Льготы по уплате страховых взносов для ип. Льготы по страховым взносам для инвалидов. Льготные условия по страховым взносам

Страховые взносы, отчисляемые в бюджет на доходы работников, рассчитывают в соответствии с указанными в гл. 34 НК РФ ставками. Законодательством предоставлены льготы для организаций и ИП, применяющих УСН для ряда видов деятельности. Для работников предприятий предусмотрены пониженные ставки при исчислении взносов. Основным нормативным положением, описывающим льготу в 2018 году, является ст. 427 НК РФ.

Описание видов деятельности, дающих право на льготу

Пониженные тарифы при исчислении взносов на страхование работников при УСН применяются не ко всем группам ОКВЭД. Перечень видов, дающих право на льготу, приведен в пп.5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Список содержит преимущественно виды, направленные на создание материальных благ, включая производство:

  • Пищевых продуктов, безалкогольных напитков, изделий из текстиля, кожи, древесины, целлюлозы, бумаги.
  • Машин, оборудования, транспортных средств, металлопроката, стального профиля,
  • Бытовых изделий, игрушек, спортивного инвентаря, мебели и других видов продукции, не указанных в перечне.

Льгота также предусмотрена для предприятий, работающих в области строительства, здравоохранения, культурной деятельности, оказания бытовых услуг, обработки вторсырья, розничной торговле фармакологическим товарами, ведения спортивной деятельности.

Дополнительные условия для получения льготы

Льгота предоставляется предприятиям, ведущим деятельность социальной и производственной направленности (ст. 427 НК РФ) в размере более 70% общего объема. Для получения возможности применить пониженные ставки указанный ОКВЭД должен быть заявлен предприятием в учредительных документах и реестре как основной. Если льготируемый вид деятельности не будет признан в документах предприятия основным, организация или ИП на УСН лишится права на пониженные ставки.

Назовем основные требования для получения льготы: (нажмите для раскрытия)

Для определения показателя преимущественного поступления по основному виду деятельности допускается сложение выручки по одному классу ОКВЭД. При отсутствии выручки, иного дохода отсутствует возможность определить право на пониженный тариф. Компании на УСН определяют доход без учета расходов предприятия.

Для применения льготы предприятия не должны обращаться с заявлением и оправдательными документами. Налогоплательщики на УСН заполняют приложение 6 раздела 1 расчета по взносам. При заполнении данных необходимо соблюсти соответствие сведений об ОКВЭД титула и указанных в приложении поступлений по основному виду. В расчете требуется верно указать код плательщика в зависимости от применяемой льготы. При утрате права на пониженный тариф и представлении корректировочных расчетов с доплатой приложение 6 не представляется.

Льгота некоммерческих предприятий на УСН

Кроме компаний коммерческого назначения, право на пониженные тарифы имеют некоммерческие предприятия, за исключением государственных и муниципальных учреждений. Возможность использования льготы возникает при соблюдении условий:

  • НКО должно иметь регистрацию в Минюсте. При проведении реорганизации и преобразовании компании в коммерческую организацию право на льготу для НКО на УСН по данному основанию утрачивается.
  • Вести деятельность в областях здравоохранения, образования, культуры, научных разработок, социального обслуживания и прочих, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ.
  • Иметь доход от ведения поименованных видов деятельности в размере не менее 70% общей величины поступлений. Предприятия НКО имеют возможность вести коммерческую деятельность, если только в уставных документах не установлено иное. Исполнение условия соблюдения порога дохода должно соблюдаться по результатам поступлений года, предшествующего переходу.
  • В составе сумм доходов учитываются поступления целевого характера – гранты, субсидии и прочие средства, используемые для ведения НКО.

Предприятия НКО для получения льготы должны соблюдать требования по ведению УСН, касающиеся общих показателей. Система обязывает учитывать показатели численности, остаточной стоимости имущества, критерии категорий учредителей. При соблюдении условий применяется тариф для отчисления на ОПС в размере 20%, на ОМС и ОСС – 0%.

Льгота для благотворительных организаций

Наряду с НКО других направлений право на льготу имеют благотворительные организации, в уставных документах которым имеется указание на данный вид деятельности. При соответствии условий взносы на доходы работников организации исчисляются по пониженным ставкам, равным тарифам других видов НКО.

Пример применения пониженных ставок

НКО «Солидарность» благотворительного направления деятельности имеет в штате 2 сотрудника, получающих вознаграждение в размере 10 000 рублей в месяц. В январе 2018 года организация начислила:

  1. Взносы на пенсионное страхование: С1 = 20 000 х 20% = 4 000 рублей;
  2. Взносы на ОМС и ОСС отсутствуют.

