Стык сочинительных и подчинительных союзов. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью. Основное правило пунктуации в сложном предложении

1. При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого и произойдет «встреча» двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова, например: Я думая, что, когда заключенные увидят лестницу, многие захотят бежать. Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение.

Однако не всегда такая несложная операция может быть проделана. Сопоставим два предложения с совпадающим почти полностью лексическим составом, но с небольшим добавочным в одном из них: Он сказал, что, если будет свободен, вечером придет ко мне. – Он сказал, что если будет свободен, то вечером придет ко мне.

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного предложения не требует перестройки главного предложения (практически – если дальше не следует вторая часть двойного союза, то, так, но, наличие которых требует такой перестройки, и не ставится, если дальше следует указанная вторая часть двойного союза, например: Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась.

Он всегда чувствовал несправедливость своего избытка в сравнении с бедностью народа и теперь решил про себя, что, для того чтобы чувствовать себя вполне правым, он…теперь будет еще больше работать и ее меньше позволять себе роскоши.

Запятая не ставится между сопоставительным и подчинительным союзами, например: О своих наблюдениях сообщите не только когда начнутся испытания станка, но и в ходе всего эксперимента.

2. при встрече сочинительного и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится в зависимости от условий, указанных выше.

1) Григорий, обожженный внезапной и радостной решимостью, с трудом удержал коня и, когда последняя сотня, едва не растоптав Степана, промчалась мимо, подскакал к нему. В господский дом Муму не ходила и, когда Герасим носил в комнату дрова, всегда оставалась назади и нетерпеливо его выжидала у крыльца…

2) Холодной ночью, затерявшись во тьме, мальчик стучал в незнакомые дома, выспрашивая, где живет Ознобишин, и если ему не отвечало мертвое молчание, то раздавался окрик, либо подозрительный опрос…



При встрече соединительного союза И и подчинительного союза возможны следующие случаи пунктуации:

1) запятая ставится только перед союзом и (независимо от того, соединяет ли он однородные члены, независимые предложения или соподчиненные придаточные предложения), если после придаточного предложения следует вторая часть двойного союза то, как, но (в этом случае союз и присоединяет целое СПП), например: Он носил темные очки, фуфайку, уши закрывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.

2) Запятая ставится только после союза и, если он соединяет два однородных члена предложения или два соподчинительных придаточных предложения и дальше не следует вторая часть двойного союза, например: Он думал удивить ее своею щедростью, но она даже бровью не повела и, когда он от нее отвернулся, презрительно скорчила свои стиснутые губы.

3) Запятая ставится и перед союзом и, и после него, если он соединяет два простых предложения, например: Крепкий был человек Гуляев, и, когда он вернулся на Урал, за ним тянулась блестящая слава миллионера. А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце.



Постановка запятой между присоединительным союзом (в начале предложения, после точки) и следующим за ним подчинительным союзом зависит от значения союза, а именно:

1) запятая не ставится после союза и: И вместо того чтобы свернуть направо, по ошибке поехали прямо.

2) Запятая не ставится также после присоединительного союза а, например: А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на снеговую вершину.

3) После союза но запятая не ставится при отсутствии паузы между союзами и ставится, если пауза делается, например: Но, если даже противнику удавалось отбить атакующих, пехота снова бросалась в атаку.

4) После союза однако запятая не ставится.

Запятая, как правило, не ставится после присоединительного союза, если дальше следует вводное слово или вводное предложение, например: И вероятно, вы его не дождетесь.

1. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие придаточного предложения не требует перестройки главного предложения (практически - если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но , наличие которой требует такой перестройки), например: Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение (Л. Толстой) (придаточная часть чтобы кормиться может быть опущена или переставлена в другое место предложения без перестройки главной части); Наконец он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если теперь он сядет, ему уже больше не подняться (Б. Полевой) (придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить); А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Симонов) (при изъятии придаточного уступительного с союзом хотя предложно-местоименное сочетание от них становится неясным, но в структурном отношении такое изъятие возможно, поэтому запятая между сочинительным и подчинительным союзами в подобных случаях обычно ставится).

