Методы обучения детей в доу. Методики воспитания для дошкольников. Словесные методы обучения

Мышление человека основано на создании идеальных образов действительности, которые мы воспроизводим в уме. Эти образы формируются под влиянием жизненного опыта. Чтобы ребенок понял такие абстрактные понятия, как величина, цвет, число, размер и т. д., он должен видеть реальные предметы, держать их в руках, совершать с ними разнообразные операции. Особое значение приобретает наглядно-практический метод в обучении дошкольников, так как у них еще не сформировано логическое мышление.

Возрастные особенности

С 3 до 7 лет развитие ребенка проходит очень интенсивно. Малышам свойственна любознательность и желание исследовать окружающий мир. Они задают множество вопросов, пытаются приобщиться к миру взрослых через ролевые игры, подражание. Центральным новообразованием дошкольного периода становится воображение, т. е. умение создавать образы в уме.

Однако оно нуждается во внешней опоре. Малышам необходимо зрительно увидеть явление или предмет, чтобы потом представить его. Сравнение, обобщение, классификация возможны только в том случае, если ребенок оперирует реальными игрушками, дидактическими материалами. Выбирая методы и приемы обучения необходимо учитывать эти особенности.

Использование наглядности

Познавательную деятельность у детей можно формировать начиная с первого года жизни. Основные методы и приемы обучения дошкольников делят на три группы: словесные, практические и наглядные. Особенность последних в том, что они не являются самостоятельными, а всегда используются в сочетании с другими методами. Тем не менее значение их достаточно велико, ведь дошкольники нуждаются в чувственно-зрительном восприятии изучаемых объектов.

В группу наглядных методов традиционно включают:

  • Наблюдение, когда дети сосредотачиваются на каком-то явлении или объекте (радуга, снегири на дереве, работа дворника и др.), выделяют его существенные признаки, происходящие с ним изменения.
  • Рассматривание картин, плакатов, схем, макетов, с помощью которых в воображении ребенка формируются статические наглядные образы.
  • Демонстрация мультфильмов, кинофильмов, спектаклей, слайдов, способствующих расширению кругозора и созданию динамических наглядных образов.

Практические методы и приемы обучения дошкольников

Рассматривая с малышами картинки или наблюдая за рыбками в аквариуме, взрослый прибегает к словесному объяснению, беседе. Однако ребенку проще запомнить и осознать те процессы, в которых он принимал непосредственное участие. Одно дело, если мальчик в фильме сравнивал длину бумажных полосок методом наложения. Другое дело, когда дошкольник сам воспроизводит это действие.

Практические методы, направленные на реальное преобразование предметов и дидактических материалов детьми, очень важны в этом возрасте. В их число включают:

  • Упражнение, когда ребенок многократно повторяет разученные действия.
  • Опыты и эксперименты, предполагающие создание специальных условий с целью выявления скрытых качеств объектов или связей между ними.
  • Моделирование, в процессе которого создается обобщенный образ предмета или явления (план комнаты, дом из кубиков, звуковая схема слова).
  • когда дети включаются в воображаемую ситуацию, соревнуются между собой или подражают другим, одновременно развлекаясь и обучаясь.

Связь практических и наглядных методов

Сенсорный опыт - важное условие успешного развития ребенка. Прежде чем у человека сформируются умение решать примеры в уме, он много раз прибегает к помощи собственных пальцев. Эту особенность детей учитывали педагоги, разрабатывая свои дидактические материалы (например, М. Монтессори, супруги Никитины, Б. Зайцев). Кубики со слогами, рамки-вкладыши, буквы из бархатной бумаги служат средством наглядности и при этом с ними можно совершать практические действия, использовать в играх.

Информация, которую ребенок не только увидел, но и прожил, запоминается непроизвольно. Таким образом, наглядно-практические методы в обучении дошкольников играют решающую роль и становятся основой для возникновения логического мышления. Многократное повторение одних и тех же действий с реальными предметами приводит к тому, что малыш начинает воспроизводить их мысленно, замещать оригиналы моделями, схемами.

Дети с общим недоразвитием речи

Особое значение приобретают практические методы в обучении дошкольников с ОНР, у которых существуют трудности со словесным пониманием. Мышление и речь тесно связаны между собой. Невозможность высказать свои мысли и понять взрослого приводит к тому, что ребенок медленно думает, не умеет делать выводы и сравнивать объекты, путается в терминах, испытывает проблемы в понимании символов.