Определение соответствия видов деятельности установленным для льготы ОКВЭД

Имеется особенность в определении видов деятельности, утвержденных в учредительных документах предприятия указанным в перечне ст. 427 НК РФ. При разработке видов применялся квалификационный справочник ОКВЭД1, действующий до 2017 года. После ввода в действие справочника ОКВЭД2 возникло противоречие в точной формулировке видов деятельности.

О подтверждении возникшего противоречия и путях разрешения спорных ситуаций указано в письме Минфина № 03-15-06/2197 от 19.01.2017. Предприятиям предложено воспользоваться переходными ключами для получения данных о соответствии кодов, указанных в классификаторах. Прямые и обратные ключи размещены на официальном портале Минэкономразвития РФ. Данный способ идентификации льготных видов деятельности применяется на переходный период с последующим устранением несоответствий в данных.

С 27 ноября 2017 года вступил в силу ФЗ № 335-ФЗ, уточняющих нестыковки, имеющиеся между справочниками по ОКВЭД. Предприятия с невыясненным вопросом о применении пониженного тарифа, получившие право в связи с нововведением, могут представить корректировочные расчеты с начала налогового периода 2017 года.

Льготные ставки для плательщиков УСН

Предприятия, применяющие УСН, имеют право в 2018 году применить пониженные размеры ставки для отчислений на обязательно страхование работников. Установлены ставки в меньшем размере для всех видов взносов.

Вид взноса Обычная ставка Пониженная ставка
ОПС 22% 20%
ОМС 5,1% 0%
ОСС 2,9% 0%

Льготные тарифы предусмотрены только для работодателей в части отчислений на страхование работников. ИП, уплачивающие страховые взносы на личное пенсионное и медицинское обеспечение, не имеют возможности снизить суммы отчислений. Фиксированные взносы устанавливаются на правительственном уровне и уплачиваются вне зависимости от режима, применяемого предпринимателями.

Превышение показателей, обязательных для получения льготы

Порядок определения возможности применения льготы и действия при утрате права на нее имеет ряд особенностей.

Условие для использования льготы Особенности применения
Превышение показателей обязательных критериев применения пониженных ставок В случае утраты права на применение льготы производится пересчет сумм по обычным ставкам с начала налогового периода. Сумма недоимки, образовавшаяся в связи с пересчетом, уплачивается в бюджет
Отсутствие дохода в отчетном периоде Критерий не реализуется с связи с отсутствием фактического ведения льготного вида деятельности
Соответствие критериям в последующем отчетном периоде При подтверждении права на льготу в последующем отчетном периоде внутри налогового года право восстанавливается, суммы, переплаченные в бюджет, будут возвращены или зачтены по запросу

Данное условие имеет значение при совмещении режимов налогообложения, например, УСН и ЕНВД. Предприятие должно вести основную деятельность на УСН согласно перечня видов, обозначенных в ст. 427 НК РФ и иметь доход более 70% от общей величины. Показатель выручки для ЕНВД определяется по вмененному доходу, установленного для конкретного вида деятельности. Если часть основной деятельности попадает под другой режим, льгота не применяется.

На практике возникают случаи, когда предприятия утрачивают возможность применения УСН в середине налогового периода. Требуется пересчитать уплаченные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Данное условие касается и страховых взносов, рассчитанных и уплаченных по льготному тарифу. Пересчет сумм и уплата их в бюджет производится одновременно со сдачей уточненных расчетов по взносам. Скорректировать суммы доплаты в более поздних отчетных не представляется возможным в связи с отсутствием в расчете соответствующих строк.

Вопрос № 1. Требуется ли учитывать внереализационные поступления при определении дохода, к общей сумме которого рассчитывается 70% предел по основному виду деятельности?

В общей сумме дохода предприятий на УСН для определения права на льготу учитываются все суммы, включая те, что получены от ведения неосновных видов деятельности и прочие поступления.

Вопрос № 2. Имеет ли право предприятие на УСН применять пониженные льготы при ведении 2 видов деятельности с равным доходом, каждый из которых принадлежит к льготному виду? (нажмите для раскрытия)

Предприятие на УСН не может применить льготу по взносам, если поступления по основному виду ОКВЭД менее 70% общего объема.

C 2019 года эти льготные ставки полностью отменят и оставят только благотворительным организациям на УСН и некоторым некоммерческим организациям. "в течение 2017 - 2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0 процента" (пп.3 п.2 ст 427 НК). Но мы будем следить за новостями, может продлят. В строке ЕРСВ 001 приложения 1 раздела 1 надо поставить код тарифа 01. В графе 200 подраздела 3.2.1 раздела 3 - коды категорий застрахованных лиц "НР", "ВЖНР", "ВПНР". Приложения 6 и 8 к разделу 1 ЕРСВ сдавать не нужно.
Данный список дает право на применение льготных тарифов (20% вместо 30%) по страховым взносам за работников.
На страховые (фиксированные) взносы самого ИП данная льгота не распространяется.

