Моральная и гуманистическая функции философии. Гуманистическая функция. Вопросы для самоконтроля

Культурология: Учебник для вузов Апресян Рубен Грантович

3.4. Функции культуры

3.4. Функции культуры

Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Культура полифункциональна.

«Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей» . В науке нет единого мнения о том, какие функции культуры следует считать главными, на основании какого принципа надо строить их иерархию. Но все исследователи культуры единодушны во мнении, что функции культуры социальны, т. е. обеспечивают совместную жизнедеятельность людей.

Исходя из нашего понимания природы и сущности феномена культуры, рассмотрение функций, которые она выполняет по отношению к человеческому сообществу, начнем с главной, на наш взгляд, ее функции гуманистической. Назначение культуры – делать человека Человеком. Благодаря культуре человек вышел из мира животных. Культура создавалась и создается человеком для своего блага и блага других людей. Она дает возможность облегчить труд, развить ум и чувства. Постижение культуры – условие самосовершенствования и саморазвития личности. И если делаемое людьми не отвечает этому назначению, не выполняет эту функцию, оно относится к культуре только по определению.

Но, выполняя свое назначение, культура все время развивается, прогрессирует. Люди ищут и находят новые, более совершенные формы деятельности, глубже проникают в тайны природы, узнают новое о самих себе, своей собственной природе. Тоньше становятся, благодаря культуре, человеческие чувства. Совершенствуется способ воплощения открывшегося и почувствованного. Без постоянного развития, без творчества культура не может существовать. Творческая, эвристическая функция культуры – вторая определяющая ее функция.

Потребность в создании нового возникает из неудовлетворенности уже имеющимся, уже достигнутым. Но, чтобы возникла потребность в создании нового, поиске чего-то более совершенного, необходимо, чтобы уже имеющееся и существующее было хорошо освоено. Важная функция культуры функция исторической преемственности. Без знания и освоения всего достигнутого человечеством невозможно дальнейшее развитие культуры (см. раздел IV «Преемственность в развитии культуры»).

Человек и человечество выражают себя в культуре и, осваивая ее, во-первых, становятся людьми, а во-вторых, получают знания о природе, о живущих рядом и о других странах и народах, о прошлом и настоящем. Это осуществляет познавательная функция культуры.

Но, приобретая, благодаря культуре, целостное представление о своем и о других народах и странах, о людях вообще, человек начинает лучше понимать этих людей и другие народы: их нравы, быт, образ жизни, традиции. А это дает возможность общения. Но без знания и понимания других, отличных от нас, людей оно затруднено. С познавательной функцией культуры теснейшим образом связана функция общения коммуникативная.

Общение может быть прямым, когда люди ездят, смотрят, встречаются с другой культурой и новыми людьми, и косвенным – через произведения искусства, научные публикации, специальное изучение определенных областей культуры.

Функции культуры не отделены друг от друга, а взаимопроникают и дополняют одна другую. Познание, даваемое культурой, помогает общению людей. Общение людей, в свою очередь, приносит новые знания. Об этом как всегда конкретно и образно сказал Б. Шоу: «Если у вас яблоко и у меня. Мы обмениваемся, у каждого остается по яблоку. Если у каждого из нас по идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу становится богаче, а именно – обладателем двух идей».

Но чтобы раскрылось содержание культуры, необходимо освоить ее язык, символику, знаковую систему, через которые культура передает свое содержание. Это и особенности нравов, обычаев, форм поведения людей и т. д. И, конечно, очень важно знание языка, на котором говорят и пишут. Это семиотическая, или знаковая, функция культуры.

В каждом обществе в ходе культурно-исторического развития складывается своя культура, формируются свои неписаные правила поведения, общения, определяется, что можно и что нельзя делать, как принято одеваться и т. д. И люди, чтобы жить в этом обществе, этим правилам подчиняются. В этом проявляется нормативная функция культуры.

Нормы поведения и общения, устанавливаемые культурой, меняются. И если в традиционных обществах они достаточно жестко регламентированы, то современный мир допускает большую свободу поведения и общения людей. Однако даже теперь очевидное нарушение норм (сознательное или случайное) воспринимается как вызов.

Но для того чтобы функционировать в обществе в качестве его полноправного члена, недостаточно усвоения поведенческих норм. Необходимо усвоить определенную систему знаний, ценностных ориентации, социальных норм и правил. Необходима социализация личности. И эту функцию также выполняет культура. Социализация личности достигается путем целенаправленного воздействия на личность (воспитание, образование), а также спонтанно .

Всегда была важна, а сейчас приобрела особую значимость аксиологическая функция культуры. Культура, утверждая определенные ценности, формирует ценностные ориентации. Они различны в разные эпохи, у разных народов, в разных социальных слоях общества. Рыцарская доблесть, дворянский кодекс чести, честное купеческое слово, профессиональная гордость специалиста, научная добросовестность ученого, исполнение воинского долга военными: «Честь имею!»

Неписаный кодекс чести российской интеллигенции, жившей всегда достаточно бедно, – порядочность и опрятность.

Формируются культурные ценности традициями, всем укладом жизни. Большую роль в этом играют литература, искусство в целом, а сейчас – СМИ, и главным образом телевидение. Какие ценности оно утверждает, известно всем. Но разобраться в том, что является действительно культурной ценностью, и сделать свой выбор может и должен каждый.

Функций культуры много, и все они важны. Но функциональная интерпретация культуры не является всеохватывающей ее характеристикой.

Не все в культуре может быть объяснено с помощью понятия «функция». Культуру нельзя рассматривать лишь под углом зрения того, как она обслуживает общество, так как она обладает самостоятельной ценностью. Она возникла как способ существования жизни и превратилась в сущность жизненного существования .

Мы назвали далеко не все функции культуры, но уже из сказанного видно, какую огромную роль культура выполняет, сколь всесторонне она обслуживает общество и человека. И если согласиться с мнением, что к этому не сводится значение культуры (а с ним хочется согласиться), то еще более очевидным становится значение и необходимость культуры и для человека, и для общества.

Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

5. Значение и функции культуры Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко-творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная

Из книги История культуры автора Дорохова М А

3. Основные функции культуры Главная функция феномена культуры – человекотворческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической

Из книги Природа Фильма. Реабилитация физической реальности автора Кракауэр Зигфрид

9. Значение и функции культуры Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко – творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

3.4. Функции культуры Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Культура полифункциональна.«Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей» . В науке нет

Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария

9.2. Функции религии 1. Компенсаторная. Проанализировав перечисленные выше сущностные характеристики религии, можно сделать вывод, что она способна в какой-то степени компенсировать человеку несовершенство окружающего мира и его самого. В реальном мире изменений не

Из книги Метаморфозы музыкального инструментария:неофилософия народно-инструментального искусства XXI века автора Варламов Дмитрий Иванович

11.3. Функции искусства Роль и значение искусства в жизни общества и человека многообразны и не исчерпываются утилитарными задачами: искусство самоценно, но выполняет множество функций.В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и

Из книги Теория литературы. Чтение как творчество [учебное пособие] автора Кременцов Леонид Павлович

4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Термин «функция» (от лат. functio – «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно-нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

5 УРОВНИ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Регулятивная функция культуры проявляет себя в системе норм и требований, обязательных для всех членов общества во имя поддержания его целостности и обеспечения гармонии межгрупповых интересов.Регулятивная функция культуры

Из книги Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма автора Морозов Игорь Алексеевич

Из книги Лекции по культурологии автора Полищук Виктор Иванович

Из книги автора

Функции художественной литературы 1 «Цель поэзии – поэзия!» – считал А. С. Пушкин. Суждения поэта о назначении искусства, о его роли в жизни человека и общества были и остаются наиболее близкими к истине. Они многократно подтверждены творческой практикой и

Из книги автора

Из книги автора

Функции куклы в культуре

Из книги автора

ТЕМА 2 Виды, формы, содержание и функции культуры Выше мы отметили: культура – это явление человека в истории, вид его бытия в мире, способ его жизнедеятельности, самоосуществления, присущего только человеку. Животный мир ничего не выражает, кроме своей природной данности.

  • Внимание как высшая психическая функция, по Л.С. Выготскому
  • Внимание как функция умственного контроля, по П.Я. Гальперину
  • Волновая функция многоэлектронной системы в одноэлектронном приближении
  • Одной из важнейших функций культуры является гуманистическая (от лат. humanitas – человеческая природа). Главным субъектом любой культуры является человек. Культура не существует вне человека, так же как и человек – вне культуры. Будучи отдалённым от культурной среды, человек деградирует. Подлинная культура возвышает человека. От того, как произойдет формирование личности, какие моральные принципы она усвоит, на какие ценности будет ориентироваться, зависят её человеческие качества. Именно они являются важнейшим условием благополучия того или иного общества.

    Гуманистическая функция призвана выполнять роль социокультурного фильтра и амортизатора по отношению к негативным проявлениям цивилизационных процессов, которые нередко носят антигуманистический характер. Культура ориентируется на человека, способствуя преодолению прагматически-утилитарных свойств цивилизации. Таким образом, это функция одухотворения жизнедеятельности человека.

    В заключение следует отметить, что в любом культурном явлении обнаруживается единство функций. В реальной жизни все они взаимодействуют друг с другом и не существуют в чистом виде. Каждому из структурных элементов культуры, о которых пойдет речь в следующих главах, могут быть свойственны различные функции.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что подразумевается под структурой культуры?

    2. Каким образом можно структурировать культуру по субъекту-носителю?

    3. Что такое «субкультура»?

    4. В чём специфика специализированной и обыденной культуры?

    5. Можно ли все явления культуры четко разграничить на материальные и духовные?

    6. Какие функции выполняет культура в обществе?

    ТЕМА: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

    ПЛАН

    1. Общая характеристика первобытного общества

    2.Особенности культуры

    Еще до того, как появились античные шедевры… человечество восхищалось прекрасными образами, созданными другими людьми и другими цивилизациями.

    Эжен Делакруа

    Эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в истории человечества. Хотя жизнь древних племен в различных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного периода .

    Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis – объединение) – недифференцированность ее форм, признак ее неразвито­го состояния.

    Еще одна особенность – отсутствие письменности, обус­ловившая медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда – и медленные темпы культурного и социального развития.

    На ранних стадиях первобытного общества, когда язык
    был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации – небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и обще­ния, помимо естественно-биологической активности, вы­ступала трудовая деятельность. Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай.

    Вся жизнь первобытного человека проходила в выполне­нии определенных ритуальных процедур и обрядов. Значи­тельная их часть имела рационально-неосознанный харак­тер. Поскольку причинно-следственный тип связей между действиями и событиями при отсутствии языковых форм их
    отображения и недостаточно развитом мышлении трудно поддается анализу и осознанию, ритуалы превращались во множество практически бесполезных действий. |

    Итак, мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и соци­альную значимость личности. Действия «по образцу» опре­деляли поведение каждого индивида, что исключало ею творческую самостоятельность. Индивидуальное самосоз­нание в этих условиях развивалось медленно и почти пол­ностью сливалось с коллективным.

    Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и обще­ственными интересами не существовало. Индивид не про­сто должен был вести себя «как все» – он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его пове­дение.

    Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу – обязательные запреты, оберегавшие жизненно важ­ные для существования рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя и т.п.).

    Культура, таким образом, начинается с введения зап­ретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих лич­ную инициативу. С развитием языка формируется и приоб­ретает возрастающее значение новый информационный ка­нал – устное вербальное общение. Это сопровождается раз­витием мышления и индивидуального самосознания. Ин­дивид перестаёт отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность высказывать различные мысли по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное время остается еще довольно ограниченной.

    На этом этапе духовной основой первобытной культуры становится мифологическое сознание. Его особенность зак­лючается в том, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворенными существами, также имеющими волю, мысли, желания, ощущения. В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее, в них все становится понятным.

    Несмотря на недостаточность реальных знаний, языко­вая символика мифов вливается в ритуалы и придает им смысл (в том числе и тайный – для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным – колдунам, магам). В свою очередь, мифотворчество порождает новые магичес­кие ритуалы. Мифы прогнозируют все формы жизнедея­тельности людей и выступают как основные «тексты» пер­воначальной культуры. Их устная трансляция обеспечива­ет единство взглядов всех членов племенного сообщества па окружающий мир. Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», ве­рящих в другие мифы.

    Поэзия мифов – первая форма литературного творче­ства. Но мифологическая символика воплощается не толь­ко в языковую форму – она отражается также в обрядах, песнях, танцах, рисунках, татуировках, оружии, домаш­ней утвари.

    В результате мифология создает атмосферу, в которой рождаются разнообразные виды искусства. В мифах зак­репляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче из поколения в поко­ление, накопленный на протяжении многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует тот первич­ный уровень знаний и способов мышления, с которого начинается развитие философии и науки. В мифологичес­ких рассказах о божествах, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение.

