Белов "Малька провинилась" план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. Урок чтения В.Белов "Малька провинилась" план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему II. Речевая разминка


Тема урока: рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась».
Тип урока: изучение нового материала в технологии ркмчпФорма организации обучения: индивидуальная работа и в группах.
Триединая дидактическая цель:
1) Образовательная- формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;- отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы;- формирование навыка осознанного, выразительного чтения;- формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.
2) Воспитательная
- формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
- воспитание чуткого отношения к живой природе;
- обогащение нравственного опыта младших школьников;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- воспитывать гуманное отношение к животным.
3) Развивающая
- развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;
- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;
- развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения.
Ход урока
I Вступительная беседа
Учитель: Какой раздел учебника мы с вами изучаем?
(«Люби живое»)
-Что вы скажете про фамилии писателей, которые записаны на доске.
(на доске: Пришвин М.М., Соколов-Микитов И.С., Сладков Н.И., Белов В.) Это авторы произведений, которые мы уже прочитали, за исключением фамилии Белова Василия Ивановича.
Учитель: Кто может сформулировать цель нашего урока?
(Мы познакомимся с произведением В.И. Белова)
Учитель: Как вы думаете о чём писал В.И. Белов?
(О природе, Родине, животных т.к. его произведение помещено в данном разделе)
Учитель: А как проверить верны ли ваши предположения?
(Сходить в библиотеку, прочитать дополнительную литературу, поискать информацию в интернете, спросить у родителей)
II Стадия вызова.Учитель: Прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться?
(Малька провинилась)
Учитель: О чем может быть рассказ с таким названием? (Предположения учащихся)
Я предлагаю вам опорные слова для того, чтобы вы могли предугадать сюжет:
шельмабутявкашаромыжникидитятко
(Мы не можем сделать предположения, так как смысл слов, кроме слова дитятко, нам непонятен)
Учитель: Предлагаю следующую группу опорных слов:
хозяйка
щенята
соседняя деревня
мамаша
Учитель: Сейчас вам предстоит работа в группах. Вспомним правила работы в группах. (Дети делятся на группы)
Из данных слов предлагаю придумать сюжет, презентовать свой ответ, дать название своему произведению.
Работа в группах.
Выступление одного из представителей группы.
Примерные ответы:
1 группа. Наш рассказ называется «Подкидыши»
Однажды хозяйка дачи услышала под крыльцом странные звуки, оказалось, что это пищали щенята. Ребята из соседней деревни принесли щенят показать друзьям и забыли про них. У хозяйской собаки тоже были щенята. Она стала кормить подкидышей, как настоящая мамаша.
2 группа. Наш рассказ «Сиротки»
В соседней деревне у породистой собаки родились щенята, но она не захотела кормить их. Тогда хозяйка отдала их дворняжке, которая стала для щенят настоящей мамашей.
3 группа. Наш рассказ «Люди помогли»
Хозяйке приюта для собак из соседней деревни привезли щенят, которых бросила непутёвая мамаша. Люди не оставили щенят в беде, из них выросли замечательные собаки.
Учитель: Ваши названия мы записали, зафиксировали на доске в виде кластера, в конце урока мы к ним вернёмся, чтобы сравнить.
заголовок

До чтения

После чтения

Сиротки

Люди помогли
подкидыш

II Стадия осмысления.(Чтение с остановками)
Учитель: Сейчас мы прочитаем этот рассказ до первой остановки и посмотрим, удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она могла провиниться. Чтение до первой остановки. (До слов: Ладно, пускай живут!)(Читает учитель.)Учитель: Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?
– Какой была речь хозяйки дома Лидии? (Грубой, сердитой.)– Найдите слова, которыми Лидия ругала Мальку. (Дети называют слова, заполняя сводную таблицу, которая записана на доске).
Заполнение таблицы
Малька кривоногая шельмаблуднябатявкабессовестная –Какие слова нам уже встречались? Какие слова вам непонятны? Попытайтесь объяснить их значения.
Шельма-обманщик,мошенник, плут
Блудня – ушедший из родного дома, и вернувшийся после долгих скитаний.
– А вот значение слова батявка мы не найдем ни в одном словаре. Как вы думаете, оно ласкательное или ругательное? Какое слово по звучанию оно напоминает? (Батявка-тявка- тявкает)– Как вы думаете, почему собака получила такую кличку – Малька? (она маленькая, коротконогая)– Чувствовала ли свою вину Малька? Прочитайте, как об этом написано в тексте. (Нет, она не понимала, за что ее ругает хозяйка. Ведь деторождение- естественный закон жизни)– А как Лидия обозвала щенят?
ШАРОМЫЖНИКИ– Что обозначает это слово?– Прочитайте значение слова(работа с толковым словарём)
Шаромыжник – это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.
– Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками?(Щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить.)– А пыталась ли маленькая ростом, неуклюжая, с кривыми лапками мама –Малька защитить своих щенят? Как?– Как это характеризует Мальку? Отличается ли эта характеристика от предыдущих.
Да отличается, предыдущие характеристики- это слова хозяйки.
Давайте подумаем как назвать правую и левую графы таблицы. (Дети предлагают свои варианты). Наиболее удачные, вносятся в таблицу (Мнение хозяйки, наше мнение)
(продолжим заполнять таблицу)