Условия

  • Не менее 70% по льготному ОКВЭД . Удельный вес деятельности компании по данному виду должен быть не менее 70%, но как будут проверять эти данные в законе не прописано.
  • При переходе на ОКВЭД2 льгота не теряется . Относится ли деятельность организации или ИП на УСН к льготным видам деятельности определяется по основному коду ОКВЭД. Однако при переходе на ОКВЭД2 право на льготу потеряться не должно (письмо Минфина от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578).
  • Доход за год до 79 млн. . Для применения данных тарифов с 1 января 2017 года действует лимит - доходы до 79 млн. руб./год(подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ). При превышении этого ограничения все уплаченные страховые взносы необходимо будет пересчитать с начала года и оплатить по ставке 30%.
  • Если доход 0 р то льготу применять нельзя . При полном отсутствии доходов пониженный тариф применять нельзя(письмо Минтруда от 02.07.2014 г. № 17-4/В-295), однако его можно начать применять с середины года, если у вас появится удельный вес таких доходов свыше 70%
  • (письмо ФНС России от 25 октября 2017 г. № ГД-4-11/21611).
  • Льготу можно начать применять с середины года . Если у организации вначале года не было достаточного льготного дохода(70%), а потом появился, то она вправе пересчитать взносы по льготному тарифу(письмо Минфина от 13.10.2017 № 03-15-07/66964)
№ п/п Наименование вида деятельности Код по ОКВЭД 2
1 Производство пищевых продуктов 10
2 Производство безалкогольных напитков, производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках 11.07
3 Производство текстильных изделий 13
4 Производство одежды 14
5 Производство кожи и изделий из кожи 15
6 Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 16
7 Производство бумаги и бумажных изделий 17
8 Производство химических веществ и химических продуктов 20
9 Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 21
10 Производство резиновых и пластмассовых изделий 22
11 Производство прочей неметаллической минеральной продукции 23
12 Производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки 24.33
13 Производство проволоки методом холодного волочения 24.34
14 Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 25
15 Производство компьютеров, электронных и оптических изделий 26
16 Производство электрического оборудования 27
17 Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 28
18 Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 29
19 Производство прочих транспортных средств и оборудования 30
20 Производство мебели 31
21 Производство музыкальных инструментов 32.2
22 Производство спортивных товаров 32.3
23 Производство игр и игрушек 32.4
24 Производство медицинских инструментов и оборудования 32.5
25 Производство изделий, не включенных в другие группировки 32.9
26 Ремонт и монтаж машин и оборудования 33
27 Сбор и обработка сточных вод 37
28 Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья 38
29 Строительство зданий 41
30 Строительство инженерных сооружений 42
31 Работы строительные специализированные 43
32 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств 45.2
33 Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) 47.73
34 Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах 47.74
35 Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта 49
36 Деятельность водного транспорта 50
37 Деятельность воздушного и космического транспорта 51
38 Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность 52
39 Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 53
40 Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ 59
41 Деятельность в области телевизионного и радиовещания 60
42 Деятельность в сфере телекоммуникаций 61
43 Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги 62
44 Деятельность в области информационных технологий 63
45 Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе 68.32
46 Научные исследования и разработки 72
47 Деятельность ветеринарная 75
48 Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма 79
49 Деятельность по обслуживанию зданий и территорий 81
50 образование 85
51 Деятельность в области здравоохранения 86
52 Деятельность по уходу с обеспечением проживания 87
53 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания 88
54 Деятельность учреждений культуры и искусства 90.04
55 Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры 91
56 Деятельность спортивных объектов 93.11
57 Деятельность спортивных клубов 93.12
58 Деятельность фитнес-центров 93.13
59 Деятельность в области спорта прочая 93.19
60 Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения 95
61 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг 96
--- Все ИП на патенте кроме розничной торговли и общепита(ст 427 п.1 пп.9). ПСН
--- Благотворительные организации на УСН и некоторые некоммерческие организации(ст 427 п.1 пп.8 и пп.7). УСН
--- Аптечные организации на ЕНВД (ст 427 п.1 пп.6). УСН

До 2017

Обратите внимание что приведены как отдельные коды так и целые разделы. Т.е. если вы видете раздел производство машин и оборудования (код ОКВЭД 29) то любой код начинающийся на 29 - льготный.

Организации и ИП на УСН на льготах, были указаны в статье 58 часть 1 п. 8 212-ФЗ от 24.07.2009 г.