    Таким образом, в отличие от искусства эпохи цивили­зации, первобытное искусство не составляло автономной области культуры, а тесно переплеталось с другими вида­ми духовной деятельности. Их неразрывное единство, по­лучившее название синкретического культурного комплек­са, способствовало закреплению и передаче первичных знаний и навыков, упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло соци­альные и психические процессы, выступало средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обще­стве.

    Обращение человека к художественному творчеству на­чалось примерно 40 тыс. лет назад с появлением совре­менного вида человека (Homo Sapiens). Этот момент мож­но рассматривать как наибольшее открытие, не имеющее равных в истории по заложенных в нем возможностям.

    В начале позднего палеолита зарождаются основные виды изобразитель­ного искусства:

    Роспись на сте­нах и потолках пещер;

    Рельеф и круг­лая скульптура;

    Рисунок на кам­не, кости, роге.

    Главная тема искусства – изображение животных, человеческих фигур, позднее – много­фигурные сцены военных событий, охота. Высочайший расцвет искусства палеолита приходится на эпоху Мадлен (25-12 тыс. до н.э.).

    Синкретизм первобытной культуры, специфические фор­мы первоначальной изобразительной деятельности дают ос­нования считать, что религиозные представления формиро­вались в магико-религиозных обрядах, разворачиваясь вок­руг изображений животных. Возможно, возникновение ани­малистических изображений стимулировало зарождение и развитие охотничьей магии, в основу которой положен прин­цип аналогии, вера в получение власти над духом живот­ных. Поскольку изображения воспринимались как реальность, то ритуалы (танец, имитация охоты), осуществляе­мые с изображением, мыслились как вполне реальные.

    САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    КАФЕДРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

    Курсовая работа

    на тему: “Функции культуры”

    Выполнила:

    студентка факультета

    ВСО 186 группы

    Баринова Юлия Юрьевна

    Проверила:

    Кичатова Елена Юрьевна

    Сызрань 2000 год

    План

    I. Понятие “культура”.

    II. Функции культуры:

    1. Познавательная (гносеологическая) функция

    2. Человекотворческая функция

    3. Деятельностная функция

    4. Информационная функция

    5. Коммуникативная функция

    6. Регулятивная (нормативная) функция

    7. Ценностная (аксиологическая) функция

    8. Эстетическая функция

    9. Гедонистическая функция

    10. Гуманистическая функция

    III. Заключение.

    Понятие “культура”.

    Человек живет в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие - лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий - культура.

    Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином «гумус» (показатель плодородия почвы). В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический вывод о том, что уровень «духовного плодородия» человека, его «духовного гумуса» в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких ее инструментариев, как воспитание, образование, развитие творческих задатков. Образно говоря, древо человечества может произрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве.

    Культура многогранна, и только в системе ценностей можно достаточно содержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культурах различных эпох (античная, средневековая и т.д.), о культурах различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддийской, исламской, христианской), культурах различных социальных и профессиональных групп (крестьянской, помещичьей, городской, сельской.) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.).

    Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения и в разнообразии самих подходов к ее определению (антропологический, философский и социологический).

    Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие "культура" относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой.

    Человек осознает себя культурным существом в той мере, в какой освобождается от власти внешних и первоначально еще чисто природных сил. Культура осознается, как то, что порождено, создано самим человеком в отличие от того, что существует независимо от него. В этом смысле можно сказать, что в открытии культуры нашло выражение осознание человеком своей зависимости от самого себя, от своей деятельности, от собственной творчески-продуктивной мощи. Этот вывод подтверждается историей самого термина "культура". У большинства лингвистов не вызывает сомнения, что оно произошло от латинского "сu1tuга" (возделывание, обработка, уход, улучшение). В классической латыни понятие "культура" употребляется, как правило, в значении обработки почвы земледельческого труда - агрикультура. Происхождение термина обнаруживает его связь с активной преобразующей деятельностью людей.

    В понятии "культура" фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. Культура также характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.

    Функции культуры

    Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.

    Действительно, культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма - все это он делает ради себя самого. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека.Иногда в истории культуры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. Как правило, из-за непонимания их современниками они вынуждены были иногда покидать мир культуры, изолировать себя от общества. К числу таких личностей, например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке.

    Схематично функции культуры можно изобразить следующим образом:


    Познавательная, гносеологическая функция.

    Культура определяется определенным критерием познания, овладения человеческими силами природы и общества, а также степени развития "человеческого" в самом человеке. Охватывая все формы общественного сознания, взятые.в их единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира. Конечно, культура не сводится к совокупности знаний о мире, но систематизированные научные знания выступают одним из важнейших ее элементов.

    Однако культура не только характеризует степень познания человеком окружающего мира. При этом культура раскрывает не только степень развития форм общественного сознания в их единстве, но и уровень навыков и умений людей, проявляющихся в их практической деятельности. Жизнь необычайно сложна и все время перед людьми ставит все новые и новые проблемы. Это вызывает потребность познания процессов, происходящих в обществе, осознание их как с научных, так и с художественно-эстетических позиций.

    Культура способствует также осуществлению эвристических целей человека, его поискам наиболее продуктивных форм познания нового, открытию новых путей и методов социальной жизни, усилению власти человека над стихийными силами природы.

    Как следует из сказанного, роль культуры при этом сводилась к чему-то определенному и немногому, но важному.

    В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции.

    Так что усилия великих мыслителей, призывавших видеть в культуре лишь условие для развития человеческих качеств, не пропали даром. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления самых различных функций. Культура -это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому.

    Деятельностная функция

    Начнем с того, что сам термин “культура” первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Камень, отшлифованный морским прибоем, так и остается компонентом природы, и тот же камень, обработанный дикарем, - искусственный объект, выполняющий определенную функцию, принятую в данном сообществе, - орудийную или магическую. Таким образом, в этом первоначальном содержании термина выражена важная особенность культуры - заложенное в ней человеческое начало - и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его деятельности.

    Согласно наиболее распространенному сегодня пониманию этого термина, культура есть смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они все более или менее понимают, и совершать поступки, характер которых понят всеми остальными.

    История понятия культуры, многообразие ее истолкований наводят на следующую мысль: а возможно ли строгое и вместе с тем универсальное определение культуры?