кривоногая отважная
шельмаблуднябатявкабессовестная – Как вы думаете, как поступит Лидия со щенятами?Сейчас мы будем читать рассказ до второй остановки и увидим, удалось ли нам с вами предугадать судьбу щенят.Чтение до второй остановки. (Читают хорошо читающие дети)– Удалось ли нам предугадать судьбу щенят? – Как вы относитесь к поступку Лидии?Почему она так поступила?(Если бы Лидия оставила у себя щенят, ей бы пришлось заботиться о собаках, а трех взрослых собак прокормить трудно)– А что автор говорит о своих героях? («Лидия была довольна. Мальке не очень-то было приятно») Чтение до третьей остановки.В рассказе, казалось бы, каждый определился со своей судьбой. Лидия довольна, щенята обрели себе дом, и у Мальки жизнь будет продолжаться привычным образом. Почему же на этом рассказ не заканчивается? Как вы думаете, о чём мы прочитаем дальше?
Предлагаю задание придумать концовку рассказа, устно обсуждая в парах.
Выслушиваются предположения детей.Прочитайте самостоятельно текст до конца.– Подтвердились ли наши предположения?
-Как же продолжилась жизнь Мальки? (Малька нашла своего щенка и каждый день бегала его кормить)
– Как к этому относилась Лидия? (Весело, со смехом.)– Почему же она тогда Мальку ругала, запирала? (Лидия беспокоилась о Мальке.)– Изменилось ли у Лидии отношение к Мальке теперь? (Да. Лидия гордилась Малькой, она была рада проявлению материнских качеств у Мальки.)– Как теперь она называет щенка Мальки? (Дитятко.)– В каких словах рассказчика дается оценка поступка Мальки? («Верная мамаша»).Как бы вы охарактеризовали Мальку. Запишем в таблицу.
Мнение хозяйки Малька Наше мнение
кривоногая отважная
шельмалюбящая
блуднязаботливая
батявкабесстрашная
бессовестная Какая часть таблицы потеряла свою актуальность? Почему? (Потеряла свою актуальность левая часть таблицы, так как хозяйка изменила своё мнение, она больше так не думает о своей собаке)
IV. Рефлексия.
Давайте вернёмся к рассказам, которые вы составляли в группах, совпали ли они с сюжетом произведения В.И. Белова. Чей рассказ оказался ближе к оригиналу? Вспомним названия, которые вы предлагали, работая в группах.
А какой заголовок предложили бы вы сейчас, прочитав произведение? Разбейтесь на те же группы и подумайте над заголовком.
(Продолжается заполнение кластера)
Примерный вариант
заголовок

После чтения

До чтения

Верная мамаша

Мать-героиня

Отважная Мулька

Люди помогли
подкидыш

Что скажете про заголовки, которые были до чтения и после?
-Понравился ли вам рассказ про Мальку? Прочитайте название рассказа, который мы будем читать на следующем уроке «Ещё про Мальку». Как вы думаете, чем ещё может удивить нас Малька?
V. Домашнее задание.Задание по выбору.
1.В начале урока мы сделали предположение, о чём писал В.И. Белов. Найти информацию про В.И. Белова, приготовить сообщение.
2.Составить синквейн про Мальку. Какая из записей на доске поможет вам в составлении синквейна? Таблица

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

В 3 классе

УМК «Планета знаний»

Программа: Планета Знаний. Литературное чтение. Э.Э.Кац. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2012г.

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для данной темы

  • учащиеся владеют чтением целыми словами;
  • любят выполнять творческие работы по тексту;
  • умеют работать в группах и парах;
  • знают отличительные особенности текста.

Раздел программы: О мужестве и любви.

11 уроков – 2 урок.