  • Производство: пищевых продуктов; минеральных вод и других безалкогольных напитков; текстильное и швейное; кожи, изделий из кожи и производство обуви; изделий из дерева и обработка древесины; химическое; резиновых и пластмассовых изделий; прочих неметаллических минеральных продуктов; готовых металлических изделий; машин и оборудования; электрооборудования, электронного и оптического оборудования; транспортных средств и оборудования; мебели; спортивных товаров; игр и игрушек; музыкальных инструментов; целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них; различной продукции, не включенной в другие группировки. А именно:
  • а) производство пищевых продуктов (код ОКВЭД 15.1-15.8);
  • б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков (код ОКВЭД 15.98);
  • в) текстильное и швейное производство (код ОКВЭД 17,18);
  • г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (код ОКВЭД 19);
  • д) обработка древесины и производство изделий из дерева (код ОКВЭД 20);
  • е) химическое производство (код ОКВЭД 24);
  • ж) производство резиновых и пластмассовых изделий (код ОКВЭД 25);
  • з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов (код ОКВЭД 26);
  • и) производство готовых металлических изделий (код ОКВЭД 28);
  • к) производство машин и оборудования (код ОКВЭД 29);
  • л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (код ОКВЭД 30-33);
  • м) производство транспортных средств и оборудования (код ОКВЭД 34, 35);
  • н) производство мебели (код ОКВЭД 36.1);
  • о) производство спортивных товаров код ОКВЭД (36.4);
  • п) производство игр и игрушек (код ОКВЭД 36.5);
  • р) научные исследования и разработки
  • с) образование (код ОКВЭД 80);
  • т) здравоохранение и предоставление социальных услуг (код ОКВЭД 85);
  • у) деятельность спортивных объектов (код ОКВЭД 92.61);
  • ф) прочая деятельность в области спорта (код ОКВЭД 92.62);
  • х) обработка вторичного сырья (код ОКВЭД 37);
  • ц) строительство (код ОКВЭД 45);
  • ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код ОКВЭД 50.2);
  • ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код ОКВЭД 90);
  • щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (код ОКВЭД 63);
  • ы) предоставление персональных услуг (код ОКВЭД 93);
  • э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (код ОКВЭД 21);
  • ю) производство музыкальных инструментов (код ОКВЭД 36.3);
  • я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки (код ОКВЭД 36.6);
  • я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (код ОКВЭД 52.7);
  • я.2) управление недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32);
  • я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов (код ОКВЭД 92.1);
  • я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов) (код ОКВЭД 92.51);
  • я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий (код ОКВЭД 92.52);
  • я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников (код ОКВЭД 92.53);
  • я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (код ОКВЭД 72), за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ".
  • я.8) розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;(код ОКВЭД 52.31 и 52.32)
  • я.9) производство гнутых стальных профилей;
  • я.10) производство стальной проволоки;

Данные ОКВЭД должны быть у организации(ИП) в ЕГРЮЛ(ЕГРИП). Другие коды деятельности под льготы не подпадают.

Если организация на ОСНО, ЕНВД или Патенте?

Данные льготные ставки распространяются только на тех кто применяет УСН.

Можно также совмещать УСН+ЕНВД. Но главное условие должно соблюдаться - должен быть основной код под УСН и доход по нему не менее 70%.

Пониженные ставки из этой статьи обозначены красным .

С помощью или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2018 подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно, при первой оплате(если переход по этим ссылкам с этого сайта) три месяца в подарок. Для вновь созданных ИП сейчас (бесплатно).