Если же за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится, например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Короленко) (придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить без перестройки подчиняющего предложения, так как рядом окажутся слова что и то); Ноги женщины были обожжены и босы, и когда она говорила, то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням, словно пробуя этим утишить боль (Симонов) (при изъятии или перестановке придаточного времени с союзом когда рядом окажутся слова и и то ).

Ср. также: Надвигалась гроза, и, когда тучи заволокли все небо, стало темно, как в сумерки. - Надвигалась гроза, и когда тучи заволокли все небо, то стало темно, как в сумерки (во втором случае после союза и, присоединяющего сложноподчиненное предложение, запятая не ставится); Сборы затянулись, а когда все было готово к отъезду, ехать не имело уже смысла (после противительного союза а запятая в этих случаях, как правило, не ставится, так как ни изъятие, ни перестановка следующего за союзом придаточного предложения невозможны).

В предложениях типа "Он давно уже уехал, и где он теперь, я не знаю" запятая после союза и не ставится.

2. Запятая обычно не ставится между присоединительным союзом (после точки) и союзом подчинительным, например: И кто вы такой, я знаю; А зачем это говорится, мне непонятно. Возможность постановки запятой после других присоединительных союзов связана с интонационно-смысловым выделением придаточного предложения, например: Однако, если вы так настаиваете на своем предложении, я готов его принять.

Разделы: Русский язык

Цели:

  • Обучающая : Знать: условия постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов; уметь: применять правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов; составлять сложноподчиненные предложения по предложенным схемам или на предложенную тему; использовать в речи сложноподчиненные предложения; анализировать, сопоставлять, формулировать мысли, выполнять проблемные задания.
  • Развивающая : на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию пунктуационного чутья, формированию умения анализировать и сопоставлять, формулировать мысли, развивать культуру речи, умению работать в группе.
  • Воспитательная : создать условия для высказывания суждений.

Оборудование : практические материалы, ключи, словарь

Тип урока: объяснение нового материала.

Эпиграф: Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. М. Карамзин)

Ход урока

І этап. Организационный (до 2 мин)

Психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.

ІІ этап. Учебная деятельность по принятию проблемы урока (до 6 мин)

Цель этапа (планируемый результат): активизация субъективного опыта учеников, познавательный интерес, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.

Педагогическая задача: актуализировать опорные знания и умения, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.

Деятельность учителя Деятельность учеников
2.1. Вступительное слово учителя

– С какой темой мы с вами работали на предыдущих уроках? (Сложноподчиненное предложение)

– Как вы думаете, мы уже все изучили в данной теме? (Нет)

– Значит, сегодня мы будем продолжать знакомство со сложноподчиненными предложениями. Тем более что русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго: всю жизнь. Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка Николая Михайловича Карамзина, которые стали эпиграфом к нашему уроку: “Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному”.

2.1. Актуализируют знания
2.2. Формулировка темы, цели, проблемы урока

– Какова же тема нашего урока? Как видите, на доске нет никаких записей. Это потому, что тему урока должны определить вы. Поэтому мы начнем работу с выполнения задания. В ваших рабочих тетрадях даны сложноподчиненные предложения. Расставьте в них знаки препинания, используя знания, полученные на предыдущих уроках.

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт (Р. Тагор).

Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого (Л. Фейхтвангер).

Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, его оставляет ум и талант! (В. Белинский)

Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает (Г. Гейне).

Если не браться за дело, все равно не узнаешь, каким будет конец. (О. Погорелов)

2.2. Выполняют задание
2.3. Постановка учебной задачи

– Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом.

– Кто сделал 1 ошибку? 2 ошибки? 3 ошибки?

– Какое из предложений вызвало наибольшее затруднение? (3 предложение. )

– Почему? Чем это предложение не похоже на другие? (Рядом два подчинительных союза. )

– Какой возникает вопрос? (Как ставить знаки препинания, если рядом стоят два подчинительных союза. )

– Какова тема нашего урока? (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов .)

2.3. Проводят самоанализ. Определяют затруднения
2.4. Поиск решения учебной задачи

– Как же мы будем работать на уроке? Обратимся к вашим рабочим тетрадям. Используя глаголы, составьте программу действий, которая поможет изучить правило и научиться расставлять знаки препинания.

Находить...