Тема урока : Рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока :

1. Познакомить учащихся с произведением В. Белова «Малька провинилась».

2. Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.

Развивать осмысленность и выразительность чтения.

Включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность.

Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

3. Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.

Оборудование урока:

Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: 3 класс, 1 часть.

Выставка детских иллюстраций к произведению В.Белова «Верный и Малька».

Словари Ожегова.

Карточки с вопросами.

Структура урока:

Организационный момент, самостоятельное целеполагание и определение темы урока (5 минут).

Проверка домашнего задания (5 минут).

Знакомство с новыми фактами из жизни автора и с новым произведением (9 минуты).

Самостоятельная работа с произведением (4 минуты).

Динамическая пауза (2 минута).

Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения(15 минут).

Рефлексия(3минуты).

Информация о домашнем задании(2минута).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент, определение темы урока,

самостоятельное целеполагание

Читает стихотворение «Дружок»

У нас во дворе появился щенок,

Мы дружно его называем Дружок.

Лохматые уши и маленький нос,

Наверное, вырастет преданный пес.

Играли мы в мяч и катались с горы,

Щенок наш лихачил до поздней поры.

Забыв про игру, мастерили с утра

Ему конуру посредине двора.

И, наверняка, мы – не просто друзья,

Теперь у щенка появилась семья!

Как вы думаете, почему я прочла вам именно это стихотворение?

Проверим, насколько вы были внимательны на прошлом уроке.

По иллюстрациям на доске, которые вы нарисовали дома, вспомните название произведения и его автора.

Определите первую часть темы этого урока, учитывая, что сегодня вы познакомитесь с новым произведением этого же автора.

Учитель на доске записывает имя и фамилия автора.

Чтобы определить вторую часть темы урока и название произведения вам нужно прочитать что зашифровано на доске и объяснить как вы прочитали.

« М про А ви Л ни Ь ла К сь А »

Учитель на доске записывает название произведения.

Василий Белов «Малька провинилась»

Назовите тему урока полностью.

Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Опорные слова на доске:

Цель:

* расширить знания о …;

* познакомиться с …;

* учиться … .

Потому, что на прошлом уроке мы читали рассказ про собаку.

На доске иллюстрации к рассказу Василия Белова «Верный и Малька»

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Василия Белова.

Название произведения «Малька провинилась».

Произведение Василия Белова «Малька провинилась».

Расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова;

Познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, осуществлять анализ.

Проверка домашнего задания

Хорошо. А сейчас давайте вспомним произведение «Верный и Малька». Дома вы нарисовали иллюстрации к отрывку, который вам понравился и подготовили выразительное чтение этого отрывка.

Вспомните, что вы знаете о Василии Ивановиче Белове?

Дети читают отрывок выразительно. (4- 5 учеников)

Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2классе. Он был почти такого же возраста, как мы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению.

У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А.П.Гайдара "Дальние страны".

Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД

Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

Знакомство с новыми фактами из жизни автора и с новым произведением

Словарная работа

Я хочу дополнить ваш рассказ о Василии Белове.

Автобиография

Ещё до школы меня научил читать старший брат Юрий. Моё «книжное голодание», начавшееся раньше голодания физического, быстро становилось хроническим. Отец до войны зимними вечерами читал вслух, но позже родилась у меня неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Я собирал книги с чердаков брошенных домов. Дома были заколочены, но мы находили какие-то щели между хлевами, забирались внутрь через подвальные окошечки и шастали.

Что нового узнали о В.И.Белове из моего рассказа?

Вспомните первую часть нашей цели урока. Что вы можете сказать?

Молодцы!

В произведении вам встретится новое слово, значение которого нужно уточнить.

На доске:

Какое слово вы прочитали?

Как вы понимаете его значение?

Значение этого слова найдите в словаре Ожегова.

Как вы думаете, о чем хотел нам рассказать Василий Иванович Белов в своём произведении «Малька провинилась»?

Проверим наши предположения. Послушайте произведение Василия Белова «Малька провинилась».

(Учебники закрыты, читает учитель)

Приём «Чтение с остановками».

(Чтение 1 части)

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

Как вы думаете, кого ругала хозяйка?

(Чтение 2 части)

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка.

Наши предположения совпали? Кого ругала хозяйка?

А теперь, давайте представим, что может сделать Лидия со щенятами?

(Чтение 3 части)

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

Однажды смотрю:…

Наши предположения совпали? Что сделала Лидия со щенками?

(Чтение 4 части)

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

Мы правильно предположили, с кем могла произойти встреча?

Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?

(Чтение 5 части)

Спросил у Лидии:

Куда это Малька каждый день бегает?

Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

Так куда же и зачем бегала Малька каждый день?

Понравилось ли вам это произведение? Почему?

Дети рассказывают новые сведения.

Расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова. Первую часть цели мы реализовали.

Познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;

Кутенок.

Дети объясняют.

Кутенок- щенок собаки.

О том, что Малька натворила что-то плохое.

Детей.

Мальку.

Хозяйка ругала Мальку.

Отдать в хорошие руки.

Одного щенка отдала трактористу, второго Лидия отнесла в соседнюю деревню.

Да, с Малькой.

Малька каждый день бегала к своему кутенку.

Малька каждый день бегала в чужую деревню, кормить своего сынка.

Высказывания детей.

Коммуникативные УУД

Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

Развиваем умение строить речевое высказывание.

Понимать информацию представленную в виде ребуса.

Регулятивные УУД

Учиться высказывать своё предположение.

Личностные результаты

Самостоятельная работа с произведением

Ещё раз перечитайте произведение и определите его жанр. Обоснуйте свой ответ.

Назовите вторую часть нашей цели.

Что можете сказать?

Мы прочитали рассказ, т.к. присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.

Познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась». Вторую часть цели мы реализовали.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Определение промежуточных целей с учетом конечного результата .

Динамическая пауза

На зарядку становись!

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья.

(Руки перед грудью, рывки руками.)

Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся.

(Наклоны вперёд, назад и в стороны.)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

(Приседания.)

На ходьбу мы перейдём,

(Ходьба на месте.)

И урок наш вновь начнём.

(Дети садятся за парты.)

Выполняют движения под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления.

Личностные результаты

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Работа над пониманием прочитанного и выразительностью чтения

Назовите третью часть нашей цели.

Кто нам рассказывает этот текст? Как вы догадались?

Перечислите главных героев этого рассказа.

Как относилась хозяйка к своей собаке?

Мнения разделились. Прочтем рассказ еще раз и посмотрим, как автор и хозяйка относились к Мальке и к её поступкам.

Как же Лидия относилась к Мальке? Подтвердите это словами из текста.

С каким чувством хозяйка рассказывала: куда бегает Малька каждый день?

Найдите в тексте.

Прочитаем этот отрывок выразительно.

Чему можно научиться у Мальки?

Работа в парах.

У вас на партах лежат карточки с вопросами.

Найдите ответы в тексте и запишите их так, чтобы у вас получился рассказ.

За что ругала Лидия Мальку?

______________________________________

Когда родились щенята?

Сколько их было?

_______________________________________

Где барахтались два кутёнка?

_______________________________________

Кто забрал первого щенка?

_______________________________________

Куда отнесла Лидия второго щенка?

_______________________________________

_______________________________________

Куда бегала собака каждый день?

_______________________________________

Какое расстояние преодолевала Малька?

_______________________________________

Какой мамашей оказалась Малька?

_______________________________________

Удалось вам справиться со своим

Заданием? Что для этого нужно было сделать?

Прочитайте ваши рассказы, каким же должно быть ваше чтение?

Учиться анализировать произведение «Малька провинилась».

Хозяйка собаку ругала, но любила, жалела. Автор восхищался ее поступком.

Читают вслух 2 ученика (по очереди).

Лидия любила свою собаку. (Читают строки из текста)

Весело пояснила Лидия.

Зачитывают отрывок (2 уч.).

Он открыл для себя, что Малька очень хорошая мама.

(Вот так, думаю, Малька! Верная оказалась мамаша.).

С уважением, восхищением.

Зачитывают отрывок (2 уч.).

У собаки Мальки можно научиться преданности, верности, упорству, смелости.

Дети работают в парах.

Мы справились с заданием. Для этого нужно было внимательно читать текст.

Чтение должно быть правильным, выразительным, беглым, быстрым, осмысленным.

Лидия ругала Мальку за то, что та принесла щенят.

Щенята появились на свет зимой. Их было двое. Кутята беспомощно барахтались в старой шапке-ушанке. Первого кутенка забрал тракторист. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню. Однажды автор встретил Мальку на тропке, она бежала из соседней деревни. Собака каждый день бегала кормить свое дитятко. Малька приходилось бегать каждый день за два километра в чужую деревню. Она оказалась верной мамашей. (С каждого ряда по 1 человеку)

Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

Определение промежуточных целей с учетом конечного результата .