Ставки страховых взносов 2018-2019 года

align="center"> (бесплатно).
Плательщики и коды плательщиков Пенсионный фонд ФФОМС ФСС
Для лиц 1966 год рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе
Страховая часть Страховая часть Накопительная часть
Общий режим (НР ) 22% 16% 6% 5,1% 2,9% 30%
Плательщики, применяющие УСН (НР ) (кроме УСН льготных видов, см ниже)
Плательщики переведенные на ЕНВД (НР )
С 2013 года ИП на Патенте (сдача в аренду недвижимости, торговля и общепит) (НР )
Общий режим (зп за год свыше 1021 т.р.-для ПФР и 815 т.р.- для ФСС в 2018 году // зп за год свыше 876 т.р.-для ПФР и 755 т.р.- для ФСС в 2017 году) 10% 10% - 5,1% (с 2015 года до этого 0) - 15,1%
Плательщики, применяющие УСН (кроме УСН льготных видов)
Плательщики переведенные на ЕНВД ((зп за год свыше 1021 т.р.-для ПФР и 815 т.р.- для ФСС в 2018 году // зп за год свыше 876 т.р.-для ПФР и 755 т.р.- для ФСС в 2017 году)
С 2013 года ИП на Патенте (сдача в аренду недвижимости, торговля и общепит) ((зп за год свыше 1021 т.р.-для ПФР и 815 т.р.- для ФСС в 2018 году // зп за год свыше 876 т.р.-для ПФР и 755 т.р.- для ФСС в 2017 году)
С 2013 года ИП на Патенте (кроме, сдачи в аренду недвижимости, торговли и общепита) (ПНЭД ) 20% 14% 6% - - 20%
Организации, оказывающие инжиниринговые услуги 22% 16% 6% 5,1% 2,9% 30%
Организаций, осуществляющих деятельность в области СМИ (за искл. реклама и эротика) / деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта / издательская деятельность (СМИ ) 21,6% 15,6% 6% 3,5% 2,9% 28%
Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов (ООИ ) 21% 15% 6% 3,7% 2,4%
Плательщики, применяющие ЕСХН (ЕСХН )
Сельскохозяйственные товаропроизводители (СХ )
Организации, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашения о ТВД или о туристско-рекреационной деятельности 8% 2% 6% 4% 2% 14%
Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с 127-ФЗ (ХО )
Организации осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД (ОДИТ )
Плательщики, применяющие УСН с основным видом деятельности указанным в п. 8 ч.1 ст. 58 212-ФЗ, (ПНЭД ) 20% 14% 6% - - 20%
Аптечные организации и ИП-фармацевты, уплачивающие ЕНВД
НКО, применяющие УСН осуществляющие деятельность в области соц. обслуживания населения, научных разработок, здравоохранения, культуры и искусства, благотворительные организации
Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» (ИТС ) 14% 8% 6% - - 14%
Оплата членам экипажей судов, от орг-ций зарегистрированных в Рос. международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна - - - - - -

№ 1155134-6 с поправками в НК РФ, которые продлевают до 2023 года срок применения пониженных тарифов страховых взносов для IT-компаний, одобрен Госдумой и должен вступить в силу с 1 января 2017 года. Но, несмотря на наличие этой льготы, IT-компаниям бывает нелегко реализовать свое право на нее. Эксперт по налогообложению Игорь Кармазин проанализировал для БУХ.1С практику применения пониженных тарифов IT-компаниями и выяснил, у кого не бывает проблем с получением льготы и как относятся судьи к тем, кто свое право решает отстаивать в суде.

На практике проблем с доначислением взносов не возникает только у тех компаний, которые занимаются разработкой и реализацией своих собственных программных продуктов. Сложнее организациям, реализующим продукты сторонних разработчиков - администраторы страховых взносов нередко отказывают им в применении пониженных тарифов. Причем, как показывает судебная практика, по надуманным причинам.

Гарантированные законом льготы

Льготы по страховым взносам для IT-компаний установлены п. 6 ч.1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Напомним, данный закон перестает действовать с 1 января 2017 года. Это обусловлено принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, который внес поправки в НК РФ и передал функции по администрированию страховых взносов налоговикам.

Закон дополнил вторую часть НК РФ главой 34 "Страховые взносы в РФ". Между тем, льготы по взносам и условия их предоставления остаются прежними. С той лишь разницей, что с нового года пониженные тарифы страховых взносов для айтишников будут регламентироваться п. 3 ч. 1 ст. 427 НК РФ.

В число "льготников" включаются организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Таковыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных, или оказывающие услуги по разработке, адаптации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ.

Для того, чтобы иметь возможность применять пониженные тарифы , организация должна отвечать следующим критериям (ч. 2.1 и 2.2 ст. 57 Закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, с 2017 года – ч.5 ст. 427 НК РФ):

  • наличие документа о государственной аккредитации;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ и оказания услуг по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, а также услуг по установке, тестированию и сопровождению указанных программ составляет не менее 90% всех доходов за период;
  • средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 7 человек.

Законопроект № 1155134-6 предполагает дополнить пункт 2 статьи 427 НК РФ новым подпунктом 1, который предусматривает, что для IT-организаций в течение 2017 - 2023 годов ставки страховых взносов составят :

  • на обязательное пенсионное страхование ‑ 8,0%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ‑ 2,0 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), - 1,8%;
  • на обязательное медицинское страхование ‑ 4,0%.

Напомним, в 2016 году IT-компании уплачивают взносы по следующим тарифам: в ПФР – 8%, в ФСС – 2%, в ФФОМС – 4% (п. 3 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ). Таким образом, льготный тариф по страховым взносам будет продлен до 2023 года включительно.

Утрата права на льготы

Лишение аккредитации, недостаточная численность работников и малый объем выручки от операций с программными продуктами в общей доле доходов (менее 90 %) повлекут невозможность применения льгот. Причем права на пониженные тарифы организация лишится, если по итогам отчетного периода будет зафиксирован хотя бы один из вышеуказанных фактов (ст. 57 Закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, с 2017 года – ч.5 ст. 427 НК РФ).

