуры общества. В экономически развитых государствах, число людей, которые относятся к среднему классу, является доминирующим. В то время, как показатели бедных и богатых людей должны быть одинаковы, и не превышать 5%.

С падением показателей национального производства, численность среднего класса сокращается: как правило, люди, которые принадлежали к среднему классу занимают место в группе бедных людей.

Экономическое развитие влияет на уровень рождаемости в государстве, а также на количество работоспособного населения (пенсионный возраст в развитых странах намного выше, нежели в развивающихся).

Взаимовлияние экономики и политики

Между экономикой и политикой существует неразрывная связь. Эти два института часто взаимодополняют друг друга. Лица, обладающие политической власть, непосредственно влияют на вектор развития экономики.

Ярким примером является ежегодное утверждение государственного бюджета. При хорошем уровне экономического развития в государстве, политические силы имеют высокие шансы закрепить свои властные позиции.

В тол же время экономические отношения также воздействуют на политику. Так мировые экономические тенденции развития зачастую требуют от государственной власти определенной схемы развития национальной экономики, в частности, национального производства.

В случае если политическая власть государства не в состоянии успеть за общей тенденцией, государство выходит из международных рыночных отношений. Это неминуемо влечет за собой снижение уровня жизни граждан, а в итоге - смену политической власти.