    том, что эта задача, по-видимому, столь же трудно разрешима, как и попытка разрезать пополам с помощью ножниц пламя свечи. И все же вопреки многообразию подходов культура существует как некоторая целостность, как своеобразное “поле культуры”. Наметим границы, в рамках которых существует культура. В качестве вешек, обозначающих границы функционирования культуры, зафиксируем ряд подходов к этому явлению, которые мы, образно говоря, обо­значим “пименовским”, “фамусовским”, “масскультурным” и “пастернаковским”.

    Одной из важнейших функций культуры является гуманистическая (от лат. humanitas – человеческая природа). Главным субъектом любой культуры является человек. Культура не существует вне человека, так же как и человек – вне культуры. Будучи отдалённым от культурной среды, человек деградирует. Подлинная культура возвышает человека. От того, как произойдет формирование личности, какие моральные принципы она усвоит, на какие ценности будет ориентироваться, зависят её человеческие качества. Именно они являются важнейшим условием благополучия того или иного общества.

    Гуманистическая функция призвана выполнять роль социокультурного фильтра и амортизатора по отношению к негативным проявлениям цивилизационных процессов, которые нередко носят антигуманистический характер. Культура ориентируется на человека, способствуя преодолению прагматически-утилитарных свойств цивилизации. Таким образом, это функция одухотворения жизнедеятельности человека.

    В заключение следует отметить, что в любом культурном явлении обнаруживается единство функций. В реальной жизни все они взаимодействуют друг с другом и не существуют в чистом виде. Каждому из структурных элементов культуры, о которых пойдет речь в следующих главах, могут быть свойственны различные функции.

    Литература

    1. Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. – СПб., 2005. – 464 с.

    2. Кравченко А. И. Культурология. – М., 2005. – 496 с.

    3. Культурология / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М., 2005. – 511 с.

    4. Морфология культуры: структура и динамика / Г. А. Аванесова, В. Г. Бабакова, Э. В. Быкова – М., 1994. – 414 с.

    5. Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. – М., 2001. – 384 с.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что подразумевается под структурой культуры?

    2. Каким образом можно структурировать культуру по субъекту-носителю?

    3. Что такое «субкультура»?

    4. В чём специфика специализированной и обыденной культуры?

    5. Можно ли все явления культуры четко разграничить на материальные и духовные?

    6. Какие функции выполняет культура в обществе?


    Г лава 5. Религия и мифология
    в системе культуры

    Когда почти все верили, «интереса к религии» быть не могло.

    К. Льюис

    Банальным было бы утверждать, что религия занимает одно из важных мест в культуре. Практически все явления, которые прежде всего ассоциируются с культурой (литература, искусство, музыка, живопись, архитектура), в той или иной степени связаны с религией.

    Более того, существуют некоторые культурологические концепции, которые считают не религию частью, либо компонентом культуры, а наоборот, культуру выводят из сферы религиозного. Всё это указывает на важность уяснения места религии в системе культуры.


    Итак, что же можно назвать религией и каково её место в культуре?

    Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется её последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих её сущность либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в её искажениях, которых не избежала ни одна религия. Поэтому вопрос о том, что составляет суть религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие несущественными, требует особого рассмотрения.

    Религия имеет две стороны: внешнюю – как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

    С внешней стороны , религия представляет собой прежде всего мировоззрение , включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самоё себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д. С внутренней стороны , религия – это непосредственное переживание Бога.

    Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова. Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия». Сам термин имеет латинское происхождение: (от лат. religio – совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I века до н. э. Цицерон считал, что это слово является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самоё существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством. Эта мысль Цицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в ханжество, лицемерие и пустое обрядоисполнение, а вера в Бога – в холодную безжизненную доктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность религии. Сколь ни велико и необходимо благоговение в религии, тем не менее оно представляет собой лишь одно из чувств, присутствующих в религиозном отношении человека к Богу, и не выражает его сущности.

    Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (†330 г.) считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «С тем условием, – говорит он, – мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и сама религия… Так имя «религия» произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека… » . Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии – то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого. Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин (†430), хотя он считает, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т. е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. «Его-то ища, – пишет он, – или лучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия), мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться » .

    Происхождение термина выводит нас на ряд определений, которые соответствуют сущности религии как культурного феномена. Вот, например, определение, данное русским философом, князем С. Н. Трубецким, в бытность им ректором МГУ. «Религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам… Религия не только представляет собою веру в существование высших сил… но устанавливает особые отношения к этим силам: она (религия. – прим. авт.) есть, следовательно, известная деятельность воли (человека.прим. авт.), направленная по отношению к этим силам» .

    Ещё одно определение религии дал известный русский филолог и философ А. Ф. Лосев: «Религия всегда есть то или иное самоутверждение личности в вечности » .

    Таким образом, суммируя все вышеизложенные определения, итоговое определение может выглядеть примерно таким.

    Религия – это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в Бога, сотворившего мир и человека, давшего человеку в Откровении знание; религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это затем совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает своё отношение к Богу и вступает с Ним в мистическую связь в молитве, жертвоприношении. Это также совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему Богом. И, наконец, это объединения религиозных людей в те или иные организации, такие как церковь, община, монастырь, секта, орден.

    Иными словами говоря, любая религия характеризуется сочетанием трёх характеристик: 1) наличием религиозного учения; 2) наличием религиозной практики (культа); 3) наличием религиозной организации.

    Рассматривая определения и сущность религии, нам приходится сталкиваться с рядом непонятных терминов, сопутствующих данному явлению. Это относится к понятию «культ». Культ – это совокупность действий, являющихся для представителей данной религии священными. Ещё один термин является в обыденном языке синонимом религии. Это термин «Вера». Существует множество определений данного термина как философских, так и специальных. Самым главным заблуждением в трактовке этого термина было его противопоставление термину знание. Однако в контексте религиозном эти два понятия неразрывно связаны. Я не могу верить тому, чего не знаю, и я не могу полноценно знать и познавать то, во что не верю. Например, если я не верю в научные методы познания мира, то никакие законы и эксперименты меня не убедят. И, наоборот, если я признаю и принимаю научное познание мира, тогда научная методика работает. То есть вера и знание должны находиться в смысловом единстве. Таким образом, вера – личностное самоопределение человека по отношению к имеющемуся у него знанию .

    Если попытаться классифицировать религии, то в самом общем виде все религии мира, существовавшие и существующие, можно выделить в два больших блока.

    1. Ритуальные религии, или религии жертвоприношения, которые можно назвать термином «Язычество».

    2. Религии Откровения (спасения), которые можно назвать термином «Монотеизм».

    В первый блок входят все древние и современные пантеистические религии. Во второй – так называемые мировые религии (Христианство, Ислам, Иудаизм).

