Я готов к любым трудностям сказуемое. Сказуемое как объект изучения в школьной и научной грамматике. Грамматическая основа предложения: проблемы и решения

Цель лекции: дать общее понятие главных членов предложения, охарактеризовать их структурно-семантические признаки, остановиться на практических трудностях при характеристике главных членов предложения.

1. Общее понятие главных членов предложения, их структурно-семантическая характеристика.

2. Подлежащее, семантика подлежащего, способы морфологического ыражения.

3. Общее понятие сказуемого. Структурно-семантические признаки.

4. Принципы классификации типов сказуемых. Структурно-семантические типы сказуемого в русском языке:

а) простое глагольное сказуемое: неосложненное и осложненное;

б) непростые сказуемые:

– составное глагольное (СГС);

– составное имененное (СИС);

в) некоторые классификации типов сказуемых. Вопрос о сложном сказуемом (СлСк). Вопрос о простом именном сказуемом.

1. Общее понятие главных членов предложения, их структурно-семантическая характеристика

Главные члены образуют грамматическую основу предложения, входят состав структурной схемы. Подлежащее обозначает предмет, а сказуемое аключает в себе характеристику этого предмета.

В литературе не раз ставился вопрос, что важнее в предложении – подежащее или сказуемое? По этому вопросу существует три точки зрения:

1. Важнее сказуемое, так как именно сказуемое является тем компонентом предложения, в котором формируется предикативность предложения; кроме того, сказуемое выполняет строевую роль в предложении.

2. Ведущая роль принадлежит подлежащему, так как оно выражено единственным в русском языке независимым именительным падежом.

3. Существует известное равноправие между подлежащим и сказуемым. С. Г. Ильенко утверждает, что спорить о том, что важнее в предложении, подлежащее или сказуемое, это все равно, если спорить о том, что важнее в дроби: числитель или знаменатель. Надо помнить, что связь между подлежащим и сказуемым – это связь особого рода, координация или сопряжение. В грамматическом отношении они равноценны, но по сложности решаемых задач в грамматическом смысле подлежащее выглядит компонентом более простым.

2. Подлежащее, семантика подлежащего, способы морфологического выражения

Подлежащее – это главный член предложения, грамматически независимый, обзначающий предмет, признак которого обычно раскрывается сказуемым. Здесь термин предмет употребляется в широком смысле слова. Категориальная семантика подлежащего включает следующие основные значения:

1) значение активного деятеля (лица или предмета). Н-р, Незримо за лесом поет и бродит осень.

2) значение носителя признака. Н-р, Безграничны сокровища русского языка.

3) значение лица или предмета, находящегося в каком-либо состоянии. Н-р, Павел был в чрезвычайном волнении и т.д.

Универсальный вопрос «о чем или о ком говорится в предложении?» должен корректироваться вопросами именительного падежа – кто? что?

Подлежащее – это один из структурно-семантических компонентов предложения.

Й. Структурные признаки подлежащего:

1) входит в структурную схему предложения;

2) выражается чаще именительным падежом существительного или местоимения-существительного;

3) является структурно независимым словом, находится в предикативных отношениях со сказуемым;

4) чаще препозитивно по отношению к сказуемому.

ЙЙ. Семантические признаки подлежащего:

1) обозначает чаще предмет речи;

2) имеет чаще значение деятеля или носителя признака;

3) коммуникативная нагрузка возможна с различного рода коннотациями (дополнительными смыслами).

Способы выражения подлежащего:

Подлежащее характеризуется в ориентации на способ морфологического выражения. Подлежащее может быть выражено словом, цельным словосочетанием, фразеологизмом, предикативной единицей (составить таблицу по вузовским учебникам «Способы морфологического выражения подлежащего» к практическому занятию).

3. Общее понятие сказуемого. Структурно-семантические признаки

Теоретически не всегда легко осмыслить известные классификации типов сказуемых, а наша ассоциативная установка на то, что простое сказуемое выражается одним словом, а составное – двумя словами, на практике часто не получает подтверждение.

Н-р, Я буду солнце лить свое (М.) (простое глагольное сказуемое).

Всякий труд важен (составное именное сказуемое), ибо облагораживает (простое глагольное сказуемое) человека (Л.Т.)

Сказуемое, как любой другой член предложения, является его структурно-семантическим компонентом, т.е. обладает определенным набором структурных и семантических признаков:

Й. Структурные признаки сказуемого:

1. Входит в структурную схему предложения (в грамматическую основу, предикативную основу);

2. Всегда содержит глагол как основное средство выражения предикативности предложения;

3. Чаще постпозитивно по отношению к подлежащему;

4. Находится в предикативной связи с подлежащим.