До недавнего времени социальная структура изучалась без какой-либо ее связи с экономикой. Ни о какой ее роли регулятора экономики в существующей теории
не говорится. Вместе с тем в реальной действительности социальная структура играет эту роль, влияя на ход внедрения хозрасчетных отношений, не говоря уже о ее влиянии на процессы, происходящие в аппарате управления экономикой, на НТП, на качество продукции.
Это и не может быть иначе, если учесть, что от типа социальной структуры зависит динамика общества в целом. Известно, что тип социальной структуры дореволюционной России определил характер социальной революции. Тип социальной структуры СССР 30-50-х годов определил деформации социализма, о которых мы пишем и говорим сегодня: культ личности, монополизм власти, отчуждение от общественного труда и пр. Тип социальной структуры определяет и сегодняшний этап развития СССР: ход процессов перестройки и их возможные результаты.
Это не означает, что социальная структура - единственный социальный регулятор эволюции общества. Огромной динамической силой обладают институциональные регуляторы - политика, культура, идеология, наука, образование. Но все они (так же как территориальные регуляторы и факторы благосостояния) действуют через активность социальных групп, которая детерминируется их местом в социальной структуре общества. Это дает основание считать, что социальная структура - главный регулятор социальной динамики в целом, включая и развитие экономики. Это естественно, ибо социальная структура есть сами люди, организованные в разного рода группы и играющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которых требует экономика: роли руководителей партии, министров, директоров заводов, инженерно-технических работников, рабочих разных специальностей. Именно они вырабатывают и проводят в жизнь определенную социальную политику: организуют выполнение планов развития страны; принимают решения по кадровым вопросам и пр. и пр.
Если это так, то социальное и экономическое положение групп, их интересы, характер их активности и взаимоотношений с «верхами» и «низами» - все это сильнейшим образом влияет на развитие экономики, «отпечатывается» на ее конечных результатах.
Решающая роль социальной структуры как регулятора развития экономики пока слабо осознана как эк оно-
мической наукой, так и социологией. Сложилась любопытная ситуация. Говоря о совершенствовании хозяйственного механизма, мы говорим о необходимости расширения хозяйственной самостоятельности руководителей. Но руководители - это одна из социальных групп, входящих в состав социальной структуры советского общества, а их самостоятельность - это черта их социального положения, которое, по Ленину, характеризуется их отношением к средствам производства и ролью в организации труда. Налицо резкая дезинтеграция в системе научных представлений: проблематика хозяйственного механизма описывается на одном научном языке, проблематика социальной структуры - на другом, и эти два языка между собой не связаны. Исследования социальной структуры и хозяйственного механизма, касающиеся, по существу, одного и того же круга явлений (хотя и рассматриваемого с несколько разных сторон), не пересекаются. Понятно, что в этой ситуации социология едва ли может давать практические рекомендации по совершенствованию хозяйственного механизма.
Приступая к изучению роли социальной структуры в развитии экономики, надо уточнить:
на что (на какие сферы экономической жизни, на какие экономические процессы) эта структура влияет;
через что (через какие каналы, механизмы) осуществляется это влияние;
каково это влияние: какие именно изменения в экономике порождаются воздействием на нее социальной структуры общества.
Первый вопрос - это вопрос о функциях социальной структуры по отношению к экономике. Далее назову те из них, которые представляются главными.
Первая функция - распределительная и перераспределительная: поддержание и развитие форм общественного разделения труда, обеспечивающих достаточно эффективное и согласованное функционирование разных сфер и отраслей экономики. Точная оценка выполнения этой функции требует статистических данных о функциональных местах в народном хозяйстве и семейной экономике; о численности работающих и разных профессионально-должностных групп. Эта оценка сейчас затрудняется тем, что предъявляемый боль-шинством отраслей спрос на рабочую силу преувеличен
и с переводом предприятий на полный хозрасчет будет снижаться. В принципе же все связи специализиции и интеграции реализуются через деятельность кадров, функционирующих внутри отраслей народного хозяйства. Для поддержания общественного разделения труда и интеграционных связей требуется определенный профессиональный, отраслевой и квалификационный состав трудовых ресурсов, их распределение между разными рабочими местами. Нужен отлаженный механизм перераспределения кадров, обеспечивающий их мобильность, адекватную запросам производства.
Все это осуществляют социальные группы, занимающие соответствующие места в социальной структуре, желающие или не желающие действовать в соответствии с интересами общества. Так, многие выявленные сегодня дисбалансы в распределении и использовании кадров (чрезмерная численность управленческих кадров, перепроизводство многих категорий специалистов, дефицит рабочих высшей квалификации и др.) не удается нормализовать, в том числе и из-за жесткости сложившихся стереотипов поведения соответствующих категорий работников, невозможности в короткие сроки изменить сложившиеся установки.
Участвуя, таким образом, в перераспределении кадров, социальная структура одновременно участвует и в вос-производстве трудовых ресурсов советской экономики.
Вторая функция - стимулирующая: формирование, поддержание и усиление стимулов к труду; через них - обеспечение полной реализации трудового потенциала кадров всех рангов и профилей; на этой основе - увеличение совокупного трудового вклада всех социальных групп в развитие экономики.
Третья функция - интеграционная: обеспечение единства интересов групп, занимающих разные места в системе экономических отношений.
81
- І1Ч.И
Четвертая функция - инновационная: обеспечение требуемых темпов и качества НТП, обновление форм организации производства и труда, систем стимулирования и др. Все это зависит от того, как субъекты производства (от рабочего до министра) относятся к новшествам, развиты ли у них установки на внедрение в производство достижений науки, есть ли среди них и сколько фанатиков-изобретателей и рационализаторов и т. д. Отношение работников к новшествам - это
показатель степени инновационности социальной структуры. Она может быть более или менее инновационно ориентированной, способствовать или тормозить НТП и прогресс экономических отношений. Таким образом, через инновационную функцию социальная структура определяет характер развития экономики, ее данимизм или, наоборот, застойность.
Таковы основные функции социальной структуры в развитии экономики.
Что касается каналов ее влияния, то таких каналов множество. Это механизм подбора и расстановки кадров; социальная и трудовая мобильность всех категорий работников; сложившиеся системы предпочтений - мест проживания, профессий, видов занятости и т. д. Если же говорить более обобщенно, то главный канал влияния социальной структуры на экономику - поведение социальных групп в системе экономических отношений.
Итак, я попыталась ответить на два вопроса: на какие сферы экономики влияет социальная структура и через что она влияет. На третий из названных выше вопросов логично отвечать, рассмотрев сначала хотя бы вкратце саму социальную структуру.