    Язычество комплекс религиозных верований, имеющих в своей основе принцип обожествления сил природы, либо всей природы в целом.

    Все языческие религии составляют два направления:

    1) политеизм (многобожие) – куда входят все первобытные религии, религии древних цивилизаций, религии античного мира, дохристианские религии европейских племён и народов;

    2) пантеизм (от греческого «пан» – всё, «теос» – Бог) – вид язычества, основанный на неразличимости Бога и природы, либо на их безусловной слитности.

    Сюда относятся в основном религии Востока. Из религий прошлого – это Брахманизм, Джайнизм. Из современных религий – это религии Индии и Китая: Индуизм, Конфуцианство, Даосизм. К пантеизму также можно отнести некоторые доктрины иудаизма (каббалистическая традиция).

    Религии Откровения (спасения ) – это религии, в которых Бог являет Себя человеку с целью сообщить ему Свою высшую божественную истину и принести Себя людям в дар в виде спасения их от тления и смерти.

    Всего в мире имеется три религии откровения: Христианство, Ислам, Иудаизм. Все эти религии имеют свои основания в так называемой Ветхозаветной религии, которая существовала до появления этих религий и выполнила свою миссию после появления христианства.

    Христианство в современном виде существует в следующих трёх конфессиональных формах.

    Православное христианство , которое охватывает народы Юго-восточной и Восточной Европы (русские, украинцы, белорусы, грузины, сербы, греки, болгары, румыны, черногорцы).

    Католическое христианство , охватывающее, за редким исключением, народы Юго-западной Европы и Латинской Америки.

    Протестантское христианство , приверженцами которого являются, в основном, народы Центральной и Северной Европы, Северной Америки.

    Ислам в наше время имеет следующие два направления.

    Суннизм , приверженцами которого являются 80 процентов всех мусульман мира.

    Шиизм , приверженцами которого являются в основном персидские народы (Иран, часть Ирака, часть Афганистана, Таджикистан).

    Современный иудаизм также включает в себя два направления.

    Раввинизм – традиционный иудаизм.

    Хасидизм – новое направление в иудаизме, возникшее 200 лет назад.

    Особняком в этой классификации стоит буддизм. Дело в том, что буддизм в его классическом виде невозможно классифицировать как религию. Это скорее религиозно-философское учение, причём, как это ни парадоксально звучит, атеистического характера. Это, конечно, не тот атеизм, который обычно понимается в европейской традиции, но тем не менее атеизм. Разумеется, впоследствии он подвергся столь существенной трансформации, что современные формы буддизма имеют весьма мало общего с учением Будды и, например, буддизм в Тибете и Монголии можно отнести, скорее всего, к политеизму. Наряду с христианством и исламом буддизм составляет так называемые мировые религии , которые называются так не по распространённости, как обычно принято думать, и не по количеству приверженцев, что прежде всего приходит в голову. Так, например, китайцев-конфуцианцев больше буддистов. А евреи живут в большинстве стран мира. Но ни конфуцианство, ни иудаизм в число мировых религий не входят. Мировыми же вышеизложенные религии являются в силу их безразличия к цвету кожи и национальности тех людей, которые являются приверженцами христианства, ислама и буддизма. Именно наднациональность и есть главная составляющая мировых религий – буддизма, христианства, ислама.

    Каким образом всё вышесказанное оказывает влияние на культуру?

    Уже с самых ранних периодов человеческой истории мы можем заметить, что религиозные переживания и религиозный опыт выражаются в различных культурных формах. Так, например, первобытные произведения искусства, такие как живопись, графика, скульптура, даже похоронный обряд, неразрывно связаны с тогдашними язычески-политеистическими верованиями и культами: фетишизмом, анимизмом, магией, шаманизмом. Когда человеческая культура преодолевает свой первобытный уровень и порождает цивилизацию, роль религии отнюдь не уменьшается, а становится даже более сильной. Практически все древние цивилизации – это общества с весьма высокой степенью религиозной напряжённости и практически все их культурные достижения, куда можно отнести и достижения сферы научных знаний, имеют теснейшую связь с религией. Здесь можно отметить, что общее культурное развитие, как и достижения в сфере научного характера, отнюдь не вытесняют религиозный компонент, и, что самое важное, не вступают с ним в конфликт. Это касается и Древнего Египта, и Древней Греции и других культурных образований древности и античности. Всё это в полной мере относится и к культуре Средневековья, где религиозное становится центром и смыслом культурного развития. Лишь в эпоху так называемого Нового времени можно говорить о появлении секуляризованной светской культуры, хотя роль и место религии, начиная с этого времени, переходят в несколько иную культурную плоскость. Но это только в Европе. На Востоке – Ближнем и Дальнем – религия до сих пор занимает ведущее место в культуре этих регионов. Так, например, в культуре мусульманских стран вообще не существует деления жизни и тем более культуры на светскую и религиозную, а в Индии благополучно существуют тысячелетние язычески-пантеисти­ческие культы, которые глубоко укоренены в современной культуре Индии, имеют сотни миллионов последователей и отнюдь не собираются становиться достоянием истории.

    Влияние религии на культуру отнюдь не исчерпывается сферой искусства. Практически во всех культурах религия являлась важным экономическим, политическим и социальным фактором. Например, в цивилизациях Древнего Востока наблюдается такое явление, как храмовая собственность и хозяйство, которое играет в государстве одну из важных ролей. В Древнем Шумере храмы служили не только местом культовых церемоний, но и складами собранного урожая, который распределялся между работниками. Культовые магические церемонии в этих же цивилизациях во время проведения хозяйственных работ выполняли те же функции, что и современная техника в наши дни. Причём источником научных знаний, которые, по мнению современных учёных, были в древних цивилизациях невероятно высоки, являлась деятельность жрецов – представителей религиозной элиты тогдашнего времени.

    В эпоху средневековья влияние Церкви (как Католической, так и Православной) на сферу экономики также было велико. Это и запрет на ростовщичество, что не позволяло наживаться на своих соотечественниках, и крупные земельные владения, наличие которых уменьшало накал феодальных войн за землю, к тому же позволяло Церкви (как это было в России) оказывать поддержку и помощь в условиях кризисов и катаклизмов путём раздачи хлеба голодающим, либо отсутствием больших налогов для крестьян, живущих и работающих на церковных землях.

    Также не стоит забывать, что уже на пороге Нового времени ещё одно направление христианства – протестантизм оказало прямое влияние на возникновение такого экономического явления, как капитализм, и породило новый социальный слой – буржуазию, которая своей ценностной шкалой избрала именно протестантскую этику.