С такими детьми необходимо целенаправленно работать, используя невербальные задания. Специалисты рекомендуют:

  • учить детей составлять предмет из частей (мозаика, пазлы, аппликация);
  • формировать навык обобщения через выявление лишней картинки, группировку различных предметов по одному или нескольким признакам;
  • развивать воображение, предлагая детям превратить пятно или геометрическую фигуру в понятный рисунок;
  • работать над формированием образного мышления (узнавать предметы по контуру, рисовать план комнаты или игровой площадки, строить дома из конструктора по схеме).

Дидактические игры

Детям проще усваивать информацию, когда она подается в занимательной форме. Разновидностью практического метода обучения дошкольников стали дидактические игры с предметами (мозаика, вкладыши, сборные игрушки) или печатными материалами (карточки, лото, разрезные картинки).

Ребятишки знакомятся со свойствами объектов, учатся сравнивать их, находить отличия или подбирать пару, группировать, классифицировать. При этом они увлечены процессом, получают положительные эмоции. Производя игровые действия с кубиками или геометрическими фигурами, ребенок непроизвольно концентрируется на поставленной задаче, прочнее усваивает знания и не ощущает давления извне.

Инсценировки и драматизации

Еще один практический метод обучения дошкольников - имитация. Детям свойственно подражать взрослым, копировать действия животных, сказочных героев. Играя роль, включаясь в воображаемую ситуацию, они познают мир, отношения между людьми. Активно развивается речь.

Очень полезно ставить спектакли по мотивам прочитанных сказок, отправляться в воображаемые путешествия по странам и океанам, превращаться в представителей различных профессий. Дошкольники с удовольствием "проживают" интересный для себя материал, включая его таким образом в свой личный опыт. Это дает толчок к размышлениям, пробуждает воображение, развивает коммуникативные навыки и познавательные интересы.

Экспериментальная деятельность

Этот практический метод обучения дошкольников предполагает воздействие на объект с целью его изучения. Ребятишкам нравятся ставить элементарные опыты с водой во всех ее состояниях, глиной, песком, растениями, магнитами, наблюдать за происходящими на их глазах изменениями. Одновременно они учатся анализировать увиденное, делать выводы, включаются в поисковую деятельность.

Нередко практическая сторона происходящего (специальные инструменты, необычные материалы) вызывает у малышей больше радости, чем сделанное открытие. Поэтому важно перед постановкой эксперимента мотивировать дошкольников на узнавание новой информации. Для этого могут вводиться сказочные персонажи (письмо от Снежной Королевы, которая предлагает изучить волшебные свойства снега и льда). Заинтересовать ребят могут также наглядные пособия (книги, яркие плакаты, карточки) или проведенная предварительно дискуссия, во время которой высказываются предположения о результатах эксперимента.

Моделирование

Не всегда изучаемый объект можно увидеть или пощупать. В таком случае создается его заместитель (макет, схема, символическое изображение), в котором наглядно воспроизводятся исследуемые свойства или взаимосвязи. Моделирование как практический метод обучения дошкольников исследовали Журова Л. Е. (для звукового анализа слов), Парамонова Л. А. (при конструировании), Терентьева Е. Ф. и Ветрова Н. И. (для изучения природы), Логинова В. И. и Крылова Н. М. (для знакомства с трудом взрослых). Использование наглядных моделей облегчает процесс познания, так как делают скрытые свойства предметов доступными для детского восприятия.

Чтобы дошкольник мог работать с символическими аналогиями, у него должен иметься опыт замещения. Он формируется во время игр, когда малыши кормят куклу песком или превращаются в отважных капитанов, а также в творческой деятельности (рисование, лепка).

Младшие дошкольники работают с предметными моделями, которые воспроизводят конструктивные особенности своего аналога (постройки из конструктора, макеты, технические игрушки). К 5-6 годам дети уже могут создавать предметно-схематические модели, в которых объекты и их свойства обозначены графическими символами. Ярким примером могут служить календарь природы или модель слова, где звуки обозначены разноцветными кружками.