До Петра I промышленность и торговля в России были развиты слабо. Причиной такого положения служили вполне объективные обстоятельства - замедленное развитие сельского хозяйства (низ­кая урожайность, малопродуктивное животноводства) из-за труд­ных природно-климатических условий, растущей тяжести государ­ственных податей, низкой плотности населения. Поэтому для удовлетворения государственных нужд в оружии, порохе, сукне московское правительство создавало свои предприятия, которых к концу XVII в. насчитывалось около 20. Уже при Алексее Михайло­виче с таких заводов не брали никаких податей и приписывали к ним целые деревни для обеспечения рабочей силой. Частным лицам тогда было трудно развивать свои промыслы из-за государ­ственных сборов и большого числа государственных откупов, мо­нополий на самые выгодные товары, а также узости платежеспо­собного спроса среди широких масс населения на продукцию мануфактурной выделки (крестьяне вели в основном натуральное хозяйство).

Петр I по существу продолжил политику своих предшественни­ков в области промышленности и торговли, но с гораздо большим размахом. Число мануфактур выросло примерно в 10 раз, составив приблизительно 200. Много энергии Петр I потратил на содейст­вие поиску полезных ископаемых, особенно железной и медной руд, золота, серебра, на устройство горных заводов, оружейных, суконных и прочих мануфактур. Он строил заводы на государст­венные средства, поощрял заведение частных предприятий, вплоть до насильственных мер, передавал государственные мануфактуры в частные руки, приглашал иностранных мастеров и отправлял русских на обучение за границу и т.д. На мануфактуры отправляли бродяг, «гулящих» людей, крестьян, с 1721 г. купцы получили право покупать крестьян деревнями для работы на фабриках. И это не случайно.

Свободных рабочих рук в стране было крайне мало, полностью оторвать крестьян от земли и отправить работать на завод было невозможно, так как, став рабочими, они едва ли смог­ли бы прокормиться на одну зарплату, если бы это явление приня­ло широкий размах.

В своей промышленной и торговой политике Петр I основы­вался на принципах меркантилизма (т.е. пользы, выгоды), которые сводились к тому, что каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить все нужное ему и больше вывозить, чем ввозить. Поэтому Петр I вводил высокие таможенные пошлины на импорт, особенно на товары, производимые в России, ограничивал деятель­ность в России иностранных купцов. Но это приводило к еще боль­шей нехватке капиталов (иностранцы опасались вкладывать день­ги в русские предприятия), к низкому качеству многих русских товаров, предназначенных для широкого рынка, из-за отсутствия конкуренции. Поэтому после смерти Петра I новое правительство пересмотрело торговую политику и снизило импортные пошлины.

Многие десятилетия идут споры о значении деятельности Пет­ра I в области промышленности и торговли, о том, дала ли она толчок развитию капитализма в России или нет. Одни считают, что нет, так как крепостнические мануфактуры, да еще государствен­ные, нельзя считать капиталистическими предприятиями. Другие полагают, указывая на большое число частных заводов, что эле­менты капитализма были. Ошибка заключается в том, что и те, и другие отождествляют строительство заводов и фабрик и возник­новение капитализма как рыночные отношения. Капитализм, или рынок, предусматривает прежде всего развитие свободных рыноч­ных отношений между производителями и потребителями, и осо­бенно наличие рынка свободной рабочей силы. Ничего этого в сколько-нибудь серьезных масштабах в начале XVIII в. не было. Поддерживая отдельных заводчиков, работавших на государство, Петр I поборами и государственными монополиями разорял ос­новную массу купцов и ремесленников, не давая им возможности накопить капитал, достаточный для заведения предприятий.

Одновременно он истощал основную массу населения - крестьян, не давая им возможности стать потребителями промышленной продукции.

При отсутствии естественных условии и нормальных предпосы­лок для развития промышленности и торговли экономическая по­литика Петра I в этом направлении неизбежно должна была но­сить характер искусственного подхлестывания, и после решения крупных внешнеполитических задач и исчезновения энергичного воздействия преобразователя многие из его начинании должны были прийти в упадок. Что и произошло: из петровских мануфак­тур к концу XVIII в.

сохранилось лишь около 20. Вообще петров­ская эпоха осталась в истории русского купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление прямых налогов с купцов как наиболее состоятельной части горожан и различных казенных «служб» при таможнях, питейных сборах и т.д., насильственное сколачивание торговых компаний - вот только часть средств и способов при­нуждения, которые Петр I применял к купечеству с главной целью - извлечь как можно больше денег для казны.