    Не менее тесным образом соприкасается религия и с политикой. Это проявилось прежде всего в так называемой теократии – такой форме правления, при которой государственная власть и власть религиозная неразрывны. Причём теократия – это не обязательно достояние времён минувших (фараоны Древнего Египта, римские императоры, короли, князья, герцоги немецких протестантских государств, судьи в Древнем Израиле). Теократия вполне благополучно существует и в наши дни – это Ватикан с папой Римским во главе, арабские шейхи, Иран с религиозным титулом главы всех шиитов мира Аятоллой, который является реальным главой государства, ну и, наконец – это Тибет с Далай-ламой во главе.

    Однако при рассмотрении проблем, связанных с историей культуры того или иного народа, либо той или иной эпохи приходится неизбежно сталкиваться с явлением внешне похожим на религию, но вместе с тем всё же отличающимся от неё. Речь идёт о мифологии. Что же такое миф и какое место он занимает в культуре?

    Обыденное сознание обычно ставит знак равенства между мифом и сказкой, легендой, вымыслом. В лучшем случае под мифом понимают невозможность человека прошлого дать научное объяснение явлениям окружающего мира, что, дескать, и привело к появлению мифов. Действительно ли это так?

    Если смотреть на миф снаружи, взглядом внешнего наблюдателя, то, несомненно, миф будет являться вымыслом. Однако, если мы посмотрим на это явление изнутри, т. е. так, как на него смотрели люди прошлых эпох, то поймем, что для них миф был самой предельной, самой яркой и самой несомненной реальностью. В сказке уже изначально задаётся её придуманность («Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»), ибо сказка носит морализаторский характер, её цель – поучать. Миф же не поучает, он излагает некую информацию и он несёт особый внутрикультурный сакральный характер. Следовательно, миф – не сказка, не вымысел, не специально придуманное явление. Это своя особенная мифологическая реальность.

    Однако, рассматривая культуры древних цивилизаций, античную культуру, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой отличия мифа и религии. Иногда создаётся впечатление синонимичности этих явлений в древности. Так как же отличить, например, в античной культуре, где миф, а где религия, так как здесь действуют одни и те же персонажи (боги-олимпийцы, дриады, нимфы, герои)?

    Выше уже было замечено, что религию характеризуют три признака, которые создают для неё особую устойчивую постоянность, неизменность, или по-другому – догматичность . Любая религия догматична. А миф? Если мы возьмём, например, миф о Прометее, то с религиозной точки зрения здесь всё ясно и чётко. Прометей украл у богов огонь, следовательно, совершил не просто преступление (воровство), но ещё и святотатство, так как воровство коснулось самих богов-олимпийцев. За это Прометей понёс вполне заслуженное страшное наказание. С точки зрения античной религии Прометей – крайне отрицательный персонаж. Но мифологический сюжет, не меняя ничего в священном изложении, тем не менее смещает акценты с отрицательного на положительный. В мифологическом изложении Прометей – эдакий античный Робин Гуд, несправедливо пострадавший за доброе дело романтик-уголовник. Миф, не меняя основных, религиозных моментов, совершенно свободен в смысловом, догматическом содержании, недогматичен. А раз так, то миф и религия – разные явления. Миф объясняет, дает особую мировоззренческую развёртку окружающему миру. Причём людьми этот мир воспринимается как непосредственная, привычная и самая правдивая реальность. Известный исследователь мифа А. Ф. Лосев замечает,«… с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя сказать, что миф есть фикция и игра фантазий. Это… наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола… Миф начисто и всецело реален и объективен; и даже в нем никогда не может быть поставлено и вопроса о том, реальны или нет соответствующие мифические явления. Мифическое сознание оперирует только с реальными объектами с максимально конкретными и сущими явлениями » . Таким образом, миф – выражение определенного способа мышления, отношение к реальному миру. На первых этапах развития мифология и культура не просто нераздельны, можно взять на себя смелость утверждать, что они синонимичны.

    Что же происходит с мифом, когда наступает эпоха научных открытий и достижений? Развенчивает ли наука миф? Отмирает ли мифология при переходе от древности к современности? Поначалу ответ видится убедительным. Однако если посмотреть, на чём зиждется наука как культурное явление, то ответ будет вполне очевиден: на мировоззрении той эпохи, в которую наука возникла. В основе мифа лежит вера. В основе науки лежит уверенность в правильности научных методов познания мира, т. е. вера же. Наука мифом не является, но та картина мира, которую наука выдает в итоге своего развития, подаётся нам как несомненная, реальная картина мира. А именно это роднит нашу научную несомненность с несомненностью картины мира людей прошлых эпох. И всё это происходит в рамках культурной реальности. «Если я религиозен и верю в иные миры, они для меня – живая, мифологическая действительность. Если я материалист и позитивист – мертвая и механическая материя для меня – живая мифологическая действительность », – высказывается А. Ф. Лосев.

    Итак, миф в разные культурные эпохи является целостным, простым, понятным и абсолютно несомненным мироощущением людей той или иной культуры. В древности миф был первой образной концепцией реальности. В наше время миф – естественное, непосредственное восприятие окружающего мира, соответствующее нашей культуре, настолько нам привычное, что вопросы о его реальности смешны и неуместны.

    Таким образом, можно дать итоговое культурологическое определение мифа и мифологии. Миф – это такая картина мира, в реальности которой человек, в рамках культуры своего времени, не сомневается.

    Литература

    1. Иллюстрированная история религий: в 2 т. / под ред. Д. П. Шантепи де ля Соссей. – М., – Т.1. – 410 с.; Т.2. – 525 с.

    2. Лосев А. Ф . Диалектика мифа. – М., 2001. – 559 с.

    3. Осипов А. И . Путь разума в поисках истины. – М., 1997. – 330 с.

    4. Тихомиров Л. А . Религиозно-философские основы истории. – М., 2004. – 686 с.

    5. Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. – СПб., 2001. – 313 с.

    6. Хюбнер К . Истина мифа. – М., 1996. – 447 с.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Найдите несколько отличий между религией и мифологией как разными формами духовной культуры.

    2. Что означает термин «мировая религия»?

    3. Из каких составляющих элементов состоит религия как социокультурный феномен?

    5. Чем отличается миф от сказки?


    Г лава 6. Искусство как форма культуры

    Искусство является реализацией прекрасного в произведении человека.