Практические дошкольников формируют наглядно-образное и наглядно-схематическое мышление. Благодаря им малыши не только познают мир, но и начинают мыслить логически, заранее планировать свои действия, предвидеть их результаты и абстрагироваться от несущественных признаков объекта.

Надо в комплексе, и тогда они принесут нужный результат. Таким образом можно достигнуть нужного уровня детей гораздо быстрее и эффективнее.

Чтобы раскрыть тему о , я предлагаю рассмотреть следующие вопроса:

  • Классификации
  • Наглядные
  • Практические методы
  • Словесные методы
  • Требования к

Классификации методов обучения

Можно классифицировать по-разному, взяв за основу какую-то определенную педагогическую задачу. Поэтому единой классификации методов обучения нет. Разные ученые выдвигают свои варианты классификаций, и каждый из этих вариантов используется в педагогической практике. Я приведу здесь несколько наиболее распространенных классификаций.

В первые годы развития отечественной педагогики все методы обучения делили на две большие группы: методы готовых знаний и методы исследования.

В современной педагогике существует несколько классификаций.

1. По решению дидактических задач (авторы Данилов, Есипов):

  • методы приобретения знаний
  • методы формирования навыков и умений
  • методы использования знаний
  • методы творческой деятельности

2. По характеру познавательной деятельности (авторы Лернер, Скаткин):

  • информационно-рецептивные
  • репродуктивные (закрепление полученных знаний)
  • эвристические, в дошкольной педагогике — частично-поисковые
  • исследовательские

3. По компонентам учебной деятельности (автор Бабанский)

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • методы стимулирования мотивации учебной деятельности
  • методы контроля и самоконтроля

4. По источнику передачи и получения знаний, проще говоря, по источнику получения информации (авторы Перовский, Голант)

  • словесные
  • наглядные
  • практические

Остановимся подробнее на классификации по источнику получения знаний. Она является наиболее распространенной в дошкольной педагогике.

Наглядные методы

1) Наблюдение — основной метод в обучении дошкольников.

Виды наблюдений:

  • распознающего характера (например, форма, цвет, величина)
  • за изменениями и преобразованиями объектов (например, рост и развитие растений, животных)
  • репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта (например, по цвету ягоды определяется ее спелость)

2) Рассматривание картин в целом и детально

3) Демонстрация кинофильмов, мультфильмов, диафильмов, диапозитивов.

Этапы демонстрации:

  • предварительная беседа о том явлении, о котором будет фильм
  • после просмотра фильма — обмен впечатлениями
  • через несколько дней — повторный показ
  • беседа после повторного просмотра

Практические методы

1) Упражнения — многократный повтор ребенком умственных и практических действий.

Виды упражнений: подражательно — исполнительские, конструктивные, творческие.

2) Игровой метод. Можно использовать разные компоненты деятельности и сочетать их с вопросами, указаниями, объяснениями.

3) — преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств объекта.

4) Моделирование — процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре объектов.

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Воспитатель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога(объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют в связи с этим главными методами обучения дошкольников являются: практические - опыты и экспериментирование, упражнение и моделирование, наглядные - наблюдения и демонстрация, словесные - беседа, рассказ, чтение худ. литературы, игровые методы - дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде.

Рассмотрим классификацию методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т.д.) -дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

а) показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

б) показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

в) показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания. Словесные методы используют в тесной связи со словом, пояснением. С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением и педагог чаще пользуется приемом объяснения, рассказа, беседы, чтения.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений.

Игровые методы -- дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы; активные методы; интерактивные методы. Каждый из них имеет свои особенности.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения: информативно-рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод проблемного изложения материала.

Образовательная система включает в себя множество различных программ, которые направлены на правильное развитие и воспитание каждого ребенка дошкольного возраста. Данный период жизни детей характеризуется активностью, любознательность, подражанием и быстрым усвоением новой информации, навыков. При этом существует три этапа развития, каждый из которых имеет определенные особенности. Таким образом, обучающие методики, программы и технологии отличаются существенной важностью, так как позволяют осуществлять качественный образовательный процесс. В процессе обучения также учитывается не только возраст детей, но и индивидуальные особенности развития, цель программы, диагностика эффективности образования и другие важные моменты.