ЙЙ. Семантические признаки сказуемого:

1. Выражает модально-временное значение;

2. Обозначает предикат суждения;

3. В условиях коммуникации предикативный признак может приобретать значения:

– действия активного деятеля. Н-р, Кирилл Петрович громко засмеялся (Пушк.).

– собственно признака лица или предмета. Н-р, Рассказ казался мне бездарным (Пауст.).

– состояние лица или предмета. Н-р, Спит земля в сиянье голубом (Лерм.).

– реляционные отношения между лицами или предметами. Н-р, Правда светлее солнца (посл.) и т.д.

В широком смысле сказуемое "обозначает предикативный признак предмета речи/мысли". В речевой действительности это значение признака может дифференцироваться как обозначение действия, состояния, свойства, качества, принадлежности и т.д., оформляемое в временном и модальном плане. Учет разнообразия способов передачи характера предикативного признака сказуемым и принимается во внимание при его классификации на типы.

5. Принципы классификации сказуемых

Для обозначения действия предмета используются чаще спрягаемые формы глагола, для обозначения собственно признака – существительные, прилагательные. В конечном счете, значение определяет способ выражения сказуемого и его структуру. Не случайно в последнее время семантический критерий разграничения типов сказуемого постепенно становится в центре внимания лингвистов.

Синтаксическая наука выработала два основных принципа классификации типов сказуемых.

Принципы квалификации типов сказуемых:

1. Способ морфологического выражения (на основе категориального значения)

Как представлен лексико-грамматический комплекс, который представляет собой сказуемое. В первом предложении сказуемое не является одновременно выражает грамматическое и лексическое значение, следовательно данное сказуемое простое. Во втором – глагол-связка выражает грамматическое значение времени, наклонения, а прилагательное готовым как именная часть данного сотавного именного сказуемого выражает его лексическое значение.

На сегодняшний день известны два варианта классификации типов сказуемых: семантический и структурный:

Й. Семантическая классификация типов сказуемых, согласно которой учитывается, что именно говорится о предмете речи: сообщается ли о его действии или о его признаке. Глагольное сказуемое обозначает действие или состояние, составное именное сказуемое – признак в широком смысле: свойство, качество, принадлежность и т. д.

ЙЙ. Структурная классификация типов сказуемых, согласно которой необхоимо учитывать количественный состав сказуемого.

В школе доминирует структурный подход к синтаксическим явлениям, поэтому изучаются простое глагольное сказуемое и составные: составное глагольное составное именное сказуемое.

Школьная классификация типов сказуемых учитывает:

1) способ морфологического выражения сказуемого: различают глагольные и именное сказуемые);

2) как представлен лексико-грамматический комплекс, который предтавляет собой сказуемое (различают простые и составные сказуемые).

Простое глагольное сказуемое: неосложненное и осложненное.

Для школы простые сказуемые бывают только глагольными и чаще выражаются одним словом – личной формой глагола (спрягаемой), которая одновременно является носителем лексического (вещественного) и грамматического значений. Необходимо различать простые глагольные сказуемые неосложненного и осложненного типа.

Синтетические формы простого глагольного неосложненного сказуемого могут быть выражены:

1. Синтетическими личными формами глагола изъявительного наклонения, 3-х времен, в настоящем и будущем времени 3-х лиц, 2-х чисел, в прошедшем времени – 3-х родов и 2-х чисел.

2. Синтетическими формами повелительного наклонения.

3. Инфинитивом.

4. Междометными глагольными формами (н-р, трах, стук, бац, жах и под.)

5. Глагольными фразеологизмами (н-р, вести беседу, устроить прием, произвести впечатление и под.)

Аналитические формы простого глагольного неосложненного сказуемого могут быть выражены:

1. Аналитическими личными формами глагола изъявительного наклонения, будущего времени 3-х лиц, 2-х чисел (н-р, буду жить), прошедшего времени – 3-х родов и 2-х чисел (с частицами бывало, было – н-р, пошел было)

2. Аналитическими личными формами глаголов повелительного наклонения (с частицами: пусть, пускай, да, давай, дай).

3. Аналитическими личными формами глаголов сослагательного наклонения (с частицей бы)

ΙΙ. Простое глагольное сказуемое осложненного типа может быть осложнено:

1. Повтором одного и того же глагола.

Н-р, Пошел, пошел отсюда! (Остр.).

2. Лексически неполноценным глаголом (действие+цель действия).

Н-р, Я пойду (действие) поищу (цель действия) его (Остр.).

3. Инфинитивом того же глагола.

Н-р, [Поглупеть-то я не поглупел] (Остр.).