В первой четверти XVIII в. произошло разорение именно наи­более состоятельной части русского купечества - «гостиной сотни», после чего имена многих владельцев традиционных торговых домов исчезли из списка состоятельных людей. Грубое вмешатель­ство государства привело к разрушению ссудного и ростовщичес­кого капитала, на основе которого на Западе и развивалась капи­талистическая промышленность.

В начале XVIII в. происходит окончательное формирование дворянского сословия, которое пользовалось исключительными правами душе- и землевладения. Процесс складывания дворянства был результатом не только длительного развития служилого сосло­вия, но и сознательной деятельности Петра I. Вместо принципа происхождения, позволявшего знатным служилым людям сразу занимать высокое положение в обществе, в армии и на граждан­ской службе основным принципом, определявшим положение слу­жилого человека, становится личная выслуга, условия которой определялись законами.

Тем самым путь наверх открывался наиболее способным пред­ставителям низов общества, и принцип выслуги, продвижения по служебной лестнице за заслуги, закрепленный в Табели о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет выходцев из других сословии. Но, с другой стороны, не это было конечной целью преобразова­ний. Внедряя принцип личной выслуги, строго оговоренные в Та­бели о рангах условия повышения по лестнице чинов (важнейшим из условий была обязательность прохождения службы с рядового солдата или канцеляриста), Петр I стремился превратить довольно аморфную массу служилых «по отечеству» (по происхождению) в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Конечно, одновременно шло и оформ­ление сословия дворянства как корпорации, наделенной особыми правами и привилегиями, с корпоративным сознанием, принципа­ми и обычаями, но этот процесс находит свое завершение только к середине XVIII в., когда дворянство постепенно освобождается от обязательной службы. Петр I стремился само понятие «дворя­нин» как можно теснее связать с обязательной, постоянной, требу­ющей знаний и практических навыков службой.

Петр I внушал подданным, что только тот дворянин достоин по­читания, который служит. И в самом деле: все дворяне определя­лись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в обяза­тельном порядке в школы, посылались на учебу за границу, запрещалось жениться тем, кто не хотел учиться, отбирались име­ния утех, кто уклонялся от службы.

В 1714г. был введен майорат - принцип наследования, по которому все имение доставалось стар­шему сыну, а остальные должны были искать источники существо­вания на службе.

Большие изменения произошли при Петре I в положении некрепостного сельского населения, фактически было создано сосло­вие государственных крестьян. В него вошли черносошные кресть­яне Севера, ясачные крестьяне - инородцы Поволжья, однодворцы Юга. Всего - не менее 18% податного населения. Однодворцы по происхождению были служилыми людьми, но измельчавшими, владевшими, как правило, одним двором, но обладавшими права­ми иметь крепостных (и у некоторых они были) и не платить по­дати. Теперь они были «положены в тягло», что закрывало им путь в дворянство. Принадлежность к тяглым сословиям теперь означа­ла непривилегированность, и государственная политика была направлена на ограничение прав и возможностей, которыми обла­дали податные люди как лично свободные от крепостной зависи­мости.

Произошли изменения и в положении крепостных крестьян. Была ликвидирована разница в положении крепостных крестьян и холопов - холопы до этого времени не платили податей, теперь тоже были поверстаны в тягло. Ликвидация холопства в XVIII в. привела к усилению барщинных отработок крепостных крестьян, так как ранее именно холопы обрабатывали барские поля.

Петром I была проведена унификация социальной структуры городов, в которые были перенесены западноевропейские Городские институты: магистраты, цехи и гильдии. Имевшие на родине глубокие исторические корни, в Россию эти институты были перенесены насильно, административным путем. Посадское население было разделено на две гильдии: первую гильдию составили «перво­статейные», куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремеслен­ники, горожане умственных профессий, а во вторую гильдию были включены мелкие лавочники и ремесленники, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления беглых крестьян.