Особенности и виды методик

Существует большое разнообразие методов, направленных на эффективное развитие и воспитание детей. Каждая технология имеет определенные особенности, а для классификации методов используется специальная система. Таким образом, выделяется три группы, которые объединяют в себе схожие по характеристикам способы обучения. Такая система позволяет легко подобрать оптимальный вариант обучения ребенка в детском саду. Данная схема необходима в период дошкольного возраста, так как в это время дети требуют особенного внимания.

Дошкольный возраст разделяется на несколько периодов: младший, средний и старший. В детском саду существуют соответствующие группы, что позволяет подобрать оптимальную программу образования в зависимости от возрастных особенностей. Каждый период имеет характерные черты, которые выражены в следующем:

  • Младший возраст отличается активностью движения, стремлением к самостоятельности без учета возможностей и упорством. Дети в этот период капризничают, если не могут достичь цели, решить поставленную задачу. Мышление при этом развивается не достаточно активно, ведь малыш стремится получить задуманное, но не учитывает действия, возможности и другие обстоятельства;
  • Дети среднего возраста проявляют активную любознательность, действуют более продуманно, но акцентируют внимание на выраженных действиях и находятся в постоянном движении. Логическая деятельность при этом активизируется, развивается мышление;
  • В старшем возрасте дети активно познают окружающий мир, усваивают новую информацию, формируется мышление и происходит психологическое развитие. В этом возрасте осуществляется подготовка к школе, дети усваивают новые знания, навыки и развивают творческие способности.

Каждый период развития малыша требует особенного подхода. Именно поэтому при работе с детьми используются специальные методы, программы и системы. Такой подход позволяет осуществить качественный образовательный процесс с учетом возрастных особенностей, поставленных целей и других важных моментов. При этом основная цель всех методик заключается в гармоничном воспитании, заложении правильных основ и формировании верных образов.

Различные методы направлены на достижение необходимых целей, которые определяются возрастом и уровнем развития ребенка. В процессе обучения в детском саду применяют разнообразные методики, имеющие определенные цели. Например, существуют образовательные программы, способствующие развитию творческих способностей ребенка, физическому развитию или изучению окружающего пространства и природы. В каждом случае для обучения используются различные материалы, наглядные пособия и другие элементы. Такой подход позволяет передать знания детям наиболее понятным и доступным способом, обеспечив качественное усвоение информации.

Классификация методик, применяемых при работе с детьми в детском саду, осуществляется по определенным параметрам. Существует три больших основных группы:

  • Наглядные способы и методы обучения;
  • Словесные техники;
  • Практические методики.

Для качественного развития ребенка в период дошкольного возраста используется комплекс мероприятий, включающий в себя все виды методов. При этом для каждой возрастной группы применяется специальная программа, учитывающая особенности воспитания детей. Такая система является эффективной, а также позволяет обеспечить высокий уровень качества образования и развития ребенка.

В детском учреждении активно применяются установленные общей системой образования методы и приемы. Наглядный способ обучения предполагает демонстративность, использование различных наглядных пособий и материалов. Иллюстрации, фильмы, поведение - все это применяется для обучения детей и достижения необходимой цели. Например, эффективным методом являются фильмы о природе и животных, а также демонстрация педагогом того или иного навыка. В последнем случае можно достаточно эффективно обучить ребенка рисованию, объясняя и показывая последовательное изображение предмета, пейзажа или явления. Например, педагог последовательно демонстрирует рисунок, а дети повторяют все движения. Такой метод является эффективным, ведь малыш подражает взрослому. В этом случае передача знаний и умений отличается особенной легкостью, но присутствуют определенные важные моменты. Метод словесной техники - это разнообразные беседы, рассказы, инструктирование, которые имеют определенную тему и структуру. С помощь слов передаются эмоции, выделяется главная мысль рассказа, а затем дети и педагоги подводят итог, обсуждают новую информацию. Также к данному методу относятся разъяснительные беседы, темой которых могут служить различные обстоятельства. Например, педагог или взрослый может объяснять ребенку правила поведения на дороге или в других местах. В любом случае важным моментом является эмоциональность рассказа или беседы, максимально понятное разъяснение существенных моментов темы. Таким образом, дошкольное воспитание детей требует особенного подхода не зависимо от используемых методов. Практические методы обучения и воспитания, развития отличают разнообразием. К данному классу относятся различные игры, тренировочные мероприятия и упражнения. При этом могут сочетаться наглядный, практический и словесный метод. Например, когда педагог объясняет правила физических упражнений, демонстрирует их выполнение, а дети повторяют все движения. Такой метод может использоваться при развитии творческих навыков, при организации праздников и на других мероприятиях.