4. Частицами в препозиции, интерпозиции и постпозиции.

Н-р, И стоит себе лес, улыбается.

Ну и сказал!

Верь не верь теперь.

5. Адвербиализованным однокоренным деепричастием.

Н-р, А дитя-то ревмя ревет целый день (Остр.)

Составные сказуемые.

Выделяются два вида составных сказуемых в зависимости от того, чем выражена основная часть, носитель вещественного значения, – инфинитивом или именем.

1. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Различают следующие виды вспомогательных глаголов по общему значению:

1. Фазовые – начать, продолжит, закончить и др.

2. Модальные – мочь, хотет, жела, думать и др.

3. Эмоциональные – любит, бояться, стремиться и др.

Функцию вспомогательного модального глагола может выполнять гла-

гольный фразеологизм.

2. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

Различают по общему значению следующие виды глагольных связок:

1. Отвлеченная – быть.

2.Полуотвлеченная – стать, становиться, делаться, называться и др.

3.Знаменательная – работать, летать и др.

Способы выражения именной части составных именных сказуемых разнообразны (самостоятельно).

Функцию именной части составного сказуемого может выполнять именной фразеологизм ЛФГ в из.н., в наст.вр. сущ. пр. мест. сущ.

Н-р, Он был мастер на все руки.

СИС: отвл.гл.св. + ИЧ (фразеологизм)

В) Некоторые классификации типов сказуемых. Вопрос о сложном

сказуемом (СлСк). Вопрос о простом именном сказуемом.

Во многих вузовских учебниках встречаются, помимо терминов протое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именое сказуемое термины смешанное (сложное) сказуемое, простое именное сказуемое.

Сложное сказуемое – это многокомпонентное сказуемое, содержащее минимум три и более значимых для сказуемого компонента (не слова).

Н-р, Решил пойти учиться

Должен прийти на помощь (= должен Ǿ помочь)

Мог бы стать ученым и под.

В последнее время сложное сказуемое – самый употребительный термин (см. в учебниках Л.А.Новиков, Н.С.Валгина, В.В.Бабайцева и др.). П.А.Лекант употребляет термины составное глагольное и составное именное сказуемое осложненного типа. С.Г.Ильенко обращает внимание на вспомогательную часть сказуемого и употребляет термины составное именное трехчленное сказуемое с инфинитивным компонентом (н-р, должна была уехать) и составное глагольное трехчленное сказуемое с именным компонентом (н-р, могла стать актрисой. В школе ориентируются на последний компонент, термин сложное сказуемое не употребляется.

Н-р, Должна была уехать (для школы – составное глагольное сказуемое, так как последнее слово выражено инфинитивом). Могла стать актрисой (для школы -составное именное сказуемое, так как последнее слово выражено именной частью речи, существительным).

Согласно семантической классификации типов сказуемых выделяется простое именное сказуемое (см. учебники Л.А.Новикова, Н.В.Валгиной). Н.С.Валгина утверждает, что с точки зрения семантической классификации типов сказуемых простыми могут быть и глагольные и именные сказуемые. П.А.Лекант, В.В.Бабайцева категорически заявляют – простое сказуемое всегда глагольное.

Литература

1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 1988.

2. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

3. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2.

4. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

5. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

7. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

8. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1989.

9. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. – М., 1976.

Контрольные вопросы

1. Определение подлежащего (из вузовских и школьных учебников). Структурно-семантические признаки подлежащего. Способы выражения подлежащего. Когда подлежащее является морфологизованным, когда – неморфологизованным? Спорные вопросы теории подлежащего.

2. Определение сказуемого (из вузовских и школьных учебников). Структурно-семантические признаки сказуемого. Принципы классификации типов сказуемого (знать типы сказуемого, представленные в разных вузовских и школьных учебниках). Способы морфологического выражения простого глагольного сказуемого (неосложненного и осложненного), составного именного сказуемого, составного глагольного сказуемого. Вопрос о сложном сказуемом в русском языке.

И как ее найти в предложении? На какие вопросы отвечает сказуемое и подлежащее? Именно эти темы на протяжении долгих школьных лет обучения мало-помалу познают дети. И это совсем немудрено, ведь тема глубокая и имеет много подводных камней.

Грамматическая основа

Итак, как распознать основу предложения? Для начала нужно разобраться с определением По сути, это главная часть любого предложения, которая определяет предмет, его действие и то, чем он является. А именно это подлежащее и сказуемое. В школе допустимо считать их словосочетанием, но если копнуть глубже, то в не совсем так. Вопросы звучат так:

  • Подлежащее - "кто" или "что". Это может быть любой предмет, человек, животное, живое и неживое существо и местоимение, которое в предложении использовано в именительном падеже.
  • Вторая часть грамматической основы - сказуемое. Отвечает на вопросы "что он такое" или "кто он такой", "что делает", "каков предмет", "что с ним происходит".