Использовать...

2.4. Определяют для себя цели и задачи урока.

ІІІ этап. Обобщение и систематизация знаний по решению проблемы урока (27 мин)

Цель этапа (планируемый результат): решение проблемы урока с опорой на собственный опыт, знание теоретического материала; познавательная активность учащихся.

Педагогическая задача: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся, создать ситуацию творческих размышлений с целью решения проблемы урока.

Деятельность учителя Деятельность учеников
3.1. Создание условий для формулировки правила

– Итак, программа составлена. Для того чтобы сформулировать правило, предлагаю вам сравнить два примера.

1. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.

2. Старик предупредил, что если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать.

– Чем похожи и чем отличаются эти примеры?

– Готовы ли вы сформулировать правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух союзов? Как оно звучит?

– Проговорите правило друг другу

– Итак. Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя; что когда и т. п.), то между союзами ставится запятая. Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза - то или так.

3.1. Работают в группе, обсуждают, выделяют необходимую информацию в тексте, анализируют, ведут диалог, делают выводы.

Проговаривают правило друг другу.

3.2. Организация групповой работы. При работе группа пользуется опорой, предложенной учителем

– Сейчас я предлагаю вам, используя собственные знания и материал учебника, составить алгоритм рассуждения при применении данного правила. (В рабочей тетради.)

Алгоритм

Убедись, что перед тобой именно сложноподчиненное предложение.

Определи границы главного и придаточных предложений.

Определи ошибкоопасное место.

Посмотри, есть ли вторая часть союза.

Запятая не ставится Запятая ставится

3.2. Еще раз прорабатывают правило, составляют алгоритм применения данного правила
3.3. Презентация выполненных заданий с последующей корректировкой продуцируемых учащимися ответов 3.3. Представляют результаты работы группы. При необходимости проводится коррекция.
3.4. Организация первичного закрепления (фронтальная работа)

На практике проверить можно точно, кто теорию усвоил прочно.

Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.

– Правило сформулировано. Теперь следует закрепить на практике его применение. Обратимся к заданию 5 в ваших рабочих тетрадях.

1) Он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. (Гончаров)

2) Известно ведь, что когда паны дерутся, то у холопов чубы начинают трястись. (Константинов)

3) Ночами темно так, что, сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев. (Соколов – Микитов)

4) На задаваемые вопросы он [Дерсу] объяснил, что, если в тихую погоду туман подымается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя. (Арсеньев.)

5) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (Пушкин)

6) Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро. (Чехов)

7) Я люблю эту бедную природу, может, потому, что, какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне. (Салтыков-Щедрин)

8) Я ждал ее рассказа, молчал, боясь, что, если спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону. (Горький)

9) Брат строго сказал Алеше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить свое обещание.

10) Сначала страшно показалось Вакуле, так что если б он не наклонился, то задел бы его шапкой. (Гоголь)

3.4. Работая фронтально, формируют навык постановки знаков препинания.
3.5. Страничка знатока

– Какой раздел языкознания изучает постановку знаков препинания? (Пунктуация.)

– К.Г. Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”. А знаете ли вы, когда появились знаки препинания и как они изначально назывались?

– С.И. Львов в книге “Язык и речь” приводит интересные сведения о знаках препинания. В середине XV в. типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности; она была принята большинством народов Европы и существует до настоящего времени.

Учеными установлено, что в древних рукописях точка появилась раньше, чем все остальные знаки препинания. Затем в XV в. стало употребляться двоеточие, немного позже – запятая и, наконец, точка с запятой (“полуточие”). До XVI века слова на Руси не разделялись вообще. Названия некоторых знаков препинания послужили основой создания фразеологизмов. Вот перечень фразеологических сочетаний: поставить точку над и; ставить точку; между ними запятая вышла; отправная точка; высказывать точку зрения. Ну а более подробно вы сможете познакомиться с историей знаков препинания дома, использовав материал “Это интересно”, который помещен в конце вашей рабочей тетради.