Каждый метод направлен на достижение определенной цели. При этом важно подобрать оптимальную программу, что позволит стимулировать развитие и воспитание детей в любой период дошкольного возраста. Важное значение имеет и пример, который показывают взрослые, педагоги и родители. Обусловлено это тем, что дети подражают во многих действиях старшему поколению. Именно поэтому необходимо правильно подобрать программу обучения в детском саду, а также обеспечит комфортную атмосферу для развития ребенка.

Структура личности и методики развития

Правильное дошкольное воспитание детей предполагает учет всех необходимых аспектов. При этом используются различные методики, классификация которых осуществляется также и в зависимости от компонентов структуры личности. Данная особенность является немаловажной, так как позволяет сделать процесс обучения, развития, воспитания более правильным, качественным и эффективным.

Структура личностного типа включает в себя несколько компонентов. В процессе обучения, который направлен на развитие этих качеств, используются такие методики и программы, цель которых выражена в полноценном и правильном развитии сознания, а также методы, служащие для формирования положительного поведения ребенка в социуме. Применяются и методики, которые предназначены для психологического развития и формирования, стимулирования чувств.

Такая классификация предполагает применение наглядных, словесных и практических методов обучения. При этом структура методик является продуманной, соответствующей всем требованиям. Применение оптимальной методики дошкольного воспитания обеспечивает развитие личностных качеств, индивидуальных особенностей и навыков. Классификация методов развития детей в зависимости от структуры личности осуществляется в детских садах. Такой подход позволяет обеспечить комфортное и правильное формирование всех необходимых качеств, стимулировать оптимальное развитие ребенка и сделать дошкольное воспитание детей более качественным. При этом используются различные формы деятельности, например, сочетание стимулирования, формирования положительного поведения и развития сознания. Образовательная программа учитывает все особенности и включает в себя продуманные методики воспитания, обучения и развития.

Основа многих методик включает в себя развитие моторики рук у детей. Такой процесс является необходимым, так как в пальцах сосредоточено множество рецепторов, которые отправляют импульсы в головной мозг, способствуя развитию речи . При этом движения рук приобретают согласованный характер. В процессе действий руками активизируются отделы мозга, которые отвечают за развитие связной речи. Для этой цели применяются различные методики любого типа, например, лепка, рисование, работа с фигурками или конструктором.

Существует множество игровых, творческих, активных занятий, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, формированию речи. При этом используются различные материалы, предметы и элементы. Игровые методики эффективно применяются в детском дошкольном учреждении, что способствует развитию правильной речи, логического мышления и продуманности действий. В результате таких занятий ребенок осваивает различные материалы, узнает много нового и интересного, учится создавать и развивает индивидуальные способности. При использовании каждой методики важно участие педагога, взаимодействие взрослого и ребенка.

Образовательная программа и дошкольное воспитание детей предполагают полноценный и комплексный подход к развитию ребенка. При этом учитывается возраст малыша, так как дошкольный период разделяется на три этапа. Младшие дети 3 - 4 лет являются достаточно активными и стремятся к самостоятельности, но при этом не учитывают свои возможности. В данном случае необходимы методики, которые не подавляют такое стремление, а лишь направляют действий малыша в правильном направлении.

Средний и старший возрастные периоды отличаются более продуманными действиями, развитием логического мышления, любознательности, творческих и других навыков. Для этого используются методики, которые требуют поиска решения, осуществления продуманных действий, организованности. Эффективны игровые занятия, пазлы и мозаика, ролевые и сюжетные игры. В процессе таких мероприятий и игр для ребенка важно соблюдение правил, положительный пример взрослого и стимулирование развития личности.

Полноценное дошкольное воспитание детей требует применения методик, которые имеют различные цели. Основные задачи обучения заключаются в следующем:

  • Развитие правильной речи;
  • Формирование математических представлений;
  • Заложение основ здорового образа жизни, объяснение пользы физической деятельности и правильного питания;
  • Ознакомление с окружающим миром, природой, искусством;
  • Развитие творческих способностей, умений и навыков;
  • Умственное и нравственное воспитание детей.