Примеры основной части предложения

Для примера можно взять несколько

  • "Мальчик (кто?) идет (что делает? - здесь сказуемое является глаголом) домой."
  • "Ему грустно (что происходит с предметом?)." В этом примере сказуемое выражено наречием, а именно состоянием главного персонажа.
  • "Он мал (каков предмет?)". Сказуемое здесь является кратким прилагательным.
  • "Олег - ученик (кто он такой?)." В этом примере сказуемое выражено одушевленным существительным.
  • "Байкал - большое озеро". Здесь используется неодушевленное существительное, а сказуемое отвечает на вопросы "чем является" или "что он такое".

Составное глагольное сказуемое

Простое сказуемое, или как его еще называют глагольное, может быть выражено в любом наклонении. Всегда является глаголом, что понятно из его названия. Такое сказуемое отвечает на вопросы, поставленные в любом времени. Не всегда простое сказуемое выражено одним словом, например:

  1. "Я буду петь". "Буду петь" - простое сказуемое, выраженное глаголом в форме сложного будущего времени.
  2. Как будто, словно, точно, как бы, будто , используемые со сказуемым - модельные частицы, которые не выделяют запятыми, как в случае со сравнительными союзами.
  3. "Она было пошла к двери, как вдруг остановилась". Здесь «было» - модельная часть, обозначающая действие, которое началось, но не свершилось. Запятыми такие части не выделяют, в отличие от таких как бывало и бывает , которые имеют значение регулярного повторения действий.
  4. В случае с фразеологизмом в качестве сказуемого, чтобы его отличить от составного типа, следует помнить следующее: первый легко заменить одним словом, но нельзя вместо него поставить "быть" (в любой его форме).

Составное именное сказуемое

Этот тип сказуемого, в свою очередь, делится на подтипы: может быть глагольным, именным или трехчленным. Эти части предложения могут состоять из двух и более слов, которые и определяют тип.

Основная и вспомогательная части, которые выражены словами, обозначающими действие, образуют составное глагольное сказуемое. Одна из них всегда употребляется в неопределенной форме, а вторая выражается глаголами, обозначающими начало, продолжение и окончание действия. В этом качестве используются слова должен, рад, могу, готов и другие, которые являются краткими прилагательными. Также эта часть выражается словами, обозначающими состояния, имеющими значение возможности, желательности и необходимости, а также дающими эмоциональную оценку действия.

Именное сказуемое отвечает на вопросы относительно действий предмета и в своем составе может иметь существительное и прилагательное в именительном и творительном падежах, а также причастие, числительное, наречие и местоимение, которые используются вместе со вспомогательными глаголами.

Сложное сказуемое является объединением между собой глагольного и именного сказуемых.

    Фонетический закон конца слова . Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдje ст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишо л по jьст] (пришел поезд ); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш ). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

    Ассимиляция согласных по звонкости и глухости . Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [ду шкъ - ду шкъ] (дужка - душка ), [в"и е с"ти - в"и е с"т"и ] (везти - вести ), [фп"ьр"и е м"е шку - фп"ьр"и е м"е шку] (вперемежку - вперемешку ).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут , [Λтjе ст] (отъезд), свой, твой .

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхо ткъ] (походка), [збор] (сбор ); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу ), [зд"е лъм] (с делом ); 3) на стыке слова с частицей: [го т-ть] (год-то), [до бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы ), [рас-п"ат"] (раз пять ).

    Ассимиляция согласных по мягкости . Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков представлен в следующей таблице:

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел ) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили ).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце ).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"е с]; ср. [Λо р]) и перед частицей ([рос-л"и ]; ср. [рΛсли ]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли ).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"êс"т"], [в"и е з"д"е], [ф-ка"ь], [казн"] (месть, везде, в кассе, казнь ). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"и е л"ит"], [ръс"т"и е нут"], [б"ъез"-н"и е во ), [б"и е с"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил ). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на , а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"êр], [д"в"êр|, [т"в"êр], [с"п"êт"], [с"-н"им], [ис"-пêч"], [рΛз"д"êт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть ).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"êн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

    Ассимиляция согласных по твердости . Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба ) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный ).