3.5. Слушают, расширяя свои представления о истории литературного языка.
3.6. Практикум

– Писатели, поэты, ученые делают свои наблюдения и формулируют яркие мысли, которые носят обобщенный характер. Это авторские пословицы. Именно с такими обобщенными наблюдениями вы начинали работать в начале урока. Вы знаете, как называются эти авторские пословицы? (Афоризмы )

– Дайте определение афоризма. Для этогоЗаглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь . (Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Шведовой ).

– Наша жизнь, как и язык, подчиняется системе правил, норм поведения. Но последнее время наше общество поразила под названием “кризис”. Это не только кризис экономический, это, что гораздо страшнее, кризис человечности. И самый главный симптом этого кризиса – равнодушие. Я хочу познакомить вас с высказыванием педагога В. Сухомлинского: “Равнодушие – еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал своё сердце. Человек для эгоиста – это не безграничный мир мыслей, переживаний, стремлений, а источник наслаждений или же совершенно нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы”.

Какое предложение у вас получилось? (Сложноподчиненное )

Как вы считаете, почему равнодушие в обществе можно назвать самым страшным симптомом разрушения человека? (С молчаливого согласия равнодушных людей совершается все страшное на земле. )

– Подберите антоним к слову эгоист (альтруист).

3.6. Осмысление высказывания Сухомлинского. Размышления. Формулировка собственной позиции.
3.7. Решение проблемной задачи с опорой на текст и собственный опыт. (Творческое (индивидуальное) задание)

– Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением Сухомлинского. Предложение начните так:

Я согласен (не согласен) с тем, что если....

Полагаю, что, для того чтобы....

Работа с предложенными схемами.

Форма работы: в парах

– Мы расставляли знаки препинания, строили сложноподчиненные предложения по предложенному началу, а теперь давайте попробуем, работая в парах, построить предложения по схемам.

1. [ глаг. ], (что, (когда…), ….).

2. [ глаг. ], (что (если…), то….).

3. [ глаг. ], (что, (хотя…), ….).

3.7. Выполняют задания, направленные на формирование навыка постановки знаков препинания, умений строить СПП по предложенной теме и схемам

ІV этап. Обобщение и систематизация по теме урока (7 мин)

Цель этапа (планируемый результат):

Педагогическая задача: создать ситуацию творческого поиска.

Деятельность учителя Деятельность учеников
4.1. Выходной контроль

– А сейчас предлагаю выполнить вам контрольный тест, чтобы проверить усвоение изученного материала.

1. Дерсу сообщил мне, что, когда начинают замерзать реки, все крупные пернатые хищники спускаются в низовья рек. (Арсеньев)

2. Ей все казалось, что, если надеяться, страстно желать, все обойдется. (Каверин)

3. Вы действительно согласны с тем, что когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую? (Погорелов)

4. Чувствуется, что, когда он собирал материал к своей истории Пугачева и писал ее, он в этом случае оставался прежде всего поэтом. (Маймин)

5. Мама всегда говорила мне, что, если уж обещание дано, так нужно выполнить его обязательно.

– Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом.

– Кто сделал ошибки? Какие?

(При наличии ошибок проводится коррекционная работа.)

Чтобы знания были впрок, следует повторить урок .

– О чем мы вели речь сегодня на уроке? Какое правило изучили?

– Как ставятся знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов?

– Какие сведения, полученные ранее, пригодились вам на сегодняшнем уроке?

4.1. Выполняют задание. Проводят самоанализ.

4.2. Обобщают изученное. Определяют личностную значимость изученного

V этап. Рефлексия (до 2 мин)

Цель этапа (планируемый результат): определение учащимися степени своего участия в учебной деятельности, ситуация успеха.

Педагогическая задача: создать условия для осознания учащимися личностных смыслов в изучении темы.

VІ этап. Домашнее задание (1 мин)

Цель этапа (планируемый результат): осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.

Педагогическая задача: подготовить учащихся к выбору домашнего задания.

При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится , если дальше не следует вторая часть сложного союза - то, так , но :

1. Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и _ сколько философ ни шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, но нигде не отыскал ни куска сача ичи, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками (запятая не ставится, так как после придаточного предложения есть союз но )

Сравните: Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и, сколько философ ни шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде не отыскал ни куска сача или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками (в этом случае поставлена запятая, так как нет союза но .)

2. и _ когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови.