Например, если компания по итогам квартала, полугодия или 9 месяцев не подтвердит соответствие условию о доле доходов, то она должна будет применить к выплатам работникам общеустановленный тариф страховых взносов. Причем общий тариф нужно применить с начала расчетного периода (календарного года) и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей.

Если организация по итогам деятельности за какой-либо последующий отчетный период подтверждает соответствие данному условию, то она вправе применить пониженные тарифы с начала года. При этом компания может произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета (Письмо Минтруда от 20.07.2016 № 17-3/В-281).

Если компания, необоснованно применяющая пониженные тарифы, не произведет перерасчет взносов в добровольном порядке, его произведут проверяющие. При этом организации будет предложено уплатить недоимку и соответствующие пени. Кроме того, компания будет привлечена к ответственности по п.1 ст.47 Закона №212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления.

Другая причина, наряду с отзывом аккредитации, по которой компания однозначно лишится права на применение пониженных тарифов – отсутствие необходимой среднесписочной численности работников. Несмотря на то, что эта численность определена в законе (не менее 7 человек), на практике с ее расчетом могут возникнуть спорные моменты.

Один из таких споров разрешил Арбитражный суд Пермского края в Решении от 24.09.2015 года № А50-13679/2015. Спор касался определения числа работников общества, которое осуществляло деятельность всего 10 месяцев (компания была создана в марте). Страхователь определял среднесписочную численность как суммирование численности работников за 10 месяцев и деления полученной суммы на 10 (по числу месяцев работы). При этом ФСС, отказывая в применении пониженных тарифов, делил полученную сумму на 12 месяцев.

Суд пояснил, что если организация работала неполный год (сезонный характер работы или создана после января), то среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации и деления полученной суммы на 12. Это прямо вытекает из п. 84.10 Указаний, утвержденных приказом Росстата России от 12.11.2008 № 278. Произведенный таким образом расчет показал, что общество не выполняет условия о минимальной среднесписочной численности работников в целях применения пониженных взносов. Решение о доначислении взносов было признано законным.

Претензии страховщиков

Главная причина, по которой компании могут отказать в применении пониженных тарифов, а заодно и доначислить страховые взносы – это несоблюдение необходимой доли доходов (не менее 90 %) от реализации программ для ЭВМ и оказания услуг по их обслуживанию. Это является прямым нарушением страхователем условий для применения пониженного тарифа страховых взносов, установленных п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом расчет доли доходов для применения пониженных тарифов производится страховщиками весьма странным образом. В указанной доле обычно учитывают только доходы от реализации программного обеспечения и баз данных, разработанных самой IT- компанией, а также доходы от установки, тестирования и сопровождения тех программ для ЭВМ, разработку, адаптацию и модификацию которых она осуществляет.

Отметим, что такого правила в законодательстве не содержится. Оно является надуманным и искусственно сужает перечень возможных к получению доходов, которые учитываются в целях применения пониженных тарифов.

В результате, если доля доходов компании от реализации собственных продуктов составляет, скажем, 80 процентов, а все прочие доходы образуются от обслуживания сторонних программ, компании могут отказать в применении льгот. Между тем, согласно ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, оказание услуг по адаптации программ для ЭВМ и баз данных являются самостоятельным основанием для реализации права на уплату взносов в пониженном размере.

Но суды, к счастью, признают подобную позицию не соответствующей закону (см., например, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 22.08.2016 года № 18АП-9579/2016).

В некоторых случаях проверяющие идут еще дальше и доначисляют взносы по причине того, что IT-компания якобы вообще не является организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. К такому выводу страховщики могут прийти в связи с неосуществлением компанией деятельности по разработке программ для ЭВМ и баз данных (собственных программных средств и информационных продуктов вычислительной техники).

С точки зрения того же ФСС деятельность по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению баз данных не дает права для применения пониженного тарифа. То есть, условие о собственной разработке программ и баз данных ЭВМ является ключевым в целях применения пониженных тарифов. Таким образом, компании, занятые реализацией, внедрением и сопровождением сторонних продуктов для ЭВМ, могут попасть в зону риска.

На наш взгляд, данные доводы контролеров являются ошибочными и не соответствуют нормам действующего законодательства. На ошибочность подобной позиции обратил внимание и Минтруд России в Письме от 25.11.2015 года № 17-3/В-572. В данном письме речь шла об организации, которая оказывала клиентам услуги по адаптации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ несобственной разработки. Модификация и разработка программ организацией не осуществлялась. Минтруд указал, что с целью применения пониженных тарифов страховых взносов организация вправе учесть доходы от оказания услуг по адаптации и модификации программ для ЭВМ, в том числе тех, исключительные права на которые принадлежат третьим лицам.