    Ассимиляция зубных перед шипящими . Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит: 1) на стыке морфем: [ат"], [рΛат"] (сжать, разжать); [ыт"], [рΛыт"] (сшить, расшить); ["от], [рΛ"от] (счет, расчет); [рΛзно "ик], [изво "ик] (разносчик, извозчик);

Составное именное (неглагольное) сказуемое

В составном именном сказуемом аналогично тому, как и в составном глагольном, всœегда различаются два конструктивных компонента: 1) связка , основное назначение которой состоит в выражении чисто грамматических, предикативных категорий модальности и времени; 2) именная (присвязочная ) часть , заключающая в себе вещественное содержание сказуемого. Напри­мер: Эти растения были верными друзьями детворы (К.Паустовский); Рассвет был синий , холодный … (Б.Пильняк); Шура Шлезингер была высокая худощавая женщина с правильными чертами немного мужского лица (Б.Пастернак). Важно понимать, что вспомогатель­ный компонент составного именного сказуемого может вовсœе не иметь словесного выражения, ᴛ.ᴇ. связка представляется нулевой формой, но сказуемое всœегда остаётся двукомпонентным , ᴛ.ᴇ. составным: Я – непокорный и свободный (А.Блок).

В функции связки употребляется прежде всœего слово быть. Абстрактная (или идеальная) связка быть не тольковыражает грамматическое значение модальности и времени, но и связывает сказуемое с подлежащим.

К отвлечённым связкам относят также представлять собой, являть собой, являться, представляться, считаться, оставаться, выглядеть, казаться, сделаться, вернуться, стать и др.

Иногда их причисляют к группе несобственно-связок1. Οʜᴎ характеризуются ослабленным и видоизменённым лексическим значением и вносят разные семантические оттенки в вещественное значение сказуемого. Ср.: Он был добрым; Он стал добрым; Он казался добрым; Он вернулся добрым.

В случае если абстрактная связка быть представляет собой чисто служебное слово, то связки второго типа делятся на полузнаменательные и знамена­тель­ные.

Полузнаменательные связки вносят в составное именное сказуемое ряд собственных значений: 1) появления признака: делаться сделаться, стать – становиться ;2) сохранения признака: остаться – оставаться ; 3) внеш­него обнаружения признака: получаться получиться, выходить – выйти , оказаться – оказываться ; 4) приписанности признака его носителю извне, называния: слыть – прослыть, казаться, считаться, называться, именоваться, зваться ;5) оценки признака как предполагаемого, кажущегося, мнимого: казаться – показаться, оказаться, слыть : К примеру: Мужик вдруг побагровел, и сквозь загар лицо стало кирпичным (А.Серафимович); Зрелище становилось страшным (А.Куприн); Кузнец слыл за человека очень рассудительного (Н.Лесков); Обмер оврагов оказался делом трудным (К.Паустовский).

Знаменательные связки представляют собой глаголы с конкретным лексическим значением (как правило, движения и пребывания в каком-то состоянии деятельности). Οʜᴎ вступают в синтаксическую связь либо с прилагательным в форме именительного или творительного падежа, либо с существительным в форме творительного падежа. Это слова идти, вернуться, сидеть, родиться, жить, работать, трудиться, вкалывать и др.2 Он шел довольный (К.Федин); Садыков пришел пасмурным , деловым ,усталым и действенным … (Б.Пильняк); Весна выдалась непохожая на обыкновенные русские зимы (К.Паустовский); Левка сел первым на единственный табурет у дощатого стола (А.Толстой); Что, Акулина, нищенкой живёшь ? (М.Горь­кий); Народ в Ени-Кале жил скупой инебогатый … (К.Паустовский). Творительный предикативный в усилитель­ном значении может сочетаться с именительным падежом того же имени: …Дома живёшь свинья свиньёй , никого не принимаешь … (А.Пушкин). Такой же способ выражения вещественной части составного именного сказуемого возможен и при отвлеченной связке: А она туча тучей (Н.Лесков); Она перед тобой урод уродом (А.Пушкин).

Частицы: это, вот, таков, как, точно, словно, вроде, наподобие, сродни и др. не заменяют глагольной связки быть, а только сочетаются с ней в различных формах, в том числе и в нулевой, лишь подчеркивая функции связки быть . К примеру: Ты – точно приговор к ссылке На недоед, недосып, недобор, На недопой и на боль в затылке (Б.Пастернак); Знаки препинания – это как нотные знаки (К.Паус­товский); Чинар – это дерево ткач, плетущий себя самого (Н.Заболоцкий).