Деление на гильдии и объединение в цеха оказались чистейшей фикцией, европейские органы городского самоуправления на рос­сийской почве превратились в органы по выколачиванию податей из горожан. Была сохранена и старая система распределения нало­гов по богатству, когда наиболее богатые горожане были вынуждены платить за десятки и сотни неимущих, что вело к сохранению отсталых социальных структур и тормозило развитие рыночных отношений, предпринимательства.

В целом социальная политика Петра 1 была направлена на уни­фикацию сословной структуры общества (к сказанному следует до­бавить и введение штатов священнослужителей с четким распреде­лением прав и обязанностей по Духовному регламенту), которая имела целью создание так называемого «регулярного государства» - самодержавного, военно-бюрократического и полицейского.

Социальная структура общества складывается исторически, она отражает социально-экономические и политические устойчивые конструкции взаимодействия различных слоев и страт общества в процессе его эволюционного развития, сообразно с привычками и ментальными установками, присущими жителям данной территории. В соответствии с этими привычками и установками складываются и социальные институты, отвечающие за поддержание в обществе ценностно-нормативных установок (правила, нормы, стандарты поведения, отношение к труду, браку, семье и т.п.), а также государственные и негосударственные структуры, обеспечивающие их реализацию.

К основным элементам социальной структуры общества относят: социальные группы, социальные слои, социальные общности и социальные институты, которые связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются индивидуумы.

Социальные группы - это объединения людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. В последние годы появился феномен формирования социальных групп людей в Интернете, получивший название «социальные медиа» (англ, social media).

Социальные слои - это группы, объединенные определенной внутренней связью. К социальным слоям относят интеллигенцию, молодежь, женщин, пенсионеров, городское и сельское население и т.д. Например, для социального слоя молодежи свойственны следующие признаки:

  • возраст - примерно до 35 лет;
  • потенциальная сила новаторства (способность совершенствовать социальную структуру);
  • специфика сознания (преобладание побудительно-мотивационной направленности);
  • основные приоритеты: получение конкурентоспособного образования и получение профессии, позволяющей обеспечивать себя и свою семью;
  • включенность в различные объединения по интересам, субкультуры.

Социальная общность - это совокупность людей, объединенных схожими условиями труда, быта и т.п., обладающих близкими интересами, ценностями и осознающих свою социальную идентичность.

Социальный институт - это в широком понимании исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле - организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Существует также классификация, выделяющая такие компоненты социальной структуры общества, как сословия, касты, классы.

Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом.

Касты (от португ. casta - род, поколение, происхождение) - закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются.

Классы (от лат. classis - разряд) - большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности.

Следует также различать социальную дифференциацию по социальным критериям и по критериям биологическим (табл. 3.1)

Таблица 3 .7

Дифференциация населения по социальным и биологическим критериям

Взаимодействия элементов социальной структуры общества предопределяют характер социальных отношений.

Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами, обусловленные их неодинаковым положением в обществе. Субъектами социальных отношений являются социальные общности и отдельные представители этих общностей (индивиды). Каналы этих отношений формируются по различным горизонтальным и вертикальным связям:

  • взаимоотношения социально-исторических общностей (между странами, нациями, классами, социальными группами, например представителями городского и сельского населения, интеллигенцией и рабочими и т.п.);
  • взаимодействия между предприятиями, организациями, общественными объединениями, а также между трудовыми коллективами, их составляющими;
  • межличностные отношения между соседями по месту жительства, коллегами по работе и т.п.

Существует целый ряд классификаций, отражающих социальные отношения по различным признакам:

  • по объему власти (отношения по горизонтали или вертикали);
  • сферам проявления (политические, экономические, религиозные, моральные, этические, эстетические, правовые и т.п.);
  • степени официальной или сложившейся исторически регламентации (формальные и неформальные);
  • степени согласования интересов (в пользу одной или нескольких социальных групп) между субъектами социальной структуры (справедливые или несправедливые);
  • способу общения (непосредственные или дистанционные). Социальные отношения могут проявляться в различных формах:
  • сотрудничество в форме обсуждения проблем, совместного поиска их решения путем переговоров, заключения обязательных к исполнению договоров;
  • конкуренция, соперничество, соревновательность, т.е. мирная деятельность по достижению наилучших результатов;
  • борьба, когда субъекты социальной политики не обеспечивают нормальных условий жизнедеятельности людей и не могут удержать их в рамках состояний, исключающих конфликты между людьми и общностями.