Положительная судебная практика

Полагаем, что с передачей функций по администрированию страховых взносов в ФНС России (c 1 января 2017 года), мало что изменится и судебная практика по вопросам применения пониженных тарифов страховых взносов IT-компаниями останется прежней. Сейчас арбитражные суды придерживаются мнения, что право на применение этой льготы не связано с оказанием услуг лишь в отношении разработанных самим страхователем программ для ЭВМ и баз данных.

АС Уральского округа в Постановлении от 15.11.2016 года по делу № А76-28947/2015 прямо признал, что организации, не являющиеся разработчиками и не осуществляющие деятельность по разработке программ для ЭВМ, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Суд установил, что основным видом деятельности компании является «Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (ОКВЭД 72.60). В проверяемом периоде обществом осуществлялась деятельность по оказанию услуг по адаптации, установке, тестированию и сопровождению правовой справочной системы. К созданию и разработке данной системы общество отношения не имело.

При этом компания имела государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Средняя численность работников общества в проверяемых периодах составляла не менее 30 человек. Все доходы (100%) были получены от деятельности по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению баз данных.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что обществом в данном конкретном случае были соблюдены все условия, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов. Соответственно, решение о доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также соответствующих пени и штрафа было признано незаконным.

К схожему выводу пришел АС Уральского округа в Постановлении от 05.10.2016 года № А76-1133/2016 и Арбитражный Суд Челябинской области в Решении от 02.06.2016 года № А76-6543/2016.

В ряде случаев суд не препятствуют применению пониженных тарифов даже тогда, когда выручка от оказания услуг реализации, внедрения, адаптации и сопровождения программных продуктов, составляет менее 90% от величины общего дохода.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.04.2016 года № 18АП-2983/2016 разрешил компании учесть в указанной доле доходов выручку от консалтинговых и образовательных услуг. Суд установил, что показатели выручки от разработки и реализации разработанных компанией программ для ЭВМ не позволяли применять пониженный тариф.

Наряду с указанной деятельностью организация осуществляла деятельность по оказанию консультационных услуг по работе с комплексом автоматизированных систем управления, услуг по расширенной технической поддержке комплекса информационных систем. Также ей осуществлялась образовательная деятельность. Суд признал, что эти услуги прямо связаны с основной деятельностью и обслуживают ее. Соответственно, доходы от этих услуг были учтены при расчете доли доходов для применения пониженного тарифа.

Отметим, сейчас суды признают право на применение пониженных тарифов даже за организациями, которые к разработке программ имеют весьма отдаленное отношение, или же вовсе не имеют никакого отношения. Например, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 02.09.2016 года № 18АП-10388/2016 признал такое право за компанией, чьи доходы были получены преимущественно за оказанные информационные услуги с использованием экземпляров сторонней базы данных.

Общество имело соответствующие полномочия от обладателя исключительных прав на базу данных. В рассматриваемом периоде оно оказывало услуги по сопровождению базы данных путем предоставления своим контрагентам экземпляров текущих ежедневных выпусков еженедельных версий, проведения рекламных кампаний и демонстрации возможностей этой базы. Кроме того, оно осуществляло обучение своих клиентов работе с электронной базой данных.

В ходе проверки было установлено, что штатная структура общества укомплектована такими специалистами, как специалист по обучению работе со справочными системами, по обслуживанию баз данных. В их обязанности входило, в том числе, обучение клиента работе с продуктом, установка продукта на его персональный компьютер, обновление продукта и т.п.

На основании этого судьи пришли к выводу, что общество занимается адаптацией и техническим сопровождением программного обеспечения для ЭВМ. Суд указал, что в п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ не закреплено право применять пониженный тариф при оказании услуг по установке, адаптации, модификации, тестированию технологий только при условии собственной разработки программ.

Даже если учесть, что общество деятельностью по разработке программ для ЭВМ и баз данных не занимается, оно занимается их установкой, тестированием и сопровождением. Эта деятельность также подпадает под пониженные тарифы страховых взносов, заключил суд.

Таким образом, как показывает судебная практика, реализация услуг по программным продуктам, к разработке которых страхователь не имеет отношения, не препятствует применению пониженных тарифов по страховым взносам.

В льготах откажут только при очевидном нарушении условий применения таких тарифов.

В налоговое законодательство, которое определяет размер и порядок платы страховых взносов, регулярно вносят поправки. И с начала 2019 года начнут действовать новые ставки, а льготные тарифы будут отменены для многих организаций и индивидуальных предпринимателей. Но при этом планового повышения ставки, которое планировалось с начала 2021 года, не произойдет. Изменения происходят в соответствии с № 303-ФЗ, в котором отменяется действие ст. 426 НК РФ и делаются некоторые поправки в ст. 425 НК РФ.