Присвязочная часть составного именного сказуемого обозначает пас­сив­ный предикативный признак подлежащего. Чаще всœего в роли именной части составного именного сказуемого выступают типичные для данной фун­кции так называемые предикативные формы именных частей речи . К ним относятся:

1. Несклоняемые краткие прилагательные и страдательные прича­стия. В предложении они функционируют исключительно как именные части составного сказуемого1. К примеру: Ты глух ! – рычал Левий … (М.Бул­га­ков); Лицо бабушки торжественно иустало (В.Астафьев); Охранник был взбешен (К.Паустовский); Листья эвкалиптов всœегда повёрнуты рёбрами к солнцу… (К.Паустовский). Их употребление в другой функции стилистически обусловлено: Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной (М.Лер­монтов).

2. Склоняемые существительные, полные прилагательные и причас­тия, числительные, местоимения в формах именительного или творитель­ного падежей. Обе эти падежные формы имеют одинаковое значение, могут в силу функциональной эквивалентности заменять друг друга: Человек в других людях и есть душа человека (Б.Пастернак); Лара была самым чистым существом на свете (Б.Пастернак); Через минуту она вернулась внешне спокойная (Б.Пастернак); Поле казалось бегущим бесконечным (Б.Пастер­нак); Дом данный – мой (М.Горький).

В роли именной части при соответствующей абстрактной связке может выступать существительное в форме винительного падежа без предлога: Скоро дом представлял сонное царство (Б.Пастернак); Голос представляет собой борьбу глагола с ненаступившим временем (И.Бродский). В позиции именной части возможен винительный падеж одушевлённых существитель­ных с предлогом за : За старосту будет Иванова; За командира остаётся младший сержант.

Именная часть составного именного сказуемого может быть представлена словосочетанием в форме именительного или творительного падежа. К примеру: Какая безумная вещь вальс ! (Б.Пастернак); Зато старый ковёр сделался любимой вещью мальчика (А.Куприн).

Условно непредикативными (не типичными) для данной функции являются всœе другие формы косвенных падежей имени существительного и других субстантивировавшихся частей речи, в том числе и творительный падеж сравнения: губки бантиком , усы колечком и т. п.: У меня губки бантиком ; Я тогда, сами представляете, был в трудном состоянии (К.Паустовский); Стрельба была по невидимой цели (А.Твардовский); Сейчас Татьяна Петровна меньше всœего походилана взрослую (К.Паустовский); Все шесть писем были от Даши (А.Толстой); Весь город был на ногах (К.Паустовский); Я сегодня при деньгах (К.Паустовский); Портфель – из кожи ; Ткань – в клеточку ; Она – из-за Днепра и т. п.

Вещественное значение в составе именного сказуемого может пере­дава­ть­ся частями речи, не имеющими форм словоизменения. В силу этого оно, конечно, не является собственно именным. Более корректным было бы именовать его неглагольным. В составном неглагольном сказуемом присвя­зо­ч­ным компонентом выступают прежде всœего наречия, относительно неболь­шая их группа. Это слова навеселœе, наспех, наготове, настежь, кста­ти, начеку, настороже, навы­ка­те и др. К примеру: С тех пор при встрече с Федей я был настороже (К.Паустовский); Окна стояли настежь (К.Паустов­ский). В этой же функции употребляется неизменяемая форма сравнительной степени качественных прилагательных (компаратив ): И моё будущее представляется мне ещё безнадёжнее (Л.Толстой); Земляника здесь крупнее (А.Грибоедов); А хохот пуще (А.Грибоедов).

Деепричастия типа вспухши, вздувшись, выпивши, вымокши, озябши и др. употребляются преимущественно в просторечии: У моего Васятки всœегда ухо вспухши от этого ять (А.Чехов); Сторож явился выпивши .

Инфинитив в качестве присвязочной части составного именного сказуемого употребляется только со связками быть, значит, означать. При этом он нередко параллелœен инфинитиву подлежащему. К примеру: Курить – здоровьювредить . Позицию подлежащего при этом занимают, как правило, существительные в именительном падеже с абстрактной семантикой обязан­ность, дело, работа͵ задача, идея, долг, субстантивированные прилагатель­ные и сочетания самое главное, самое важное и т.п. Инфинитив может иметь любое лексическое значение. К примеру: Задача – собрать урожай; Наша цель – провести эксперимент; Самое важное – лечиться .

В позиции именной части бывают и целые словосочетания, если существительное в их составе не обладает достаточной семантической полнотой: Церковь была новой стройки (Б.Пастернак); Гардероб черного дерева был огромных размеров (Б.Пастернак).

В составе именного сказуемого вычленяется особая его разновид­ность – так называемое двойное сказуемое. Оно состоит из двух полнозначных слов, глаголы в них имеют значение преимущественно перемещения в простра­нстве, деятельности или состояния и, как правило, прилагательных и причастий, употребляющихся во взаимозаменяемых формах Им.п. и Тв. падежей. К примеру: Мы вернулись с рыбалки довольными (довольные ). Подлежащее и сказуемое связаны тяготением, чем и обусловлена возможность литератур­ного употребления именной части сказуемого в двух формах – творительного и именительного падежа.