Коммуникативные УУД

Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

У мение работать в паре.

Личностные результаты

Рефлексия

- Любовь матери к своему ребёнку - это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце.

Итак, как звучит третья часть цели урока?

Что вы можете сказать?

Как звучит цель, которую мы поставили к этому уроку?

Поставленную на уроке цель, мы реализовали полностью.

Какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, поразмышляйте, обсудите ответ с товарищем, затем выскажите свое мнение.

Работа в группах.

Составьте синквейн. Тема синквейна «Малька».

В заключение хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете равнодушны ко всему живому. Помните о том, что жизнь дана на добрые дела.

Зеленый смайлик – отлично,

желтый смайлик – не всегда правильно, красный смайлик – нужно стараться работать лучше.

Я рада, что вы довольны своей работой на уроке.

Учиться анализировать произведение «Малька провинилась».

Мы ее реализовали.

Расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова, познакомиться с произведением « Малька провинилась», учиться анализировать это произведение.

Нужно заботиться о братьях наших меньших.

Надо любить тех, кто находится рядом.

Любить своих родителей, потому что ради нас они готовы на все.

Малька.

Верная, заботливая.

Бегала, не оглядывалась, кормила.

Какая верная оказалась мамаша.

Мать.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: синквейн.

Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

У мение работать в группах.

Регулятивные УУД

Определение промежуточных целей с учетом конечного результата .

Оценка деятельности на уроке.

Личностные результаты

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Информация о домашнем задании

Приём «Что, если…?»

Представьте, что вы будете делать, как поступите, если, придя сегодня домой, вы обнаружите возле своего дома маленького щеночка? Напишите об этом.



  • Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

  • синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Синквейн состоит из 5 строк;
  • Его форма напоминает ёлочку .
  • 1 слово
  • 2 слова
  • 3 слова
  • 4 слова
  • 1 слово

1.Арбуз

2. Круглый, вкусный

  • 1.Арбуз 2. Круглый, вкусный

3. Катится, растет, зреет

4. Арбуз – это большая ягода.

5. Лето






  • Во-первых , его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых , в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

План-конспект урока

по литературному чтению

3класс

Тема

В. И. Белов «Малька провинилась»

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема: В.И. Белов «Малька провинилась».

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

Задачи: Образовательные: познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивающие: развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.

УУД: Личностные: умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развитие готовности к сотрудничеству; интерес к общему делу; самоконтроль, самооценка.

Регулятивные: определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; умение прогнозировать текст; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: слушание и понимание речи других; умение работать в паре, умение договориться.

Познавательные: ориентирование в учебнике; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез; определение основной и второстепенной информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблемы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса. компьютер, проектор, экран, презентация о В.И.Белове

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проснулась я сегодня рано,

За окном лежит снежок.

Поспешила к вам скорее

Провести у вас урок!

Прежде, чем начать работать,

Мы друг другу улыбнёмся.

С настроеньем преотличным

Мы в работу окунёмся!

II. Речевая разминка.

Кричал Архип, Архип осип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Прочитайте скороговорку "птичий базар"(медленно, с ускорением и на оборот, шёпотом, громко, весело, грустно, скороговоркой)

III. Проверка домашнего задания.

Ратота с тестом (индивидуально)

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1. У старой зайчихи на болоте родились:

А) три маленьких зайчонка

Б) два маленьких зайчонка

В)четыре маленьких зайчонка

2.Называют охотники осенних зайчат:

А)беляками Б)русаками В)листопадничками

3.Убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок …

А) собираться к отлёту в тёплые страны

Б) искать журавлиные тёплые страны

В) ходить по плотине

4. Звери трудолюбивые, ходко работают, любят чистоту и порядок.

А) Бобры Б) Лисицы В) Выдры

5 . В бобровой хатке … этажа.

А) два Б) три В) четыре

6 . Бобровое кушанье - это …

А) репка Б) рыбина В) ивовая и осиновая кора

7. В хатке бобров место хранения корма называется …

А) кладовая Б) плотина В) нора

8. Маленький зайчонок стал нянькой для …

А) долговязых журавлят Б) маленьких зайчат В) пушистых бобрят

9. Незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большая рыбина. Делает много зла, портит и разоряет плотины.

А) Жадная росомаха Б) Разбойница – выдра В) Злая рысь

10.Зайчонка научил плавать и нырять

А) Мать – зайчиха Б) Старый Бобр В) Выдра

11. А вода всё выше и выше. Подмочила зайчонку …

А) лапки Б) хвостик В) ушки

IV.Работа по теме.