Каждая цель методик требует особенного подхода. При этом одно мероприятие может быть направлено на решение нескольких задач. Например, некоторые творческие методики способствуют развитию логики, речи, воображения и мелкой моторики рук. Таким образом, дошкольное воспитание детей является комплексным процессом, направленным на решение многих задач.

Правильное дошкольное воспитание детей является важным процессом. При этом используются различные методики: игры, беседы, рассказы, обсуждения, физическая деятельность, организация праздников в детском саду и многое другое. Каждый способ имеет определенные особенности, структуру и цель. Основная задача всех методик заключается в оптимальном развитии ребенка и формировании личности. Таким образом, дошкольное воспитание детей представляет собой структурированный и эффективный процесс, который включает в себя множество различных методик.

Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.

Наблюдение

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.

1. Распознать, определить характеристики.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
  • на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
  • на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).

2. Определить характер изменений или преобразование предмета.

Например:

  • на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
  • на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.

3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.

Например:

  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.

В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.

Демонстрация

Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:

  • предметы, натуральные объекты;
  • предметные или дидактические картинки;
  • книжные иллюстрации;
  • репродукции;
  • макеты.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:

  • Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.
  • Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
  • Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
  • Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.

Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:

  • диафильмы;
  • слайды;
  • видеофильмы;
  • компьютерные программы.

Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.

Практические методы и приемы

Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.

Упражнения

Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают нескольких видов.

  • Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.
  • Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством учителя. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков.
  • Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:

  • определить, какой предмет тонет, какой нет;
  • превратить снег в воду;
  • провести опыты с глиной;
  • установить свойства воска таять и т.д.

Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

Игры

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

  • инсценизация;
  • загадывание загадок;
  • введение соревновательных элементов;
  • организация игровой ситуации;
  • выполнение педагогом игровых действий;
  • чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

Словесные методы и приемы

Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми. С помощью речевого воздействия воспитатель может вызвать у дошкольников эмоциональный отклик, побудить их сформировать свое отношение к содержанию передаваемых знаний.

Рассказ или чтение

Рассказ — эффективный словесный метод, который позволяет изложить информацию доступно для детей. С помощью рассказа можно облечь учебный материал в образную форму.

Педагогу предлагается использовать литературные произведения или сочинять рассказы из личного жизненного опыта. Воспитатель, озвучивая рассказ для детей, передает свое отношение к той истории, которую повествует. Использовать рассказ можно в ходе любого занятия. По окончании слушания рассказа воспитатель должен проверить степень усвоения дошкольниками его содержания.

Более сложным вариантом данного метода является пересказ ребенком услышанного текста или составление собственного высказывания по образцу или на заданную тему.

Беседа

Беседа — диалогический метод осуществления познавательной деятельности . Обязательным условием проведения беседы является наличие у детей некоторого объема знаний по обсуждаемой теме.

Можно использовать такие виды бесед:

  • познавательная;
  • этическая;
  • вступительная;
  • обобщающая.

Словесные методические приемы широко применяются в детском саду на занятиях по развитию речи. К ним относятся:

  • речевой образец — воспитатель дает образец правильного произношения, построения предложений, использования интонации и т.д.;
  • повторное проговаривание — многократно повторяется звук, слово или фраза для усвоения или запоминания (например, заучить скороговорку, запомнить правильное употребление ударения в слове);
  • постановка вопросов — воспитатель обращается к детям с целью получить ответы на интересующую тему.

Также к словесным приемам относятся:

  • объяснение — воспитатель раскрывает значение слова или дает инструкцию к проведению наблюдения;
  • указание — воспитатель разъясняет способ действия или нормы поведения.

При изолированном применении словесных методов в работе с дошкольниками они имеют низкую эффективность. Необходимо дополнять их наглядными или практическими методами. Это будет способствовать развитию речи детей , творческого воображения, познавательной активности.

На занятиях с детьми дошкольного возраста рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы, чередуя и сочетая их между собой. При этом необходимо вести «живой» диалог с малышами, побуждать их к непосредственным действиям, опираться на детский жизненный опыт. Такие условия для образовательного процесса в детском саду обеспечат его высокую эффективность.


Top