Составное именное (неглагольное) сказуемое, как и составное глаголь­ное, может иметь осложнённые формы. Осложнение происходит за счёт той части составного сказуемого, которая не выражает его вещественного значения. Она может модифицироваться одним или даже двумя фазисными глаголами, характерными для составного глагольного сказуемого: под конец мечта дойти до линии фронта начала казаться им несбыточной (К.Симонов); Мало-помалу разговор начал становиться почти серьёзный (Ф.Достоевский). Осложнять могут модальные глаголы: Жизнь и должна быть восхищением (И.Бунин); После этого всякий может надеяться быть моим зятем (Л.Толстой).

4. Вопрос о сложном (смешан­ном) сказуемом

Как утверждает Н.С.Валгина, глагольное сказуемое, состоящее из трёх и более компонентов по количественному признаку является сложным . По качественному составу оно может быть смешанным, ᴛ.ᴇ. объединять признаки составного глагольного и составного именного сказуемого. В смешанных многочленных сказуемых сочетаются компоненты и тех и других: хотел стать дипломатом…1 . Здесь от глагольного сказуемого модальный глагол хотел, от именного – полузнаменательная связка и именная часть стать дипломатом. Как пишет И.П.Распопов, эта квалификация такого типа сказуемого “представляется наиболее точной, поскольку в этих случаях имеет место своеобразная контаминация форм составного глагольного и составного именного сказуемого”2. К примеру: Эту ночь нельзя было спать (Б.Пильняк); Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым … (М.Лермонтов); …Я готов быть предметом из прошлого (И.Бродский).

При этом, по утверждению П.А.Леканта͵ форма многочленного сказуемого, вещественное значение которого выражается инфинитивом или именем, это – осложнённая форма составного глагольного или именного сказуемого независимо от количества и качества компонентов во вспомогательной части3. Многочленной и смешанной может быть только вспомогательная часть, а сказуемое всœегда остается двукомпонентным. Ср.: Он продолжал /работать. – Он хотел продолжать /работать ; Он готов был продолжать /работать ; Он выразил желание продолжать /работать. Она была доброй. Она оставалась/ доброй. – Она хотела оставаться / доброй. – Она готова была оставаться /доброй. – Она выразила мечту оставаться / доброй.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, смешанное многочленное сказуемое - ϶ᴛᴏ осложненное составное глагольное или составное именное сказуемое: Соблюдая субординацию, Борис должен был / докладывать за полковни­ком… (Ю.Бон­да­рев); Шаги его уже перестали быть/ слышны (Л.Толстой).

В состав которой входят подлежащее и (или) сказуемое. Их правильное выделение является залогом успешного синтаксического разбора. При этом чаще всего возникают сложности с нахождением сказуемого. Оно может иметь различную структуру и способы выражения. В зависимости от этого различают следующие виды сказуемых: простое и составное.

Что такое сказуемое?

В предложении подлежащее обычно называет предмет (или имеет значение предметности). Сказуемое обозначает действие, состояние, качество предмета, названного подлежащим. К нему можно задать один из вопросов: что делает? что это такое? каков он?

Этот член предложения может выражаться словами разных частей речи и заключает в себе лексическое и грамматическое (отношение высказывания к действительности) значение. Они могут совмещаться в одном компоненте или требуют для выражения два и более составляющих. Соответственно, состав сказуемого может быть разным: одно или несколько взаимосвязанных слов. Знание этих тонкостей помогает правильно найти грамматическую основу в предложении.

Виды сказуемых: таблица

Изучением данной темы занимается синтаксис. В русском языке выделяют следующие типы сказуемых:

Простое глагольное сказуемое

Именно этот тип главного члена обычно приходит на ум, когда звучит вопрос о том, какие виды сказуемого вы знаете. Считается, что найти его довольно легко, но на деле все может оказаться сложнее. Действительно, обычно такое сказуемое выражается только одним словом - глаголом в одной из форм наклонения: изъявительного (Я вам спою песню ), сослагательного или условного (Он прочитал бы стихотворение, но горло болит ), повелительного (Расскажите, пожалуйста, мою любимую сказку ). В этом случае и лексическое и грамматическое значения заключаются в одном слове.