Самоопределение к деятельности.

Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).

Что означает слово любовь?

Между кем может возникнуть любовь?

- Любовь бывает разная:

любовь между мужчиной и женщиной;

любовь родителей к детям;

любовь детей к родителям;

любовь к своим родственникам и друзьям;

любовь к животным.

С каким произведением из этого раздела вы познакомились?

Кто такой Листопадничек?

Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

Любовь матери к своему ребёнку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».

Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова?

Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске).

Узнать о жизни … … (В.И.Белова).

Познакомиться с произведением … … “… …” («Малька провинилась»).

Знакомство с творчеством.

Я вам предлагаю познакомиться с В.И.Беловым.

В.И.Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.

В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».

Как вы думаете, кто такая Малька?

Почему ей дали такую кличку?

В чём она могла провиниться?

Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.

Работа над текстом.

Приём «Чтение с остановками».

Чтение учителем рассказа.

Физкультимутка

Пёс Барбос

Вот сидит наш пёс Барбос. (имитация движений)

В лапы спрятал чёрный нос.

Пёсик дремлет или спит.

На ребяток не глядит.

Наши дети тихо встали

И к собачке подбежали

Ну-ка пёс скорей вставай

И ребяток догоняй!

Словарная работа

Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.

Кри-во-но-га-я, блуд-ня, ба-тяв-ка, о-ка-зы-ва-ет-ся, с не-до-у-ме-ни-ем, бес-по-мощ-но, ша-ро-мыж-ни-ков, од-на-о-ди-нё-шень-ка.

После прочтения слов, отметьте напротив знаком «+», если вы знаете значение этого слова, «?» - не знаете значение этого слова, «-» - не уверены.

Какие из этих слов вам непонятны?

(Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.

Блудный – об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.)

Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.

Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».

Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

Кутенок - щенок, собачонка.

Шаромыжник - жулик.
Слушание аудиозаписи произведения

(Чтение 1 части)

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

«Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»

- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?

    (Чтение 2 части)

Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

- За что ругала хозяйка Мальку?

    (Чтение 3 части)

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

- Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?

    (Чтение 4 части)

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю:…

- Что же увидел он?

    (Чтение 5 части)

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?

    (Чтение 6 части)

Спросил у Лидии:

Куда это Малька каждый день бегает?

Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?

Понравился ли рассказ?

Кто нам рассказывает этот текст?

Как вы догадались?

Где происходят события, описанные в рассказе?

Почему вы так думаете?

Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?

Физкультминутка.

Бегал по двору щеночек.

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок )

А ушки у котят, как домики стоят.

Вторичное чтение текста детьми.

- Откройте свои учебники. Давайте еще раз перечитаем текст.

Чтение текста детьми по цепочке с вопросами о прочитанном.

Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)

Почему Лидия была недовольна рождением щенков?

Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение)

Как Малька отнеслась к потере щенка?

Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню?

    Анализ произведения. Выборочное чтение. Заполнение кластера.

- Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Это рассказ).

Признаки рассказа

    Повествование о реальных событиях.

    Небольшой объём.

    Немного действующих лиц.

    Описание одного эпизода.

- Определите тему рассказа. (Этот рассказ о животных).

Давайте дадим характеристику главному герою. Свои выводы мы будем заносить в кластер – снеговичок.

Назовите главного героя рассказа. (Малька)

В кластере пишем МАЛЬКА.

Кто такая Малька? (Собака).

В кластере пишем СОБАКА.

Какая Малька? Опишите её.

В кластере пишем МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ.

За что ее ругала Лидия? Прочитайте.

В кластере пишем ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ.

Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.

Как хозяйка поступила со щенками?

Куда и зачем каждый день бегала Малька?

В кластере пишем БЕГАЕТ КОРМИТЬ СЫНКА.

Как поступала с ней хозяйка?

Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день?

- Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста.

В кластере пишем ВЕРНАЯ МАМАША

Работа в парах. Работа в центрах.

Центр « Читатели». Научитесь читать отрывок текста выразительно.

Центр «Языковеды». Выписать из рассказа глаголы, действия главных героев: Лидии, автора, Мальки.

Центр «Исследование». Найти ответы в тексте.

Когда родились щенята?Сколько штук? Где барахтались два кутёнка?
Кто забрал первого щенка? Кого принесла Лидия из соседней деревни? Каким образом перебирались люди из одного села в другое?
На чём любил кататься В.И. Белов? Какое расстояние преодолевала Малька?
Выступление центров.
- Удалось каждому центру справиться со своим заданием? Что для этого нужно было сделать?