Сравните: Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и, когда она остановилась на щеке, он различил ясно, что это была капля крови.

Он поспешно отошел к крылосу, развернул книгу и, чтобы более ободрить себя, начал читать самым громким голосом . Философ стоял на высшем в дворе месте, и, когда оборотился и глянул в противоположную сторону, ему представился совершенно другой вид. Меня удивляло, что, когда ни приедешь к дедушке, всё находится в том же виде, как и десять лет назад, точно время здесь остановилось, как в заколдованном царстве. Сияя в блеске солнца, море точно улыбалось добродушной улыбкой Гулливера, сознающего, что, если он захочет, одно движение - и работа лилипутов исчезнет.

Подсказка по теме Запятая на стыке двух союзов

Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное:

Зажглись звёзды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом. - Зажглись звёзды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна. (Ср.: Зажглись звёзды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарилась голубоватым светом. и и то ).

Посевная закончилась, и, хотя можно было немного передохнуть, механизаторы занялись ремонтом техники. - Посевная закончилась, и механизаторы занялись ремонтом техники, хотя можно было немного передохнуть. (Сравните: Посевная закончилась, и _ хотя можно было немного передохнуть, но механизаторы занялись ремонтом техники. В данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и и но ).

Лес молчал, и, если бы не резкие, болезненные вскрики ночной птицы, тишина была бы мертвой. - Лес молчал, и тишина была бы мертвой, если бы не болезненные вскрики ночной птицы.

Ангелина Семеновна выяснила, что Веник уколов не делал и что сейчас их делать уже поздно, потому что если собака была бешеная, так и Веник в ближайшие дни непременно должен взбеситься.

Конспект урока «Запятая на стыке двух союзов».

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Простые предложения в сложном предложении разделяются или выделяются запятыми:

[Солнце, (когда пришёл я), садилось].

[Садилось солнце], и [кончался день].

2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения:

[Он не слышал], (КАК повернулся ключ в замке) или (КАК лязгнул засов).

[Он злится] И (когда о нём забывают), И (когда слишком хорошо его помнят).

3. Если союз сложный (ПОТОМУ ЧТО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕХ ПОР КАК и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз: или перед всем союзом, или перед его частью ЧТО, ЧТОБЫ, КАК:

Он не был на занятиях, ПОТОМУ ЧТО заболел.

Он не был на занятиях ПОТОМУ, ЧТО заболел.

4. Не разбиваются запятой союзы ТАК КАК, ТОГДА КАК, ЛИШЬ КОГДА, ДАЖЕ ЕСЛИ:

Он не явился, ТАК КАК заболел.

5. Запятые при стечении союзов И ЕСЛИ, И ХОТЯ, И КОГДА, ЧТО ПОКА, ЧТО ЕСЛИ и др.

При стечении двух союзов запятая ставится, если нет второй части двойного союза ТО, ТАК, НО, ОДНАКО.

Январь выдался студёный, И, (ХОТЯ жарко топили печь), окна обмёрзли.(Нет второй части союза.)

Январь выдался студёный, И (ХОТЯ жарко топили печь), НО окна обмёрзли. (Есть НО.)

Ученику сказали, (ЧТО, (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), вызовут родителей. (Нет второй части союза.)

Ученику заявили, (ЧТО (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), ТО вызовут родителей). (Есть ТО.)

РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ А26.

1. Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

(1) – союз И соединяет части сложного предложения - запятая ставится.

(2) между И и ДАЖЕ ЕСЛИ ставится запятая, потому что нет второй части союза.

(3,4) – границы придаточных в сложноподчинённом предложении - запятые ставятся.

ОТВЕТ: 1,2,3,4

2. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

(1) – нет запятой, так как обстоятельство здесь не выделяется.

(2) - нет запятой, потому что союз И соединяет однородные сказуемые ОБЕССИЛЕЛ И ЗАПЛАКАЛ.

(3) – есть запятая, потому что нет второй части союза.

(4,5) - эти запятые выделяют придаточное предложение.

ОТВЕТ: 3,4,5

3. Через пару часов, (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла, (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

(2) - не ставится, потому что союз И связывает однородные придаточные.

(4) - не ставится, потому что союз И связывает однородные сказуемые.


Top