Использование классификационных признаков зависит от целей и задач исследования, при этом рамки их применения могут быть несколько размытыми, а социальные отношения между группами недостаточно описать только по одному из них. Среди показателей социального положения используют накопленное богатство и доходы, степень власти, род занятий, образование, образ жизни, престиж, этническую, расовую и религиозную принадлежность, пол, возраст. Занятие определенного социального положения позволяет индивиду либо видеть себя на вершине социальной пирамиды, либо чувствовать себя ущемленным. Напряженность социальных отношений может привести к конфликтам.

Однако именно экономическая неудовлетворенность ряда социальных слоев общества ведет к серьезной дифференциации их векторов интересов. По словам великого французского философа и просветителя Жан Жака Руссо, «если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе». Задача государственной политики в социальной сфере - находить баланс этих разнонаправленных стремлений различных социальных слоев общества в интересах всего государства.

При существенной социально-экономической дифференциации населения остро стоит проблема формирования среднего класса как основы стабильности и жизнедеятельности общества. К этому классу в современной России относятся так называемые бюджетники. Как отметил В.В. Путин, бюджетники - это «те люди, которые имеют высокое образование, квалификацию, по содержанию своего труда, по культурным потребностям, по социальной активности они часть так называемого креативного класса. Креативный класс, а если использовать традиционное слово, интеллигенция - это прежде всего врачи, учителя, преподаватели вузов, работники науки, культуры, и такие люди работают в каждом регионе, в каждом поселке, в каждом городе. В то же время по уровню доходов они пока недотягивают до среднего класса, вынуждены отказывать себе и в нормальном отдыхе, в жизненном комфорте, и в профессиональном развитии, искать постоянно дополнительные заработки» .

В XXI в. ученые - исследователи социально-экономических процессов все более отходят от классической оценки измерения социально-политического согласия в обществе. По мнению М.А. Эскиндарова, ни темпы прироста ВВП, ни его абсолютная величина ничего не скажут о том, насколько стало лучше жить населению страны в материальном, культурном и безопасном смысле. Поэтому такие показатели, как индекс счастья, индекс развития человеческого потенциала, показатель истинных сбережений, индекс экологической устойчивости и т.п., все более широко применяются современными исследователями.

В 1990 г. Программа развития Организации Объединенных Наций, являющаяся глобальной сетью ООН в области развития, опубликовала свой первый доклад с оценкой экономического и социального прогресса стран мира, в котором было сформулировано понятие человеческого развития: «Развитие человека является процессом расширения спектра выбора. Наиболее значимые элементы выбора - жить долгой и здоровой жизнью, получить образование и иметь достойный уровень жизни. Дополнительные элементы выбора включают в себя политическую свободу, гарантированные права человека и самоуважение». Данная система взглядов ориентирована на повышение качества жизни человека, расширение и совершенствование его возможностей во всех областях. Концепция человеческого развития сменила так называемые классические теории экономического развития, которые базировались на показателе ВНП, рассматривали человека только в качестве движущей силы экономического развития и провозглашали экономический рост главной целью общественного прогресса.

ПРООН на протяжении ряда лет рассчитывает индекс развития человеческого потенциала в странах и регионах мира. Ежегодно рассчитывается экспертами ПРООН совместно с группой независимых международных экспертов, использующих в своей работе наряду с аналитическими разработками статистические данные национальных институтов и различных международных организаций.

Для комплексной оценки уровня жизни населения необходимо воспользоваться системой обобщающих статистических показателей. Основными показателями (индикаторами) уровня жизни являются:

  • доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);
  • развитие здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);
  • возможность получить желаемое образование (число высших и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);
  • культура (библиотечные фонды, издание книг, брошюр, журналов и др.);
  • отдых и туризм (как посещение регионов приезжими туристами, так и туристическая мобильность его жителей);
  • недвижимость и наличие товаров длительного пользования;
  • качество питание (калорийность, состав продуктов);
  • демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разво- димости);
  • безопасность (число зарегистрированных преступлений).