Страховые взносы без наличия льгот

В этом году взносы за страхование рассчитываются следующим образом:

Ранее в кодексе было прописано, что такие проценты отчислений будут с 2017 по 2020 год. С 2021 года планировалось ввести новые тарифы и перейти на 26% пенсионных отчислений (согласно статьям 42 и 426 НК). И с учетом отчислений в фонды социального и медицинского страхования, ставка по страховым взносам составила бы 34%. Но новые поправки отменяют увеличение процента, а это значит, что стандартные тарифы страховых взносов на 2019 год и в дальнейшем не меняются. Отчисления в фонды ФФОМС и ФСС также остаются прежними: 5,1% и 2,9% соответственно.

Льготные условия

Большая часть из тех организаций, которые сейчас работают по упрощенной системе налогообложения, получат общий тариф в 30 процентов. Повышение страховых взносов в 2019 году не планируется только для организаций, которые занимаются некоммерческой и благотворительной деятельностью. Они получат пониженную ставку в размере 20%. Но такой льготой можно будет пользоваться только на протяжении шести лет: с 2019 по 2024 год.
Стоит отметить, что сейчас УСН применяется для целого ряда организаций:

  • ломбарды, кредитные организации и банки;
  • учреждения, которые имеют филиалы;
  • организаторы азартных игр;
  • зарубежные организации;
  • бюджетные учреждения;
  • некоторые другие.

Для тех организаций, которые и сейчас работают по обычному тарифу, процент страховых взносов повышаться не будет. В более ранних статьях указывалось, что их тариф вырастет на 4% начиная с 2021 года, но ФЗ № 303 отменил данное повышение.

Как новые законы отразятся на работе

Больше всего нововведения ударят по тем, кто раньше пользовался льготным тарифом. Для таких организаций нагрузка по взносам увеличится в полтора раза. А для тех, кто ранее не работал по упрощенной системе страхования, ничего не изменится.

Другие нововведения, которые будут действовать в 2019 году

29 июля 2018 года был принят Федеральный Закон № 232. В нем были приняты некоторые изменения, связанные со страховыми взносами. Главное нововведение, которое начинает действовать уже с 30 августа, ужесточает наказание за просрочку подачи отчетности. Налоговая будет блокировать счета тех организаций, которые не сдадут расчеты по взносам в течение 10 рабочих дней после крайнего срока.
Также в 232-ФЗ было принято изменение, согласно которому организации смогут уточнить платежки, сделанные на протяжении последних 3 лет. Эта процедура может пригодиться в случаях, когда есть подозрения, что в номере счета Федерального Казначейства при оплате была допущена ошибка. Сейчас же налоговая не дает информации по проделанным платежам. Поэтому при ошибках в платежках приходится писать заявление о поиске и возврате платежа.

Взносы ИП за себя

Для индивидуальных предпринимателей не изменятся страховые взносы в 2019 году. Таблица ставок выглядит следующим образом:

Полный перечень изменений

В целом изменения в оплате страховых взносов выглядят следующим образом:

Другие нововведения, которые связанны со страховыми взносами:

Вконтакте

Самозанятое население в Российской Федерации - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств - уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в строго фиксированных размерах. Граждан данной категории в Хакасии зарегистрировано около 16 тысяч. Платежи рассчитываются исходя из суммы в один минимальный размер оплаты труда, установленный на 1 января 2016 года - 6204 рубля. В текущем году фиксированный размер платежа - 23 153,33 руб., из них:

- 19 356,48 руб. - на ОПС;

- 3796,85 руб. - на ОМС.

Предприниматели с годовым доходом до 300 тысяч рублей годовой платёж в ПФР «за себя» обязаны внести до 31 декабря 2016 года. Самозанятое население с доходом свыше 300 тысяч рублей обязано внести ту же сумму в те же сроки плюс 1% с дохода, превышающего 300 тысяч рублей до 1 апреля 2017 года.

Однако существует ряд временных периодов, когда данная категория плательщиков освобождается от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

К таким периодам относятся:

- военная служба по призыву;

- период ухода за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности;

- период ухода за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;

- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе со своими супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустроиться, но не более 5 лет в общей сложности;

Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более 5 лет в общей сложности, в течение которых ими не велась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Предпринимателям не нужно сообщать в Пенсионный фонд размер своего дохода. Сведения в ПФР передаёт Федеральная налоговая служба, куда ИП сдают свои декларации. Но если данная отчётность не будет сдана, то Пенсионный фонд начислит страховой взнос в максимальном размере - 154 851,84 руб.


Top