    А. Банфи

    Искусство – эмоционально-чувственная форма познания мира, основным средством которого является художественный образ. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный, чувственный и иррациональный. В основных проявлениях духовной культуры присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука – рациональную, искусство – чувственную, религия – иррациональную.

    Художественный образ – это специфическая для искусства форма отображения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Чаще всего художественный образ определяют как такое сравнение, сопоставление, соединение, в результате которого рождается новое качество, новый объект, новый персонаж. К примеру, сфинкс – не просто соединение головы человека с туловищем льва, но и такое явление, которое помогает нам увидеть одно явление через другое. Как писал Ю. Борев, увидеть нечто человеческое во льве и нечто львиное в человеке. Художественный образ рождается в воображении автора и воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя.

    Художественный образ имеет разные масштабы. Самый малый его масштаб называется «микрообраз» – это мельчайшая единица художественной ткани произведения искусства (например, метафоры в поэзии, мелодические подпевки в музыке). Более крупный масштаб художественного образа называется «макрообраз» – это персонаж в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии или образ действия – сюжетный ход, композиционно-ритмическая структура произведения. Еще более крупный масштаб представляет собой образ произведения искусства в целом – описываемого события в повести, в театральном спектакле, образ природы в пейзажной картине. Наконец, иногда все творчество художника можно рассматривать как единый «мегаобраз» мира и человека в мире. Таковы, например, целостный образ творчества Достоевского, отличающийся от образа мира в произведениях Чехова и т. д. Художественный образ – обязательный компонент любого произведения искусства, основанный на диалектическом триединстве: типического (общего) и индивидуального (единичного, неповторимого), эмоционального и рационального, объективного и субъективного. От того, как автору удается реализовать эти единства, зависит художественность каждого произведения.

    Главным объектом искусства является человек и окружающий его мир. Предметом же становятся мысли, чувства, переживания человека, а также исторические события, картины природы, бытовые сцены и т. п. Но, несмотря на то, что содержательный спектр произведений искусства необычайно широк, в любом произведении искусства присутствуют субъектно (человек) и объектные (окружающий мир) отношения.

    Искусство полифункционально: все его функции, как и функции культуры, взаимосвязаны. Перечислим их.

    1. Преобразующая функция (искусство как деятельность и преобразование реальности:

    – через идейно-художественное воздействие на людей;

    – через включение человека в ценностно-ориентированную деятельность;

    – через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности;

    – через обработку мастером природного материала в процессе творчества).

    2. Компенсаторная функция (искусство даёт возможность человеку пережить такие чувства и мысли, такие состояния, которые он не может пережить в реальной действительности. Например:

    – через воссоздание такого рода ситуаций, чувств и отношений, которые составляют основу диалога человека с действительностью;

    – через восполнение для человека состояний, противопоставленных его отчуждению в мире и производстве;

    – через представление человеку его родовых возможностей;

    – через приобщение человека к внутреннему миру гения, каковым являются авторы великих произведений;

    – через наличие гедонистически-игровых и развлекательных моментов).

    3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).

    4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира и создание художественной концепции).

    5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание и прогнозирование будущего, так называемое «кассандровское начало»).

    6. Коммуникативная функция (искусство как средство художественного общения, знаково-семиотическая система).

    7. Воспитательная функция (искусство как средство формирования личностных качеств человека; как выражение идей в наиболее яркой эмоциональной форме).

    8. Суггестивная функция (искусство как внушение определённого строя мыслей, чувств, средство воздействия на подсознание и человеческую психику).

    9. Эстетическая функция (искусство как средство формирования художественного отношения, вкуса, ценностной оценки, чувства прекрасного).

    10. Гедонистическая функция (искусство как наслаждение).

    Искусство наряду с мифологией и религией является древнейшей формой культуры. Относительно его происхождения существуют различные теории. Например, считается, что искусство возникло как необходимость в процессе взаимодействия человека с природой. Человеку было необходимо запечатлевать в различной форме всё, что воспринималось как условие его существования, всё, что оказывало на него сильное воздействие. Существует предположение, что искусство имело много общего с магией: считалось, что, к примеру, изобразив животное, люди и в реальности овладеют им полностью.

    Другой весьма значимой теорией является теория игры (Шиллер, Хёйзинга), в которой высказывается предположение, что человеку по природе свойственно игровое начало, выступающее как свидетельство свободы, совокупность смысла жизни, дающего радость. Игра – это «действие, протекающее в определённых рамках места, времени и смысла … по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы и необходимости» . Таким действием для сторонников этой теории представляется также и искусство, отвечающее всем перечисленным признакам.

    Кроме того, от Платона берёт начало теория, которую можно назвать креативной (творческой). Суть её заключается в том, что человеку присуще творческое начало, которое может актуализироваться в художественной деятельности. Платон, например, считал, что поэт творит в состоянии аффекта, отрешившись от всего земного. Он творит потому, что его устами говорят музы.

    Существовали также и другие теории: религиозная теория происхождения искусства, представление об искусстве как о подражании природе (мимезисе) и др. Каждая из этих теорий имеет право на существование, поскольку каждая выражает какой-либо аспект художественного творчества.

    Искусство за длительный период своего развития сформировало множество видов, каждый из которых обладает специфическими особенностями создания художественного образа и функционирования в действительности. Все виды искусства традиционно подразделяются на пространственные (художественный образ существует в пространстве, но не меняется во времени: архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство) и временные (художественный образ изменяется во времени, но не обладает пространственными характеристиками: литература, музыка). Существуют также и пространственно-временные виды искусства (театр, кино, танец, а также цирковое искусство и телевидение). Однако есть также деление искусств на изобразительные (живопись, скульптура, графика) и выразительные (архитектура, музыка, литература). Но при такой классификации трудно как-либо однозначно определить место театра, кино, танца и др. Поэтому вопрос о классификации искусств является предметом не столько культурологии, сколько искусствоведения.

    Рассмотрим некоторые важнейшие виды искусств с точки зрения особенностей их художественной выразительности.

    Литература при помощи слов создаёт реальное живое бытие. Слово – выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая основа её образности. Образность заложена в самой основе языка, который создается народом, вбирает в себя весь его опыт и становится формой мышления.

    Литературные произведения делятся на три рода: эпос, лирика, драма. К эпической литературе относятся жанры романа, повести, рассказа, очерка. К лирическим произведениям относятся стихотворные жанры: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Драма предназначена для сценического воплощения. К драматическим жанрам относятся: драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и др. В этих произведениях раскрытие сюжета идет через диалоги и монологи.