ИРЧП - это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий, как «качество жизни» или «уровень жизни». ИРЧП измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:

  • 1) индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
  • 2) индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения;
  • 3) индекс ВНД: достойный уровень жизни, измеряемый величиной ВНД на душу населения в долларах США по ППС.

Конечная цель развития общества не ограничивается богатством и комфортом. Важны не только количественные показатели ВВП на душу населения, или добычи полезных ископаемых, либо обеспеченность теми или иными благами цивилизации. Имеют значение простые человеческие ценности: семья, брак, спокойствие, счастье. Так возник проект расчета МИС. Для расчета МИС используются три показателя: субъективная удовлетворенность людей жизнью, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый экологический след.

Еще одним синтетическим и субъективным измерителем успешности развития страны, региона является такое понятие, как инвестиционный климат. По сути, И К отражает усилия властей по созданию устойчивых, стабильных и объективно понятных экономических, политических и социальных условий для привлечения свободного капитала, в том числе и иностранного. Существует множество моделей и методик расчета этого показателя.

Различные климатические и техногенные катастрофы породили необходимость отслеживать еще один индикатор, получивший название индекс экологической эффективности - синтетический показатель Центра экологической политики и права при Йельском университете (Yale Center for Environmental Law and Policy ), который измеряет успехи страны с точки зрения состояния ее экологии и управления природными ресурсами.

Таким образом, государственная социально-экономическая политика - это превращение доминирующих в обществе ценностей и представлений об общественном благе в конкретный политический курс и его практическая реализация через решение четких управленческих задач. Важно достичь согласия между гражданским обществом, всеми представленными в нем стратами и элитами. Разбалансированная коммуникация между различными слоями общества приводит к деформации ряда политических сигналов. Слишком много разновекторно направленных усилий проявляют различного рода лоббисты, оказывающие воздействие на проводимую в стране социально-экономическую политику. Важным видится участие всего общества в достижении согласия и сосуществования в нем представителей различных социальных групп, национальностей, конфессий и т.п. В экономической политике на всех уровнях управления должен быть реализован глубокий синтез социального и экономического.

  • Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию РФот 12.12.2012.

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, семьи, профессиональные коллективы и т. д. Предметом дальнейшего рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социальной структуры общества и его экономической жизни.
Одной из значительных общностей выступает народонаселение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние
здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет, прежде всего, уровень материального благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлечен-ности женщин в общественное производство. Например, уро-вень рождаемости в европейских странах с переходной эко-номикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5-10 лет резко упал, что связано с ухудшением условий жизни, сопровождавшим экономические реформы. В России в 90-е гг. XX в. уровень рождаемости также зна-чительно сократился.
Существует и обратная зависимость, когда народонаселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов его роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и соответственно снижают объемы производства, слишком высокие темпы заставляют направлять значительные ресурсы на простое физическое выживание населения).
Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, например, у мужчин в России (в 90-е гг. XX в. - с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение доходов населения, рост нервных стрессов в связи с социально-экономическими переменами и нестабильностью в обществе и др.).
Заметно влияние экономической жизни общества на фор-мирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социаль-ная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотовар-ным производством. В развитых странах Запада под влия-нием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицирован-ные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социаль-ными группами.
В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних лет развития российского общества является тенденция усиления
экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение социальной структуры проявилось в формировании новых социальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.
Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема согласования этих интересов. Особую угрозу для политической и экономической стабильности в обществе представляет чрезмерное неравенство доходов и богатств. Развитие России в 90-е гг. XX в. привело к значительным различиям в доходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, наоборот, наказывает другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.
В современных промышленно развитых странах создаются общества всеобщего благосостояния, т. е. доходы перерас-пределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, со-здаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.)- Так, в Швейцарии и Нидерландах на социальное пе-рераспределение приходится около 30% национального до-хода. Социальная политика российского правительства пред-полагает социальную поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоуст-ройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.
Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.

Top