Обсудите, в чём заключается главная мысль рассказа. Закрасьте в кластере ту часть, где заключена, по - вашему мнению, главная мысль о Мальке.

V. Рефлексия.

    Составление синквейна о Мальке.

Я вам предлагаю составить синквейн на тему «Малька» и записать его в своих тетрадях.

(Дети читают получившиеся синквейны).

Какие чувства и эмоции вы испытываете от прочитанного рассказа? Подумайте и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению. Покажите, кто выбрал радугу? А кто - тучку?
(Лай щенка).
VI.Домашнеее задание.

VII. Итог урока.

Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.

Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока?Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

Чему люди могут научиться у Мальки?

Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.

Какой рассказ прочитали? О ком он?

Что вы знали до урока по нашей теме?

Что нового для себя вы узнали на уроке?

Что вам захотелось ещё узнать после этого урока? (Узнать больше о жизни и характере собак).

Закончить наш урок я хочу синквейном о вас.

Ученики Внимательные, активные. Слушали, отвечали, рассуждали. Выполнили правильно все задания. Молодцы! Урок окончен.

Тест по литературному чтению

«Малька провинилась. Ещё раз про Мальку»

А) И. Соколов-Микитов

Б) В. Белов

В) М. Пришвин

А2.Куда пошёл писатель?

А) за хлебом

Б) за квасом

В) за молоком

А3.Что он услышал?

А) как хозяйка ругала собак

Б) как хозяйка ругала своих детей

В) как ссорились хозяин и хозяйка

А4. В чём провинилась Малька?

А) украла кусок мяса

Б) принесла двух щенят

В) плохо стерегла дом

А5. Кто забрал себе первого щенка?

А) комбайнёр

Б) тракторист

Г) полицейский

А6. Куда хозяйка отнесла второго щенка?

А) в соседнюю деревню

Б) в город

В) в избушку лесника

А7. На кого обменяла хозяйка второго щенка?

А) на цыплёнка

Б) на щегла

В) на кота

А8. Как люди ходили из одной деревни в другую?

А) через лес

Б) через болото

В) через речку

Г) через кладбище

А9. Какой породы Малька?

А) пекинес

В) беспородная

Г) овчарка

А10. Зачем Малька бегала в соседнюю деревню каждый день?

А) охотиться

Б) кормить своего щенка

В) искать полезные травы

Г) искать своих щенят

В1. Какое чувство толкнуло Мальку в холодную воду?

А) материнский инстинкт

Б) любопытство

В2. Найдите строки, которые не имеют отношения к Мальке

А) "Каждый день за два километра в чужую деревню... бегает кормить своего сынка"
Б) "Расковыряла пень", "рычала на него и лягалась задними пушистыми лапами"
В) "Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу."
Г) "Виновато мотала хвостом и не понимала, за что ее так ругают"

А) раздражение

Урок литературного чтения в 3­м классе
Тема. В.И. Белов "Малька провинилась».

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по
определению и применению способов работы с художественным текстом как источником
нравственного опыта.
Задачи:
Образовательные: познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».
Развивающие: развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы; внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать
познавательные интересы.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес
к чтению.
УУД:
Личностные: умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развитие
готовности к сотрудничеству; интерес к общему делу; самоконтроль, самооценка.
Регулятивные: определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью
учителя; умение прогнозировать текст; умение оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: слушание и понимание речи других; умение работать в паре, умение
договориться.
Познавательные: ориентирование в учебнике; анализ объектов с целью выделения
существенных признаков, синтез; определение основной и второстепенной информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;установление
причинно­следственных связей; постановка и решение проблемы.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г.,
Головановой М. В. для 3 класса. компьютер, проектор,экран, презентация,
индивидуальные листы для работы.
Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Ход урока.
1.Мотивация к деятельности.
Сегодняшний урок я начну словами французского писателя. Философа Дени Дидро.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем не думает лишь тот,
кто ничего не читает. Д.Дидро (франц.)»
Как вы понимаете его слова? О чем хотел сказать писатель?
2.Речевая разминка
 Скороговорки (Кто лучше?)
Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Все правильно и внятно, что б было всем понятно.
 Работа с предложениями (Кто лучше?)
Подарили мне собаку
Очень славного щенка.
­ Прочитай. Медленно, громко, с ускорением. Со страхом. С восхищением. По­японски.
3. Самарский пересказ.
В о р и ш к а
Я расскажу тебе еще об одной собаке, которая жила у моей знакомой. Собака эта была очень красивая и умная, но когда
оставалась в доме одна, становилась неуправляемой. Предоставленная сама себе, она рвала занавески, грызла мебель,
портила ковры. Хозяйка понимала, что так ее любимица выражает свой гнев по поводу вынужденного одиночества, и
ничего не могла с ней поделать.
С некоторых пор в квартире стали исчезать блестящие мелкие вещи: золотые кольца, цепочки, сережки. Даже
маленькие золотые часики куда-то пропали. Чужих людей в доме не бывало, а поиски ни к чему не приводили.
Дальнейшее проживание с собакой становилось, между тем, невыносимым и женщина решила отдать ее в другие руки.
После того, как четвероногого друга забрал новый хозяин, хозяйка решила сделать в квартире генеральную уборку. Под
ковром, лежавшим на полу, она обнаружила все свои пропажи.
 Прочитай про себя.
­ Что это сказка или рассказ? Почему?
­ Что значит становилась неуправляемой? Предоставленная сама себе.
­ Что делала собака, когда оставалась одна?
­ Почему она это делала?
­ Какие вещи исчезли из квартиры?
­ Что решила женщина?
­ Где она обнаружила свои пропажи?