    Музыка – искусство, закрепляющее и развивающее возможности невербального звукового общения. Музыка на основе обобщения и обработки интонаций человеческой речи вырабатывает свой язык. Его основой является интонация. Структура музыки – ритм и гармония, в своём соединении дающие мелодию. Знаковую, смыслообразующую роль в музыке играют также громкость, тембр, темп, ритм и другие выразительные средства. Из них складывается музыкальная фраза, музыкальный образ, а их система образует музыкальный текст. Язык музыки – иерархия уровней: отдельных звуков, звукосочетаний, аккордов. Важнейшие элементы и выразительные средства музыкального языка – мелодико-интонационный строй, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика.

    Музыкальный образ лишён непосредственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных понятий, не создаёт зрительно ощутимых картин, не пересказывает событий. Музыка близка архитектуре огромной значимостью в ней ритма и формой, далекой от форм самой жизни, а также высокой степенью художественного абстрагирования от конкретного жизненного материала, входящего в образ в «снятом» виде, и возможностями отражения не столько отдельных сторон и частностей жизни, сколько именно её сердцевины и духа.

    Архитектура – формирование пространства по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека. Следовательно, она выполняет в жизни людей не только эстетическую, но и практическую функцию. Архитектура создает замкнутый и утилитарно-художественный мир, отграниченный от природы, противостоящий стихийной среде. Художественный образ здесь отображает определённые идеи, настроения и желания при помощи соотношения масштабов, масс, форм, цвета, связи с окружающим пейзажем, создавая отношение к миру и необходимое для этого настроение.

    Живопись – изображение на плоскости картин реального мира при посредстве рисунка, цвета, колорита, освещения, которые художник извлекает из своей палитры. В живописи можно выделить монументальную и станковую. Основными жанрами являются: пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематические картины, портрет, миниатюра и т. д. К разновидностям живописного искусства относится и графика.

    Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, способных передать жизненный облик явлений. Скульптура воспроизводит действительность в объёмно-пространственных формах. Основными материалами являются: камень, дерево, мрамор, бронза, гранит. По своему содержанию делится на монументальную, станковую, скульптуру малых форм. По форме изображения различают: объёмную трехмерную скульптуру, рельефно-выпуклые изображения на плоскости.

    Театр – вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актёрами на глазах у зрителей. Театр – особый вид коллективного творчества, синтезирующий усилия драматурга, режиссера, художников-декораторов, композитора, актёров. Через актёра воплощается созданный драматургом и конкретизированный режиссёром замысел спектакля.

    Танец – мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающий характеры людей, их чувства и мысли о мире.

    Кино – относят к «техническим искусствам», поскольку оно запечатлевает реальность в её движении при посредстве технических средств. Кино представляет собой не только коллективность в создании образа, как в театре, но и соединение приёмов практически всех видов искусства. Кино обладает большими возможностями отражения характеров, событий, психологических особенностей героев, оно охватывает жизнь во всем её многообразии.

    На протяжении истории каждый вид искусства вырабатывал различные жанры , определяющие произведение с точки зрения отбора материала, тематики, композиции, выразительных средств.

    Выразительные средства – приёмы, способы конструирования художественных образов, которые являются критериями для объединения произведений искусства в отдельные жанровые группы. Например, для жанра романа в литературе характерно обилие сюжетных линий, масштабность общего замысла, охватывающая значительные временные рамки описываемых событий; для жанра марша в музыке характерен двухдольный метр, ровное ритмическое движение, неторопливый темп; для жанра пейзажа в живописи характерно использование яркой цветовой палитры, светотени, широкого мазка и т. п.

    Искусство каждой эпохи создает различные стили – в общей системе своих видов. («Стиль» – греч. – «палочка для письма»). Понятие «стиль» в искусстве употребляется обычно в трёх значениях:

    – характеристика особенностей художественного творчества целой эпохи: например барокко, классицизма в эпоху Просвещения;

    – характеристика особенностей внутри отдельного художественного направления, национальной школы в рамках целой эпохи;

    – характеристика индивидуальной манеры отдельного автора внутри художественного направления целой эпохи.

    Стилевые особенности произведения в значительной степени характеризуют систему отношений художника с окружающим миром. Немецкий мыслитель Ф. Ницше, анализируя эти отношения, разработал аполлонически-дионисийскую концепцию искусства. Он размышляет о причинах появления элитарного и массового искусства и связывает каждое из направлений искусства с античными греческими божествами, определяющими упорядоченность в искусстве как аполлоническое начало, а страстность, аффектированность, безудержность – как дионисийское:

    Аполлон – Дионис,

    профессионализм – народность,

    уникальность – стереотипность,

    массовость – элитарность.

    Позже ницшеанские взгляды на искусство развивали: М. Вебер (1864–1920), Т. Адорно (1903–1963) и А. Дж. Тойнби, а О. Шпенглер использовал их положения в теоретическом осмыслении общих тенденций развития европейской культуры, принимая в качестве аполлонического начала целостное представление о мире как о космосе, свойственное античному человеку в противоположность фаустовскому началу, расчленяющему и дробящему мир.

    В истории человечества искусство на протяжении многих веков служило не только художественным фоном эпохи, оно отражало её дух, ментальность каждого народа. Однако роль искусства состоит не только в том, чтобы комментировать уже случившийся исторический факт, но и в том, что гораздо важнее, чтобы прогнозировать будущее, формировать мировоззрение, воспитывать нравы. Сохранение и востребованность искусства в мире – залог сохранения подлинных ценностей человеческого духа, залог богатства и глубины духовного мира каждого человека.

    Литература

    1. Вийранд Т . Молодёжи об искусстве. – Таллинн, 1990. – 199 с.

    2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1969, 1991, 1993. – Вып. 1–3.

    3. Ильина Т. В . История искусств. Западно-европейское искусство. – М., 2000. – 366 с.

    4. Лихачёва В. Д., Лихачёв Д. С . Художественное наследие Древней Руси и современность. – Л., 1971. – 148 с.

    6. Хёйзинга Й . Homo ludens. – М., 1992. – 458 с.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Опишите основные особенности художественного познания мира.

    2. Из каких компонентов складывается художественный образ?

    3. Дайте определение понятию «стиль» в искусстве.

    4. Перечислите основные теории, объясняющие причины возникновения искусства. Какая из них Вам кажется наиболее убедительной и почему?

    5. Перечислите известные Вам жанры основных видов искусства.


    Глава 7. Право и мораль
    как явления культуры

    Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени не превратился в ад.

    
    Top