Однако работая с таким видом сказуемого, нужно помнить о нескольких важных моментах. Прежде всего, о том, что глагол в форме будущего сложного времени является простым глагольным сказуемым (Друг будет встречать на вокзале ), хотя и состоит из двух слов. Незнание этого факта является наиболее частой причиной ошибочного определения грамматической основы и ее вида. Характеризуя разные виды сказуемых в русском языке, нужно принимать во внимание и следующие малоизвестные (или часто забываемые) способы его выражения.

Трудности в определении простого глагольного сказуемого

Вот примеры предложений, при нахождении и характеристике главных членов которых можно допустить ошибку.

  1. Два глагола, употребленные в одной форме, обозначают, по сути, одно действие: Пойду съем чего-нибудь .
  2. В состав сказуемого наряду с основным входит глагол ВЗЯТЬ в личной форме: Она взяла и отказалась .
  3. Один и тот же глагол употреблен дважды - в неопределенной и личной форме с отрицательной частицей между ними: Сама читать не читает…
  4. Личный глагол повторяется для усиления сказанного (Все иду, иду вперед… ), иногда с частицей ТАК (Да, спел, так спел).
  5. В предложении присутствует сочетание глагола со словом БЫЛО или ЗНАЙ (ЗНАЙ СЕБЕ), имеющими значение частицы: Он сначала было задумался…
  6. Сказуемое - это фразеологизм: Наконец, он взялся за ум .

Таким образом, определяя вид сказуемого в предложении, нужно руководствоваться грамматическими признаками глагола как части речи и указанными выше условиями.

Составные сказуемые

Очень часто, определяя грамматическую основу предложения, выделяют смысловые конструкции, состоящие из двух и более слов. Это подлежащие, выраженные неделимым словосочетанием, или составные сказуемые, в которых присутствуют две части: основная (заключает в себе лексическое значение) и вспомогательная (помимо указания на грамматические признаки, может иногда вносить дополнительные смысловые оттенки). Последние делятся на глагольные и именные. Для правильного нахождения и характеристики необходимо знать их структуру.

Составное глагольное сказуемое

Лексическое значение всегда выражается инфинитивом, а грамматическое - вспомогательным глаголом (хотеть, желать, мочь, начать, завершать, желать, любить и др.) в личной форме или кратким прилагательным (рад, обязан, готов, должен, способен, намерен). Вот эти виды сказуемых с примерами:

  • Вскоре солнце начало садиться.
  • Друг обязан был предупредить о своем отъезде.

При определении составного глагольного сказуемого нужно отличать сочетание сказуемого и дополнения, выраженного инфинитивом: Гости попросили хозяйку - о чем? - спеть . В подобном случае можно руководствоваться подсказкой: если действия, обозначаемые глаголом в личной и неопределенной форме, совершаются одним лицом (подлежащим), то это составное глагольное сказуемое, если разными - это простое глагольное сказуемое и дополнение.

Инфинитив также может иметь обстоятельственное значение и будет в таком предложении являться второстепенным членом. Пример: Он присел - зачем? - отдохнуть .

Таким образом, наличие в предложении инфинитива не всегда является показателем того, что в нем употреблено составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое

Это тип, вызывающий наибольшие сложности в определении. В нем именная часть заключает в себе основное лексическое значение, а связка - грамматическое.

Именная часть может выражаться:

  1. Существительным в именительном или творительном падеже.
  2. Прилагательным в одной из форм (полной, краткой, степени сравнения).
  3. Числительным в именительном или творительном падеже.
  4. Причастием.
  5. Местоимением (употребленным самостоятельно или в составе сочетания).
  6. Наречием (точнее, словом категории состояния).
  7. Цельным словосочетанием.

Именная часть может быть представлена одним словом или их сочетанием. Причем краткие прилагательные и причастия, а также простая сравнительная степень, могут быть в предложении только частью именного сказуемого.

  • Жизнь человека - постоянная борьба.
  • Все вокруг казалось волшебным.
  • Шесть да пять - одиннадцать.
  • Шапка была сдвинута на лоб.
  • Книга теперь твоя.
  • К вечеру стало душно.
  • Лицо его казалось темнее тучи.

В качестве связки часто используется глагол БЫТЬ в личной форме, а также слова КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, СДЕЛАТЬСЯ и под., которые дополняют лексическое значение (Она вот уже второй год была медсестрой ). Иногда такие виды сказуемых включают в качестве связки глаголы, обозначающие деятельность, состояние, движение и выражающие в других предложениях самостоятельное смысловое значение: СТОЯТЬ, РАБОТАТЬ, БЕЖАТЬ, ИДТИ и др. (Девочка вот уже минут десять стояла истуканом ).

Использование этих знаний поможет правильно выполнить синтаксический анализ любого предложения, а вопрос о том, какие виды сказуемого вы знаете, больше не вызовет сложностей.


Top