 Опорные слова (6 слов)
 Пересказ сильный, в парах, слабый.
Физминутка.

4. Работа над новой темой. Знакомство с произведением.
 Послушайте и определите героя нашего урока.
У меня живет собака,
Милый маленький щенок.
Улыбака и кусака,
И пушистенький комок.
Много с ним вопросов разных:
И прогулки, и еда –
Но зато чудесный праздник
Он приносит нам всегда!
Я люблю его, ребята,
И хочу вам дать совет:
Если в доме есть собака,
Вы – счастливый человек!
 Познакомимся с произведением Василия Белова «Малька провинилась»
 О писателе рассказывают подготовленные ученики.
Василий Белов Родился в крестьянской семье, учился в деревенской школе.
Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2­м классе. Ему
больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению.
У отца имелась небольшая библиотечка.
Все книги Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал
удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга
А.П.Гайдара "Дальние страны"
Отец Василия Белова погиб во время войны на фронте, когда Васе было 10 лет.
После окончания школы работал сельскохозяйственным рабочим, строителем,
плотником, столяром.
Помогал матери поднимать четверых младших детей.
Мама – Анфиса Ивановна. Братья и сестры: Юрий, Василий, Александра, Иван, Лидия.
В.Белов очень любил читать книги. Он даже искал книги в заброшенных домах.
Служил в армии. После службы выступал с рассказами, очерками, стихами в газетах.
Окончил Литературный институт им. Горького в Москве.
4 декабря 2012 года на 81­м году жизни писатель Василий Белов после продолжительной
болезни ушел из жизни.
 Прослушивание рассказа (Аудиозапись). Учащиеся следят по учебнику.

­ Обсудите в парах, какие чувства вы испытали при прослушивании этого
произведения? При ответе можете пользоваться «Словарём чувств». (Испытали
чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут. Очень
переживали за Мальку и её беспомощных щенков!)
 Незнакомые слова, которые встретились в тексте.
5. Работа над новым рассказом

­ Это рассказ или сазка?

Признаки рассказа
1. Повествование о реальных событиях.
2. Небольшой объём.
3. Немного действующих лиц.
4. Описание одного эпизода.
 Подбор отрывков из текста к иллюстрациям.
 Прочитай вопросы. Исправь ошибки. Задай вопросы одноклассникам.
 Составление характеристики главного героя рассказа.
Малька
Кривоногая, принесла двух щенят, виновато мотала хвостом и
не понимала, защищает своих кутят от посторонних, каждый
день бегает кормить кутенка, верная мамаша.
 Работа в парах. В чем главная мысль рассказа?
Животные способны любит своих детей так, как люди
 Составление синквейна. Запись на листочках.
Малька.
Кривоногая, виноватая
Принесла, переживает, заботится
За два километра бегает кормить сынка.
МАМАША.
(Дети читают получившиеся синквейны).
 Вывод учителя.
­ Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая,
неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не
взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.
­ Чему люди могут научиться у Мальки?
 Подведение итогов урока. Оценивание работы.
6. Д.З. ­ Запишите домашнее задание: пересказ текста.

­ Закончить наш урок я хочу синквейном о вас.
Ученики
Внимательные, активные.
Слушали, отвечали, рассуждали.
Выполнили правильно все задания.
Молодцы!
Урок окончен.


Top